Собор Сан-Пьетро (Болонья)

 

Столичный собор Сан-Пьетро является главным местом отправления культа в городе Болонья, материнской церковью одноименной архиепископии.

Он расположен на Виа Индипенденца, в самом сердце исторического центра города, недалеко от базилики Сан-Петронио и Аркигинназио.

 

История

Первая церковь, расположенная за стенами, которая, как предполагают некоторые ученые, служила собором, первоначально посвященным святым Наборе и Феличе и, вероятно, датируемым 4 веком, была разрушена в результате пожара в 906 году. Таким образом, было решено восстановить новый собор внутри. селенитовые стены, защищавшие небольшую часть остатков римской Бононии от вторжений варваров. Здание рядом с Порта-ди-Сан-Кассиано (позже названное Порта-ди-Сан-Пьетро или Пьера) рядом с раннехристианской колокольней из Равенны, эллиптическое у основания и круглое наверху, часть ранее существовавшего культового комплекса, вероятно, шестого века, его следует поместить между 10 и 11 веками. На рельефном рисунке Джулиано да Сангалло, хранящемся в Ватиканской библиотеке, относящемся к стоявшему в непосредственной близости баптистерию, хорошо видно, что восьмиугольный план с четырьмя порталами, соответствующими сторонам света, и четырьмя апсидиолами почти полностью совпадал бы с арианским баптистерием в Равенне. Это привело нас к предположению, что баптистерий и спиральная колокольня (построенная таким образом, чтобы противостоять действию господствующих ветров) были частью утраченного комплекса, посвященного культу ариан, ровеснику равеннского. Длина церкви составляла 57 метров, но пожар, вспыхнувший 1 августа 1141 года, повредил ее настолько сильно, что рекомендовалась ее полная реконструкция. Работы по реконструкции и расширению были поручены магистру Альберту, и новый собор был освящен папой Луцием III в 1184 году. Новая церковь, построенная из кирпича, имела размеры 70 метров в длину, 26,80 метра в ширину и 23 метра в высоту и была представлена ​​в типичном Ломбардско-эмилианский романский стиль с трехсторонним фасадом с выступами, тремя нефами со стрельчатыми арками, поддерживаемыми многостильными колоннами, и тремя апсидами, соответствующими трем нефам. В то же время колокольня была поднята с 31 метра до 40 метров.

В 1220 году маэстро Вентура (мастер Кампионес или Комачине) начал строительство нового мраморного портала на южной стороне церкви, названного Львиными воротами. И Леандро Альберти, и Вазари были очень поражены и восхищены этим порталом, настолько, что сам Вазари, несмотря на свое известное отвращение к средневековым произведениям, описал его во втором издании «Жизнеописаний». Альберти рассказывает, что он состоял из двух львов с каждой стороны из красного мрамора, из которых поднимались две колонны, заканчивающиеся аркой. Над ним были два теламона с каждой стороны, изображающие юношу и старика, сидящих согнувшись, с руками, опирающимися на скрещенные ноги, которые, в свою очередь, поддерживают витые колонны, заканчивающиеся еще одной аркой. В люнете был вырезан Христос со святым Петром справа и святым Павлом слева.

Разрушительное землетрясение, вызвавшее обрушение крыши церкви в 1222 году и крыши хора в 1228 году, побудило капитула поручить маэстро Туре новые реставрации, которые закончились в 1234 году. В последующие годы маэстро Альберто построил розу. окно на двери фасада (1252 г.) и новый главный алтарь (1261 г.). С новыми большими базиликами зарождающихся нищенствующих орденов, которые строились и достраивались в городе (Сан-Доменико и Сан-Франческо), было наложено увеличение размеров собора, который в последующие века претерпел несколько изменений и расширений.

В 1396 г. на фасаде было построено высокое крыльцо (портик), перестроенное между 1467 и 1500 гг. Примерно с 1477 г. в капелле Гарганелли работали феррарские художники Франческо дель Косса и Эрколе де 'Роберти; их цикл фресок оказал заметное влияние на Никколо дель Арка и Микеланджело (утерян при перестройке, уцелел только фрагмент, который сейчас хранится в Национальной художественной галерее Болоньи).

По приказу кардинала Габриэле Палеотти, начиная с 1575 года, здание было коренным образом перестроено внутри, начиная с апсиды и хора. Работа была сначала поручена Доменико Тибальди, а затем Пьетро Фиорини, но эти изменения были настолько глубокими и агрессивными, что своды рухнули в 1599 г. Доменико Тибальди находился под влиянием своего младшего брата Пеллегрино, интерпретировавшего проект реформы церковной архитектуры. Сан-Карло Борромео (1538–1584), первый студент в городе, а затем папский легат в период с 1560 по 1565 год, когда он был вице-легатом Пьером Донато Чези.

 

Тем временем в 1582 году Папа Григорий XIII возвел церковь в ранг «митрополичьей церкви» (епископства с юрисдикцией над епископами и епархиями той же территории).

Окончательно он был перестроен в начале семнадцатого века в новом готическом стиле: апсида, своды (от ферм до креста), арки столбов были изменены новыми остроконечными арками, типичными для готики; боковые стены были снесены, чтобы освободить место для часовен и святынь, что полностью исказило первоначальную романскую иконографию. В ходе работ были снесены «львиные ворота». Сегодня вы можете полюбоваться только одним из теламонов с витой колонной в часовне восемнадцатого века баптистерия внутри собора и двумя львами, используемыми как чаши для святой воды.

Интерьер был почти окончательно устроен между 1743 и 1747 годами под руководством архитектора Альфонсо Торреджани и по указанию Папы Бенедикта XIV, бывшего архиепископа Болоньи, старый портик был снесен, две часовни были восстановлены, по одной с каждой стороны, и новая фасад. В 1776 году Франческо Тадолини восстановил грозившую обрушиться барабанную перепонку в классической форме. В конце девятнадцатого века из-за сноса зданий для строительства Виа Индипенденца поляна перед церковью, известная именно как «Пьяцца Сан-Пьетро» или «Пьяцца Дуомо», была отменена навсегда.

Описание
Фасад типично барочный, с выступающей структурой и облицовкой стен из красного кирпича и мраморными украшениями. Он разделен на два перекрывающихся пояса высоким карнизом: нижний пояс разделен на пять секций коринфскими пилястрами. Боковые, закрытые, совпадают с проходами, а три центральных имеют три портала, которые все открываются в центральный неф. Центральный портал больше и увенчан фронтоном с гербом Бенедикта XIV, поддерживаемым двумя колоннами; верхняя полоса, с другой стороны, содержит в центре большое окно и разделена коринфскими пилястрами на три сектора, а в наклонной нижней полосе слева представлена ​​​​огромная скульптура Сан-Пьетро работы Агостино. Корсини, а справа скульптура Сан-Паоло работы фламандца Пьеро Вершафа, законченная около 1750 года. Фасад завершается классическим треугольным фронтоном.

Раннехристианская колокольня с неправильно закругленным основанием и круглой вершиной никогда не сносилась, и сегодня ею все еще можно любоваться внутри другой, построенной вокруг нее. Более высокий (около 70 метров) с квадратным основанием, он представляет собой шедевр саграматуры в том же стиле, что и церковь. Было добавлено более 40 м, три комнаты, самая высокая из которых, освещенная окном с четырьмя светами с каждой стороны, представляет собой колокольню. Строительные работы закончились в 1227 году, если исключить деревянный шпиль, покрытый свинцом, который был построен в 1254 году и перестроен в каменной кладке вместо дерева в 1426 году. На колокольне находится самый большой колокол, на котором можно играть «алла болоньезе», называемый «бабушка». ", весом 33 центнера, который вместе с тремя другими колоколами образует концерт в 65 центнеров. Большой вес подразумевает очень сильную волну, особенно в фазе «ухода» и «спуска». Настолько, что часто «бабушка» остается приподнятой ртом вверх в конце дуплета, и лишь изредка «убегает» и «сбрасывается» со всеми четырьмя звонками, что требует команды из двадцати трех звонков.

Интерьер
Центральный неф
Интерьер, в отличие от трехчастного экстерьера, представляет собой огромное, очень широкое пространство (42,89 м) по отношению к длине (89,60 м), окруженное цилиндрическим сводом с люнетами и разделенное на три нефа, из которых два узких и темные боковые чуть более 5 м, а более крупный шириной 25 м, почти как ватиканская базилика, очень светлый для семи больших окон, три на правой стене, три на левой и одно на контрфасаде, и строгий, если не для четырех хоров, добавленных Торреджани в 1755 году. Богатый пол был уложен между 1902 и 1905 годами по проекту Сильвио Гордини.

Контрфасад, спроектированный Торреджани между 1743 и 1747 годами, представляет собой длинный и элегантный портал, украшенный статуями Лоренцино дель Мацца, символизирующими завершение церкви и дары, полученные Папой Бенедиктом XIV, над дверью и в боковых нишах четыре доктора. Церкви. По бокам от главной двери два древних льва с колоннами, идущие от Порта деи Леони, поддерживают столько же чаш со святой водой.

 

Боковые проходы
Боковые часовни, по пять с каждой стороны в нефе, чередуются с амбулаторными, увенчанными хорами, которые открываются хорами в главном нефе. Первая слева, Капелла баптистерия, помимо витой колонны Порта-деи-Леони, не имеет алтаря, а имеет только большую мраморную купель для крещения, работу 1698 года Лотарингии Фердинанда Сен-Урбена. На задней стене, в поддельной архитектуре Стефано Орланди, Крещение Христа работы Эрколе Грациани середины восемнадцатого века.

Вторая, Часовня Святого Сердца, узкая, потому что она расположена внутри очень прочной архитектурной опорной системы, которая повторяется во всех четных часовнях, украшена лепниной Фердинандо Росси и алтарем Джузеппе Кассиоли ​​1925 г., изображающим Иисуса на троне, показывающим Пресвятого Сердца святым монахиням Маргарите Марии Алакок и Гельтруде.

Третья, Cappella del Santissimo Sacramento или Cappella Lambertini, была отремонтирована около 1731 года Торреджани, который разместил мраморные и бронзовые отливки, на которых в центре выделяется запрестольный образ 1737 года Донато Крети с изображением святого Игнатия Лойолы.

Четвертая, Часовня реликвий, представляет в анконе богато украшенный мрамор работы Пьетро Фиорини, сделанный между концом 1500-х и началом 1600-х годов, с двумя мраморными ангелами на циматии, приписываемыми Ладзаро Казарио, умершему в 1588 году. большие нишевые реликвии кардинала Палеотти, покрытые копией образа Марии, почитаемого в Риме в церкви Сан Лоренцо в Дамасо. Внутреннее убранство выполнено Карло Больди в 1918 году, а полихромная лепнина - Фердинандо Росси в 1925 году.

В пятой, часовне Сан-Амброджо, изображен алтарь Джузеппе Маркези под названием Сансоне, изображающий Сан-Амброджо XVIII века, вставленный в величественную архитектуру, написанную Луиджи Самоджиа в 1883 году.

В правом проходе первая часовня Б. Николо Альбергати представляет собой балюстраду и квадрат Стефано Орланди, которые относятся к периоду ее строительства (около 1750 г.), и запрестольный образ Епископальное посвящение Б. Николо Альбергати работы Антонио Росси 1748 г. , в то время как к 1992 году была размещена скульптурная группа из терракоты под названием «Оплакивание мертвого Христа» Альфонсо Ломбарди, сформированная между 1522 и 1526 годами в сбалансированном классицизме.

Вторая, Часовня Святой Анны, показывает перспективу из полихромного мрамора работы Давиде Вентури 1906 года с небольшим храмом в центре, в котором находится реликвия Святой Анны из позолоченной меди и эмалей, подаренная королем Англии Генрихом IV. кардиналу Николо Бенедикту и с небольшим куполом, расписанным фресками Мауро Чезаре Требби.

В третьей, часовне С. Аполлинара, с неоклассическим алтарем и анконой работы Анджело Вентуроли и украшением Фламинио Миноцци середины восемнадцатого века, находится запрестольный образ С. Аполлинара, посвященного в епископы работы С. Пьетро, ​​написанный в 1737 году Эрколе Грациани-младшим. .

Четвертая, часовня Сан Рокко, украшена Джузеппе Антонио Амбрози. В запрестольном образе, расположенном в центре алтаря по проекту Камилло Рускони, изображено Святое Семейство со святыми Рокко и Джакомо Маджоре работы Маркантонио Франческини, написанное между 1727 и 1728 годами, Панкрацио. В куполе над нефом Явление святому папе Целестину I из Сан-Пьетро, ​​которое побуждает его избрать Сан-Петронио епископом Болоньи Витторио Бигари в 1730 году.

Пятая, часовня Сан-Карло Борромео с иллюзорной архитектурой Луиджи Самоджиа 1883 года, представляет собой алтарь Сан-Карло, который раздает милостыню, написанную Донато Крети в 1740 году.

Из нижней части малых нефов, на противоположной стороне контрфасада, вы выходите из церкви через две двери, на которых слева и справа выделяется мемориал папе Григорию XV Людовизи работы скульптора Габриэле Брунелли. золотой медальон работы Джузеппе М. Мейса начала 18 века. Рядом с дверью сидит Львица, кормящая двух львов, из красного веронского мрамора, возможно, из Порта-деи-Леони.

Главная часовня и склеп
Трибуна целиком занята пресвитерием работы Доменико Тибальди, приподнята на несколько ступеней над остальной частью церкви и разделена на квадратный в плане корпус, перекрытый крестовым сводом, который открывается двумя апсидами, одна на с каждой стороны, и от собственно полукруглой апсиды. Над колоссальной триумфальной аркой два ангела держат герб папы Григория XV. Главная часовня выглядит богато украшенной: на кресте и арках изображен Вечный Отец, фреска Просперо Фонтана 1579 года, в чаше апсиды Христос передает символические ключи Святому Петру, расписанный фресками Чезаре Фиорини и Чезаре Аретузи между 1500 и 1500 годами. 1600 г., а в заднем люнете под сводом - Благовещение Марии, написанное Людовико Карраччи в последний год его жизни, 1619 г.

 

Главный алтарь из полихромного мрамора является работой Альфонсо Торреджани и увенчан ценным романским распятием из кедрового дерева XII века, состоящим из статуй Иисуса на кресте, Магдалины и Сан-Джованни-Евангелиста.

Главная часовня ведет к склепу, который составляет основу главной часовни. В часовне находится бронзовый «Воскресший Христос», современная работа Паоло Гуаланди, а также виден запрестольный образ, изображающий С. Орсолу работы Джан Джакомо Сементи первой половины 17 века, в нише мощей Воскресения. плоти Джан Пьетро Каваццони Занотти середины 18 века и запрестольный образ с пьетой начала 16 века.

В склепе находится могила Джованни Аквадерни, основателя (вместе с Марио Фани) Итальянского католического молодежного общества, которое позже стало Итальянским католическим действием.

Ризницы
За колокольней находятся ризница и капитулярная ризница. Первый содержит несколько картин, в том числе Христос, привязанный к колонне, работы Джована Луиджи Валезио начала 17 века, Голова Христа, увенчанная шипами, и две головы ангелов работы Гвидо Аспертини конца 15 века, Святой Петр, освобожденный из тюрьмы, холст. работы Джироламо Негри, известной как Бочча конца семнадцатого века, Пресвятая Богородица с Сыном во славе, между святыми Доменико и Антонио, поздняя работа Элизабетты Сирани, написанная между 1664 и 1665 годами, Распятие между святыми Петром, Марией Магдалиной и Джакомо ди Бартоломео Раменги, известный как Баньякавалло 1522 года, Блаженный Людовико Морбиоли работы Джулио Морины 1593 года, довольно торопливая копия, сделанная Алессандро Танари около 1614 года, с замечательных фресок часовни Гарганелли, утерянных, и Папа Григорий XIII в молитве перед Пьета в присутствии С. Рокко, работа Джованни Мария Тамбурини 1640 года. Затем в центре свода, С. Пьетро в славе, полотно Джованни Франческо Спини 1680 года.

В середине свода капитулярной ризницы Святой Петр плачет перед Богородицей поздней работы (1616 г.) Людовико Карраччи, а на стенах четыре ярких овала середины 18 века, изображающие Святых Петра, Святого Павла, Св. Зама и Св. Петронио Эрколе Грациани мл. Также следует отметить выразительный бюст Святого Петра девятнадцатого века и красивое распятие из позолоченной бронзы семнадцатого века.

В ризнице также находятся старинные облачения и гобелены, сотканные в Риме по проекту Антона Рафаэля Менгса, подаренного Бенедиктом XIV.

Трубные органы
В соборе три органа:
старый большой орган, заброшенный с 1995 года, но сохранивший свой звуковой материал, был построен в 1925-1929 годах кремонским мастером органов Джузеппе Ротелли с повторным использованием труб предыдущих органов Гатти; с электропневматической трансмиссией имеет 50 регистров на трех мануальных и педальных и делится на три корпуса, по одному на каждую из трех апсид и два на ближние к пресвитерии трибуны нефа; этот инструмент включает в себя звуковой материал двух предыдущих, созданных соответственно Винченцо Сормани и Джованни Баттиста Греппи в 1637–1641 годах (на хоре слева от пресвитерия) и Джузеппе, Филиппо и Франческо Гатти в 1748–1752 и 1756 годах. -1757;
нынешний орган был построен в 1997-2000 годах органным зданием Пакканелла из материалов Лаухуффа; он расположен в едином корпусе на полу под аркой, соединяющей неф с амбулаторным помещением между второй и третьей приделами, и имеет 54 регистра на трех мануальных и педальных, с механической трансмиссией для мануальных и педальных, с сервоприводом для реестры;
орган склепа на полу в левом трансепте был построен Антонио Бартолотти в 1785 году; у него 8 остановок на одной ручной и кафельной педали.