Сан-Клементе (Рим)


.

 

 

 

 

Описание Сан-Клементе

Базилика Святого Климента (итал. Basilica di San Clemente al Laterano) - это небольшая латинско-католическая базилика, посвященная Папе Клименту I, расположенная в Риме, Италия. С археологической точки зрения, структура представляет собой трехуровневый комплекс зданий: (1) нынешняя базилика, построенная незадолго до 1100 года в разгар средневековья; (2) под нынешней базиликой находится базилика 4-го века, которая была преобразована из дома римского дворянина, часть которого в 1-м веке на короткое время служила ранней церковью, а подвал которой был во 2-м веке. век недолго служил митреумом; (3) дом римского дворянина был построен на фундаменте виллы и склада республиканской эпохи, которые были разрушены во время Великого пожара 64 года нашей эры.

 

 

 

 

История

Эта древняя церковь была преобразована на протяжении веков из частного дома, который был местом тайного христианского богослужения в 1 веке, в большую общественную базилику к 6 веку, что отражает растущую легитимность и власть возникающей католической церкви. Археологические следы истории базилики были обнаружены в 1860-х годах Джозефом Маллули, приором дома ирландских доминиканцев в Сан-Клементе (1847-1880).

До 4-го века
На самых нижних уровнях нынешней базилики сохранились остатки фундамента здания, возможно, республиканской эпохи, которое могло быть разрушено во время Великого пожара 64 года. Промышленное здание - вероятно, императорский монетный двор Рима с конца 1 века нашей эры (потому что Подобное здание представлено на чертеже XVI века фрагмента мраморного плана города Северан), было построено или реконструировано на том же месте в период Флавиев. Вскоре после этого был построен островок, или многоквартирный дом. От промышленного здания его отделяла узкая улочка. Примерно сто лет спустя (около 200 г.) во дворе острова был построен митреум, святилище культа Митры. Главное культовое помещение (спелеум, «пещера»), длиной около 9,6 м и шириной 6 м, было обнаружено в 1867 году, но не могло быть исследовано до 1914 года из-за отсутствия дренажа. Экседра, неглубокая апсида в дальнем конце низкого сводчатого пространства, была отделана пемзой, чтобы сделать ее более похожей на пещеру.

В центре главного зала святилища был найден алтарь в форме саркофага с главным культовым рельефом тавроктонии (изображение Митры, убивающего быка) на его передней стороне. Факелоносцы Cautes и Cautopates появляются соответственно на левой и правой сторонах одного и того же памятника. Посвятительная надпись идентифицирует дарителя как одного отца Гнея Аррия Клавдиана, возможно, из того же клана, что и мать Тита Аррия Антонина. Другие памятники, обнаруженные в святилище, включают бюст Сола, хранящийся в святилище в нише у входа, и фигуру Митры petra generix, то есть Митры, рожденного из камня. Обнаружены также фрагменты скульптуры двух факелоносцев. В одной из комнат, примыкающих к главному залу, есть две продолговатые ограды из кирпича, одна из которых использовалась как ритуальная яма для мусора для остатков культовой трапезы. Все три упомянутых выше памятника до сих пор выставлены в митрауме. Четвертый памятник - статуя Святого Петра, найденная в вестибюле спелеума и все еще выставленная там, - не является загадкой.

4–11 века
Где-то в 4 веке нижний уровень промышленного здания засыпали землей и щебнем, а второй этаж отремонтировали. Над частью дома была построена апсида, нижний этаж которой, вместе с Митреем, также был залит. Эта «первая базилика», как известно, существовала в 392 году, когда св. Иероним писал о церкви, посвященной св. Клименту. , то есть Папа Климент I, христианин 1-го века нашей эры, который ранее считался патрологами и церковными историками идентичным Титу Флавию Клеменсу. Реставрации проводились в IX веке и примерно в 1080–1999 годах.

Ранняя базилика была местом соборов под председательством Папы Зосима (417 г.) и Симмаха (499 г.). Последним крупным событием, произошедшим в нижней базилике, было избрание в 1099 году кардинала Райнерия из Святого Клемента Папой Пасхалом II.

Помимо тех, что находятся в Санта-Мария-Антиква, самая большая коллекция раннесредневековых настенных росписей в Риме находится в нижней базилике Сан-Клементе.

Четыре крупнейших фрески в базилике были спонсированы супружеской парой, Бено де Рапиза и Мария Макеллария, в какой-то момент в последней трети XI века и посвящены жизни, чудесам и переводу святого Климента, а также многим другим. житие святого Алексия. Бено и Мария показаны в двух композициях: один раз на фасаде базилики вместе со своими детьми, Алтилией и Клеменсом («пуерул Клеменс», то есть «маленький мальчик Климент»), предлагающих подарки святому Клименту, и на колонна в левой части нефа, где они изображены в небольшом масштабе свидетелями чуда, совершенного святым Климентом. Ниже этой последней сцены - один из самых ранних примеров перехода с латыни на местный итальянский: фреска язычника Сисинния и его слуг, которые думают, что захватили святого Климента, но вместо этого тянут колонну. Сисинний ободряет слуг по-итальянски: «Fili de le pute, traite! Gosmari, Albertel, traite! Falite dereto colo palo, Carvoncelle!», Что в переводе на английский означает: «Давай, сукины сыны, тяни! Госмари, Альбертелло, тяни! Карвончелло, дай ему со спины шестом! " Святой говорит на латыни, в крестообразной надписи: «Duritiam cordis vestris, saxa trahere meruistis», что означает «жестокостью сердца ты заслужил таскать камни».

 

Искусствоведы долгое время считали Бено де Рапиза и Марию Макеллария сторонниками канонических пап-реформаторов Григория VII, Урбана II и Пасхала II, а фрески - пропагандой партии реформ. Однако, если картины датируются 1080-м или 1090-ми годами, как считают многие историки искусства, то Бено и Мария, возможно, вместо этого предпочли антипапу Климента III (Виберта Равеннского), которого они стремились почтить через картины о раннем христианском папе то же имя.

Вторая базилика
Нынешняя базилика была перестроена кардиналом Анастасием в ходе одной кампании около 1099 г. 1120. В настоящее время устаревшая гипотеза утверждала, что первоначальная церковь сгорела во время разграбления города нормандцами при Роберте Гискар в 1084 году, но на сегодняшний день не было обнаружено никаких доказательств повреждения нижней базиликой от пожара. Одно из возможных объяснений состоит в том, что нижняя базилика была засыпана, а новая церковь построена наверху из-за тесной связи нижней структуры с имперским оппозиционным папой («антипапой») Климентом III / Вибертом Равеннским. Сегодня это одна из самых богато украшенных церквей Рима. Церемониальный вход (сегодня обычно используется боковой вход) проходит через атриум, окруженный аркадами, который теперь служит монастырем, с окружающими его монастырскими постройками. Перед атриумом стоит целомудренный фасад Карло Стефано Фонтана (племянника Карло Фонтаны), опирающийся на античные колонны, и его небольшую колокольню. Базилика за ней состоит из трех нефов, разделенных аркадами на старинных мраморных или гранитных колоннах, с мозаичной мозаикой в ​​стиле Космате. Schola cantorum XII века включает мраморные элементы оригинальной базилики. Позади него, в пресвитерии, на четырех серо-фиолетовых колоннах возвышается киборий над святыней Климента в склепе внизу. Епископское кресло находится в апсиде, покрытой мозаикой на тему Триумфа Креста, которая является кульминацией римских мозаик XII века.

Ирландские доминиканцы были опекунами Сан-Клементе с 1667 года. Папа Урбан VIII дал им убежище в Сан-Клементе, где они и остались, управляя резиденцией для священников, обучающихся и преподающих в Риме. Сами доминиканцы проводили раскопки в 1950-х годах в сотрудничестве с итальянскими студентами-археологами.

На одной стене атриума находится мемориальная доска, прикрепленная Папой Климентом XI в 1715 году, восхваляющая базилику Святого Климента: «Эта древняя церковь выдержала разрушительные воздействия веков». Климент восстановил священное здание, которое он нашел обветшалым. Он выбрал Карло Стефано Фонтана в качестве архитектора, который возвел новый фасад, завершенный в 1719 году. К этому времени относятся резные и позолоченные кессонные потолки нефа и проходов, украшенные картинами, а также лепной декор, ионические капители и фрески.

Надписи, найденные в Сан-Клементе, ценном источнике, иллюстрирующем историю базилики, были собраны и опубликованы Винченцо Форчелла.

В одной боковой часовне находится святыня с могилой святого Кирилла, святого Кирилла и Мефодия, который перевел Библию на славянский язык, создал глаголицу и христианизировал славян. Папа Иоанн Павел II иногда молился здесь за Польшу и славянские страны. В часовне также находится Мадонна Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато.

Нынешняя должность кардинального жреца титула С. Клементи вакантна. Папа Пасхал II (1076–1099) был одним из предыдущих обладателей титула.

 

 

 

 


 

 

 

blog comments powered by Disqus