Ка-д’Оро (Венеция), Италия

 

Описание Ка-д’Оро

Ка-д’Оро или Палаццо Санта-София - дворец на Гранд-канале в Венеции, северная Италия. Один из самых старых дворцов города, его название означает «золотой дом» из-за золоченых и полихромных внешних украшений, которые когда-то украшали его стены. С 1927 года он использовался как музей, как Галерея Джорджо Франкетти.

Он долгое время считался лучшим сохранившимся палаццо венецианской готической архитектуры, сохранив все наиболее характерные черты, несмотря на некоторые потери. На фасаде, группа окон в форме лоджии, состоящая из близко расположенных небольших колонн с тяжелым узором с четырехлистными отверстиями наверху, использует формулу из Дворца дожей, которая стала культовой. Также присутствует оформление в византийском стиле вдоль линии крыши и узорчатый камень причудливого цвета на плоских поверхностях стен. Окна меньшего размера представлены разнообразными формами с овальной аркой, увенчанной рельефным орнаментом, а края и границы зон обозначены канатными рельефами.

Во дворце разворачивается третий акт оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда».

 

История

Клиент Марино Контарини
История этой фабрики берет свое начало в Марино Контарини, личности, принадлежащей к богатой семье дожей, хотя и более опытному торговцу, чем политику. Контарини женился на Сорадаморе Зеноне в очень молодом возрасте, чья семья владела огромным имуществом на Большом канале, недалеко от заточения Святой Софии, которое также включало здание таких размеров, что его можно было бы определить как Domus Magna [2]. После семейной ссоры Контарини был вынужден купить артефакт у семьи Зенон, не используя приданое своей жены.

После смерти жены Контарини начал амбициозную работу по полной реконструкции древнего здания: в 1421 году Контарини связался с миланцем Маттео Раверти, а в следующем году — с венецианцами Джованни и Бартоломео Боно, хотя работы начались только в 1424 году.

Клиент много лет вел переговоры с ломбардскими и венецианскими рабочими, и некоторые утверждают, что Марино Контарини отвечает за окончательный вид здания. Марино Контарини можно отнести, в частности, за решение сохранить некоторые воспоминания о предыдущем здании: портик на воде должен быть очень похож, по крайней мере, планиметрически, на портик предыдущего здания, а два фриза тринадцатого века, заново установленные по вертикали они, безусловно, принадлежат дворцу Зенона. Некоторые конструктивные несоответствия, безусловно, связаны с волей Контарини: витые колонны, которые проходят по двум углам фасада, образуя кордон, однако не соединяются с венчанием; кроме того, центральная линия здания, отмеченная тремя самыми высокими вершинами венчания, не совпадает с кажущейся центральной линией фасада, подчеркнутой вертикальными фризами, расположенными справа от лоджий.

Ломбардские и венецианские рабочие
На венецианской стройплощадке одновременно работали две разные мастерские, отпечаток которых можно узнать по разнообразию украшений: одна под руководством Маттео Раверти, в которой активно работали рабочие из района Комо, и одна под руководством Джованни Боно и его сына Бартоломео, состоявшего почти исключительно из венецианских рабочих. Даже если две мастерские работали одновременно, некоторые несоответствия в декоративных приборах позволяют предположить, что они в основном работали по отдельности, даже если руководствовались основной программой заказчика.

Маттео Раверти был в основном известен тем, что работал на строительной площадке Миланского собора, где он создал множество ценных скульптур, в частности, скульптуру Сан-Бабила. Уже в 1410 году он, вероятно, был в Венеции, где работал над украшением фасада Дворца дожей и над коронацией Герцогской капеллы. Ему также приписывают некоторые скульптуры, присутствующие в различных венецианских церквях, а также гробницу Борромео в церкви Сант-Элена, к сожалению, утерянную. Джованни и Бартоломео Боно работали со своей мастерской в ​​качестве строителей и скульпторов на многочисленных венецианских фабриках, хотя самой известной работой, безусловно, был фасад Палаццо Дукале, над которым они работали вместе с другими мастерами, в частности им приписывают Порта-делла-Карта. Ценными работами Бартоломео являются также порталы церквей Санта-Мария-дель-Орто и Санти-Джованни-э-Паоло.

На стройке Ка’ д’Оро работал также известный французский художник, долгое время живший в Венеции, Зуанн де Франца, которому в 1431 году было поручено укрепить мрамор и камни цветом и подчеркнуть каждый элемент. с золотым, красным, синим и черным. Сегодня от его работ не осталось ничего, стертого изнашиванием времени или реставрациями. Художнику также было поручено украсить три внутренних помещения, но и эта работа утеряна.

Работа барона Франкетти
Здание оставалось собственностью семьи Контарини до внучек Марино, после чего оно претерпело многочисленные смены владельцев, которые провели многочисленные ремонты внутренних подразделений и различные другие изменения. Здание также было расширено за счет приобретения нескольких зданий в задней части и нескольких комнат в соседнем здании. В середине девятнадцатого века здание было отреставрировано инженером Джованом Баттистой Медуной по указанию тогдашнего владельца Алессандро Трубецкого, но через несколько лет после смены владельца подверглось дальнейшей реставрации.

В конце девятнадцатого века дом стал собственностью барона Джорджио Франкетти после значительных затрат в 170 000 лир: барон хотел провести тщательную филологическую реставрацию здания, стараясь максимально приблизить его к пятнадцатому веку. морфологии века, но в 1916 году Франкетти оговорил соглашение с итальянским государством, в котором он обязался продать здание по окончании работ в обмен на их финансовое обеспечение. Эти реставрации были довольно скрупулезными, даже если они, очевидно, не могли вернуть зданию его первоначальный вид, кроме того, некоторые части представляют собой реконструкции, о которых трудно судить, в частности дворовая лестница и портал, служащий входом в рио. Среди работ, которые он выполнил, был также снос надстроек на фасаде, открытие квадратных окон и создание с нуля полов с дизайном, вдохновленным утраченными оригинальными. Барон разместил внутри несколько произведений искусства, принадлежащих его коллекции, фактически по его воле здание стало музеем, утратив свою функцию гражданской резиденции. После его смерти в 1922 году реставрационные работы были завершены, и 18 января 1927 года была открыта Галерея, носящая его имя.

 

Описание

Планиметрическая структура фабрики не слишком отличается от типичного дома-склада венецианских патрициев. Поразительная асимметрия планировки определяется практикой строительства того времени, предусматривавшей повторное использование фундаментов прежнего здания без расширения прилегающих участков. В этом случае содержание внутреннего двора и выкопанной в нем цистерны имеет решающее значение для планиметрической планировки, так как это обязывает план развиваться в форме буквы С вокруг открытого двора, в центре которого расположен большой бордюр. колодец из веронского мрамора brocatelle, созданный Джованни и Бартоломео Боно в 1427 году, которые вылепили с трех сторон, среди богатой листвы, женские аллегории Справедливости, Стойкости и Милосердия. Как обычно в венецианских резиденциях, большие лоджии на фасаде внутренне соответствуют длинным залам, называемым портего, которые пересекают здание во всю его глубину.

Палаццо Дукале, который все еще достраивался во время строительства Ка' д'Оро, безусловно, был важным эталоном дизайна: увеличение количества проемов в лоджиях на благородных этажах по отношению к портику на первом этаже в соответствии с соотношением 1 к 2 и зубцы, которые закрывают фасад наверху, происходят, по крайней мере, как конструктивная идея, безусловно, от самой важной венецианской фабрики того времени. Если портик на первом этаже очень напоминает портик ка'да Мосто тринадцатого века, гексафоры на верхних этажах, а также квадрифоры на первом этаже были личной интерпретацией лоджии Палаццо Дукале Раверти. и Бонос.

Фасад
Для фасада характерна выраженная асимметрия между левой частью, в которой перекрываются три перфорированные полосы (портик для швартовки лодок на первом этаже и лоджии на верхних этажах), и правым крылом, в котором преобладает облицованная кладка из драгоценных камней. мраморы с одиночными изолированными квадратными отверстиями; к причине такой специфики можно отнести небольшие размеры участка, не позволившие построить левое крыло здания. Между левой и правой сторонами фасада вставлен фриз из предыдущего дома Зеноса. Единственный элемент, придающий непрерывность фасаду, обусловливающий его и доминирующий над ним, — это большой карниз с зубцами наверху. Замыкают его по бокам тройные витые колонны, образующие наподобие кодонов по углам фасада, но совершенно не связанные с венчанием.

Портик первого этажа открыт пятью большими арками над водой, причем центральная расширена по отношению к остальным настолько, что имеет опущенную арку, напоминающую портики византийского происхождения. Это воспоминание о доме Зеносов тринадцатого века и не содержит каких-либо значительных нововведений. Между портиком на воде и внутренним находится квадрифора, представляющая значительный интерес, работы Джованни Боно: двойные витые колонны разделяют проемы; в линии с колоннами над ними крестообразный ажур; на экстрадосах арок проемов два четырехлепестка. Наверху лоджия Реверти, состоящая из гексафоры, которая кажется новинкой для того времени, а над четырехлепестковыми, на линии с вершинами арок проемов, мы находим получетырехлепестковые, с которыми Раверти получил живую светотень. эффект, усиленный молдингами. Капители колонн с толстыми листьями, поднимающимися по спирали, оригинально переосмыслены, нарушая классическую современную венецианскую симметрию. Даже балюстрады между колоннами имеют сильный декоративный дух. Лоджия на верхнем этаже состоит из еще одной гексафоры с крестообразным узором на одной линии с колоннами, точно так же, как и на квадрифоре на первом этаже, хотя в этом случае мы находим получетырехлепестковую на одной линии с вершинами колон. арки проемов в месте двух четырехугольников.

Мраморный пол
Во время работ, предпринятых Джорджио Франкетти, в портике на первом этаже был создан мраморный пол. Он занимает площадь 350 м² с использованием техник opus sectile и opus tessellatum. Геометрические мотивы, составляющие декор, вдохновлены средневековыми полами церквей венецианской лагуны, таких как базилика Сан-Марко в Венеции, базилика Санти-Мария-э-Донато на Мурано и собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло. Однако есть также много точек соприкосновения с украшениями Косматеска XII и XIII веков. Есть также темы, взятые из византийского декоративного репертуара. Джорджио Франкетти лично разработал геометрию пола, а также участвовал в его материальной реализации. Следует подчеркнуть, что для этой работы Франкетти решил использовать не мрамор и камни современной добычи, а самые известные и ценные породы со времен римской античности, в том числе древний красный порфир, змеевик, зеленый лук, джалло антико, павонацетто, верде антико. , мармо лукуллео и многие другие.

 

Музей

В галерее хранится коллекция произведений искусства, собранных Джорджо Франкетти за всю его жизнь. После пожертвования итальянскому государству в 1916 году и в связи с подготовкой музея к коллекции Франкетти присоединились некоторые государственные коллекции, из которых происходит большинство выставленных бронзы и скульптур, а также многочисленные венецианские и фламандские картины.

Среди самых ценных работ — «Сан-Себастьяно» Андреа Мантеньи, «Портрет Марчелло Дураццо» Антуна ван Дейка, «Двойной портрет» Туллио Ломбардо, «Венера в зеркале» Тициана, два вида Франческо Гварди, «Распятие» Яна ван Эйка. , спящая Венера работы Париса Бордоне и то, что осталось от фресок Тициана, написанных на боковом фасаде Фондако деи Тедески, среди которых выделяется Юдифь. Три полотна с «Историями Богородицы» из Школы Альбанези принадлежат Витторе Карпаччо и его мастерской.

Помимо выставочных залов, в музее расположены различные лаборатории по консервации и реставрации произведений искусства.