Виа Джулия (Via Giulia) (Рим)


.

 

 

 

 

Описание Виа Джулия

Виа Джулия - улица исторического и архитектурного значения в Риме, Италия, которая проходит вдоль левого (восточного) берега Тибра от площади Сан-Винченцо Паллотти, недалеко от Понте Систо, до площади Пьяцца дель Оро. Он имеет длину около 1 км и соединяет Регола и Понте Риони.

Проект дороги был заказан в 1508 году Донато Браманте Папой Юлием II (годы правления 1503–1513), из могущественной семьи делла Ровере, и был одним из первых важных проектов городского планирования в папском Риме в эпоху Возрождения.

Дорога, названная в честь ее покровителя, также называлась Via Magistralis (букв. «Главная дорога») из-за ее важности и Via Recta (букв. «Прямая дорога») из-за ее планировки.

 

 

 

 

 

Проект преследовал три цели: создание главной дороги, включенной в новую систему улиц, наложенных на лабиринт переулков средневекового Рима; строительство большого проспекта, окруженного роскошными зданиями, свидетельствующего о возрождении величия католической церкви; и, наконец, основание нового административного и банковского центра недалеко от Ватикана, резиденции пап, вдали от традиционного центра города на Капитолийском холме, где доминировали римские баронские семьи, противостоящие понтификам.

Несмотря на приостановку проекта из-за pax romana 1511 года и смерти папы два года спустя, новая дорога сразу же стала одним из главных центров эпохи Возрождения в Риме. Многие дворцы и церкви были построены самыми известными архитекторами того времени, такими как Рафаэлло Санцио и Антонио да Сангалло Младший, которые часто предпочитали переезжать на улицу. К ним присоединились несколько знатных семей, а европейские народы и итальянские города-государства предпочли строить свои церкви на улице или в непосредственной близости.

В период барокко строительство, которым руководили самые известные архитекторы того времени, такие как Франческо Борромини, Карло Мадерно и Джакомо делла Порта, не утихало, а улица, излюбленное место римской знати, превратилась в театр турниров и вечеринок. и карнавальные парады. В этот период папы и частные покровители продолжали заботиться о дороге, создавая благотворительные учреждения и обеспечивая местность питьевой водой.

С середины 18 века смещение центра города в сторону равнины Кампо Марцио привело к прекращению строительных работ и оставлению дороги дворянами. На смену им пришло ремесленное население с его мастерскими, и Виа Джулия приобрела уединенный и торжественный вид, который характеризовал его на протяжении двух столетий. В фашистский период некоторые строительные объекты нарушили единство дороги на ее центральном участке, и повреждения до сих пор не устранены. Несмотря на это, Виа Джулия остается одной из самых богатых улиц Рима в области искусства и истории, и после двухвекового упадка, с 1950-х годов, слава дороги возобновилась и стала одним из самых престижных мест города.

 

История

В Риме с раннего средневековья, хотя политическое и представительное сердце города, казалось, оставалось на Капитолийском холме, район древнего Марсова поля превратился в один из самых густонаселенных районов (abitato). Лабиринт узких переулков пересекали три узкие проезды: Виа Папалис (букв. «Папская дорога»), населенная любопытными служащими; ремесленная и деловая дорога Via Peregrinorum (букв. «дорога паломников»); и Via Recta (букв. «прямая дорога», название, общее для многих дорог в средневековом Риме). Он использовался прежде всего паломниками с севера и был домом для малых предприятий. Три дороги сходились на север к Мосту Ангелов, который, следовательно, был узким местом для городского движения. Как Данте Алигьери описал в «Божественной комедии», в 1300 году папа Бонифаций VIII (годы правления 1294–1303) приказал создать двустороннюю транспортную систему, чтобы избежать пробок или паники в ответ на густую толпу на мосту Ангелов.

После того, как папа Мартин V (годы правления 1417–1431) вернулся в Рим в 1420 году в конце Западного раскола, приток паломников снова значительно увеличился, особенно в юбилейные годы. 29 декабря 1450 года, в последний день Святого года, на мосту вспыхнуло давка, в результате которой погибло более 300 человек. В результате катастрофы Папа Николай V (годы правления 1447–1455), первый папа эпохи Возрождения, систематически занимавшийся римским градостроительством, приказал очистить Мост Ангелов от киосков и магазинов; были инициированы первые градостроительные мероприятия в этом районе, определив в своей программе упомянутые выше три улицы как главные города. Начиная с Николая, папская политика заключалась в том, чтобы оставить контроль над районом Капитолийского холма римской знати, сосредоточив городское развитие на излучине Тибра и Ватикане, что стало важным из-за паломничества к Святому Петру и юбилеев.

В 1475 году папа Сикст IV (годы правления 1471–1484) приказал построить мост Понте Систо, названный в его честь, через Тибр, чтобы облегчить паломнический путь через Мост ангелов и соединить риони Регола и Трастевере. В то же время он приказал восстановить Виа Пелегринорум и территорию вокруг Кампо деи Фьори. Однако, по словам летописца Стефано Инфессура, для этих проектов были важны не только сокращение трафика, но и стратегические причины. До этого Папе было очень трудно проводить городские интервенции в стенах Аврелиана, в основном из-за силы благородных семей народного происхождения, но Сикст мог использовать доходы от юбилея для проведения работ в городе. Когда священный год закончился, он изменил обязанности Conservatori (главных магистратов римской коммуны), которые до этого имели право сдерживать папские инициативы в Риме, и усилил возможность экспроприации земли и зданий для общественных нужд. Целью папы было сокращение имущественных доходов местной знати и перепланировка трех главных улиц города.

Преемники Сикста IV, Иннокентий VIII (годы правления 1484–1492); Александр VI (годы правления 1492–1503); и Пий III (годы правления 1503), продолжил политику городского планирования Сикстины, часто завершая работы, начатые Папой делла Ровере. Среди них в 1497 году Александр VI приказал расширить Виа Перегринорум и открыть Порта Сеттимиана через стены Аврелиана. Последняя работа была предпосылкой для будущего строительства Виа делла Лунгара на правом берегу Тибра от Понте Систо до базилики Святого Петра.

 

 

Проект Папы Юлия II

Помимо реконструкции базилики Святого Петра, Юлий II реализовал несколько проектов в рамках обновления городов Рима (Renovatio Romae) в Понте, Парионе, Сант-Эустахио и Колонна-Риони, задача, начатая сорок лет назад его дядей. Папа Сикст IV. Одним из наиболее важных проектов было создание двух новых прямых улиц на левом и правом берегу Тибра: Виа Джулия на левом берегу, новый грандиозный проспект через самый густонаселенный квартал Рима, от Понте Систо до флорентийский торговый квартал на излучине Тибра и Виа делла Лунгара на правом берегу, прямая дорога от Порта Сеттимиана в Трастевере до больницы Санто Спирито в Борго. Обе дороги, спроектированные любимым архитектором Папы Донато Браманте, примыкали к Тибру и были тесно связаны с ним. Lungara преследовал двойную цель - облегчить паломнический путь к Святому Петру и доставить товары, идущие с дорог Via Aurelia и Via Portuense, к центру города. Более того, улица, выходящая на реку, должна была представлять собой место культурного и изысканного досуга римского высшего сословия, построившего здесь одни из самых роскошных загородных резиденций в городе. Две улицы, окруженные дворцами, включая улицу папского банкира Агостино Киджи, образовали бы «своего рода город в городе, город-сад на берегу Тибра».

Основная цель этих планов состояла в том, чтобы наложить на беспорядочную сеть средневекового Рима регулярную дорожную сеть, в центре которой находится Тибр; вместе с новой улицей Виа Алессандрина, которую Александр VI открыл в Борго, и Виа дей Петтинари, которая соединила Трастевере на одном берегу и Кампидольо на другом, Лунгара и Виа Джулия создали четырехстороннюю сеть современных дорог в хаотической паутине города. узкие улицы. В первоначальном проекте Via Giulia должна была попасть в больницу Санто-Спирито в Борго через восстановленный мост Нерона.

Этот проект имел второстепенную, торжественную цель - продвигать понтифика как объединителя Италии и возродителя Рима; В 1506 году, после окончания эпидемии чумы, Юлий сверг могущественные семьи Бальони и Бентивольо, завоевав их крепости в Перудже и Болонье, о чем свидетельствует надпись на Виа дей Банки Нуови.

Помимо того, что дорога служила средством коммуникации и представительства для Церкви, она должна была принять новый административный центр города для мирян. На рисунке Донато Браманте, обнаруженном Луитпольдом Фроммелем в Уффици, изображен новый огромный административный комплекс - Палаццо деи Трибунали. Все нотариусы и суды, действующие в Риме, должны были быть централизованы в этом здании: в том числе трибунал консерваторов, на протяжении веков находившийся на Капитолийском холме и традиционно контролируемый римской знатью. Таким образом, это решение положит конец хаосу, вызванному различными юрисдикциями, подчиненными церковной и светской власти, и поставит правосудие под контроль Папы.

На эскизе Браманте также изображена представительная площадь (Форо Юлио), открытая вдоль новой улицы и обращенная к Палаццо деи Трибунали и старой Канчеллерии (нынешний Палаццо Сфорца-Чезарини). Площадь находилась недалеко от Апостольской камеры (сокровищницы папы) в Палаццо Риарио и нового Палаццо делла Зекка (букв. «Папский монетный двор»), воздвигнутого Браманте на краю Виа дей Банки Нуови (также называемого Канале ди Понте). Рядом с этой дорогой находились дома и конторы купцов и банкиров, такие как Альтовити, Гинуччи, Аччиауоли, Киджи и Фуггер. Разыскивались и поддерживались тесные экономические связи с тосканскими банкирами, такими как Агостино Киджи.

В результате проекта территория вокруг Ватикана и Трастевере была увеличена за счет Капитолийского холма, символа власти римской знати. Таким образом, план был направлен на то, чтобы отделить папство от могущественных благородных семей города (барони), особенно семей Орсини и Колонна, которые до этого были самыми надежными союзниками понтифика, заменив их новой организацией, сформированной папскими легатами.

Около 1508 года началась исполнительная фаза проекта: Папа приказал Браманте начать экспроприацию и снос собственности в густонаселенном Кампо Марцио для создания новой улицы.

 

Джорджио Вазари писал:
Si risolvé il Papa di mettere in strada Giulia, da Bramante indrizzata, все официальные лица и районы рома в un luogo, для товаров и переговоров averia recato nelle faccende, essendocontinamente fino allora state molto scomode.

Папа решил объединить все офисы и финансовые центры Рима в одном месте на Виа Джулия, спроектированном Браманте. Это облегчило бы бизнесменам ведение своего дела, которое до этого было обременительным процессом.

В августе 1511 года жизни Юлия II серьезно угрожала болезнь. Из-за этого враждующие семьи Орсини и Колонна и другие бароны достигли соглашения (известного как Pax Romana), чтобы просить на предстоящем конклаве восстановления власти коммуны и отмены различных налогов. Быстрое выздоровление папы сделало возможность конклава исчезнуть; Юлий под давлением из-за границы пришел к соглашению с дворянами, пропагандируя антипапский пакт как соглашение в свою пользу и отменив несколько решений, принятых против общины. Среди них он предоставил юрисдикцию Капитолийского суда по всем делам между римскими гражданами, кроме тех, которые находятся на рассмотрении Сакра Рота. Это решение привело к остановке работ на новой дороге и Палаццо деи Трибунали, проект которого был окончательно заброшен после смерти Папы, а запланированная площадь перед ним была забыта. Не считая нескольких рустованных кварталов между Виа дель Гонфалоне и Виколо-дель-Чефало, сегодня от палаццо ничего не осталось.

Виа Джулия в 16 веке
После смерти Юлия II в 1513 году демографическая ситуация в Риме изменилась: из-за войн в Италии большое количество лангобардов эмигрировало в город, поселившись в северной части Кампо Марцио, где уже находилась их национальная церковь. существовал. Это вызвало смещение центра тяжести застройки города, исключив улицу Виа Джулия. Несмотря на это, преемник Юлия, Папа Лев X (годы правления 1513–1521) из Дома Медичи, продолжил работу, отдав предпочтение северному концу дороги, то есть отрезку между недостроенным Палаццо деи Трибунали и банковским районом. где жили его флорентийские соотечественники и работала флорентийская купеческая община. Буллой от 29 января 1519 года папа предоставил флорентийской компании Compagnia della Pietà строительство церкви Сан-Джованни, расположенной также на северном краю дороги и предназначенной для прихода всех флорентийцев, живущих в Риме. Церковь должна была стать символом флорентийского экономического и финансового господства в Риме, будучи в центре области, занятой банками, фондами и резиденциями тосканской буржуазии и знати, проживавшей в столице Папы Римского. Здесь известные художники, такие как Рафаэль и Антонио да Сангалло Младший, приобретали участки земли или строили дворцы.

Несмотря на эти мероприятия, градостроительный проект у основания дороги остался незавершенным. Решение отказаться от реконструкции моста Нерона, отсутствие связи с Мостом Ангелов и Борго и отказ от плана централизации судов означало, что дорога стала неиспользуемым фрагментом заброшенного проекта. Больше всего пострадали центральная и южная части улицы. Район к югу от церкви Сан-Бьяджо - центральная часть Виа Джулия вокруг Монте-дей-Планка-Инкоронати, разрезанная пополам новой дорогой в результате силового акта папы против одной из самых влиятельных семей городской знати. - превратился в трущобы, заполненные гостиницами, борделями и печально известными местами, такими как Пьяцца Паделла, место, известное дуэлями и ножевыми ранениями до конца 19 века и разрушенное в 1930-х годах. Этот район, расположенный между Виа дель Гонфалоне, Виа делле Карсери, Виа ди Монсеррато и Тибром, был крупным районом, пользующимся дурной репутацией со времен средневековья; В рукописи 1556 года сообщается, что в квартале вокруг разрушенной церкви Сан-Никколо-дельи-Инкоронати было «... 150 домов очень простых людей, шлюх и сомнительных людей ...». Деградация этой части дороги должна быть связана с решением самих Planca, которые, в отличие от папской цели создания престижной дороги, предпочли сдавать свою собственность проституткам и злоумышленникам, подданным, которые платили более высокую арендную плату. чем ремесленники.

 

К югу от горы Планка лежал Castrum Senense; этот квартал (его название castrum - «форт» - произошел от многочисленных башен, которые в то время усеяли эту местность), простирающийся от церкви Санта-Ауреа, сегодня Санто-Спирито-деи-Наполетани, к югу, получил это название в средние века, потому что он в основном населяли выходцы из Сиены. В этом конце Виа Джулия семья Фарнезе разработала четкий план архитектурного развития, начав с возведения своей резиденции между 1517 и 1520 годами. Фарнезе решили повернуться спиной к улице, ориентируя главный фасад дома. их гигантский дворец по направлению к Кампо-деи-Фьори и центру города, а дорога используется только в качестве служебного маршрута. При Папе Павле III (годы правления 1534–1549) кардинал Джироламо Каподиферро решил построить свой дворец рядом с дворцом Фарнезе, но он тоже решил повернуть сады своего палаццо в сторону улицы Виа Джулия. Решение не смотреть на дворянские особняки вдоль улицы, вероятно, было связано с деградировавшим состоянием района, в котором располагалось несколько публичных домов.

Начиная с середины шестнадцатого века предпринимались попытки реабилитировать этот район за счет строительства объектов социального назначения. Церковь и больницы братства Троицы паломников (итал. Confraternita della Santissima Trinità dei Pellegrini) были возведены в месте под названием Постриболо ди Понте Систо («Бордель Понте Систо»). В 1586 году архитектор Доменико Фонтана построил по приказу Папы Сикста V (годы правления 1585–1590) Ospizio dei Mendicanti (букв. «Приют для нищего»), обозначив тем самым южный конец Виа Джулия. Хоспис был создан для решения проблемы попрошайничества в городе и ежегодно получал пожертвования в размере 150 000 скуди, чего было достаточно, чтобы трудоустроить 2 000 человек.

В начале 16 века для различных народов и городов-государств стало модным строить свои церкви в Риме: они были известны как chiese nazionali. Риони Регола и Понте, расположенные вдоль дорог для процессий и паломников, были предпочтительными местами, а Виа Джулия, из-за своей близости к Святому Петру и торговому району, стала излюбленным местом для возведения святынь с прилегающими больницами и гостиницами для паломники. Флорентийцы, сиенцы и неаполитанцы построили свои церкви вдоль дороги (Сан-Джованни, Санта-Катерина и Санто-Спирито соответственно), в то время как болонские (Сан-Джованни-э-Петронио), испанские (Санта-Мария-ин-Монсеррато), английский (Сан-Томмазо-ди-Кентербери) и шведская (Санта-Бриджида) церкви были построены в близлежащих районах Регола-Рионе.

Несмотря на все эти строительные работы, характер улицы не изменился: братства, дворянство, воры, высший средний класс и проститутки жили рядом друг с другом на улице, которая оставалась осью обслуживания. Поэт Аннибал Каро в своей комедии Gli Straccioni («Тряпки») описывает эту улицу как дурно прославленное место.

В конце 16 века путь Виа Джулия был окончательно определен; он заканчивался флорентийским кварталом на севере и Оспицио деи Мендиканти на юге. Она стала не столько главной торговой улицей, сколько оживленной набережной и местом для торжеств, шествий (например, шествий амманантате, бедных девушек, которые были выданы ювелирами Сант-Элихио дельи Орефичи) и гонок.

Виа Джулия в 17 веке
В период барокко три основных произведения изменили облик улицы: на севере завершение (за исключением фасада) Сан-Джованни деи Фьорентини, работа Карло Мадерно; в центре - строительство Carceri Nuove (букв. «Новые тюрьмы») по проекту Антонио Дель Гранде; южнее - реконструкция Палаццо Фальконьери Франческо Борромини. Сан-Джованни, благодаря своему тонкому куполу, придавал улице точку схода; тюрьмы, воздвигнутые рядом с никогда не построенным дворцом дворов Браманте, возродили идею Юлия II вывести на улицу Justitia Papalis; Палаццо Фальконьери, наконец, добавил ценности улице в районе, который до сих пор характеризовался только Палаццо Фарнезе, который отвернулся от Виа Джулия. Помимо этих работ, стоит упомянуть церкви Сант-Анна-деи-Брешиани и Санта-Мария-дель-Суффрагио, а также различные реконструкции и слияния, такие как Палаццо Варезе Мадерно и Палаццо Риччи. В тот же период на улице Виа Джулия были открыты два колледжа: Collegio Ghislieri, еще одна работа Карло Мадерно, и Collegio Bandinelli, недалеко от Сан-Джованни-деи-Фьорентини, Дель-Гранде.

 

Чтобы снабдить квартал достаточным количеством питьевой воды, Папа Павел V (годы правления 1605–1621) приказал аквапаоле простираться над Тибром, доходя до Регола Рионе и гетто. В 1613 году на фасаде приюта для нищих на улице Виа Джулия был построен Фонтаноне Понте Систо (букв. «Большой фонтан Сикстинского моста»).

Несмотря на эти вмешательства, значение улицы в структуре города не изменилось. Расширение города в сторону равнины Кампо Марцио, начатое Львом X со строительства Виа ди Рипетта, а также градостроительные инициативы Григория XIII (годы правления 1572–1585) и Сикста V уже безвозвратно отодвинули улицу Джулия на периферию. Положение относительно нового центра города.

В конце 17 века дорога приобрела тройной облик, который прослужит ей еще 150 лет: район строительной спекуляции на севере, центр заключения посередине и элегантное место на юге, театр застолья и игры.

Среди последних турнир, проведенный в 1603 году Тиберио Сеули в Палаццо Саккетти, и турнир сарацин, организованный в 1617 году кардиналом Одоардо Фарнезе в Оратории делла Компаниа делла Морте, на который он пригласил восемь кардиналов. В летние месяцы улица иногда затоплялась для удовольствия простых людей и знати. Одно из самых гламурных торжеств было проведено в Фарнезе в 1638 году в честь рождения французского дофина, будущего короля Людовика XIV. На Виа Джулия проходили скачки буйволов, парады карнавальных поплавков, а в 1663 году была передана организация скачек с обнаженными горбуньями во время карнавала. Во время карнавала на Виа Джулия проходило несколько праздников, устроенных флорентийцами.

20 августа 1662 года на дороге произошел эпизод, имевший важные последствия: драка у моста Понте-Систо между солдатами корсиканской гвардии и французскими солдатами, принадлежавшими свите посла Людовика XIV Карла III де Креки, привела к отступлению. посла из Рима и французского вторжения в Авиньон. Чтобы избежать худших последствий, папа был вынужден унизить себя, распустив корсиканскую гвардию и воздвигнув «пирамиду позора» в казармах корсиканцев недалеко от улицы.

Развитие в 18-19 веках
С архитектурной точки зрения в 18 веке на улице были лишь незначительные изменения: развитие города теперь определялось в районах Триденте и Квиринале, расположенных далеко от излучины Тибра, а улица Виа Джулия оставалась отрезанной. Единственными памятниками значимости были фасад Сан-Джованни-деи-Фьорентини работы Алессандро Галилея, церковь Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте работы Фердинандо Фуга и две небольшие церкви Сан-Филиппо-Нери и Сан-Бьяджо-делла-Пагнотта, перестроенные. соответственно Филиппо Рагуццини и Джованни Антонио Перфетти.

В этот период Виа Джулия также была известна как место проведения вечеринок и развлечений для простых людей: в 1720 году в Сиене был проведен фестиваль в честь повышения Марка Антонио Зондадари до Великого Магистра Мальтийского Ордена; Фейерверк был запущен возле Фонтаноне ди Понте Систо; над улицей возвышались две триумфальные арки, одна возле Санто-Спирито, а другая возле Палаццо Фарнезе; а фонтан Машероне разливал людям вино вместо воды.

Во время правления Папы Климента XI (годы правления 1720–1721) нищих, проживающих в Ospizio dei Mendicanti, перевели в Сан-Микеле-а-Рипа. Впоследствии в здании проживали как бедные незамужние девушки (zitelle на диалекте романеско), так и община, состоящая из 100 священников и 20 священнослужителей; последние молились за души умерших священников. Таким образом, здание было названо Ospizio dei cento preti («Приют сотни священников»).

 

В девятнадцатом веке, в соответствии с процессом деградации архитектурного наследия, который затронул весь город, Виа Джулия претерпела бесчисленное множество вмешательств суперфетации, виража и оккупации свободных пространств. В этот период было реализовано лишь несколько новых зданий или проектов реставрации: среди них были тюрьма для молодежи (Палаццо дель Гонфалоне) (1825–1827 гг.), Реконструкция Армянского хосписа рядом с церковью Сан-Бьяджо (1830 г.), новая фасад Санто Спирито деи Наполетани (1853 г.) и Колледжио Испаньоло (1853 г.) Пьетро Кампорезе и Антонио Сарти, который является единственным зданием архитектурного качества среди них. Однако это не остановило общий упадок улицы, начавшийся в середине 18 века. Знать покинула дворцы на улице, чтобы переехать в новый центр городской жизни на равнине Кампо Марцио, и на их месте дорога принимала ремесленников, считая себя заброшенными и выживающими.

Виа Джулия с 1870 года
После того, как Рим стал столицей Итальянского Королевства в 1870 году, берега реки Тибр (известной наводнениями, в частности равнины Марсово поле) были обработаны в 1873 году, построив Лунготеверес, которые с 1888 года возводились вдоль дороги и требовали церкви Св. Сант-Анна деи Брешиани должна быть снесена. Лунготеверес полностью отрезал Виа Джулия от Тибра и закрыл лоджии и сады дворцов с видом на реку, таких как Палацци Медичи-Кларелли, Саккетти, Варезе и Фальконьери, с видом на реку. Кроме того, Фонтаноне Понте Систо был снесен вместе с Хосписом для нищих в 1879 году и перестроен в 1898 году на противоположной стороне Понте Систо, на том месте, где сейчас находится Пьяцца Трилусса.

В период фашизма в 1938 году Бенито Муссолини приказал построить широкий проспект между Понте Мадзини и Кьеза Нуова. Из-за этого на центральном участке Виа Джулия между Виа делла Баркетта и Виколо делле Приджони произошел значительный снос зданий (в том числе дворцов Руджиа и Планка Инкоронати и площади Пьяцца Паделла). Проект был остановлен из-за начала Второй мировой войны, и по сей день образовавшийся пустой участок только частично заполнен новым зданием Liceo Classico Virgilio.

С послевоенных лет улица постепенно вернула себе статус одной из самых престижных улиц города. Многочисленные события произошли в 2008 году во время его 500-летия; некоторые церкви и дворцы были отреставрированы и открыты для посетителей.

Достопримечательности на улице Виа Джулия
Виа Джулия тянется на северо-запад примерно на один километр от площади Сан-Винченцо Паллотти на Понте-Систо до площади Пьяцца-дель-Оро перед церковью Сан-Джованни-деи-Фьорентини.
1 Патерас, здание Пескара/ Palazzina Pateras Pescara (Виа Джулия 251)
Это последнее здание на улице Виа Джулия было построено в 1924 году Марчелло Пьячентини от имени Avvocato Pateras. Сегодня здесь находится консульство Французской Республики в Риме.

2 Фонтана дель Маскероне
Фонтан, расположенный по диагонали напротив Палаццо Фарнезе, был построен около 1626 года Карло Райнальди и оплачен семьей Фарнезе. В 1570 году он планировался как общественный фонтан, питаемый акведуком Аква-Дева, чтобы снабжать людей чистой питьевой водой. Однако установка стала возможной только после того, как Павел V приказал протянуть водопровод над Понте Систо в 1612 году. Фонтан состоит из древнего большого мраморного маскарона («Mascherone») на фоне с завитками из мрамора, увенчанного символом Фарнезе, металлическая Флер-де-Лис. Фонтан был придвинут к стене в 1903 году, потеряв большую часть своего очарования. Поэт Вильгельм Вайблингер умер в 1830 году в доме напротив.

3 Палаццо Фарнезе (Виа Джулия 186)
Фасад сада этого дворцового здания ориентирован на улицу Виа Джулия. В 1549 году он был спроектирован по чертежам Виньолы и завершен Джакомо делла Порта в 1589 году. Сад между фасадом и Виа Джулия когда-то украшал бык Фарнезе (сейчас находится в Национальном археологическом музее в Неаполе). Во дворце сейчас находится посольство Франции в Италии.

 

3а Камерини Фарнезиани (Виа Джулия, 253-260)
За рядом нижних зданий (Camerini Farnesiani), которые сегодня принадлежат посольству Франции, находится небольшой дворец с садом Палаццетто Фарнезе, построенный примерно в 1603 году кардиналом Одоардо Фарнезе в качестве своего отшельника, также известного как Эремо дель Кардинале ( «Кардинальская пустынь»). Это частное убежище кардинала, украшенное фресками Джованни Ланфранко, было доступно из Палаццо Фарнезе через террасу и Арко Фарнезе. Здание по-прежнему стоит на улице Виа Джулия, но его первоначальное внутреннее расположение было изменено в результате нескольких вмешательств, а его джардино сегрето («секретный сад») с лоджией с тремя арками, выходящими на реку, был разрушен.

4 Арко Фарнезе
Мост соединяет улицу Виа Джулия с Палаццо Фарнезе. Он был построен в 1603 году и использовался для наблюдения за праздничными шествиями, играми и скачками на Виа Джулия, особенно во время карнавала. Арка была частью проекта, задуманного Папой Павлом III и никогда не реализованного, который предусматривал соединение Палаццо Фарнезе с Виллой Фарнезина в Трастевере посредством частного моста через реку.

 

5 Santa Maria dell'Orazione e Morte (Виа Джулия, ад. 262)
Церковь, построенная в 1575–1576 годах, расположена в непосредственной близости от Палаццо Фарнезе и принадлежала Compagnia della Morte («Братству смерти»), основанному в 1538 году. Братству было поручено хоронить мертвых, которые были извлечены из монастыря. реки или найденные в окрестностях Рима - никем не востребованы. Здание было снесено в 1733 году и восстановлено Фердинандо Фуга в 1737 году. Его кладбище на берегу Тибра было снесено, когда река была зарегулирована в 1886 году.

6 Palazzo Falconieri также Palazzo Odescalchi Falconieri (Виа Джулия 1)
Первоначальное здание было построено в 16 веке для римской знатной семьи Чечи и непосредственно примыкает к церкви Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте. Он был продан Чечи в 1574 году семье Одескальки, а затем передан Фарнезе в 1606 году. В конце концов, флорентийский дворянин Орацио Фальконьери купил его в 1638 году за 16 000 скуди. С 1646 по 1649 год он поручил архитектору Франческо Борромини расширить дворец. Стороны фасада на Виа Джулия украшают две пилястры в виде больших герм с женскими грудями и соколиными головами. Фасад со стороны Тибра представляет собой трехарочную лоджию, построенную в 1649 году. С 1814 года здесь жил кардинал Йозеф Феш, дядя Наполеона Бонапарта, а с 1815 по 1818 год он принимал свою сводную сестру Летицию Рамолино, мать императора. В 1927 году Королевство Италия уступило дворец Венгерскому государству, которое сделало его резиденцией Венгерской академии («Accademia d'Ungheria»). Сегодня, помимо Академии, во дворце находится Понтификум Institutum Ecclesiasticum Hungaricum в Урбе.

7 Палаццо Бальдока-Муччиоли (Виа Джулия 167)
История дворца тесно связана с соседним Палаццо Чистерна. Оба здания были приобретены и перестроены скульптором Гульельмо делла Порта. Гульельмо начал работать около 1546 года на службе у Папы Павла III, который после смерти Себастьяно дель Пьомбо доверил ему прибыльную должность Хранителя Печатей (итал. Custode del Piombo). Вполне возможно, что делла Порта считал здание лишь инвестицией, так как в 1574 году он сдал его в аренду флорентийскому рыцарю Николо де Гаддису. Позднее палаццо принадлежало семьям Бальдока и Муччиоли. В начале 20 века дворец служил резиденцией английского посла в Риме сэра Реннелла Родда, который купил его и в 1928 году плохо отреставрировал.

8 Палаццо Чистерна (Виа Джулия, 163)
Палаццо Чистерна был построен Гульельмо делла Порта и служил его резиденцией. Над наличником окон на первом этаже можно прочитать надпись «FRANCISCVS TANCREDA ET GVILELMVS D(ella) P(orta) ME(ediolanensis) – S(culptor) CI(vis) RO(manus)». Из письма другу следует, что строительство дворца было завершено в 1575 году. В 1600 году испанские миссионеры приобрели дворец и продали его семье Чистерна в начале 20 века. Частично он был продан семье Дуччи во второй половине 20 века.

 

9 Санта-Катерина-да-Сиена на улице Виа Джулия (Виа Джулия 151 г.)
История этой церкви тесно связана с сиенским братством. Сообщество купцов, банкиров и ремесленников из Сиены жило на месте, которое должно было стать Виа Джулия, где в то время с 14 века находился замок castrum Senense. В 1519 году Братство было канонически возведено Львом X. В 1526 году они поручили Бальдассаре Перуцци построить церковь в честь своих святых, молельню и дом для священнослужителей. Средства были предоставлены сиенской знатью в Риме, в частности деканом Коллегии кардиналов Джованни Пикколомини и банкиром Агостино Киджи, которые только пожертвовали 4000 скуди. Поскольку он находился в полуразрушенном состоянии, он был перестроен между 1766 и 1768 годами по проекту Паоло Поси, а внутренняя отделка была завершена в 1775 году. Здание архиконфранта Сиенского по-прежнему принадлежит сегодня. Во время празднования 500-летия улицы Виа Джулия в 2008 году алтарь Джироламо Дженги был отреставрирован.

10 Палаццо Варезе (Виа Джулия 14-21)
Дворец напротив Санта-Катерина-да-Сиена был построен между 1617 и 1618 годами Карло Мадерно по поручению монсеньора Диомеда Варезе. В 1788 году монсеньор Джузеппе дельи Атти Варезе передал здание Конгрегации Propaganda Fide, когда его родословная вымерла. После неоднократной смены владельцев дворец окончательно перешел во владение семьи Манчини. Фасад состоит из двух верхних этажей и антресоли и разделен несколькими осями неравномерно расположенных окон, свидетельствующих о том, как возникло здание путем слияния нескольких ранее существовавших построек. На первом этаже находится главный портал, а над ним - балкон на консолях с тремя окнами по бокам. Портал выходит во двор с тремя лоджиями, первая на арках, а остальные имеют антаблемент, опирающийся непосредственно на колонны. Первоначально двор выходил в сад у реки, но теперь потерян из-за закрытия берега Тибра.

11 Sant'Eligio degli Orefici (Via di Sant'Eligio 9)
Маленькая церковь находится рядом с улицей Виа Джулия и служит гильдейской церковью римских золотых и серебряных мастеров. Его строительство приписывают Рафаэлю, хотя не исключено, что после смерти художника его закончил Бальдассаре Перуцци.

12 Palazzo del Collegio Spagnolo (Виа Джулия 151)
Дворец Монсеррат Антонио Сарти и Пьетро Кампорезе был построен в 1862 году по воле королевы Испании Изабеллы II и сегодня является Испанским Высшим центром церковных исследований. Центр примыкает к Испанской национальной церкви Санта-Мария-ин-Монсеррато на улице Виа ди Монсеррато за ним, и его история тесно связана с историей церкви. Возведение колледжа было единственным крупным вмешательством в строительство дороги в 19 веке.

13 Liceo Statale Virgilio (Виа Джулия № 35 и сл.)
Один из важнейших государственных школьных комплексов в Риме был построен между 1936 и 1939 годами Марчелло Пьячентини. Комплекс зданий между улицами Виа Джулия и Лунготевере-дей-Тебальди включает в себя фасад Коллегио Гислиери, спроектированный Карло Мадерно (16 век), и церковь Санто-Спирито деи Наполетани.

14 Палаццо Риччи (Виа Джулия 146)
Нынешнее здание изначально представляло собой группу не связанных между собой зданий, построенных в разное время, напротив Collegio Ghislieri. Комплекс зданий был объединен в 1634 и 1684 годах. На главном фасаде, обращенном к площади Пьяцца де'Риччи, видны сильно выцветшие остатки граффито Полидоро да Караваджо и Матурино да Фиренце (16 век). Со стороны улицы Виа Джулия непрерывный фасад придавал комплексу его нынешний единообразный вид.

15 Святой Дух неаполитанцев/ Santo Spirito dei Napoletani (Виа Джулия ad. 34)
В каталоге церкви Пия V эта церковь указана под названием Санта Аура на Страда Юлия. Он был посвящен Святой Ауреи, покровительнице Остии. К церкви был пристроен женский монастырь. В 1439 году церковь была восстановлена ​​на средства кардинала Гийома д'Эстутвиля. В 1572 году кардинал Иннико д'Авалос д'Арагона основал в полуразрушенном здании Confraternita dello Spirito Santo dei Napoletani («Братство Святого Духа неаполитанцев»), которое выкупило его у монахинь в 1574 году. Между 1619 и 1650 годами построили новое здание. Здание было возведено по проекту Оттавио Маскерино, а фасад - Козимо Фанзаго. Он был посвящен Святому Духу. В последующие столетия он несколько раз реставрировался, в начале 18 века Карло Фонтана, а в 1853 году фасад отремонтировал Антонио Чиполла. Это была Национальная церковь Неаполитанского королевства. Последний король Неаполя Франциск II и его жена Мария Софи Амалия, герцогиня Баварская, были похоронены в церкви в 1942 году. После обширных реставрационных работ, проведенных в 1986 году, церковь открыта для богослужений.

 

16 Сан-Филиппо Нери на улице Виа Джулия (Виа Джулия 134 бис)
Строительство небольшой церкви напротив Carceri Nuove было спонсировано Рутилио Бранди, перчаточником из Флоренции, и передано Compagnia delle santissime piaghe после 1617 года, когда братство получило разрешение на самоорганизацию. Изначально церковь была посвящена Святому Трофиму. Он был связан с резиденцией для незамужних девушек (zitelle) и больницей для больных священников. Поскольку резиденция была посвящена Сан-Филиппо Нери, через несколько лет церковь также изменила свое посвящение ему. В 1728 году Филиппо Рагуццини восстановил церковь от имени Папы Бенедикта XIII (годы правления 1724–1730). Церковь едва избежала разрушения в начале 1940-х годов из-за строительства большой дороги, которая должна была соединить Понте Мадзини и Кьеза Нуова. Эта дорога так и не была построена из-за Второй мировой войны. Здание было заброшено после войны и восстановлено в 2000 году для нерелигиозных целей.

17 Carceri Nuove (Виа Джулия 52)
С 1430 года семья Савелли владела титулом Maresciallo di Santa Romana Chiesa («Маршал церкви») со своим собственным судом, юрисдикция которого могла распространяться на семью понтифика. Из-за этого семья управляет печально известной тюрьмой Corte Savella, расположенной на улице Via di Monserrato рядом с Collegio Inglese. Бесчеловечная пенитенциарная система в Корте Савелла дала Папе Иннокентию X (годы правления 1644–1655) повод отменить монополию Савелли на пенитенциарную систему в Риме.

В знак новой Justitia Papalis он построил новое пенитенциарное учреждение Carceri Nuove на Виа Джулия. Эта новая тюрьма была построена между 1652 и 1655 годами архитектором Антонио дель Гранде. В свое время Carceri Nuove считались образцом гуманной пенитенциарной системы. Здание и его назначение оказали довольно негативное влияние на имидж великолепной улицы, что привело к приостановке строительства в последующие годы и сохранению ренессансного характера улицы. Здание служило тюрьмой до открытия Regina Coeli в Трастевере в 1883 году, а затем до 1931 года как тюрьма для молодежи. С 1931 года во дворце располагались штаб-квартира Centro di Studi Penitenziari («Исследовательский институт уголовного правосудия») и специализированная библиотека. Сегодня в здании находится Direzione Nazionale Antimafia e Antiterrorismo («Национальное управление по борьбе с мафией и терроризмом»).

17а Палаццо дель Гонфалоне (Via del Gonfalone 29)
В здание между Виколо-делла-Шимия и Виа дель Гонфалоне нет входа с улицы Виа Джулия. Он был построен между 1825 и 1827 годами при Папе Льве XII (годы правления 1823–1829) по планам Джузеппе Валадье как тюрьма для молодежи. Сегодня в здании находится Криминологический музей (букв. «Криминологический музей»).

18 Санта-Мария-дель-Суффрагио (Виа Джулия, ад. 59)
В 1592 году рядом с церковью Сан-Бьяджо-делла-Пагнотта было основано Confraternita del Suffragio («Братство Покрова»), чтобы умолять о заступничестве за души чистилища. Братство было одобрено Папой Климентом VIII (годы правления 1592–1605) в 1594 году и было повышено до статуса Arciconfaternita («Архиепископское Братство») Павлом V. Благодаря нескольким пожертвованиям в 1662 году началось возведение церкви. проект архитектора Карло Райнальди. Здание освящено в 1669 году, фасад завершен в 1680 году. Интерьер церкви обновлен в 1869 году; фрески внутри церкви выполнены Чезаре Мариани (Коронация Богородицы) и Джузеппе Киари (Рождество Богородицы и Поклонение волхвов).

19 Палаццо деи Трибунали
Самым важным запланированным проектом Юлия II на новой улице было здание центральной администрации, в котором должна была быть сгруппирована большая часть важных городских офисов и судов («трибунали»). Поручение Папы Донато Браманте (в то время главным архитектором новой базилики Святого Петра) было выдано около 1506 года, а строительство в районе между Виколо-дель-Чефало и Виа-дель-Гонфалоне началось до 1508 года, но было прервано, как и в 1511 году. Pax Romana. Со смертью Юлия II в 1513 году строительство полностью прекратилось. Джорджио Вазари писал:

Onde Bramante diede principio al palazzo ch'a San Biagio su 'l Tevere si vede, nel quale è ancora un tempio corinzio non finito, cosa molto rara, et il resto del principio di opera rustica bellissimo che è stato gran danno che una sì onorata et utile e magnifica opra non si sia finita, ché da quelli della professione è tenuto il più bello ordine che si sia visto mai in quel genere.

 

Таким образом, Браманте дал начало дворцу, который можно увидеть в Сан-Бьяджо на Тибре, в котором все еще есть недостроенный коринфский храм, что очень редко, и остальная часть принципа очень красивой деревенской работы, которая была больший ущерб, чем такой заслуженный, а полезная и великолепная работа еще не закончена, поскольку самый прекрасный порядок, который когда-либо видел в этом жанре, принадлежит профессионалам.

 

Некоторые остатки могучих рустованных стен, называемых римским населением i sofà di Via Giulia (диванами Виа Джулия), между Виа дель Гонфалоне и Виколо дель Чефало вдоль Виа Джулия, можно увидеть сегодня.

20 San Biagio della Pagnotta (Сан-Бьяджо-дельи-Армени) (Виа Джулия ad.63)
Эта церковь была посвящена святому Власию Себастскому и упоминается в церковных каталогах средневековья под названием Сан-Бьяджо-де-Канту-Секута. Название «делла пагнотта» происходит от римского слова pagnotta («булочка»), которое было роздано верующим 3 февраля (праздник святого Власия) и считалось средством защиты от болезней горла. Церковь была пристроена к одному из первых аббатств Рима. Надпись на интерьере увековечивает строительство церкви аббатом Доминикусом в 1072 году. Согласно планам Браманте, эта церковь должна была быть включена во двор Палаццо деи Трибунали. С 1539 по 1835 год это была приходская церковь. В 1826 году папа Григорий XVI (годы правления 1831–1846) передал церковь армянской общине Санта-Мария-Эгициака. С тех пор он официально называется Сан-Бьяджо-дельи-Армени.

21 Палаццо Риччи-Донарелли (Виа Джулия, № 99-105)
Дворец находится напротив Палаццо Саккетти и изначально представлял собой группу жилых домов, которые сначала принадлежали семье Риччи, а затем семье Донарелли. Комплекс был перестроен в 1663 году, возможно, Карло Райнальди.

22 Палаццо Саккетти (Виа Джулия 66)
Антонио да Сангалло Младший построил дворец на земле, купленной в 1542 году капитулом Ватикана. На фасаде до сих пор изображен сколотый герб Павла III. Его сын Орацио унаследовал здание и продал его в 1552 году кардиналу Джованни Риччи ди Монтепульчано, который расширил дворец до нынешних размеров архитектором Нанни ди Баччо Бигио. Надпись на боковой стене Виколо дель Чефало гласит, что дворец был освобожден от уплаты переписного налога в 1555 году. Здание несколько раз переходило из рук в руки. В 1649 году он был куплен флорентийской семьей Саккетти, имя которой носит до сих пор. Вход на улицу Виа Джулия сделан из мрамора и обрамлен с обеих сторон тремя большими окнами с решетками, порогами и карнизами. В левом углу палаццо небольшой фонтан, окруженный кариатидами с двумя дельфинами, встроенными в стену; это относится к более поздним владельцам, семье Сеули, герб которой был сколот. Примечательные особенности внутри включают Salone dei Mappamondi («Зал карт мира»), спроектированный Франческо Сальвиати, и столовую с двумя фресками, написанными Пьетро да Кортона. Писательница Ингеборг Бахманн жила в этом палаццо в 1973 году и скончалась в больнице Сант-Эухенио 17 октября 1973 года.

23 Дворец с гербами Фарнезе (Виа Джулия 93)
Первым владельцем здания мог быть Дуранте Дуранти, любовник Костанцы Фарнезе, или Гульельмо делла Порта, который в данном случае также был бы архитектором. Палаццо получил свое название от трех гербов семьи Фарнезе, которые были добавлены на фасад при Павле III. В центре верхнего этажа находится герб Павла III с папской тиарой и ключами между двумя единорогами. Слева - герб кардинала Алессандро Фарнезе, а справа - герб его брата Оттавио Фарнезе или Пьерлуиджи Фарнезе, герцогов Пармы и Пьяченцы.

24 Палаццо Медичи Кларелли (Виа Джулия 79)
Антонио да Сангалло Младший построил этот дворец как частную резиденцию примерно в 1535–1536 годах. После смерти Сангалло в 1546 году здание принадлежало флорентийцу Мильоре Креши. Надпись над главным порталом увековечивает герцога Козимо I Медичи. Некоторое время дворец принадлежал консульству Тосканы в Риме. В конце 17 века его приобрела семья Марини Кларелли. В 19 веке он использовался как казармы, а в 1870 году был продан городу Риму. Фасад (богатый историей во времена Креши) и портал облицованы рустованным тесаным камнем. По бокам портала - плохо перестроенные большие окна на консолях.

25 Дом Рафаэля/ Casa di Raffaello (Виа Джулия 85)
Этот дворец, ошибочно названный Домом Рафаэля, был построен после 1525 года для капитула Ватикана по проекту архитектора Бартоломео де Рампонибуса. Первоначально Рафаэль приобрел здесь несколько участков земли. Однако он умер до начала строительства здания. Оригинальный и окончательный дизайн, известный по трем планам, обнаруженным в Уффици, созданы Рафаэлем и Антонио да Сангалло Младшим соответственно. Надпись над окнами первого этажа посвящена Рафаэлю: «POSSEDEVA RAF SANZIO NEL MDXX» (Рафаэлло Санцио владел (этим домом) в 1520 году).

 

26 квартал флорентийцев
В 1448 году флорентийские купцы, проживавшие в Риме (многие из них поселились в излучине Тибра, нынешний Понте-рионе), основали Компания Пьета/ Compagnia della Pietà, похожую на флорентийскую «Misericordia». Оба папы из семьи Медичи, Лев X и Климент VII (годы правления 1523–1534), способствовали притоку флорентийцев. С 1515 года Республика Флоренция имела собственное консульство во дворце на Виа дель Консолато, который был построен в 1541 году и снесен в 1888 году, чтобы открыть проспект Корсо Витторио Эмануэле. У него был свой суд и своя тюрьма. Некоторые из построенных в конце 15 века зданий, которые когда-то принадлежали флорентийцам, до сих пор сохранились напротив церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини.

27 Сан-Джованни деи Фьорентини (Via Acciaioli 2)
В 1519 году флорентийский «народ» получил от Льва X привилегию построить приходскую церковь в честь Иоанна Крестителя. Церковь стоит на северном конце улицы Виа Джулия во флорентийском квартале. Церковь отражает величие и политическую самооценку семьи Медичи, портреты которой украшали фасад палаццо рядом с церковью. Это самая большая церковь на улице Виа Джулия, строительство которой началось в начале 16 века и длилось более 200 лет. Он объединил усилия трех мастеров-строителей Рима: Джакомо делла Порта, Карло Мадерно и Франческо Борромини. Последние два художника были похоронены в одной гробнице в церкви. Алтарь, начатый Пьетро да Кортона, продолжил Борромини и закончил Чиро Ферри.

 

 

 

 


 

 

 

 

blog comments powered by Disqus