Санта-Костанца (Рим)

 

Описание Санта-Костанца

Санта-Костанца - церковь 4-го века в Риме, Италия, на Номентанской дороге, которая проходит на северо-восток от города. Это круглое здание с хорошо сохранившейся оригинальной планировкой и мозаикой. Он был построен рядом с церковью в форме подковы, ныне лежащей в руинах, которая была определена как кладбищенская базилика Святой Агнессы IV века. (Обратите внимание, что гораздо более поздняя церковь Святой Агнессы, все еще стоящая поблизости, отличается от более старой разрушенной.) Санта-Костанца и старая святая Агнес были построены над более ранними катакомбами, в которых, как полагают, была похоронена святая Агнес.

Согласно традиционному мнению, Санта-Костанца была построена во времена правления Константина I как мавзолей для его дочери Константины, позже известной как Констанция или Костанца, которая умерла в 354 году нашей эры. Однако более поздние раскопки назвали эту дату (и, следовательно, первоначальное назначение здания) под вопросом. В конце концов, здесь разместили саркофаг Константины, но, возможно, он был перенесен с более раннего места.

Мавзолей круглой формы с амбулаторным сооружением, окружающим центральный купол. Ткань Санта-Костанца сохранилась в своем первоначальном виде. Несмотря на потерю облицовки из цветного камня на стенах, некоторые повреждения мозаики и неправильную реставрацию, здание находится в отличном состоянии и является ярким образцом раннехристианского искусства и архитектуры. В сводах апсид и амбулатории представлены хорошо сохранившиеся образцы позднеримской мозаики. Ключевой компонент, отсутствующий в декоративной схеме, - мозаика центрального купола. В шестнадцатом веке этот центральный купол был раскрашен акварелью, поэтому графическая схема может быть гипотетически реконструирована. Большой порфировый саркофаг Константины или ее сестры Елены сохранился в первозданном виде и сейчас находится в музее Ватикана - объект, имеющий большое значение для изучения искусства поздней античности.

 

История

Место расположения
Санта-Костанца находится в минуте ходьбы от Номентанской дороги, недалеко от древних стен Рима. Дорога идет по древнеримскому маршруту, который проходит на северо-восток от Рима до Номентума или Ментаны. Этот район был имением императорской семьи, и тела сестер были доставлены на значительные расстояния для захоронения: Аммиан записывает, что тело Константины было возвращено из Вифинии, а тело Елены - из Галлии (История XIV: 11, 6).

Мавзолей был построен над катакомбами, в которых хранились мощи Святой Агнесы, которая приняла мученическую смерть в тринадцатилетнем возрасте, и который был пристроен к древней базилике Святой Аньезы на полпути вдоль литургической северной стороны. Базилика изначально была «погребальным залом», а не церковью в современном понимании. Более поздняя легенда значительно расширила преданность Константины святой Агнесе, но теперь невозможно определить, было ли это фактором в выборе места, хотя в общих чертах ранние христиане считали, что их души выиграли от того, что их души были похоронены рядом с мучениками, что почти наверняка было главная достопримечательность погребального зала для тех, кто заплатил за то, чтобы быть в нем похоронен. Присоединение важного мавзолея в качестве пристройки к церкви было обычной практикой в ​​Риме, и можно увидеть примеры других римских церквей, таких как Мавзолей Елены (матери Константина, а не его дочери), который был пристроен к базилике Санти Марчеллино. e Пьетро ад Дуас Лаврос, теперь руины.

От первоначальной базилики Святой Аньезы сохранилась лишь около трети главной внешней стены, с северной стороны и апсиды на восточном конце, но ниже первоначальной высоты. К 7-му веку базилика превратилась в руины и была слишком большой, чтобы ее можно было отремонтировать, и на ее месте была построена нынешняя гораздо меньшая по размерам базилика Сант-Аньезе фуори-ле-Мура, расположенная в нескольких метрах от нее.

Цель
Традиционно считалось, что строительство началось во время правления императора Константина I или вскоре после того, как ранняя история, Liber Pontificalis записывает, что папа Сильвестр I (ум. 335) крестил Константину и ее тетю по отцовской линии в баптистерии, построенном здесь Константином. одновременно с погребальным залом. Предполагалось, что это сохранившаяся структура. Но раскопки в 1992 году обнаружили под ним более раннее здание, а существующее здание датируется примерно 350 годом нашей эры.

Структура Санта-Костанца отражает его первоначальную функцию мавзолея одной или обеих дочерей Константина, Констанции и Елены, а не церкви, которой она стала намного позже. Централизованный дизайн ставил «прямой физический акцент на человека или место, заслуживающего уважения», и в то время был популярен для мавзолеев и мест крещения. Другие раннехристианские постройки с аналогичным происхождением и круглым планом включают собор Сплита, построенный во дворце Диоклетиана в качестве его мавзолея, и Ротонду Галерия (ныне церковь Святого Георгия) в Салониках, построенную как мавзолей Галерия.

Огромный погребальный зал или Константиновская базилика постепенно вышли из употребления и превратились в руины, при этом основание стены сохранилось примерно на треть от первоначального контура внешних стен, но Санта-Костанца сохранилась почти нетронутой. Документально подтверждено, что папа Николай I отслужил там мессу в 865 году, впервые в названии церкви была записана "Санта-Костанца", но освящение ее как церкви произошло только в 1254 году Папой Александром IV, у которого было то, что, как считалось, было останки Констанции извлечены из большего саркофага и помещены под центральный алтарь.

 

Архитектура

Состав
Санта-Костанца - это круглая централизованная структура с круглым амбулаторным кольцом, окружающим высокое центральное пространство, увенчанное неглубоким куполом, который, как видно снаружи, возвышается на круглом барабане. Он построен из облицованного кирпичом бетона, и его структура в основном представляет собой два кольца, поддерживаемых колоннами, расположенными вокруг вертикальной центральной оси. Верхнее кольцо находится на колоннах, в то время как «нижнее кольцо окружает круговую амбулаторию, пространство которой перетекает между колоннами в осевой цилиндр». Этот дизайн, по сути, создает два пространства или два мира: амбулаторный и верхний купол. Экраны амбулаторного и внутреннего кольца создают темный контраст с ярким верхним пространством купола. Этот контраст света можно увидеть на изображении основного интерьера. Единственная дверь, окруженная двумя арочными нишами, изначально должна была быть внутренней аркой или дверным проемом, ведущим прямо в константинскую базилику или погребальный зал на полпути по ее длине. Внутри двери небольшой тамбур, ведущий в амбулаторию.

 

Арочная аркада с двенадцатью парами гранитных колонн, украшенных композитными капителями, поддерживает барабан под куполом и отделяет область амбулаторной за его пределами, которая намного темнее, поскольку свет из двенадцати окон в фонаре также не достигает этой области. Напротив, центральная часть хорошо освещена, создавая в интерьере игру между темным и светлым.

Количество арок, пар колонн и окон может быть ссылкой на Двенадцать апостолов. Напротив входа в это центральное пространство находится «своего рода балдахин ... возвышающийся над порфировой доской, которая ниже средней арки центрального зала, кажется, когда-то несла саркофаг принцессы». Именно здесь мог бы покоиться саркофаг Константины, а может быть, и второй. Амбулатория имеет цилиндрический свод диаметром 22,5 метра или 74 фута. В амбулатории сохранилось большинство сохранившихся мозаик церкви. Арки большего размера отмечают стороны света в мавзолее. Стены, вероятно, были покрыты плитами из разноцветного мрамора, как это было обычно в императорских зданиях. Санта-Костанца также была в некоторой степени зданием нового типа. Он отличался от более ранних стилей тем, что крыша, которая раньше была обычно плоской и делалась из дерева, вместо этого была спроектирована как купол и свод.

Украшение
Мозаика
Мозаики Санта-Костанца являются важными образцами раннехристианского искусства и еще более редкими образцами светской мозаики потолка дворца. Апсиды, центральный купол и амбулатория были украшены мозаикой, хотя мозаика в куполе больше не сохранилась.

Мозаики в апсидах
В передвижной стене есть две неглубокие апсиды, каждая с мозаикой, изображающая Христа как Вседержителя, самые ранние сохранившиеся образцы этого изображения; они, вероятно, относятся к V или VII веку, хотя по этому поводу много споров. Как и многие мозаики того периода, обе они пострадали от реставрации и демонстрируют элементы римских имперских образов, представляя ранние примеры смешения этого с христианским искусством. Мозаика с двумя женщинами в белых одеждах, которые, как сообщалось, находились за саркофагом в эпоху Возрождения, теперь исчезла и никогда не была нарисована.

На одной из апсид изображена traditiolegal: Христос изображен со Святыми Петром и Павлом, дающими Петру свиток, представляющий закон, с надписью «DOMINUS PACEM DAT» или «Господь дает мир». Несколько овец представляют его роль пастыря, управляющего и ведущего свое стадо. Христос одет в золотые одежды, что свидетельствует о Его силе и превосходстве. Он показан поднимающимся над раем, что еще раз показывает его господство над небом и землей.

Во второй апсиде Христос предстает более простым, но все же в высшей степени могущественным. Его одежды не так богаты, как в другой апсиде, но все же предполагают силу. Он носит простую тунику пурпурно-золотого цвета. Это предполагает не только святую силу, но и человеческую силу, учитывая, что фиолетовый - цвет королевской власти, а золотые полосы предполагают связь с римскими императорами. Петр также обращается к Христу с мольбой, как к императору. Это один из первых примеров в христианском искусстве, когда Христос изображается так же, как император или королевская семья. Это концепция, которая позже будет преобладать в христианском искусстве и архитектуре. В этой апсиде Христос изображается не просто как царственная особа, но как правитель мира, всего сущего. Он сидит на синей сфере, явном символе мира или вселенной. С этого насеста он передает ключи Питеру. Это явный знак Христа и силы небесной, дающей власть и святую силу человеку. Также важно отметить, что Петр был первым епископом Рима, поэтому это означало, что власть Рима была одобрена Богом. Эта концепция и изображение Христа как всемогущего правителя и создателя мира было бы нормой в произведениях искусства более поздних церквей, но впервые оно появляется здесь, в Санта-Костанце.

Мозаика в амбулатории

Мозаики 4-го века на амбулаторном своде современны зданию и резко контрастируют с мозаиками в апсидах, будучи по сути светскими, с панелями с геометрическими узорами, маленькими головами или фигурами в разделенных рамах, птицами с ветвями листвы вазы и другие предметы, а также образцы виноградной лозы с херувимами, собирающими урожай и виноделием. Этот последний тип сцены также появляется на саркофаге Константины, как и на концах саркофага Юния Басса. В то время как мозаики апсид имеют очень четкие христианские образы, те, что находятся в амбулатории, гораздо более светские и могут считаться дионисическими с их изображениями винограда, фруктов, птиц и мифологических фигур. Это особенно верно для мозаики пола, которая была похожа по стилю на мозаику в амбулатории, наполненная амурами, птицами, Вакхом и виноградной лозой. Это может отражать слияние языческих и христианских ценностей в Риме или, альтернативно, построение при нехристианском Юлиане. Эти мозаики, вероятно, представляют собой украшение императорских дворцов того периода и в целом почти не нуждались в реставрации.

Центральный купол
Мозаики центрального купола больше не существуют, но их изображение все еще можно восстановить, поскольку между 1538 и 1540 годами Франсиско де Холанда сделал акварельные копии того, что тогда уцелело. В этих сценах появляются несколько библейских сцен, напоминающих катакомбные картины 3-го века, в том числе Сусанна и Старшие, Тобиас, жертва Каина и Авеля, жертва Илии на горе Кармель, возможно, Лот принимает ангелов, Моисей ударяет по скале за водой. и, возможно, даже Ной, строящий ковчег. Считается, что в верхнем ряду мозаик, в основном отсутствующем к XVI веку, были сцены из Нового Завета, поскольку в нем есть Чудо Центуриона. На этих мозаиках в верхнем ряду изображены кариатиды, свитки аканта и календарь святых. Именно здесь, вместе с двумя апсидами, встречается большинство христианских образов.

Саркофаги
Два больших порфировых саркофага из церкви сейчас находятся в Ватикане; более крупный и известный (иллюстрированный) в музеях Ватикана, куда он был перенесен в конце 18 века и выставлен на обозрение. Меньший был перенесен в сам собор Святого Петра (левый трансепт) в 1606 году. Сейчас считается, что более крупный саркофаг, традиционно связанный с Константиной, на самом деле мог принадлежать ее сестре Елене, а менее впечатляющий, также перенесенный в Ватикан, на самом деле был Константины.

Саркофаг Константины имеет сложный символический рельеф: «на поверхности преобладает замысловатый узор из стилизованных виноградных стеблей, в которые вписаны херувимы ... с этой сценой дионисийского буйства и надежды на будущее блаженство, которое она подразумевает, двух павлинов. , птицы бессмертия, полностью согласны ». Сцена представляет собой образ природы и изобилия с виноградными лозами, овцами и птицами. Путти обрамлены свитками аканта, над которыми несколько изображений масок. Помимо естественной сцены, есть еще четыре портрета, в том числе сама Констанция, «на крышке четыре изящных портретных головы, одна, очевидно, Константина, спокойно смотрят на эту уверенность в том, что лучшее еще впереди». Представленные образы вина и природы не являются христианскими по своей сути, но могут восприниматься как таковые, учитывая использование вина в Евхаристии. Или они могли быть восприняты как связь с Вакхом, богом вина. Этот стиль саркофага перестанет использоваться в Риме к концу четвертого века, и этот саркофаг Констанции является ярким примером этого стиля.

Саркофаг массивен: сундук имеет высоту 128 см или 4 фута 23⁄8 дюйма, длину 233 см или 7 футов 71⁄2 дюйма и ширину 157 см или 5 футов 13⁄4 дюйма. Он сделан из порфира, твердого пурпурного камня, зарезервированного римлянами для использования только императорской семьей, чей цвет был пурпурным. Его добывали только в одном месте, Монс Порфиритикус (Коптос, Египет), что делало его еще более эксклюзивным. Похоже, но нельзя быть уверенным, что саркофаг Константины является копией саркофага Константина I, ее отца, который сейчас утерян. Часть того, что считается его саркофагом, похожа по стилю и изготовлена ​​из того же материала. Литая копия помещена в церкви, правда, в амбулатории; предположительно, его первоначальное положение находилось в центре церкви, теперь занимаемой алтарем. Есть еще один в Музее римской цивилизации в городе.

Альтернативные мнения

Некоторые считают, что это здание позже было преобразовано в церковь, посвященную Санта-Костанце. Почитание Константины как «Санта-Костанца» (святая Констанция) известно только с XVI века, и ее имя не включено в римский мартиролог. Под нынешней церковью могло быть расположено оригинальное строение, поскольку в 1987 и 1992 годах сооружение в форме треугольника было частично раскопано и реконструировано с помощью компьютера Дэвидом Стэнли.

Это может означать, что нынешняя церковь является вторым христианским зданием на этом месте и может быть построена на несколько десятилетий позже, чем традиционно считалось, и была построена как мавзолей для сестры Константины Елены во времена правления ее мужа Юлиана Отступника. (Это было бы странно, однако, потому что Юлиан был стойким язычником.) Если это правда, то больший из двух порфировых саркофагов там будет принадлежать Елене, а меньший - Константине, что противоположно тому, что традиционно считалось. Более раннее трехконечное здание 330-х годов, вероятно, действительно было построено для Константины, но позже ей пришлось занять второе место после своей сестры. Затем, когда слава Константины как святой фигуры выросла в средние века, их роли в массовом сознании изменились.

Помпеи Геркуланум Агридженто Остров Повелья