Церковь Сан-Леонардо (Ареццо), Италия

 

Церковь Сан-Леонардо — это церковь Ареццо, расположенная в местности Сан-Дзено.

 

История и описание

Сан-Дзено – это небольшая деревушка на окраине Ареццо, в северной части долины Валь-ди-Кьяна, расположенная на склонах холма Санта-Флора, спускающегося к долине. Сегодня он известен, прежде всего, большим комплексным заводом по переработке отходов и промышленной зоной, в которой расположены офисы некоторых из самых важных компаний Ареццо, таких как Unoaerre Industries и Euronics CDS. Тем не менее, недалеко от заводов, почти неожиданно для тех, кто проезжает по дороге, соединяющей город с развязкой автомагистралей, находится маленькая жемчужина романского искусства: церковь Сан-Леонардо.

В 1022 году уже задокументирована часовня, посвященная Сан Зенону (или Зенону), который, согласно христианскому преданию, родился в начале четвертого века в Мавретании, древней североафриканской области, соответствующей нынешним территориям Алжира и Марокко. После переезда в Италию он несколько лет жил монашеской жизнью, пока не был избран епископом Вероны около 362 г. В лангобардский период его культ взорвался, в том числе благодаря приписываемым ему чудесам, связанным со спасением города после разлив связанных с ними рек. Наиболее известными случаями являются Адидже в Вероне в шестом веке и Омброне в Пистойе в седьмом веке. Неслучайно соборы обеих столиц посвящены святому. Посвящение церкви, расположенной в плеберио Санта-Мустиола-ин-Куарто, возможно, произошло после контактов с северной Италией, где преданность Сан-Дзено была наиболее глубоко укоренена.

Не будем забывать, например, что в этом районе области Ареццо в раннем Средневековье были некие «земли Обертенге», со ссылкой на маркиза Оберто I, жившего в 10 веке и праотца Обертенги. Так называемая Марка Обертенга, в подразделении, желаемом королем Италии Беренгарио II в 951 году, фактически включала Ломбардию и части Лугурии, Пьемонта, Эмилии и верхней Тосканы, но семья ломбардского происхождения также имела владения в районе Ареццо. Однако Сан-Зено также является покровителем пресноводных рыбаков. Поэтому не исключено, что богатство воды в этом районе долины Валь-ди-Кьяна могло повлиять на выбор названия. Более наводящая на размышления, но менее убедительная гипотеза, чем первая.

Документ от 1113 г. и еще один от 1135 г. свидетельствуют о том, что в те годы здание продолжало быть посвященным африканскому святому. По словам ученого Альберто Фатукки, в тринадцатом веке владельцем церкви, которая тем временем перешла под контроль могущественного бенедиктинского аббатства Святых Флора и Лусилья ди Торрита ди Ольмо, стал Сан Леонардо. Сан Зено так и остался названием населенного пункта. К этому периоду относится и строительство новой церкви в романском стиле. Также, по словам Фатукки, изменение имени произошло в то время, когда по всей Европе была очень сильна преданность святому отшельнику, жившему в Галлии в шестом веке. Культ распространился в основном среди крестоносцев. Это потому, что Святой Леонард был святым покровителем производителей цепей и тех, кто был несправедливо заключен в тюрьму. В те годы борьбы между Западом и исламом многие были связаны и пленены с обеих сторон.

Однако, сравнивая визиты бенедиктинских аббатов Витале да Реджо 12 октября 1534 г. и Джулио да Мантова 2 апреля 1549 г., здание по-прежнему имеет право на «Святой Зенонис», и оно также находится во время пастырского визита епископа Ареццо Бернардетто Минербетти. 18 октября 1564 г. После нового визита Минербетти 8 апреля 1567 г. слова «Sancti Leonardi de villa Sancti Zenonis» появляются впервые. Поэтому век, в котором произошло чередование титульного святого, и причины этого изменения требуют дальнейшего исследования. Церковь Сан-Леонардо, которую мы видим сегодня, перестроена в тринадцатом веке, но многие следы последующих реконструкций видны и очевидны.

Восхитительный фасад, состоящий в основном из ровных набросков из песчаника, в отличие от других сельских церквей Ареццо, имеет две горизонтальные полосы из травертина, которые делают его уникальным. Также спереди можно увидеть оригинальный архивольт портала и два глухих окна по бокам большого одинарного стрельчатого окна. Фасад был отреставрирован в шестидесятых годах прошлого века, тем самым исцелив сомнительные вмешательства начала двадцатого века, которые пытались обновить ныне обветшавшее здание, но на самом деле испортили его произвольными изменениями. Если двигаться назад, то можно увидеть красивую полукруглую апсиду и изящный кирпичный фронтон колокольни. Интерьер, полностью реконструированный, имеет единственный неф и, к сожалению, больше не имеет ничего от средневековой структуры.