Церковь Санта-Мария-делла-Спина (Пиза), Италия

 

Санта-Мария-делла-Спина — церковь в пизанском готическом стиле, расположенная в Пизе на левом берегу Арно. Небольшая архитектура из полихромного мрамора, когда-то в ней располагалась Сакра Спина, от которой она и получила свое название.

 

История

Средние века
Храм, построенный в 1230 году семьей Гуаланди, первоначально назывался Санта-Мария-ди-Понтеново из-за моста, соединявшего улицу Сант-Антонио с улицей Санта-Мария, который затем рухнул в 15 веке. Название Спина происходит от того факта, что в ней хранился шип, который должен был быть частью короны, которую носил Иисус при его распятии и принесенной сюда в 1333 году, но хранившейся с 19 века в церкви Санта-Кьяра.

Первоначально церковь должна была состоять из одной открытой на юг лоджии, покрытой двускатной крышей. В 1322 году муниципалитет одобрил работы по расширению, начатые в 1323 году и завершенные до 1376 года, вероятно, под руководством Лупо ди Франческо, который работал там со своей мастерской, которую с пятого десятилетия века сменили Андреа и Нино Пизано.

Современный век
Церковь подвергалась многочисленным реставрационным вмешательствам из-за оседания земли и близости реки Арно, на берегах которой она была построена.

Современный век
Наконец, после объединения Италии городской совет и комиссия, состоящая из членов Академии изящных искусств, решили разобрать и перестроить там, где было более стабильно и безопасно. Работы под руководством архитектора Винченцо Микели начались в 1871 году и закончились в 1875 году. Это вмешательство сдвинуло здание на несколько метров к востоку и подняло его на один метр. Однако при демонтаже произошли обширные разрушения мраморных материалов (многие фрагменты сейчас находятся в залежах Национального музея Сан-Маттео) и при реконструкции существенные изменения первобытной постройки, что, однако, возмутило Джона Раскина, проезжавшего через Пизу: здание около метра, вставлено несколько ступеней, некоторые оштукатуренные участки заменены полосами мрамора, статуи плохо отреставрированы или заменены, а построенная нависающая над рекой ризница никогда не перестраивалась. Особенностью является то, что церковь Санта-Мария-делла-Спина, как и все оратории, посвященные мостам, всегда находилась в ведении муниципалитета, за исключением некоторых оговорок в 17 и 18-20 веках, когда управление подпадало под госпиталь.

В настоящее время внутренняя среда церкви используется для проведения выставок современного искусства.

 

Внешний вид

Обзор

Внешний вид характеризуется выступами, тимпанами, дарохранителями, а также сложными скульптурными структурами, такими как инкрустации, окна-розетки и статуи пизанских мастеров 14-го века, включая Джованни Пизано, Лупо ди Франческо, Андреа Пизано с его сыновьями Нино и Томмазо и Джованни ди Бальдуччо. . Все статуи в округе являются копиями: с 1996 года оригиналы были собраны в комнате и в хранилищах Национального музея Сан-Маттео.

 

Фасад

Фасад, обращенный на запад, имеет два входа с круглыми арками-архитравами, между которыми находится скиния со статуями Мадонны с младенцем, приписываемыми Джованни Пизано (около 1310–1320 гг.), в окружении двух ангелов, добавленных позже в семнадцатом веке. По бокам, в двух других скиниях, есть два ангела четырнадцатого века, приписываемые последователям Джованни Пизано (1320-40). Три другие скинии открываются в верхней части фасада, две на вершине двух боковых тимпанов и третья на вершине другого центрального тимпана, который опирается на два других. Статуи внутри, плохо оцененные по состоянию сохранности и, в некоторых случаях, по замене голов девятнадцатого века, изображают Христа и объявленную пару Ангел / Дева (относится к мастерской сиенской школы, 1320-40).

 

Южная сторона

Прежде всего, южная сторона имеет многочисленные украшения с тремя многостворчатыми окнами и дверью, увенчанной галереей из семнадцати остроконечных скиний разных размеров. На двенадцати больших скиниях, расположенных точно над полифорой и дверью, находятся двенадцать статуй апостолов, в то время как другие пять меньших скиний оставлены пустыми, а на другой выступающей скинии мы находим фигуру Христа, все неопознанные последователи Джованни Пизано (около 1320-40). Пять малых кущей, в свою очередь, увенчаны пятью другими кущами, украшенными тимпанами и шпилями с четырех сторон, и большим шпилем наверху. Внутри них мы находим статуи пророков, опять же последователей Джованни Пизано. Двенадцать небольших скульптур Святых и Ангелов на барабанных перепонках произведены мастерской Нино Пизано или являются современными аналогами.

 

Апсида

В правой части южной стороны, соответствующей области апсиды, мы находим большую дверь, обрамленную двумя рядами мраморных вставок и увенчанную греко-сирийским архитравом третьего века нашей эры. повторно использован и барабанная перепонка с двумя розетками. Последний завершается изображением орла Иоанна Богослова (символы трех других евангелистов находятся на обороте) и обрамлен двумя скиниями разного размера. Один справа венчает другой с Мадонной с младенцем работы Джованни ди Бальдуччо (1320-40).

 

Восточная сторона

На восточной стороне есть три остроконечные арки с простыми окнами, построенными вместо многомиллионных окон; три тимпана завершаются символами трех евангелистов (четвертый находится на южной стороне, как уже упоминалось). По бокам арок мы находим мотив, аналогичный тому, что мы видим на южной стороне, с небольшими эдикулами, увенчанными скиниями, внутри которых, помимо уже упомянутой Мадонны с младенцем работы Джованни ди Бальдуччо, статуи святых Петра, Павла и Иоанна. Креститель из мастерской Нино Пизано (1360-1376). Пресвитерий увенчан высокими пирамидальными шпилями, на которых, в свою очередь, изображена прекрасная Мадонна с младенцем работы Нино Пизано, окруженная двумя ангелами того же автора (около 1360–1368 гг.).

 

Внутренний

По сравнению с богатым внешним видом, интерьер кажется довольно простым. Он состоит из одной комнаты с деревянным потолком, украшенным в ходе реконструкции девятнадцатого века. В центре небольшого пресвитерия находятся три шедевра европейской готической скульптуры, Мадонна делла Роса работы Андреа и Нино Пизано, а на двух боковых полках фигуры святых Петра и Иоанна Крестителя работы тех же художников (примерно в середине 14 век). Другая статуя Андреа и Нино Пизано, Мадонна дель Латте (1343-1347), когда-то находилась в небольшой дарохранительнице контрфасада, где находится гипсовая копия: оригинал был перенесен из второго послевоенного периода в Национальный музей Святого Матфея. Во время правления Медичи церковь была украшена другими произведениями, такими как мраморный хор флорентийца Андреа Гварди (1453 г.), скиния Стаджио Стаджи (1534 г.), в которой находилась реликвия тернового венца, и холст с изображением Sacra Conversazione (1542 г.) Джованни Антонио Бацци, известного как Содома, последний сейчас находится в Национальном музее Сан-Маттео. Вместо этого в церкви Санта-Кьяра почитается мраморная группа «Благовещение» Стольдо Лоренци.