Кладбище Сан-Микеле-альи-Скальци (Пиза), Италия

 

Кладбище Сан-Микеле-дельи-Скальци находится в районе Чизанелло города Пизы.

 

История

Получив задание приступить к расширению кладбища Сан-Микеле, Массимо Кармасси начал технико-экономическое обоснование в 1978 году и подготовил исполнительный проект в 1979 году. Вскоре после этого работы были начаты и завершены для запланированных участков в 1981 году. южная часть, в которой должны были быть помещены лестница, соединяющая галереи, крытый переход с криволинейным планом и три объема служб, на пересечении с юго-западной частью старых часовен, еще не построена), а ее еще не завершено устройство полукруглой ограды с мраморными гробницами.

 

Описание

Кладбище расположено в расширенной зоне, расположенной на восточной окраине застроенной территории, недалеко от деревни Чизанелло, которая когда-то была автономным ядром, а сегодня превратилась в периферийную часть города. Комплекс, хорошо узнаваемый по оси дороги, соединяющей город, расположен на большой территории, когда-то использовавшейся в сельскохозяйственных целях, а ныне необрабатываемой, в окружении недавно построенных жилых комплексов. Доступ к нему осуществляется с южного фасада по соответствующему проспекту, ортогональному улице Виа Париги, которая ведет к парковке, а затем к ограде морга. В целом U-образная форма кладбища, определенная после кармасской экспансии, которая привела к ограждению стен часовен на севере и аркаде ниш на востоке, представляет собой своего рода обнесенную стеной цитадель, изолированный и закрытый знак. в окружающем городском ландшафте.

Объемы, спроектированные Кармасси, стоят вокруг ранее существовавшего кладбища, характеризующегося ортогональным ограждением участка, содержащим гробницы и ограниченным с западной стороны корпусом часовни. Пизанский архитектор сшивает и замыкает это пространство, вставляя криволинейную дорожку на север, которая определяет на юге травянистое пространство (своеобразное языческое ограждение), в котором размещены мраморные гробницы в форме чистых параллелепипедов и вокруг которого объемы, содержащие семейные часовни, распределены, повернуты на 45°; с восточной стороны, с другой стороны, находится продольный корпус с галереей, с компактным объемом, развитым в два этажа, содержащим ниши. На стыке двух фасадов расположен сочлененный объем с полуцилиндрической частью и большим круглым отверстием памяти Каниана, в котором находится пандус и лестница для входа в галерею. На южной стороне, еще не построенной, предполагается соединение через криволинейный переход с прозрачной крышей между служебным объемом с колумбарием, криволинейным и с восточным фасадом, отмеченным четырьмя колоннами, и тремя объемами служб, размещенными в связи, диагональной и ортогональной, с ранее существовавшим колумбарием: занавес из кипарисов, еще не посаженных, характеризует три внутренних фронта вмешательства Кармасси.

Тело часовни характеризуется стереометрическими объемами с кирпичными стенами, которые, наслаждаясь дорогой, создают впечатление живописных фонов, которые относятся к эскизам Крейга или Роллера: чтобы усилить идею сценических компонентов, различное видение этих объемов в обе стороны (чистые кирпичные завесы в одну сторону, остекленные и отражающие поверхности в другую) обусловлено особенностями конструкции часовни: пол и две внешние кирпичные стены, две другие стены и стеклянный потолок. Вместо этого тело колумбарии характеризуется по направлению к ограде кладбища длинным кирпичным фасадом, ритмично прерываемым оконными проемами на двух этажах, а с противоположной стороны стальной галереей с прозрачным покрытием, которая распространяется на различные комнаты. на стенах которого расположены печи, это сочленение больше напоминает жилую архитектуру, чем погребальную. К востоку от колумбарии на трех разных уровнях, покрытых гравием и землей и окруженных кирпичной стеной, находится пространство для гробниц: все они характеризуются одинаковым дизайном с мраморной плитой и стелой простой геометрической формы.

 

Несмотря на свой молодой возраст, комплекс уже находится в плохом состоянии либо из-за плохого обслуживания, либо, прежде всего, из-за явления выброса соли кирпичом, что придает кладке ветхий вид. Выбор простоты и значительной поэтической силы, сделанный Кармасси при проектировании гробниц и часовен, частично ослабляется неизбежным преобразованием, которое они претерпели в процессе эксплуатации: например, прозрачные часовни кругового пути были преобразованы. в небольших квартирах с индивидуальной мебелью.

 

Критическая удача

Как подчеркивают критики, в Сан-Микеле Кармасси он экспериментировал с типологическими и формальными решениями, которые затем, 5 лет спустя, будут возобновлены и усовершенствованы на кладбище Сан-Пьеро-а-Градо: оба воспроизводят образ исторического города, «обнесенных стеной мест». «с характеристиками урбанистическими (улицы, площади, лоджии, перспективы то открытые, то закрытые) и характеризуются, как вспоминает Акоцелла (1992), наличием общего элемента огражденной стены, явным и заметным признаком разделения между внутренними и снаружи отношения между городом и деревней, типичные для города-крепости, обозначающие точность границы, предела, установленного для обозначения специфического характера места захоронения через суровые образы.

Согласно Ирасу (1986), вмешательство Кармасси означает сильный и четкий выбор дизайна и сконфигурировано как попытка артикулировать ранее существовавшие знаки и формы гипотетического города живых и мертвых, где материалы образуют язык общения. формирует праймериз, что связано с учением Кана и трудолюбием Ботты. Очень интересно рассмотрение Маттеони (1989), который подчеркивает сценографическую составляющую интервенции, развертывание элементов, создающих симулякр города, но отрицающих иерархический порядок пространств.