Приход Сан-Никола-ди-Пиза находится на улице Санта-Мария, 2.
Она упоминается вместе с прилегающим
монастырем с 1097 года. Между 1297 и 1313 годами он был расширен
августинцами, возможно, Джованни Пизано (восточная сторона).
Фасад с пилястрами, глухими арками и ромбами украшен инкрустациями
XII века. Исследование Пьетро Армьенти, профессора петрологии и
петрографии Пизанского университета, выявило последовательность
Фибоначчи во вставке люнета арки слева от главной двери. По словам
Армиенти, соотношения между диаметрами различных кругов,
изображенных на инкрустации, в порядке от наименьшего к наибольшему
соответствовали знаменитому числовому ряду Леонардо Фибоначчи.
Церковь была перестроена в семнадцатом веке с добавлением
алтарей и часовни Таинства (Маттео Нигетти, 1614 г.).
В нем
хранятся картины на дереве («Мадонна с младенцем» Франческо Траини
XIV века и «Сан-Никола» спасает Пизу от чумы XV века), полотна
Марушелли и Джованни Биливерта и деревянные скульптуры XIV-XV веков
(«Распятие» Джованни Пизано, «Мадонна с младенцем» Нино Пизано,
«Благовещение» Франческо ди Вальдамбрино). Также ценным является
большой орган Бальбиани-Тамбурини, расположенный частично на входной
трибуне, частично на трибуне слева от трехклавишного главного алтаря
с 61 регистром.
Крытый проход, поддерживаемый арками,
пересекает дорогу и входит в Торре-де-Кантоне, а оттуда в
Палаццо-делле-Ведове, где жили некоторые женщины из семьи Медичи:
так они могли ходить к мессе, не проходя по улице.
Первоначальная восьмиугольная колокольня, наиболее характерная для
города после Пизанской башни, датируется второй половиной 13 века и
слегка наклонена и заглублена по отношению к нынешнему полу.
План, как уже упоминалось, имеет восьмиугольную форму с глухими
арками с каждой стороны, которые завершаются овалами и ромбами под
арками. Колокольня, с другой стороны, представляет собой призму с
шестиугольным основанием, с единственным стрельчатым окном с каждой
стороны, над которым просматриваются колокола, и окружена галереей с
арками, поддерживаемыми колоннами, а крыша имеет пирамидальную
форму.
Все это также оживляется изысканной полихромией
использования различных типов камней: светло-серого веррукано в
нижней части корпуса, темно-серого ливорнского камня скамейки в
колокольне, колонн из белого апуанского мрамора и гранита с острова
Эльба и вставок в серый известняк из Сан-Джулиано-Терме.
Внутри есть винтовая лестница, но, в отличие от колокольни Дуомо,
она окружена не двумя стенами (которые, как считается, в знаменитой
Башне Пьяцца дель Дуомо сделали конструкцию слишком тяжелой,
облегчая ее наклон), а он свободно направлен внутрь, расположен на
спиральной галерее элегантных контрфорсов на небольших колоннах.
Первоначально изолированный, Вазари приписывает его Николе
Пизано:
«… Никола Пизано, который был не менее превосходным
скульптором, чем архитектором, мы обязаны самой красивой, самой
изобретательной и самой причудливой архитектурой, которую он
когда-либо создавал: колокольней Сан-Никола-ди-Пиза…»
Однако
атрибуция сомнительна. Некоторые датируют его 1170 годом и
приписывают Диотисальви, другие датируют его между 1230 и 1250
годами, третьи предполагают два или три этапа строительства: 1173
год и между 1230 и 1250 годами.