Испанская национальная церковь Сантьяго и Монтсеррат (Santa Maria
in Monserrato), известная
как церковь Святой Марии в Монсеррате испанцев (итальянский: Santa
Maria in Monserrato degli Spagnoli) - Римско-католическая церковь
титула и Национальная церковь в Риме в Испании, посвященная Деве
Монсерратской. Он расположен в Рионе Регола, на пересечении улиц Виа
делла Баркетта и узкой Виа ди Монсеррато, с фасадом на последней
улице, примерно в трех кварталах к северо-западу от Палаццо Фарнезе.
Нынешний кардинал-священник Titulus S. Mariae Hispanorum в
Монте-Серрато - Карлос Амиго Вальехо.
Нынешняя церковь была основана в 1803–1807 годах путем объединения сотрудников двух разных церквей: церкви Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли 15-го века (ныне преобразованной в Ностра-Синьора-дель-Сакро-Куоре) на площади Пьяцца Навона, которая в то время разрушалась, и церковь Санта-Мария-ин-Монсеррато, которая со времен средневековья служила национальной церковью и больницей для арагонской общины в Риме. В последний также были переданы многие работы из Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли.
Первоначально церковь была спроектирована Антонио да Сангалло
Младшим, и на протяжении веков работа велась под руководством, в
частности, Бернардино Вальперга и Франческо да Вольтерра. Место было
выбрано в 1518 году, фасад да Вольтерра возводил в 1582–1593 годах,
алтарь освящали в 1594 году, а крышу завершали в 1598 году. Апсида
была завершена только в 1675 году, когда был освящен новый главный
алтарь. Внешняя скульптурная группа (1673–1675) выполнена Джованни
Баттиста Контини. Полная реконструкция проходила с 1818 по 1822 год.
Интерьер
Фрески Успения Пресвятой Богородицы (1683 г.) над
главной правой центральной часовней принадлежат Франческо Наппи, а
слева - коронация Богородицы (1627 г.) Джованни Баттиста Риччи. В
нишах над боковыми дверями находятся статуи двух арагонских святых
(1816 г.), святой Изабеллы Португальской и святого Петра Арбуэса,
работы арагонского скульптора Хуана Адана.
Первая часовня
справа
Первоначально посвященный Святым Филиппу и Николаю, в 1590
году он был передан Бернардино Роччи (умер в 1599 году). В часовне
сохранилась его могильная доска на тротуаре, а также его
геральдический щит на потолке. Алтарь с изображением
Сан-Диего-ди-Алькантара был написан Аннибале Карраччи. Справа
находится мавзолей двух пап из испанской семьи Борджиа, Калликста
III (1455–1458) и Александра VI (1492–1503), созданный Фелипе
Моратилла и завершенный только в 1889 году. Ниже представлен кенотаф
свергнутого короля. Испании, Альфонсо XIII (умер в 1941 г.), останки
которого были репатриированы в 1980 г. в Пантеон королей в
Эль-Эскориале. Слева вверху находится неоклассический надгробный
памятник каталонского скульптора Антони Сола (1787-1861), созданный
Хосе Вильчесом в 1862 году, а ниже памятник Франсиско де Паула Мора,
сыну Маркези ди Лугрос. , который умер в Неаполе в 1842 году.
Вторая часовня справа
В 1624 году он был передан имению
покровителя Габриэля Феррера (умер в 1607 году). В часовне
сохранилась его могильная доска на тротуаре, а также его
геральдический щит на потолке. Картины Франческо Наппи, в том числе
алтарь Благовещения. По бокам расположены фрески с изображением
Рождества Марии и Вознесения Марии на небеса. Здесь похоронены два
испанских посла: Хулиан де Вильяльба (умер в 1843 г.) и Сальвадор де
Зеа Бермедес (умер в 1852 г.). У четырех люнетов есть ангелы с
символами, относящимися к Деве, и один люнет со встречей Марии и
Елизаветы. Над арками и пилястрами - символы Марии, а на куполе -
изображение святой Цецилии; у тимпана есть Бог Отец.
Третья
часовня справа
Богатый полихромный мраморный декор, выполненный в
18 веке Антонио Франсесом и Мигелем де Цетиной по эскизам каноника
из Барселоны Франсиско Гомеса Гарсиа (умер в 1778 году). Алтарь с
изображением Богоматери Колонны с Сент-Джеймс и Сент-Винсент Феррер
был написан Франсиско Пресиадо де ла Вега. Справа - Успение
Пресвятой Богородицы (1551), написанное Франческо ди Читта ди
Кастелло, а Триумф Непорочного зачатия (1663) слева - Луи Кузеном,
также известным как Луиджи Примо.
Третья часовня слева
Эта
часовня была построена по заказу семьи Франсиско Робустера (умер в
1570 г.) и посвящена Святому Кресту. В 1882 году статуя Святого
Иакова, покровителя Испании, работы Якопо Сансовино, заказанная
кардиналом Хуаме Серра (умер в 1517 году) для его часовни в
Сантьяго. Обрамляющая раковина была добавлена в 19 веке.
Надгробный памятник Феликсу Агирре (умер в 1832 г.), Хосе Альваресу
Бугелю (1805-1830 гг.) И послу Испании Антонио Варгасу Лагуне (умер
в 1824 г.) завершил Антони Сола. Слева, в нижней части, находится
могила епископа Альфонсо де Парадинаса, а справа - могила епископа
Терни и секретаря Папы Александра VI Хуана де Фуэнсалида (умер в
1498 г.), оба приписываются работе Андреа Брегно.
Другие
часовни
В центре апсиды пресвитерия находится полотно «Распятие»
(1564-1565), написанное Джироламо Сициоланте да Сермонета.
В третьей часовне слева находится статуя Якопо Сансовино «Св.
Иакова Великого» (покровителя Испании), перенесенная сюда в 1882
году. Она была заказана кардиналом Хайме Серра I Кау (ок. 1517 г.)
для его часовни в Сантьяго, Испания. Рядом находится могила
епископов Альфонсо де Парадинаса и Хуана де Фуэнсалида (1503 г.),
приписываемая Андреа Брегно. Вторая часовня слева, переданная Томасу
Гаргаллу, епископу Мальты, посвящена Деве Монсерратской и имеет
современную копию этого культового изображения, созданного Мануэлем
Марти Кабрером. Боковые стены украшены фресками с изображением Славы
святого Раймона Пеньяфорта и аллегорической Священной горы. Четыре
евангелиста на арках и фресковые сцены под каждым апостолом
приписываются Джованни Баттисте Риччи. Штукатурка 18 века выполнена
Франческо Бицзаккери. В первой часовне слева статуи Анны, Девы и
Иисуса были созданы в 1544 году Томмазо Босколи. В правом столбце
изображена Скиния Святых, приписываемая миланцу Луиджи Каппони. На
правой стене стоит неоклассический памятник бывшему послу Испании
Хосе Нарцисо Апаричи Солеру, умершему в Риме в 1845 году.
Захоронения
Папа Александр VI
Альфонсо XIII из Испании
(останки переведены в Эль-Эскориал в 1980 году)
Папа Калликст III