Палаццо Лабиа (Венеция), Италия

 

Описание Палаццо Лабиа

Палаццо Лабиа - дворец в стиле барокко в Венеции, Италия. Построенный в 17-18 веках, это один из последних великих дворцов Венеции. Малоизвестный за пределами Италии, он наиболее примечателен великолепным бальным залом с фресками, написанным в 1746–1747 годах Джованни Баттиста Тьеполо, а также декоративными работами в стиле тромп-л'эйль Джероламо Менгоцци-Колонна.

В городе, который часто сравнивают с картонной съемочной площадкой, Палаццо необычен тем, что имеет не только формальный фасад вдоль Большого канала, но также видимый и формальный фасад в его задней части и украшенную сторону вдоль канала Каннареджо. В Венеции такой дизайн встречается очень редко. Палаццо был спроектирован архитектором Андреа Коминелли (по другим данным - Алессандро Треминьон), главный фасад находится на канале Каннареджо; меньший трехслойный фасад обращен к Большому каналу. К более позднему фасаду, вероятно, спроектированному Джорджо Массари, можно подходить со стороны Кампо Сан-Джереми.

 

Лабиа
Семья Лабиа, заказавшая палаццо, изначально была каталонской и приобрела дворянский статус в 1646 году, поэтому старая венецианская аристократия считала его аристократом. Войны с османами истощили казну Венецианской республики, которая затем продавала надписи знати, тем самым придавая политическое влияние. Было сказано, что они компенсировали отсутствие предков большим богатством. Сегодня Палаццо Лабиа - единственный сохранившийся пример такой демонстрации.

Это члены семьи Лабиа середины 18 века, которым палаццо обязан своей известностью сегодня: в нем жили два брата со своими женами, детьми и матерью. Братья Анджело Мария Лабиа и Паоло Антонио Лабиа наняли Тьеполо на пике его возможностей для украшения бального зала. Использование Тьеполо, кажется, было самым замечательным достижением братьев. Анджело Мария стал аббатом просто для того, чтобы избежать политических обязательств аристократа республики. Любопытно, что его святое занятие не помешало ему жениться. Однако его жена была простолюдином, что указывает на почти морганатический статус брака. Основными интересами Анджело было строительство театра марионеток, за кулисами которого прятались настоящие певцы. Марионетки часто ставили сатирические пьесы, написанные самим Анджело. В более поздней жизни он не смог полюбить себя венецианскому обществу, став осведомителем ужасной инквизиции. Его младший брат Паоло женился условно на старой венецианской аристократии, классе, готовом принять деньги и гостеприимство половых губ, если не равенство. Паоло тоже никогда не брал на себя никаких общественных обязанностей. Похоже, что это была их мать, Мария Лабиа, которая была интеллектуальной движущей силой семьи, в молодости красавица, ее рисовала Розальба Каррьера. Французский путешественник и общественный обозреватель Шарль де Бросс сообщил, что в преклонном возрасте она обладала живым умом, кокетливым характером и обладала лучшей коллекцией драгоценностей в Европе. Эта коллекция также была изображена в некоторых работах Тьеполо в палаццо.

 

Дизайн

В то время как палаццо было начато в самом конце 17-го века, его можно считать продуктом 18-го века, такие архитекторы, как Бальдассар Лонгена, ранее доминировали в архитектуре дворцов города в стиле, примером которого являются драматические фасады, богатые лепниной с отдельные колонны - стиль, мало изменившийся со времен позднего Возрождения.

Двум малоизвестным архитекторам, Треминьону и Коминелли, было поручено спроектировать палаццо. Выбор двух сравнительно неизвестных архитекторов выглядит странно, учитывая желание семьи Лабиа произвести впечатление на венецианское общество. Однако размещение участка с лихвой компенсировало любой риск, связанный с выбором неизвестных архитекторов. Место, выбранное для палаццо, было соединением канала Каннареджо и Гранд-канала в приходе Сан-Джеремия, фактически церковь Сан-Джереми была непосредственным соседом палаццо, ее колокольня, казалось, была включена в палаццо. Канал Каннареджо - один из важнейших притоков Гранд-канала.

Хотя, как и многие другие большие палаццо в Венеции, Палаццо Лабиа имеет прямоугольную форму, построенную вокруг внутреннего двора, два архитектора Треминьон и Коминелли нарушили архитектурные традиции таких архитекторов, как Лонгена, спроектировав фасады Палаццо Лабиа, чтобы они были больше. простой и менее загроможденный, чем в более ранних венецианских классических палаццо, сохраняя при этом богатство барокко, достигнутое за счет эффекта света и тени, вторым разрывом с венецианской архитектурной традицией стало то, что у нового палаццо было три фасада, что было обычной практикой в Венеция, потому что только фасад на набережной имеет богатство деталей, в то время как задние фасады часто представляли собой несоответствие асимметричных окон и стилей. Участок нового палаццо, находящийся на стыке двух каналов, а также граничащий с Кампо Сан-Джереми, предоставил возможность для трех фасадов. Следовательно, это внимание к деталям менее очевидных частей экстерьера палаццо, вдали от его главного фасада, обращенного к воде, могло служить дополнительным свидетельством огромного богатства Лабиа.

 

Фасад, обращенный к Кампо Сан-Джереми, не уступает по великолепию фасаду Каннареджо. Фасад Гранд-канала - меньший из трех, он находится в стороне от фундамента и состоит всего из трех бухт. Палаццо пятиэтажный. Первый и второй этажи низкие, первый рустованный, следующие два этажа - фортепьяно nobile и второе фортепьяно, имеют высокие сегментированные окна, разделенные пилястрами, высокие окна ограждены балконами с балюстрадами. Пятый этаж представляет собой невысокий антресоль под выступающей шатровой крышей, здесь небольшие овальные окна разделены геральдическими орлами семейства Лабиа. Фасад Кампо Сан-Джеремия/ Campo San Geremia, спроектированный Тремигноном/ Tremignon, намекает на более цветочный венецианский готический стиль, контрастирующий с более классическими фасадами каналов. Однако венецианская готика является скорее тонким предложением, чем определяющим стилем, типичные центральные лоджии фортепьяно nobili, типичные черты венецианской готики, тем не менее, застеклены, а линия крыши, в отличие от водных фасадов, скрыта классическими балюстрада, но повторение и размещение окон продолжает тему фасадов каналов.

 

Интерьер

Бальный зал палаццо двойной высоты (или Salone delle Feste) полностью расписан фресками со сценами романтических встреч Марка Антония и Клеопатры. Эти фрески являются результатом сотрудничества Тьеполо и Джироламо Менгоцци Колонна. Фрески обрамлены архитектурными элементами в стиле тромп-л'эй, включая дверные проемы, окна и балконы. Через иллюзорные элементы мы видим встречу Антония и египетской царицы на банкете, в то время как с расписных балконов и верхних окон члены двора Клеопатры, кажется, смотрят вниз. Считается, что модели для этих фигур были членами семьи половых губ. В этой сцене Клеопатра растворяет свою бесценную жемчужину в кубке с вином, демонстрируя Антонию свое богатство; Мария Лабиа увидела бы в этом метафору своего положения нувориша в венецианском обществе. Говорят, что сама Мария Лабиа была моделью для Клеопатры, но никакие документальные свидетельства не подтверждают это утверждение.

Хотя фрески Тьеполо в бальном зале являются одними из лучших в Италии, они также отображают недостатки Тьеполо как художника. Он совершенно не интересовался психологией; в результате этого сегодня продолжаются дебаты относительно изображения (показано справа) Марка Антония и Клеопатры, в частности, относительно того, встреча это или расставание Марка Антония и Клеопатры. Некоторые эксперты утверждают, что они могут обнаружить определенную надменность в позе Клеопатры, которая указывает на намерение некоторой формы прощания, но мнения сильно разделились.

Остальные парадные залы, построенные вокруг внутреннего двора, бледны по сравнению с бальным залом. Тем не менее, каждая из этих комнат сама по себе является шедевром. Что касается Салона из Зеленого Дамаска, то, помимо скульптурного камина из инкрустированного мрамора, он содержит огромные фрески и потолок работы Помпео Батони.

20 век
Богатство и власть семьи Лабиа пришли в упадок с падением Светлой республики в 1797 году. В 19 веке Палаццо пришел в упадок. Это совпало с периодом, когда работы Тьеполо были непопулярны и недооценены. В 1945 году недалеко от палаццо взорвалась лодка с боеприпасами, разрушив и без того шаткий фундамент, и обломки фресок бального зала упали на землю.

В 1948 году у палаццо появился новый владелец, Дон Карлос де Бистеги (Чарли де Бистеги), француз, наследник франко-мексиканского состояния, который начал интенсивную реставрацию. Бейстеги был искусным декоратором интерьеров, и для заброшенного палаццо он купил мебель, приобретенную у менее удачливых соседей палаццо, в том числе фрески Рафаэля, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Эти произведения искусства в сочетании с недавно приобретенными гобеленами и антиквариатом вернули палаццо былое великолепие. Дон Карлос был настолько страстным коллекционером, что его вкус стал известен как le goût Beistegui (стиль Beistegui) ».

3 сентября 1951 года дон Карлос провел бал-маскарад, Le Bal oriental, в Палаццо Лабиа. Это было одно из самых масштабных и щедрых общественных мероприятий 20 века. Он положил начало карьере венецианского модельера Пьера Кардена, который разработал около 30 костюмов, которые носили участники "сладкой жизни", которые присутствовали на нем. Кристиан Диор и Сальвадор Дали создавали костюмы друг для друга. На фотографиях бала Сесила Битона изображено почти сюрреалистическое общество, напоминающее венецианскую жизнь непосредственно перед падением республики в конце 18 века. Вечеринка должна была стать одним из последних по-настоящему ярких событий в знаменитом бальном зале.

Дон Карлос перенес серию инсультов в 1960-х и удалился на свое французское место в Монфор-л'Амори, поэтому он продал его итальянскому государственному телевидению RAI, которое использовало его в качестве своей региональной штаб-квартиры. Умер в 1970 году, не оставив завещания. Его поместье, которое включало в себя многое из прежнего содержимого Палаццо Лабиа, и его французский дом Шато де Груссе, который был обставлен аналогичным образом, перешел к его брату, который отдал Грассэ своему сыну Жану (Джонни) де Бистеги. Когда в 1999 году на аукционе Sotheby's были выставлены на аукцион Груссэ и бывшие предметы Палаццо Лабиа, это оказался крупнейший и самый дорогой аукцион во Франции.

Иногда бальный зал используется для проведения международных конференций и встреч на высшем уровне; эта комната и некоторые парадные залы открыты для всеобщего обозрения по предварительной записи.

В апреле 2008 года RAI выставила палаццо на продажу, обязав его использовать в культурных целях, как того требует муниципалитет Венеции.