Церковь Сан-Паоло-а-Рипа-д'Арно — католический храм, расположенный в Пизе на Лунгарно, на одноименной площади. Он также известен как старый собор, хотя это легенда. На обратной стороне находится часовня Сант-Агата.
Включенный в список шедевров пизанского романского стиля, он был
основан до 1000 года, в 9 или 10 веке и засвидетельствован с 1032 года.
Он принадлежал монахам Сан-Бенедетто, а с 1092 по 1409 год был
резиденцией монахов Валломброза.
В первой половине 12 века
церковь была расширена в форме современного Дуомо, а в 1149 году церковь
была освящена папой Евгением III. Фасад был построен между 1148 и 1165
годами, хотя он был завершен только в 14 веке.
Во время
строительства собора факультету было предоставлено право совершать
богослужения и общественные мероприятия на больших торжествах в
Сан-Паоло-а-Рипа-д'Арно.
В конце 12-го века монастырские комнаты
были завершены, сочлененные вокруг двух монастырей, один из которых был
прислонен к южной стороне, а другой за апсидой, а также часовня
Сант-Агата. Последний — единственное, что осталось после повреждений,
нанесенных бомбардировками Второй мировой войны, после которых монастыри
были окончательно снесены вместе с колокольней. Мраморные покрытия
северного фасада и левого бокового рукава трансепта можно отнести к
середине XIII века.
В 1409 году церковь и монастырь были переданы
кардиналу Ландольфо Маррамауро, а затем и другим высоким прелатам,
сменявшим друг друга на протяжении многих лет. В 1552 году церковь
перешла под командование семьи Сан-Миниато Грифони, которая с 1565 года
заставила ее принять Орден рыцарей Санто-Стефано. После подавления
ордена великим князем Пьетро Леопольдо в 1798 году церковь стала
приходской.
В девятнадцатом веке было сделано несколько
реставраций, но здание сильно пострадало во время Второй мировой войны,
и поэтому в период с 1949 по 1952 год его снова реставрировали; после
послевоенных вмешательств были снесены монастырские комнаты, монастыри,
колокольня и большинство построек, примыкавших к церкви, возле часовни
Сант-Агата, единственного сохранившегося строения.
В 2012 году он
был закрыт из-за ненадежных условий покрытия. Реставрация, финансируемая
CEI, Unicoop Firenze, Fondazione Pisa, а также благодаря
краудфандинговой кампании, началась в октябре 2016 года. Реставрация
была завершена в мае 2018 года, а религиозная деятельность возобновилась
в марте 2019 года.
Структура имеет апсидальную структуру египетского креста (или
комиссы) с тремя нефами с куполом на пересечении трансепта.
Снаружи римский мрамор повторно используется в двухцветном мраморном
покрытии, которое, однако, не повторяет весь периметр церкви, что
предполагает наличие соседнего монастырского комплекса монахов, ныне
исчезнувшего, с южной стороны здания.
Фасад выступающий, с
пилястрами, пятью глухими арками, закрывающими глазки или ромбы, и тремя
порталами в нижнем регистре. В верхнем регистре три порядка лоджий с
резными струнными рядами, тонкими колоннами и круглыми арками. Он был
почти полностью построен между 1148 и 1665 годами, но завершен только в
начале 14 века.
Внутри продольное плечо разделено на три нефа и
семь пролетов с помощью колонн и слегка острых арок и освещено тонкими
окнами, открывающимися в толстые стены фонаря (вверху) и боковых
проходов (внизу). Потолок выполнен из легкого деревянного каркаса,
видимого как в центральном нефе, так и в боковых проходах.
Купель
для крещения, чаша и скульптура с изображением Крещения Христа являются
современными дополнениями. Вместо этого отмечают следующее:
Римский
саркофаг 4 века с изображением в центре похороненных там двух супругов,
повторно использованных в качестве средневековой гробницы для
захоронения Бургундио, известного юриста того времени;
Вторая левая
столица с изображением святых Петра и Павла;
Распятие на дереве XII
(голова) и XIII века (остальное тело);
Фрески Буффальмакко первой
половины XIV века на последней левой колонне перед крестом, изображающие
Сан-Бартоломео (лицом к фасаду) и Сан-Франческо д'Ассизи (лицом к
апсиде);
Мадонна с младенцем и святыми работы Турино Ванни (1397 г.)
в левом трансепте.