Гробница Сципиона (Рим)


.

 

 

 

 

Описание Гробницы Сципиона

Гробница Сципиона (лат. Sepulcrum Scipionum), также называемая hypogaeum Scipionum, была общей гробницей семьи патрициев Сципионов во времена Римской республики для погребений между началом 3 века до н.э. и началом 1 века нашей эры. Затем он был заброшен, и через несколько сотен лет его местонахождение было потеряно.

Гробница была открыта дважды, последний раз в 1780 году, и она стоит под холмом на обочине дороги за стеной под номерами 9 и 12, Виа ди Порта Сан-Себастьяно, Рим, где ее могут посетить за небольшую плату. платеж. Место находилось в частной собственности после обнаружения гробницы, но было куплено городом в 1880 году по предложению Родольфо Амедео Ланчиани. Впоследствии на месте бывшего виноградника был построен дом. Текущий главный вход в гробницу - это арочный проем в склоне холма, а не оригинальный главный вход. После обнаружения несколько уцелевших останков были перемещены и с честью захоронены в другом месте или по незнанию выброшены. Движущиеся предметы - один целый саркофаг и фрагменты других саркофагов - были выставлены в зале музея Пио-Клементино в Ватикане в 1912 году. Гробница представляет собой каменную гробницу, высеченную в скале внутри, с останками поздний фасад снаружи.

Во время республики гробница стояла на кладбище знати и их семей, расположенном на углу между Аппиевой дорогой и Латинской дорогой на соединительной дороге, соединяющей эти две дороги сразу за точкой ответвления. Первоначально он находился за пределами города, недалеко от того места, где Виа Аппиа проходила через сервианскую стену у ворот Капена. В последующие века новое строительство полностью изменило облик окрестностей. Стена была расширена и превратилась в Стену Аврелиана, через которую Порта Аппиа пропускала Аппиеву дорогу. Кладбище теперь находилось внутри города. Аппиевы ворота сегодня называются воротами Сан-Себастьяно. Раньше это так называемая Арка Друза, фактически часть акведука. Виа Аппиа в этом месте была переименована в Виа ди Порта Сан-Себастьяно. Он проходит через парк дельи Сципиони, где когда-то располагалось кладбище. Переход открыт для движения. Большая его часть облицована стенами.

 

 

 

 

История

Срок использования семьей
Гробница была основана на рубеже III века до нашей эры, после открытия Аппиевой дороги в 312 году до нашей эры, вероятно, тогдашним главой семьи Луцием Корнелием Сципионом Барбатом, консулом в 298 году до нашей эры. Он был первым известным обитателем после его смерти около 280 г. до н.э. Его саркофаг был единственным, уцелевшим - теперь он выставлен в музеях Ватикана с оригинальной надписью. По словам Коарелли, к середине 2 века до н.э. было достигнуто вместимость 30 захоронений, и основная часть комплекса была практически завершена, но новые захоронения продолжались с длительными интервалами до 1 века нашей эры. В то время гробница была достопримечательностью Древнего Рима.

В гробнице хранились останки одного человека, не принадлежавшего к семье Сципионов: поэта Энния, которого, согласно Цицерону, в гробнице была мраморная статуя. Ни один из более известных Сципионов (Африканский, Азиатский и Испанский) не был похоронен здесь, но, по словам Ливия и Сенеки, были похоронены на своей вилле в Литернуме.

Надписи на саркофагах также предполагают, что гипогей был построен около 150 г. до н.э. В то время его поддерживала еще одна четырехугольная комната без выхода в гипогей - в ней были похоронены еще несколько членов семьи. К этому же периоду относится создание торжественного фасада «рупестр». Украшение приписывается инициативе Сципиона Эмилиана и является фундаментальным примером эллинизации римской культуры в течение 2 века до нашей эры. В то время гробница стала своеобразным семейным музеем, увековечивающим и пропагандирующим дела ее обитателей.

Последнее известное использование самой гробницы было в период Клаудио-Нерона, когда здесь были похоронены дочь и внук Гнея Корнелия Лентула Гетулича. Ремонт гробницы продолжался до 4 века. После этого римляне, в основном христиане (которые не имели такой же приверженности традициям языческого Рима), очевидно, перестали поддерживать его и потеряли его след.

Повторные открытия и публикации
Из письменных источников известно только общее направление гробницы вдоль Аппиевой дороги на юг. Вопрос о том, находится ли он внутри или за пределами города, вызвал некоторую путаницу, по-видимому, не осознавая, что город расширился, чтобы включить его. Гробница была заново открыта в 1614 году в винограднике, взломана (термин «раскопанный» в современном смысле не применяется), были обнаружены два саркофага, была обнаружена надпись (titulus) Л. Корнелиуса, сына Барбата, консула 259 г. вырвался и был продан. Он много раз переходил из рук в руки, прежде чем снова присоединиться к коллекции; Между тем, он был опубликован Джакомо Сирмондо в 1617 году в «Antiquae inputs, qua L. Scipionis Barbati, filii expressum est elogium, объяснении». Это использование elogium стало применяться ко всей коллекции (elogia Scipionum).

Владелец поместья в 1614 году не переделывал гробницу и не афишировал ее. Он, должно быть, снова запечатал его, спрятал вход и по каким-то причинам держал его местонахождение в секрете, поскольку он исчез из всеобщего сведения и снова был утерян, несмотря на публикацию надписи. В 1780 году тогдашние владельцы виноградника братья Сасси, которые, по-видимому, не знали, что он находится там, снова ворвались в гробницу во время реконструкции своего винного погреба. Они открыли его для ведущих ученых того времени. Кто-то, возможно они, фрагментировал плиты, покрывающие локулы, с очевидным намерением получить доступ к содержимому, стараясь сохранить надписи. Если приписать этот поступок сасси и приписать им мотив охоты за сокровищами, они не нашли никакого сокровища. То, что они обнаружили, они передали Ватикану при Папе Пии VI, в том числе золотой перстень, снятый с кости пальца Барбата. Очевидно, в гробницу была заложена кладка с непонятным намерением.

Гробница была опубликована в Риме в 1785 году Франческо Пиранези в «Monumenti degli Scipioni». Франческо завершал предыдущую незаконченную работу своего отца, Джованни Баттиста Пиранези, который умер. Точность рисунков в этой работе (а точнее, двух работах отца и сына) оставляет желать лучшего. Например, коридор с гробом Барбатуса показан законченным, если он всегда заканчивался уступом скалы.

Впоследствии гробница была снова заброшена (но не потеряна), пока не была куплена городом Римом; Фактически, были сообщения о том, что в нем проживала цыганская семья. Гробница была восстановлена ​​в 1926 году X Ripartizione коммуны ди Рома. Тогда была снята кладка, установленная в 1616 и 1780 годах. В настоящее время он содержит дубликаты материалов, хранящихся в Ватикане, и за ним хорошо ухаживают. Стальные штифты или балки поддерживают секции, которые могут обрушиться.

Искусство и архитектура

Памятник разделен на две отдельные части: основной комплекс, вырытый в туфовом уступе на большом квадратном плане, и кирпичная аркада более позднего периода с отдельным входом. Мнение, высказанное Саймоном Беллом Платнером (среди прочих) о том, что гробница была построена на каменоломне из туфа, является чисто предположительным. Нет никаких доказательств ни за, ни против.

Центральная комната разделена четырьмя большими пилястрами, отремонтированными в ходе раскопок, чтобы гипогей не разрушился, с 4 длинными арками по бокам и двумя центральными галереями, которые пересекаются друг с другом под прямым углом, создавая видимость плана сетки.

Фасад обращен на северо-восток, но сохранилась лишь небольшая часть его правого конца, с небольшими остатками настенных росписей. Он состоял из высокого подиума, окаймленного строгими карнизами, в котором были три арки из тесаного туфа из аниенского туфа: одна вела ко входу в гипогей (центральный), другая - к новому помещению (правая рука), а третья ( левая рука) никуда не привела. Эта основа была полностью покрыта фресками, от которых остались лишь небольшие фрагменты, изображающие три слоя: на двух самых старых (примерно с середины 2 века до нашей эры) изображены исторические сцены (можно узнать некоторые фигуры солдат), а на последнем, самое последнее, имеет простой красный декор со стилизованными волнами (I век нашей эры).

Более впечатляющей была верхняя часть фасада с трехсторонним видом, полуколоннами и 3 нишами, в которые (по словам Ливия) были помещены статуи Сципиона Африканского, его брата Сципиона Азиатского и поэта Энния, автора поэмы Сципион.

Слева большая круглая полость разрушила угол гробницы, вероятно, в результате строительства и использования печи для обжига извести в средневековый период.

Так называемая «голова Энния»
В гробнице были найдены две скульптурные головы. Один, обнаруженный в 1780 году, сейчас находится в музеях Ватикана. Эту первую голову (высотой 24 см, сделанную из туфа Аниена) назвали Энниусом, у которого, по словам Ливия, была целая статуя на гипогейном фасаде, но эта атрибуция неверна, поскольку источники утверждают, что статуя Энния была из мрамора. не туф. Другая голова, мраморная, была обнаружена в 1934 году и немедленно украдена; это известно только по одной фотографии. Неясно, где в гробнице были найдены головы; вероятно, это портреты другого обитателя гробницы. Слегка наклонное положение шеи заставило некоторых поверить в то, что первая голова является частью более крупной статуи, возможно, лежащей пирующей фигуры из крышки саркофага, тип которой был распространен в южной Этрурии с начала 3-го века до нашей эры.

Моделирование головы по сути, но эффективно, с округлым лицом, опухшими губами, широким носом и большими веками. Волосы обозначены очень расплывчато, а голова несет лавровый венок с небольшими листьями и листвой. Ученые предлагают датировать его концом II века до н.э., когда этрусский стиль Лациума претерпел первые греческие влияния.

Саркофаги и надписи
Согласно Коарелли, 30 мест упокоения приблизительно соответствуют количеству Сципионов, которые жили в период с начала III до середины II века до нашей эры. Есть два типа саркофагов - «монолитные» (т. Е. Вырезанные из цельного блока туфа) и «построенные». Последний тип, который встречается в большинстве своем, представляет собой углубление в виде арки, утопленное в стене, в котором был помещен покойник, и отверстие, закрытое табличкой с надписью с буквами, окрашенными в красный цвет. Английские писатели обычно называли эти углубления «loculi». Углубления стоят там, где были, но плиты перенесены в Ватикан. Монолитный саркофаг Барбата находился в конце коридора, на одном уровне с тем, что когда-то могло быть окном, а теперь - главным входом. Другие саркофаги обоих типов были добавлены позже, поскольку для этой цели были выкопаны дальнейшие шахты и комнаты.

Самые важные саркофаги - это саркофаги Сципиона Барбата, которые сейчас находятся в музеях Ватикана и которые, как считается, принадлежат Энниусу, оба значительного объема. Они не полностью соответствуют этрусской скульптуре, но демонстрируют элементы оригинальности латинской и особенно римской культуры и сопоставимы с другими римскими гробницами (такими как Эсквилинский некрополь) в других городах, таких как Тускулум.

Саркофаг Сципиона Барбата (A)

Имя высечено на крышке (CIL VI 1284) и эпитафии (CIL VI 1285) на передней стороне единственного неповрежденного саркофага (некоторые декоративные детали восстановлены). Буквы изначально были окрашены в красный цвет. Над надписью расположено декоративное панно в дорическом стиле, где розы чередуются с триглифами в виде колонн. Верх саркофага выполнен в виде подушки.

Саркофаг Луция Корнелия Сципиона (B)
Имя нанесено на фрагмент крышки (CIL VI 1286), а эпитафия на фрагменте плиты (CIL VI 1287). Название написано красными буквами. Они висят на стене музея.

Саркофаг Публия Корнелия Сципиона, Flamen Dialis (C)
Все, что осталось от саркофага, находящегося в настоящее время в Ватикане, - это два фрагмента каменной плиты с выгравированной надписью, считающейся одной надписью, CIL VI 1288. Разрыв закрывает несколько букв, которые легко и легко восстановить.

Саркофаг и надпись Луция Корнелия Сципиона, сына Азиатского (D)
Надпись на саркофаге (CIL VI 1296) сохранилась в Ватикане и идентифицирует покойного как Луция Корнелиуса L.f. P.n. Сципион, вероятно, второе поколение Cornelii Scipiones Asiatici (Lucius Cornelius Scipio Asiaticus II).

Ливий пишет, что квестор Луций Корнелий Сципион был послан, чтобы встретить короля Вифинии Прусия II и провести его в Рим, когда этот монарх посетил Италию в 167 году до нашей эры. Смит сообщает, что этого квестора, вероятно, можно отождествить с Луцием Корнелием Сципионом, сыном Луция, внуком Публия, который упоминается в elogia Scipionum из гробницы Сципиона в Риме. Его отец был завоевателем Антиоха. Надпись такая:

L·CORNELI L·F·P
SCIPIO·QVAIST
TR·MIL·ANNOS
GNATVS·XXX III
MORTVOS·PATER
REGEM ANTIOCO
SVBEGIT

 

Транслитерация на современные прописные и строчные буквы с пунктуацией, с понимаемой буквой в скобках:

L. Corneli. L. f. P. [n]
Scipio, quaist.,
tr. mil., annos
gnatus XXXIII
mortuos. Pater
regem Antioco subegit.

 

Перевод на классику выглядит следующим образом:
Lucius Cornelius Lucii filius Publii nepos Scipio. Quaestor Tribunis Militum annos natus XXXIII mortuus. Pater regem Antiochum subegit.

Перевод на русский язык:
Корнилий, сын Луция, внук Публия Сципиона, докладывающего военный трибун, умер в возрасте 33 лет. Его отец покорил царя Антиоха.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

blog comments powered by Disqus