Театр Марцелла (лат. Theatrum Marcelli, итал. Teatro di Marcello) - древний театр под открытым небом в Риме, Италия, построенный в последние годы Римской республики. В театре местные жители и гости смогли посмотреть спектакли драмы и песни. Сегодня его старинное здание в рионе Сант-Анджело в Риме снова является одним из многих популярных зрелищ или туристических объектов города. Пространство для театра освободил Юлий Цезарь, убитый до того, как началось его строительство; театр был достаточно развит к 17 г. до н.э., поэтому часть празднования ludi saeculares проходила внутри театра; он был завершен в 13 г. до н. э. и официально открыт в 12 г. до н. э. Августом, названным в честь его племянника Марка Клавдия Марцелла, умершего в 23 г. до н. э.
Театр Марцелла был 111 м в диаметре и был самым большим и самым
важным театром в Древнем Риме; Первоначально он вмещал от 11 000 до
20 000 зрителей. В каталоге, составленном в конце 4-го века,
записано, что вместимость театра составляет 17 580 человек. Это был
впечатляющий пример того, что должно было стать одной из самых
распространенных городских архитектурных форм римского мира. Театр
был построен в основном из туфа и бетона, облицованного камнями в
узоре, известном как opus reticulatum, полностью обшитым белым
травертином. Тем не менее, это также самое раннее современное здание
в Риме, в котором использовался обожженный римский кирпич, а затем
новое сооружение из греческого мира.
Сеть арок, коридоров,
туннелей и пандусов, которые давали доступ к интерьерам таких
римских театров, обычно украшались ширмой из задействованных колонн
в греческих орденах: дорический у основания, ионический в середине.
Считается, что коринфские колонны использовались для верхнего
уровня, но это неясно, поскольку театр был реконструирован в средние
века, удалив верхний ярус сидений и колонны.
Как и другие
римские театры в подходящих местах, в нем были отверстия, через
которые можно было наблюдать за окружающей природой, в данном случае
на остров Тибр на юго-западе. Постоянная декорация, scaena, также
поднималась на вершину пещеры, как и в других римских театрах.
Театр Марцелла вышел из употребления в начале 4-го века, и
строение служило карьером, например, для Понса Цестия в 370 году
нашей эры. Однако статуи, расположенные внутри здания, были
отреставрированы Петронием Максимом в 421 году, а в оставшейся
конструкции по-прежнему находились небольшие жилые дома. В раннем
средневековье театр использовался как крепость римской семьи Фаффо
или Фаби (называемой «из Пескерии»), а затем в конце 11 века (когда
он был известен как храм Марчелли) Пьер Леони и позже его наследники
(Пьерлеони). Это спасло комплекс от дальнейшего разрушения. Его
владели Савелли в 13 веке. Позже, в 16 веке, резиденция Орсини,
спроектированная Бальдассаре Перуцци, была построена на руинах
античного театра. К 19 веку подъемы на уровне улицы означали, что
почти половина первого этажа находилась ниже.
Сейчас верхние
этажи разделены на несколько квартир, а окрестности используются как
место проведения небольших летних концертов; Портик Оттавии
находится на северо-западе и ведет к римскому гетто и Тибру на
юго-западе.
В 17 веке английский архитектор сэр Кристофер Рен
прямо признал, что на его дизайн Шелдонского театра в Оксфорде
повлияла гравюра Серлио с изображением Театра Марцелла.
Макет театра Марцелла в масштабе 1: 100 находится в зале IX Римского музея.