Церковь монастыря Сан Маурицио аль Маджоре (Милан), Италия

 

Описание Церкви монастыря Сан Маурицио аль Маджоре

Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре - церковь в Милане на севере Италии. Первоначально он был пристроен к самому важному женскому монастырю бенедиктинцев в городе, Монастеро Маджоре, который сейчас используется как Городской археологический музей. Сегодня церковь используется каждое воскресенье с октября по июнь для празднования византийского обряда на греческом языке в соответствии с итало-албанской традицией. Он также используется как концертный зал.

 

История

Монастырь уже задокументирован в эпоху Каролингов и частично повторно использует некоторые римские постройки; многоугольная башня, остаток древних стен Массимиано, и еще одна квадратная башня, которая изначально была частью римского цирка, до сих пор являются частью комплекса.

Строительство существующей церкви началось в 1503 году, о чем свидетельствует гравировка на камне, найденном в апсиде. Утерян какой-либо документ, касающийся его дизайна, критики приписывают его архитектору и скульптору Джан Джакомо Дольчебуоно, которому помогал архитектор Джованни Антонио Амадео, в то время ответственный за строительство купола Миланского собора, а также работавший в Чертоза-ди-Павия и в церкви Санта-Мария близ Сан-Чельсо. Здание было завершено всего за несколько лет, да так, что в 1509 году там уже были поставлены первые надгробия. Фасад был завершен последним, в 1574 году, Франческо Пировано.

Церковь, которая также включала склеп, позже включенный в маршрут археологического музея, была задумана разделенной на две части: передний, общественный зал, посвященный верующим, и большой задний зал, предназначенный исключительно для монахинь монастыря. Монахини никак не могли выйти за разделяющую стену; проходные двери между двумя залами открылись только после закрытия монастыря, в 19 веке. Они могли помочь в развертывании службы, которая совершалась в зале верующих, через большую решетку, расположенную в арке над алтарем. Для этого уровень пола в монастырской церкви примерно на полметра выше, чем в общественном зале. Решетка, которая когда-то занимала всю арку над алтарем, была сужена в конце шестнадцатого века по приказу архиепископа Карло Борромео, чтобы сделать монастырский режим более жестким[4]. На его место был помещен запрестольный образ с изображением «Поклонения волхвов», который сохранился до сих пор.

Внушительное фресковое убранство, прославившее храм, воспетое Раскиным и Стендалем, было начато во втором десятилетии шестнадцатого века авторами школы Леонардо да Винчи, занимавшимися в те годы в Милане у Богородицы в Скале, например, возможно, Джованни Антонио Больтраффио.

Крупное предприятие финансировалось могущественной семьей Бентивольо, в которую входили Алессандро, губернатор Милана и сын лорда Болоньи Джованни II Бентивольо, и его жена Ипполита Сфорца, дочь Карло Сфорца, незаконнорожденного сына герцога Миланского Галеаццо Мария Сфорца. . Четыре их дочери были отправлены в монастырь Сан-Маурицио, а Алессандра шесть раз была настоятельницей. Заказ был поручен художнику, наиболее ценившемуся миланской аристократией того времени, Бернардино Луини, который изобразил членов семьи Бентивольо и аббатису Алессандру на различных фресках рядом со святыми покровителями монастыря.

Фрески в боковых часовнях, почти все под покровительством людей, связанных с Бентивольо, были написаны в шестнадцатом веке. Большинство из них, вместе с органом, связаны с вмешательством в 1555 году, вероятно, в соответствии с требованиями Тридентского собора.

Монастырь, один из самых больших и богатых в городе, был закрыт указом Цизальпинской республики в 1798 году. Впоследствии он использовался как казармы, женская школа, военный госпиталь в 19 веке, когда главный монастырь и прилегающие здания были снесены для открытия виа Луини и виа Ансперто. После бомбардировок Второй мировой войны второй монастырь также был снесен, а комплекс использовался в качестве резиденции Гражданского археологического музея Милана.

Реставрации и текущее использование
Проблемы с сохранением церкви Сан-Маурицио начались с закрытия монастыря 20 ноября 1798 года: сначала здания и земля использовались для других целей, затем открытие дороги на восточной стороне церкви поставило под угрозу ее статическое состояние. баланс. В церкви были проведены значительные реставрационные работы: в 1964 году были проведены работы по спасению некоторых фресок, поврежденных чрезмерной влажностью. В 1986 году анонимное завещание позволило начать реставрацию фресок. Первыми вмешательству подверглись работы Бернардино Луини на поперечной стене церкви верующих. Впоследствии другие пожертвования позволили восстановить часовни, а вклад Banca Popolare di Milano позволил восстановить большую часть фресок в первой полосе. Эти последние вмешательства предоставили ценную информацию, например, выяснилось, что пейзажи, содержащиеся в некоторых боковых комнатах зала, используемых монахинями, были созданы в начале двадцатого века.

 

Описание

Фасад облицован серым камнем Ornavasso.

Внутри единственный неф сводчатый и разделен на два пространства перегородкой, которая отделяет пространство монахинь, посещавших мессу через решетку, от пространства верующих. В обоих залах неф окружен несколькими небольшими часовнями, покрытыми цилиндрическим сводом, увенчанным серлианской лоджией.

И свод, и боковые стены, и перегородка, и часовни покрыты фресками, написанными в шестнадцатом веке: заметно влияние не только ломбардской школы, но и школы Форли, в частности Мелоццо да Форли, но и Марко Пальмеццано.

 

Зал правоверных

Разделительная стена украшена фресками Бернардино Луини третьего десятилетия 16 века, которые обрамляют запрестольный образ с изображением «Поклонения волхвов» Антонио Кампи из Кремоны (1578 г.). Из-за очень высокого качества изображения Святых и Ангелов в первом порядке считаются полностью автографами (Санта-Чечилия и Святая Урсула справа, Святая Аполлония и Святая Люсия слева), лежащие выше люнеты с Клиентами в окружении святых , а две панели третьего порядка с Мученичеством св. Маврикия и Сан-Сигизмондо предлагают модель церкви св. Маврикию. Центральная панель с Успением, более низкого качества по оправе, вместо этого считается школьной.

Два покровителя, Алессандро Бентивольо и Ипполита Сфорца, изображены в роскошных придворных одеждах и с юношескими чертами лица (хотя в то время им было за шестьдесят) в окружении святых, которые, положив руку им на плечо, указывают на Святое Причастие. Поскольку исторических документов о заказе работы больше не существует, некоторые ученые ставят под сомнение личность изображенных клиентов, предлагая в качестве возможных альтернатив Эрмеса Висконти и Бьянку Марию Гаспардоне или Джованни Паоло Сфорца и Виоланте Бентивольо, гипотезы, однако, не считаются достоверными большинством критики.

Безмятежный классицизм, которым пронизаны фрески Бернардино, монументальность фигур, сладость светотеневых пассажей и выразительность лиц заставили многих критиков выдвинуть гипотезу о непосредственном знании искусства Рафаэля, приобретенном художником благодаря поездке в Рим, в то время как другие подчеркивают его родословная Леонардо.

Контрфасад украшен двумя фресками Симоне Петерцано (1573 г.).

 

Часовня Воскресения или Бергамина

Первая часовня слева под покровительством графини Бергамины, дочери Людовико иль Моро и Лукреции Кривелли и сестры Джан Паоло Сфорца, зятя Алессандро Бентивольо, была расписана фресками со сценой Воскресения Аурелио и Джована. Пьетро Луини, сыновья Бернардино, после середины века.

 

Часовня Санто-Стефано или Каррето

Вторая часовня слева под покровительством семьи Каррето (к которой принадлежал Джованни, муж Джиневры Бентивольо) была расписана фресками около 1550 года, вероятно, Евангелистой Луини, другим сыном Бернардино, менее одаренным, чем другие братья.

 

Часовня Сан-Джованни Баттиста или Каррето

По мнению критиков, третья часовня слева, все еще находившаяся под покровительством семьи Каррето, была расписана фресками около 1545 года Евангелиста Луини с Бьяджо и Джузеппе Арчимбольди. В центре изображено Крещение Христа с явными цитатами Леонардо в ангелах и Микеланджело в раздевающихся мужчинах на заднем плане; на левой стене Рождение святого Иоанна и возложение имени, на левой Саломея с головой Крестителя.

 

Часовня низложения или Бентивольо

Четвертый слева, он был расписан фресками середины шестнадцатого века Аурелио и Джованни Пьетро Луини. В центре — Снятие с креста, сцена, которая также продолжается на боковых стенах. Позы многих мужчин, присутствовавших на низложении, взяты из «Тайной вечери» Леонардо, написанной полвека назад.

 

Часовня Сан-Паоло или Фиоренца

Первая часовня справа под патронажем семьи Фиоренца; В последний раз он был расписан фресками в 1571 году генуэзским художником Оттавио Семино, которому мы также обязаны лепниной в стиле маньеризма, которая отличает его от других. Он посвящен святому Павлу. В центральной картине, с «Проповедью святого Павла», он показывает очевидное влияние Микеланджело в настройке фигур. На арке, среди искусной лепнины, изображены фрески олицетворения богословских добродетелей.

 

Часовня низложения или Симонетта

Вторая часовня справа, в память о Бернардино Симонетте, епископе Перуджи, связанном с Ипполитой Сфорца, была расписана фресками в 1555 году художниками Лоди Фурио и Каллисто Пьяцца, которые также нарисовали центральный холст с отложением. В люнете выше находится ценная картина «Сан-Франческо получает стигматы».

 

Часовня Санта-Катерина д'Алессандрия

Третья часовня справа была украшена первой из боковых часовен в 1530 году и представляет собой последнее начинание Бернардино Луини внутри церкви. Он был заказан нотариусом Франческо Безоцци, дядей Ипполиты Сфорца, который намеревался быть здесь похороненным и изобразил себя в главной сцене на задней стене: изображение Христа у колонны, где внушительная колонна привлекает внимание зрителя. , направляя его к истекающей кровью фигуре Христа, развязанной двумя мучителями, над постаментом с ренессансными мотивами. Несмотря на грубость сцены, выражение лица Христа собрано и смиренно, в соответствии с классическим стилем Луини. В изображение вмешиваются святая Екатерина, которая защищает коленопреклоненного клиента, положив руку ему на плечо, и справа святой Лаврентий. Вверху стену завершают Отречение Петра и Встреча Богородицы с Иоанном.

На боковых стенах - Истории Святой Екатерины: Екатерина спасена от пыток колеса вмешательством ангела, а справа - Обезглавливание Святой Екатерины. В то время очень ценилось изображение женской красоты по классическим канонам. В «Обезглавливании» святая Екатерина, закутанная в роскошное золотое одеяние, по традиции, должна быть портретом распутной графини де Шаллант, признанной виновной в убийстве своего любовника Ардизино Вальперги и обезглавленной в замке Сфорца в 1526 году, как Маттео Банделло. писал в жизни графини:
«Итак, негодяй был обезглавлен. И на этом ее необузданные желания закончились. А кто жаждет увидеть свое лицо, изображенное с натуры, иди в храм большого монастыря, и там внутри он увидит его нарисованным.
(Маттео Банделло, Новелла, Часть I, Новелла IV)

 

Часовня Ecce Homo или Бентивольо

Часовня слева от пресвитерия посвящена памяти Алессандро Бентивольо и его племянника Джованни Бентивольо, умерших в возрасте 23 лет. Он был расписан фресками в середине века Аурелио и Джован Пьетро Луини.

 

Зал монахинь

Зал, предназначенный для монастырских монахинь, был первым, украшенным фресками, начиная со второго десятилетия шестнадцатого века. Самая старая фреска, вероятно, покрывает свод арки пристани, прислоненной к перегородке церкви, над которой собирались монахини-певчие. Свод украшен полуночно-синим фоном, усеянным золотыми звездами, на которых изображены четыре евангелиста, ангелы-музыканты, а в центре медальон с благословением Вечного Отца. Работа, все еще выполненная в стиле конца пятнадцатого века, приписывается мастерской Винченцо Фоппа и отличается сладостью представленных фигур, а также живостью цветов.

Благовещение также нарисовано на арке, видимой из хора монахинь, с Марией на кафедре справа и архангелом, возвещающим слева, вдохновленным Леонардо, возможно, приписываемым Больтраффио.

Верхняя серая лоджия украшена медальонами с изображениями святых работы Джованни Антонио Больтраффио или, что более вероятно, неизвестного художника, известного как «псевдо-Больтраффио». Святые женщины, представленные так, как будто они действительно смотрят из кругов, нарисованных на разделительных стенах серлиана женской галереи, представляют собой сильную соматическую интенсивность; по этой причине было высказано предположение, что это могут быть портреты богатых монахинь монастыря. Также к первой декоративной фазе относятся пары святых в полный рост, обрамляющие медальоны в люнетах часовен.

 

Фрески Бернардино Луини и его сыновей

Украшение продолжалось во втором десятилетии шестнадцатого века с вмешательством Бернардино Луини по заказу Бентивольо, который здесь создал обширный цикл, посвященный Страстям Христовым, в нижней части стены трамеццо. Работа принадлежит зрелости художника и демонстрирует все отличительные черты: теплые и живые цвета, мягкий и нежный рисунок, фигуры, очерченные в соответствии с идеалом классической красоты, представленные спокойными и сдержанными выражениями и жестами. Представление происходит справа налево и начинается с эпизода «Молитва Христа в саду», где также присутствуют спящие ученики и Иуда, ведущие воинов. Он продолжается в Ecce Homo, где Пилат, одетый в роскошные царские одежды, с гротескными выражениями указывает на Христа, над которым насмехаются солдаты. Следуйте за люнетами с Восхождением на Голгофу и Снятием с креста. В этой последней сцене персонаж справа в драгоценной расшитой золотом мантии узнается как член Бентивольо. На Погребении Христа, спущенном в XIX веке из-за открытия двери, вместо него ассистирует монахиня, вероятно, игуменья Алессандра. Цикл заканчивается слева Воскресением, торжествующим Христом в люнете и испуганными солдатами внизу, и Noli me tangere. В центральной части трамеццо, где находятся решетка и два небольших отверстия для прохода причастия и поклонения Святым Дарам, Луини представляет изящные фигуры святых, живых ангелочков, святых Рокко и Себастьяно. Последние фрески в зале относятся ко второй половине шестнадцатого века и написаны сыновьями Бернардино в тесном сотрудничестве: Джован Пьетро, ​​Евангелиста и Аурелио. К первым двум относятся написанные на задней стене сцены со Снятием со креста, Бичеванием, Тайной вечерей и Взятием, а также две сцены, написанные на перегородке над аркой. Стиль двух художников традиционен и спокоен. С другой стороны, выделяется стиль младшего сына, Аурелио, вдохновленного фламандцами, который рисует эпизоды с большим вниманием к деталям и анекдотичным призванием, делая сцены особенно живыми и насыщенными, как это можно увидеть в «Истории о Ноевом ковчеге». и Адам и Ева, написанные в двух задних капеллах и в сцене с Поклонением волхвов слева над аркой разделяющей стены.

 

Орган

В Зале монахинь находится орган 1554 года Джованни Джакомо Антенати полностью механической трансмиссии, состоящий из клавиатуры на 50 нот и педали 20, постоянно соединенных с клавиатурой.