Сан Грегорио Маньо (Рим), Италия

 

Описание Сан Грегорио Маньо

Сан Грегорио Маньо аль Селио, также известный как Сан Грегорио аль Селио или просто Сан Грегорио, - это церковь в Риме, Италия, которая является частью монастыря монахов камальдолезской ветви бенедиктинского ордена. 10 марта 2012 года здесь отмечали 1000-летие основания камальдолцев в 1012 году на вечерне, на которой присутствовали англиканские и католические прелаты под совместным руководством Папы Бенедикта XVI и Роуэна Уильямса, архиепископа Кентерберийского.

Сан-Грегорио расположен на Целийском холме, напротив Палатина. Рядом с базиликой и монастырем находится монастырь монахинь и приют для бездомных, которым управляет Мать Тереза из общины Калькутты, миссионеры милосердия.

 

История

Церковь Сан Грегорио Маньо возникла как простая молельня, добавленная к семейной вилле в пригороде папы Григория I, который превратил виллу в монастырь, c. 575–80 гг., До его избрания папой (590 г.). Святой Августин Кентерберийский был настоятелем монастыря, а семь лет спустя возглавил григорианскую миссию англосаксов. Община была посвящена апостолу Андрею. Он сохранил свое первоначальное посвящение в раннесредневековых документах, а после 1000 г. обычно записывался как посвященный святому Григорию в Clivo Scauri. Термин в Clivo Scauri отражал его местонахождение вдоль главной подъездной дороги Clivus Scauri, которая поднималась на древний склон (лат. Clivus), который поднимался из долины между Палатинским холмом и Целийским холмом.

Обветшавшая церковь и небольшой монастырь, примыкающий к ней на ныне изолированном холме, перешли к камальдолским монахам в 1573 году. Этот орден до сих пор занимает монастырь. Архивы монастыря были опубликованы камальдолским аббатом Джан Бенедетто Миттарелли в его монументальной истории, Annales Camaldulenses ordini S. Benedicti ab anno 970 ad anno 1770 (опубликовано 1755-1773).

Нынешнее здание было перестроено на старом месте по проекту Джованни Баттиста Сориа в 1629-1633 годах по заказу кардинала Сципионе Боргезе; работа была приостановлена ​​с его смертью и возобновлена ​​в 1642 году. Интерьер спроектировал Франческо Феррари (1725–1734).

Церкви предшествует широкая лестница, поднимающаяся с виа ди Сан Грегорио, улицы, отделяющей холм Целий от Палатина. Фасад, наиболее известная и успешная в художественном отношении работа Джованни Баттиста Сориа (1629–1633), по стилю и материалу (травертин) напоминает фасад Сан-Луиджи-деи-Франчези; однако это не фасад церкви, а вместо этого ведет во внешний двор или перистиль, в задней части которого можно попасть в саму церковь через портик (рисунок слева), в котором есть несколько гробниц: когда-то в их число входила знаменитая куртизанка Империя, любовница богатого банкира Агостино Киджи (1511 г.), но позже она была приспособлена для использования в качестве гробницы прелата 17 века. Можно разглядеть латинскую надпись в память сэра Эдварда Карна, посла королевы Англии Марии I и известного знатока древнегреческого языка и культуры.

Мраморный собор, связанный с Григорием Великим, сохранился в строфе Сан Грегорио в церкви; проницательная и точная реконструкция его древнего облика была проиллюстрирована Рафаэлем в «Диспуте» как трон Григория. Протомы льва-грифона, образующие его переднюю часть и изображенные на фреске Рафаэля, продолжены по бокам в свитке аканта. Еще три мраморных трона точно такой же модели можно увидеть в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, в Берлине и в музее Акрополя. Гизела Рихтер предположила, что все они являются точными копиями утраченного позднеэллинистического оригинала; ни одна из копий не сохранила отдельно резного основания, которое продолжало бы львиные ноги, как предполагал Рафаэль.

Церковь следует типичному базиликанскому плану: неф разделен двумя боковыми нефами, в данном случае шестнадцатью античными колоннами с пилястрами. Были повторно использованы и другие античные колонны: четыре поддерживают портик слева от нефа, ведущий в бывший бенедиктинский могильник, засаженный древними кипарисами, и еще четыре были повторно использованы Фламинио Понцио (1607 г.) для поддержки крыльца центрального молельня, обращенная к могиле на дальней стороне, который до сих пор посвящен святому Андрею.

В 1970-х годах камальдолские монахи разрешили Святой Терезе Калькуттской, М.К., оборудовать кухню для бедных города в здании, примыкающем к монастырю. Он по-прежнему поддерживается ее религиозным собранием, миссионерами милосердия.

Архитектура
Дизайн интерьера
Украшение включает лепнину Франческо Феррари (ок. 1725 г.) и тротуар в стиле Cosmatesque. Свод центрального нефа украшен фреской Пласидо Костанци, изображающей Славу Сан Грегорио и Сан Ромуальдо и Триумф веры над ересью (1727 г.). На главном алтаре изображена Мадонна со святыми Андреем и Григорием (1734 г.) Антонио Балестра. На втором алтаре слева изображена Мадонна на троне с младенцем и четыре святых и блаженных из семьи Габриелли (1732 г.) работы Помпео Батони. В конце нефа алтарь Сан Грегорио Маньо украшен тремя прекрасными барельефами конца 15 века Луиджи Каппони. Также интересна часовня Сальвиати, спроектированная Франческо да Вольтерра и завершенная Карло Мадерно в 1600 году: она включает в себя древнюю фреску, которая, согласно связанной с ней традиции, обращалась к святому Григорию, и мраморный алтарь (1469) Андреа Брегно и школьники. Часовня используется румынской общиной Рима, которая следует византийскому обряду.

 

Оратории
Слева от церкви, плотно сгруппированные в саду, находятся три оратории, построенные по заказу кардинала Чезаре Баронио в начале 17 века в память о первоначальном монастыре Григория.

Ораторское искусство святого Андрея
Центральная часовня украшена фресками «Бичевание святого Андрея» работы Доменикино; святого Андрея, принесенного в храм, и святых Петра и Павла Рени; «Богородица со святыми Андреем и Григорием» Кристофоро Ронкалли, Иль Помаранчо; и, наконец, С. Сильвия и С. Грегорио Джованни Ланфранко.

Ораторий Святой Сильвии
Ораторское искусство справа от зрителя посвящено святой Сильвии, матери святого Григория: вероятно, оно находится над ее могилой. Ораторское искусство украшено фресками Концерта ангелов Рени, Давида и Исайи Систо Бадалоккио.

Ораторское искусство св. Варвары
Эта часовня с фресками (1602 г.) Антонио Вивиани представляет собой реконструкцию кардиналом Баронием (1602 г.) знаменитого триклиниума, где Святой Григорий ежедневно принимал трапезу для дюжины бедняков Рима. За массивным мраморным столом на старинных римских основаниях, что противоречит аскетической репутации Григория, Иоанн Диакон рассказывает, что ангел присоединился к двенадцати беднякам, собравшимся за столом, чтобы разделить милость Григория. Мраморные подставки для столов имеют форму крылатых львов, на головах которых вырастают козьи рога.

Древние римские руины
Основание ораторий также включает некоторые подструктуры периода римской империи, которые, возможно, были просто табернами, но одна из них демонстрирует поразительные особенности, которые побуждают некоторых экспертов думать, что это раннехристианское место встреч и место для крещения.

Открытие Афродиты
На территории монастыря была обнаружена Афродита Менофантоса, греко-римская мраморная Венера типа Капитолийской Венеры. Скульптура вскоре перешла во владение Дома Киджи. Известный историк искусства Иоганн Иоахим Винкельманн описал эту скульптуру в своей «Истории античного искусства» (опубликованной в 1764 году). Сейчас он выставлен в Национальном римском музее.