Святилище Мадонны ди Сан-Лука, Италия

 

Святилище Мадонны ди Сан-Лука (Сан-Локка в Болоньезе) представляет собой базилику, посвященную католическому культу Марии, и стоит на Колле-делла-Гуардиа, частично покрытом лесом отроге на высоте 280 м над уровнем моря. к юго-западу от исторического центра Болоньи. Это важное святилище в истории города, поскольку с самого начала оно было местом паломничества для поклонения иконе Богородицы с младенцем под названием «Сан-Лука». До святилища можно добраться от Порта Сарагоса по длинной и характерной дороге с аркадами, которая пересекает Сарагоццу с монументальной Арко дель Мелончелло (1732 г.) и затем круто поднимается вверх к святилищу.

 

История

История святилища связана с хранящейся внутри иконой, которая породила легенду об основании самого святилища и определила его судьбу на протяжении веков, сделав его местом паломничества.

Легенда о Феокле
Легенда о прибытии иконы с изображением Мадонны с младенцем запоздало рассказывается в хронике Грациоло Аккаризи, болонского юриста XV века. В ней рассказывается о греческом паломнике-отшельнике, который во время паломничества в Константинополь получил от священников базилики Святой Софии картину, приписываемую евангелисту Луке, чтобы взять ее на «Гору Стража», как это было указано в надписи на самой картине. Итак, отшельник отправился в Италию на поиски холма Гуардиа и только в Риме узнал от болонского сенатора Пасциповеро, что эта гора находится недалеко от Болоньи. Прибыв в город Эмилиан, он был встречен городскими властями, и стол Мадонны с младенцем был отнесен процессией на гору.

Со временем легенда обогатилась деталями, продиктованными воображением или предположениями летописцев. Первым был в 1539 году Леандро Альберти, напечатавший Хронику славной Мадонны св. Луки из Монте-делла-Гуардиа в Болонье, где он принял в качестве даты прибытия иконы 1160 год. В 1603 году писательница Лукреция Маринелли из Венеции издал сборник священных стихов, содержащий стихотворение об иконе, в котором греческий паломник назван «Евтимио». Брат Томмазо Феррари в 1604 году добавил, что икона была получена отшельником и принесена на гору болонским епископом Херардо Грасси. Наконец, это фальшивый документ, вероятно, изготовленный доном Карло Антонио Барони (1647-1704) и датированный 8 мая 1160 года, в котором говорится о передаче иконы епископом Грасси двум сестрам, Аццолине и Беатриче, дочерям Рамбертино Гези, основатели в 1143 г. скита на холме Гуардиа, состоящего из хижины и небольшой часовни, посвященной Сан-Луке. Этот последний фальшивый документ и дал имя паломнику: Теокле Кмня (или Камня).

Анжелика Бонфантини и Санта-Мария-делла-Гуардиа
Документы, считающиеся подлинными, вместо этого говорят нам о другой женской фигуре, Анжелике Бонфантини, дочери Кайкле ди Бонфантино и Болоньи Герардо Гези, которая в документе от 30 июля 1192 года решила отдаться отшельнической жизни на Монте-делла-Гуардиа. с намерением построить там часовню и церковь. Таким образом, она исповедовала обеты в женском отделении каноников Санта-Мария-ин-Рино, отдав им землю из своего имущества на горе делла Гуардиа, попросив взамен помощь в строительстве церкви и алименты для священника. Однако он сохранил узуфрукт и доход от переданных активов и тех, которые он получит от пожертвований верующих.

В следующем году Анжелика привлекла внимание Папы Селестины III, который документом от 24 августа 1193 г. приказал епископу Болоньи Герардо ди Гисла заложить по просьбе Анжелики первый камень «новой церкви, которая должна быть построена». на горе делла Гуардиа», привезенной прямо из Рима и благословленной самим понтификом. Он был заложен 25 мая 1194 года.

Спор с рейнскими канониками
Новое святилище вскоре стало местом паломничества, и с ростом значения этого места между Анжеликой и духовенством Санта-Мария-ин-Рино возник спор относительно юридического толкования акта дарения 1192 года. Рейнские каноны, по сути, они утверждали, что Анжелика, как канонисса, должна была подчиниться конгрегации каноников, оставив им права, относящиеся к общине отшельников, а также к предложениям и пожертвованиям, сделанным общине и церкви Санта-Мария-делла-Гуардиа. Анжелика отреагировала, заявив о правах, в том числе экономических, которые она сохранила по договору дарения. Споры разрослись до такой степени, что Анжелика попросила о вмешательстве Папы, к которому она семь раз приходила лично, прежде чем спор был окончательно разрешен.

 

Первый приговор в пользу Анжелики был вынесен 25 февраля 1195 года Селестино III, против чего, однако, выступили рейнаны. Уехав в Рим, Анжелика добилась от папы еще одной буллы, которая обязывала епископа Болонского и настоятеля монастыря Санти-Наборре и Феличе вернуть в послушание каноников Санта-Мария-ин-Рено, а также благодаря поддержке в Римской курией пользовалось рейнское духовенство, они снова отказались подчиняться булле, ссылаясь на юридические придирки.

Перелом в ситуации наступил, когда папа буллой от 20 ноября 1197 г. взял под свою защиту «церковь и ее народ со всем имуществом, которым он владеет», в обмен на ежегодный налог в размере одного фунт благовоний. Этот акт, ставя гвардейцев-отшельников де-факто в зависимость только от Папы, не устранял того факта, что де-юре они все еще были женской ветвью каноников Санта-Мария-ин-Рино.

8 января 1198 года Целестина III умерла, и на его место был избран Папа Иннокентий III, который подтвердил папскую защиту и разрешил юридический спор, установив, что соглашение Анжелики с Рейном следует рассматривать не как религиозную профессию, а как простое обещание. . Рейнцы снова подали апелляцию, пока после многочисленных поражений не добивались соглашения.

Спор закончился 13 марта 1206 г. передачей земли, церкви и смежных прав Анжелике рейнскими канониками.

Анжелика также представила в 1210 году список экономического ущерба, понесенного в результате спора с рейнскими канониками, в том числе значительную сумму в 1000 лир болоньини за недостающие приношения (что дает представление, хотя, вероятно, и завышенное, о количестве предложений достигший святилища).

После смерти Анжелики, которая произошла около 1244 года, кардинал Оттавиано Убальдини доверил управление церковью, «все причины, привилегии и принадлежности» некоторым августинским монахиням из скита Ронцано, включая сестру Балена, сестру Дону и сестру Марину. 28 января 1258 года они добились от Папы Александра IV освобождения церкви Санта-Мария-дель-Монте-делла-Гуардиа от контроля епископа Болоньи. Споры ненадолго возобновились в 1271 году, но без реального результата.

Подчинение монастырю Святого Матьяша
В 1278 году по распоряжению кардинала фра Латино августинские монахини были присоединены к доминиканскому ордену. В 1290 году монахиням было разрешено построить за пределами Порта Сарагоцца (где сегодня стоит церковь Сан-Джузеппе) новый монастырь, посвященный Сан-Маттиа, разрушенный в 1357 году, но восстановленный внутри стен в 1376 году. Две общины монахинь управлялись единственный настоятель, проживавший в Сан-Маттиа, в то время как Монте-делла-Гуардия управлялся викарием, которому помогали девять монахинь, которые сменялись каждые два года. В связи с растущим процветанием монастыря Сан-Маттиа 3 марта 1438 года папа Евгений IV приказал подчинить ему Санта-Мария-делла-Гуардиа.

«Чудо дождя» и реконструкция пятнадцатого века
После многих лет упадка из-за политической нестабильности и децентрализованного положения в Болонье святилище снова стало успешным благодаря растущему паломничеству, которое возникло после так называемого «чуда дождя» 5 июля 1433 года, когда шли весенние дожди. которая могла повредить урожаю, прекратилась, когда прибыла процессия, которая несла икону в город.

Благодаря многочисленным пожертвованиям частных лиц и Общества Санта-Мария-делла-Морте (которому была доверена забота о священном образе во время их пребывания в городе) удалось в 1481 году полностью отремонтировать здание, состоящее из прямоугольного, перекрыта крестовыми сводами и снабжена многоугольным приделом, в котором хранилась икона. С южной стороны остался монастырь, где находились монахини из монастыря Сан-Маттиа, отвечающие за охрану святилища.

Последующие расширения
Между 1603 и 1623 годами была расширена и украшена главная часовня, а между 1609 и 1616 годами была перестроена колокольня. Благодаря завещанию папского легата кардинала Ладзаро Паллавичини в 1696 году была открыта новая строительная площадка, что привело к дальнейшему расширению и удлинению церкви, а также добавлению четырех боковых часовен.

С 1708 года работами руководили Карло Франческо Дотти и Донато Фазано, что привело к строительству новой и более богатой главной часовни, украшенной новым алтарем в стиле барокко из полихромного мрамора, спроектированным Джованни Антонио Ферри и построенным каменщиками Анджело Рангери. Строительство было завершено в 1713 году.

 

Текущее здание
Нынешнее здание является результатом нового, более радикального вмешательства, принятого в 1723 году и продиктованного контрастом между новой главной часовней и остальной частью здания. Он был снесен и перестроен под руководством самого Карло Франческо Дотти, следуя идее монаха, служившего Андреа Сакки, который предусмотрел овальный план. Работы велись, не мешая прибытию паломников: стены нового комплекса, по сути, возводились вокруг старого здания, которое было снесено только после завершения работ, в 1743 году. Наконец, была проведена внутренняя отделка , завершенный в 1748 году, а в следующем году главная часовня была снова переделана.

25 марта 1765 года, после 42 лет работы, кардинал-архиепископ Винченцо Мальвецци торжественно открыл новое святилище. Купол, фасад и внешние боковые трибуны были закончены Джованни Джакомо Дотти в 1774 году по рисункам, оставленным его отцом.

Наполеоновские законы упразднили 11 февраля 1799 года доминиканскую обитель Сан-Маттиа, и монахини, которым было доверено святилище, были вынуждены покинуть его. Их сменили доминиканцы до 1824 года, когда он был напрямую подчинен архиепископу кардиналу Карло Опиццони. С тех пор святилищем управляют епархиальные священники во главе с викарием архиепископа.

В 1815 году новые работы привели к мраморному покрытию главной часовни и строительству новых мраморных алтарей по проекту Анджело Вентуроли.

Святилище Сан-Лука было объявлено национальным памятником в 1874 году и имело достоинство малой базилики папой Пием X в 1907 году.

С 1888 по 1889 год действовал фуникулер Сан-Лука, начиная с Мелончелло.

Украшение купола было выполнено между 1922 и 1932 годами, роспись которого была поручена флорентийскому живописцу Джузеппе Кассиоли. Площадь перед зданием была перестроена между 1938 и 1950 годами по проекту инженера Джузеппе Гуаланди и его сына Франческо по указанию кардинала Джованни Баттиста Насалли Рокка, который также заказал строительство склепа.

С 1930 по 1994 год действовал женский приют, сначала размещавшийся в помещении под самим святилищем, а затем переехавший в новое здание вдоль портика, до сих пор называемое «сиротским».

С 1931 по 1976 год к святилищу можно было добраться по панорамной канатной дороге, вышедшей из употребления в 1976 году, нижняя конечная остановка которой находилась недалеко от нынешней остановки канатной дороги местного общественного транспорта.

 

Святилище

Снаружи

Доминирующим стилем является барокко, о чем свидетельствуют динамичные и криволинейные формы и объемы, чередующиеся в сплошных выступах и углублениях. Тело здания состоит, по большей части, из огромного эллиптического фонаря, голого и компактного, увенчанного в центре большим куполом с фонарем, в котором находится обсерватория на высоте 42 метра.

Фасад, который не полностью закрывает задние формы, состоит из передней части, созданной по образцу классических форм пронаоса: ордер гигантских ионических пилястр поддерживает фронтон, под которым открывается большая центральная арка. Портик, соединенный со сторонами фасада, развивается двумя криволинейными крыльями, замыкающими квадрат спереди и заканчивающимися двумя пятиугольными эдикульными стойками. Входной портал окружен статуями Сан-Лука и Сан-Марко работы Бернардино Каметти, выполненными в 1716 году и первоначально помещенными в пресвитерии.

Корпус старого доминиканского монастыря и колокольня встроены в южную сторону здания.

 

Интерьер

Интерьер характеризуется эллиптическим планом, к которому привит греческий крест (образованный центральной осью и двумя основными боковыми часовнями), и имеет приподнятый пресвитерий, на вершине которого находится икона Богородицы с младенцем. Главные арки поддерживаются балочными столбами, состоящими из трех гигантских коринфских колонн.

Среди произведений внутри есть запрестольные образы:
Донато Крети (Коронация Богородицы, вторая часовня справа, и Богоматерь и святые покровители Болоньи, вторая часовня слева);
Гвидо Рени (Богоматерь Розария, третья часовня справа);
Гверчино (версия явления Христа Матери, большая ризница);
Доменико Пестрини (большая ризница)
Фрески Витторио Мария Бигари (главная часовня) и Джузеппе Кассиоли ​​(купол). Лепнина - работа Антонио Боррелло, Джованни Калегари, со статуями Анджело Габриэлло Пио.

 

Склеп

Склеп был построен по приказу кардинала Джованни Баттиста Насалли Рокка, останки которого хранятся здесь в монументальной гробнице работы Бруно Боари. В склепе также находятся некоторые гробницы, принадлежащие семьям, которые внесли пожертвования на строительство святилища.

Внутри склепа находится также масштабная модель святилища восемнадцатого века и восковой бюст архитектора Карло Франческо Дотти, завершившего строительство святилища. Есть также священные предметы, такие как плащ, которым окружена икона Богородицы, и цветочный балдахин, который окружает ее, когда ее несут в процессии по городу.

 

Купол

По первоначальному проекту Дотти купол изначально казался лишенным фресок, чтобы увеличить архитектурное пространство. Именно в 1918 году была заказана отделка интерьера купола, порученная флорентийскому художнику и скульптору Джузеппе Кассиоли. Работы начались в 1922 году и закончились через два года.

Сюжет представляет собой аллегорическую композицию, в центре которой находится обращение к Мадонне Папой Бенедиктом XIV. Понтифик окружен многочисленными прелатами, в том числе Насалли Рокка, в то время папским милостыней. Евангелист Лука также изображен в восточной одежде и с приписываемой ему по преданию иконой.

Кассиоли ​​разработал свою собственную работу, пытаясь соответствовать стилю фресок, написанных художником Витторио Мария Бигари более ста пятидесяти лет назад. Следуя схеме, уже использованной Бигари в своде главной капеллы, Кассиоли ​​построил композицию с перспективой снизу, сосредоточив фигуры у основания купола.

 

Крыльцо

стория
Дорога, которая поднимается на холм Гуардиа и ведет к святилищу, была вымощена городскими властями в 1589 году. Привычка паломников вешать изображения с Тайнами Розария на деревья по пути привела к тому, что викарий Олимпия Боккаферри начал строительство 15 часовен в 1640 году.

С растущим наплывом паломников было решено построить очень длинный портик, чтобы защитить паломников от дождя. Первый скромный проект был составлен Камилло Сакченти в 1655 г., но нехватка экономических ресурсов привела к отказу от проекта, возобновленному в 1673 г. группой частных лиц (включая капеллана Госпиталя для паломников Сан-Бьяджо, Дон Лодовико Дзенароли и маркиза Джироламо Альбергати, брата Санта-Мария-делла-Морте), которые создали комитет для сбора средств, необходимых для строительства. В его строительстве с 1674 по 1721 год под руководством архитектора Джан Джакомо Монти участвовали граждане всех сословий. После его смерти работы были завершены Франческо Монти Бендини и самим Карло Франческо Дотти, которые спроектировали Арко дель Мелончелло в 1721 году.

В связи со строительством лавок над плоской частью портика в 1791 г. пришлось провести работы по укреплению. Другие реставрационные работы проводились в 1819 и 1955 гг. арки были утрачены. Новые реставрационные работы были начаты в 2019 году. В 2021 году портик Сан-Лука был включен ЮНЕСКО в число портиков Болоньи, признанных объектом Всемирного наследия.

Функции
Портик состоит из ряда арок от 658 до 666 (в зависимости от метода подсчета) и 15 часовен. С его 3796 м это самый длинный портик в мире. Участок равнины, который идет от арки Бонаккорси (перед воротами Сарагоццы) до арки Мелончелло, состоит из 316 арок и имеет длину 1,52 км. Холмистый участок, от Мелончелло до Святилища, состоит из 350 арок, в том числе 15 часовен с Мистериями Розария, расположенных через равные промежутки (примерно через каждые 20 арок) и имеет длину 2276 км. Портик усеян памятными надгробиями и эпиграфами разных эпох с религиозной целью (ex voto за полученные милости) или в знак благодарности за пожертвования.

Согласно традиции, не случайно он состоит (по определенному счету) из 666 арок: дьявольское число (см. Откр. 13, 18) символизирует «змея», то есть Дьявола, связанного с портиком. и за его зигзагообразную форму, и за то, что, заканчиваясь у подножия святилища, он напоминает традиционную иконографию Дьявола, побежденного и раздавленного Мадонной своей пятой (ср. Бытие, 3, 15).

 

Культ Марии

«Чудо дождя».
В 1433 году, во время епископства блаженного Никколо Альбергати, весна была чрезвычайно дождливой, что грозило гибелью урожая. Чтобы избежать перспективы голода, юрист Грациоло Аккаризи (автор вышеупомянутой хроники легенды о прибытии иконы в Болонью) способствовал спуску иконы Мадонны с младенцем в Совет старейшин, чтобы умолять перед изображение благодати прекращения дождей, приписываемой Сан-Луке; это он сделал, подражая тому, что делали флорентийцы, которые всегда обращались к Мадонне Импрунеты, также приписываемой Сан-Луке. Когда 5 июля икона въехала в город, дождь прекратился; Затем был устроен большой пир с трехдневным шествием по городу, после чего образ был доставлен обратно в святилище. По голосованию граждан эти празднования с тех пор повторяются каждый год.

Торжества
Перевозка образа во время ежегодных спусков в город была возложена на отцов-иезуитов Сан-Джироламо и Сант-Эвстахио, орден, запрещенный в 1669 г. оставаться в городе. Начиная с 1629 года перед Братством также стояла задача транспортировать его с горы в соответствии с точными правилами, установленными монахинями Сан-Маттиа. Изображение, идущее с холма Гуардиа, спускалось в город, чтобы быть доставленным в бывшую церковь Сан-Маттиа, где доминиканские монахини украсили его цветами и драгоценностями. Оттуда он отправился в церковь Санта-Мария-делла-Морте (где сегодня находится дворец Гальвани, местонахождение Гражданского археологического музея), а затем был доставлен в различные церкви города, пока через несколько дней не достиг базилики. Сан Петронио.

В 1476 году по распоряжению Иоанна II Бентивольо празднование Мадонны ди Сан-Лука было перенесено с первого воскресенья июля на воскресенье Малых рождений Вознесения, а в 1718 году кардинал Джакомо Бонкомпаньи решил перенести их на Суббота. Наполеоновские законы запретили в 1796 году компанию Санта-Мария-делла-Морте, а в 1799 году - монастырь Сан-Маттиа: с тех пор икона была перенесена в собор Сан-Пьетро.

Торжества по-прежнему начинаются со схождения образа в субботу перед пятым воскресеньем после Пасхи. Икона вносится в Болонью через портик Сан-Лука торжественным шествием духовенства и верующих и, проходя улицами центра, достигает собора в сопровождении двойников, играемых колокольнями возле процессии. В среду перед Вознесением образ несут процессией в базилику Сан-Петронио, с церковного двора которой с 1588 года дается торжественное благословение городу.

После того, как образ находится в городе неделю, та же процессия отвозит его обратно в святилище. До 1976 года святыню приносили в святилище в четверг Вознесения. С 1977 года, с обнародованием закона №. 54, который отменил среди прочего праздник Вознесения посреди недели, празднование было перенесено на следующее воскресенье.

Лишь дважды не удалось отпраздновать сошествие Мадонны: в 1849 году, во время австрийской оккупации холма, и в 1944 году, во время Второй мировой войны.

 

Икона

Центр народного культа, икона изображает Мадонну с младенцем в соответствии с классической восточной иконографией типа одигитрии или одигитрии, то есть «Указывающей Путь», считающейся «Мадонной путников».

Видимая в настоящее время редакция иконы, возможно, помещенная между концом 12-го и началом 13-го века, кажется, принадлежит западной руке, но определенно принадлежит византийскому культурному климату, как и большая часть изобразительной культуры римлян. период.

Размер иконы 65 х 57 см, толщина около 2 см. Он выполнен темперой и сусальным серебром на льняном холсте, наложенном на центральную панель из тополя, к которой добавлены две головные панели из вяза и каштана.

Согласно сводной иконографии, Мадонна, изображенная поясной, держит на руках благословляющего Иисуса. Богородица носит сине-зеленое одеяние, под которым видна красная нижняя юбка. Черты лица вытянутые, пальцы кисти сужены. Младенец с маленькой головой по сравнению с телом держит правую руку в благословляющем жесте, а левая рука сжата в кулак. Туника Младенца того же красного цвета, что и нижняя юбка Богородицы. На заднем плане можно увидеть ряды мелких листьев плюща, вставленных один в другой и перемежающихся мелкими жемчужинами. Две боковые полосы около 4 см, украшенные цветочными мотивами, окружают стол, а верхняя часть кажется срезанной.

 

После исследований, в том числе рентгенограмм, было установлено существование другой, более старой картины под видимым сегодня изображением. Стиль, в данном случае, византийский и имеет много общего с сохранившимися копиями Богородицы в Святой Софии в Константинополе, предположительно датируемыми между 10 и 11 веками. Кроме того, предполагаемое восточное происхождение первой картины подтверждается использованием цвета индиго для цвета одежды Богородицы, который использовался в Малой Азии, но не в Италии.

На исходном изображении у Девы более тонкая носовая перегородка и небольшая приподнятая ноздря; у рта обе полные губы, а глаз кажется большим и удлиненным. Младенец, напротив, менее пропорционален, более цельен и округл, в подчеркнутом благословляющем жесте он как бы в греческом стиле, в отличие от нынешнего изображения, где он в латинском стиле.

В 1603 году Мадонна была коронована архиепископом Альфонсо Палеотти. С 1625 года картина покрыта серебряной пластиной, на которой открыты только лица, работы Яна Якобса из Брюсселя. В 1857 году он получил драгоценную диадему от папы Пия IX.

 

Спорт

Кататься на велосипеде
Дорога, идущая параллельно портику Сан-Лука, на подъеме, часто используется для велосипедных гонок. В частности, в последние годы она представляет собой последнюю сложность Джиро дель Эмилия, которая проходит через нее пять раз. С другой стороны, в 1956 году была гонка на время Джиро д'Италия (выиграл Чарли Гол); в 1984 году появился онлайн-этап Джиро д'Италия (выиграл Морено Аргентин). В 2009 году столетняя Джиро д'Италия коснулась Сан-Луки по случаю 14-го этапа, который выиграл Симон Герранс. Восхождение на Сан-Лука было главным героем пролога гонки на время Джиро д'Италия 2019 года.

Подъем начинается в Мелончелло (55 м над уровнем моря): отсюда до святилища около 2 км со средним уклоном 10,8% и максимальным около 18%. Более крутой участок встречается на полпути, вскоре после того места, где дорога проходит под колоннадой (поворот известен как сиротский, так как он находится перед бывшим женским приютом). Высота прибытия 270 м над ур. при этом перепад высот составляет 215 м.

Вы также можете подняться к святилищу по дороге, ведущей на противоположную сторону холма (через Казалью). Эта сторона длиннее, но определенно легче.

Бег
С 1977 года на дороге Касалья-Сан-Лука проводится международный пеший забег, который, поднимаясь по Колле-делла-Гуардиа по улице Виа-ди-Казалья, достигает святилища и спускается с холма, обрамляющего историческую аркаду. Гонка, проводимая ночью, охватывает дистанцию ​​10,2 км с максимальным перепадом высот 376 м над уровнем моря. и спуск 385 м.