Квирин

В римской мифологии и религии Квирин — ранний бог римского государства. В Августовском Риме Квирин также был эпитетом Януса, как Янус Квирин.

 

Имя

Аттестации
Имя бога Квирина записано в римских источниках как Curinus, Corinus, Querinus, Queirinus и QVIRINO, а также как фрагментированный IOVI. СИРИН[О]. Имя также засвидетельствовано как фамилия Геркулеса как Геракл Квиринус.

 

Этимология

Имя Quirīnus, вероятно, происходит от латинского quirīs, имени римских граждан, выполнявших свои обязанности в мирное время. Поскольку и quirīs, и Quirīnus связаны с сабеллическими иммигрантами в Риме в древних легендах, это может быть заимствованное слово. Значение «владеющий копьем» (Sabine quiris, «копье», ср. Janus Quirinus) или производное от сабинского города Курес было предложено Овидием в его Fasti 2.477-480.

Некоторые ученые интерпретируют это имя как сокращение от *Co-Virīnus (первоначально защитник общины, ср. cūria <*co-viria), происходящее от более раннего *Co-Wironos, которое, в свою очередь, происходит от протоиндоевропейского существительного. * wihₓrós («мужчина»). Лингвист Мишель де Ваан утверждает, что эта этимология «фонетически не заслуживает доверия и не очень убедительна семантически».

 

Изображение и поклонение

В более раннем римском искусстве Квирин изображался как бородатый мужчина в религиозной и военной одежде. Однако он почти никогда не изображался в более позднем римском искусстве. Его главным фестивалем была Квириналия, проходившая 17 февраля.

Священник Квирина, Фламен Квириналис, был одним из трех патрициев flamines maiores («большие фламены»), которые имели преимущество перед понтификом Максимусом.

 

История

Квирин, скорее всего, изначально был сабинским богом войны. У сабинян было поселение недалеко от возможного места Рима, и они воздвигли алтарь Квирину на Квиринальском холме Коллис Квириналис, одном из семи холмов Рима. Когда римляне поселились в этом районе, культ Квирина стал частью их ранней системы верований. Это произошло до более позднего влияния классической греческой культуры.

Обожествленный Ромул
В « Жизни Ромула» Плутарха он пишет, что вскоре после исчезновения основателя Рима при обстоятельствах, которые некоторые сочли подозрительными, римский дворянин по имени Прокул Юлий сообщил, что Ромул пришел к нему во время путешествия. Он утверждал, что царь поручил ему сказать своим соотечественникам, что он, Ромул, был Квирином.

К концу I века до нашей эры Квирин считался обожествленным легендарным королем.

Аргумент Брелиха в пользу раздельного обожествления
Историк Анджело Брелих утверждал, что Квирин и Ромул изначально были одним и тем же божественным существом, которое было разделено на героя-основателя и бога, когда римская религия была демифизирована. Чтобы подтвердить это, он указывает на связь Ромула и Квирина с зерном полбы через Fornacalia или Stultorum Feriae, согласно Fasti Овидия.

Последний день фестиваля называется Квириналия и соответствует традиционному дню смерти Ромула. В этот день римляне произносили тост за заклинание в качестве подношения богине Форнакс. В одной из версий легенды о смерти Ромула, которую приводит Плутарх, он был убит и разрублен на куски дворянами, и каждый из них забрал часть его тела домой и закопал на своей земле.

Брелих утверждал, что этот паттерн — праздник с участием основных культур, бога и рассказа об убитом герое-основателе, части тела которого закопаны в землю, — является общепризнанной мифологией, которая возникает, когда в культурной мифологии происходит такой раскол (см. Архетип божества Дема). Возможное присутствие Flamen Quirinalis на фестивале в Акка-Ларентии подтверждает этот тезис, учитывая тот факт, что Ромул является ее пасынком и одним из первоначальных двенадцати братьев-арвалов (Fratres Arvales).

Грабовский пантеон
Связь Квирина и Ромула дополнительно подтверждается связью с Вофионосом, третьим богом в триаде грабовских богов Игувия. Вофион был бы эквивалентом Либера или Тевтата в Лациуме и у кельтов соответственно.

Капитолийская триада
Его раннее значение привело к включению Квирина в Архаическую Триаду (первую Капитолийскую Триаду) вместе с Марсом (в то время богом земледелия) и Юпитером.

Однако со временем Квирин стал менее значимым, и он отсутствовал в более поздней, более широко известной триаде (его и Марса заменили Юнона и Минерва). Варрон упоминает Капитолий Ветус, более раннее культовое место на Квиринале, посвященное Юпитеру, Юноне и Минерве, среди которых Марсьяль проводит различие между «старым Юпитером» и «новым».

Исчезновение в безвестности
В конце концов, римляне стали отдавать предпочтение личным и мистическим культам официальной государственной системе верований. Среди них были те, что были у Вакха, Кибелы и Исиды, оставив только фламен Квирина, чтобы поклоняться ему.

Наследие
Даже спустя столетия после падения Римской империи Квиринальский холм в Риме, первоначально названный в честь обожествленного Ромула, по-прежнему ассоциировался с властью — он был выбран резиденцией королевского дома после взятия Рима Савойей, а затем и стал резиденцией президентов Итальянской Республики.