Базилика Сан-Петронио (Болонья), Италия

 

Базилика Сан-Петронио (Basilica di San Petronio) является самой большой церковью в Болонье: она доминирует над площадью Пьяцца Маджоре. И несмотря на то, что в значительной степени она незакончена, она является одной из крупнейших церквей в Европе. Его внушительные размеры (132 метра в длину и 60 в ширину, с высотой свода 44,27 метра, а по фасаду он касается 51 метра) делают его четвертым по величине храмом в Италии (третьим, если исключить собор Святого Петра), который с 1929 года входит в состав государства Ватикан). Базилика объемом 258 000 м³ является самой большой кирпичной готической церковью в мире. Он носит титул малой базилики.

Однако это не епископская церковь Болоньи, название которой принадлежит близлежащему столичному собору Сан-Пьетро.

 

История

Посвященный святому покровителю города Сан-Петронио, его основание датируется 7 июня 1390 года закладкой первого камня в торжественной процессии. В 1388 году Совет семнадцатого века муниципалитета Болоньи, в знак признания обязательств, проведенных епископом Петронио (пятый век), возведенным в ранг покровителя города в 1253 году, решил начать строительство храма, посвященного Для него.

Это последняя крупная работа в стиле поздней готики в Италии, начатая вскоре после Миланского собора (1386 г.).

Политический контекст
В четырнадцатом столетии ремесленная, торговая и профессиональная буржуазия все больше проявляла политическое сознание. Утвердившись перед крупными семьями, им удалось воскресить древний миф о народном правительстве: «правительство народа и искусств», которое затем сформировало первый Совет пятнадцатого века с шестнадцатью гонфалоньерами во главе. городской организации и, позднее, XVII в. Новое правительство вскоре позаботилось о возрождении культа Сан-Петронио (похоже, первые предположения о возведении церкви, посвященной святому, относятся к 1307 году, но из-за различных политических перипетий ее реализация не рассматривалась). Во второй половине четырнадцатого века были построены важные городские здания: базилика и элегантный портик деи Серви Андреа Манфреди да Фаэнца, лоджия делла Мерканция и Палаццо деи Нотаи, построенные Антонио ди Винченцо. В то время Болонья была одним из самых густонаселенных городов Европы и не могла оставаться равнодушной к двум ближайшим политическим полюсам: Флоренции и Милану. Флоренция уже целое столетие приступала к строительству своего собора, а Милан приступил к строительству собора в 1386 году. Однако в случае Болоньи здание не было бы построено по воле церковной как городской собор (который уже существует), а по гражданской воле, как акт как религиозной, так и политической веры, представлять, как настоящий памятник, общинные идеалы свободы и автономии. В конце 1388 г. было принято решение о строительстве здания, включив его 1 января 1389 г. в специальную рубрику в городском статуте.

Финансирование
В заголовке также указаны первые активы для финансирования предприятия, в том числе «десятина на благочестивые наследства» (10-процентный налог, который особенно коснулся священнослужителей), который оставался в силе до 1741 года. Не будучи приглашенным на участие в строительстве церкви, священнослужители были очень разочарованы, а может быть, и прежде всего, такой прямой и автономной инициативой непримиримого юрисдикционизма. В пятнадцатом веке, чтобы увеличить доход фабрики, были созданы налоги, основанные на налагаемых штрафах, на все виды помилования осуждения, от игроков до приговоренных к смертной казни. 31 января 1390 года собраны первые средства.

Оригинальный проект Антонио ди Винченцо
26 февраля Совет поручил маэстро Антонио ди Винченцо разработать проект по совету отца Андреа Манфреди да Фаэнца. Архитектор изготовил огромную модель из дерева и скальолы в масштабе 1/12 (длиной около 15 метров) на основе уже разработанных чертежей, так как проектом здания он интересовался еще до 26 февраля. Модель, непостижимым образом уничтоженную вместе с чертежами в 1402 году, поставят во дворе Палаццо Пеполи.

 

Таким образом, об первоначальном проекте Антонио ди Винченцо ничего не известно, кроме размеров, отмеченных в протоколах, хранящихся на заводе. Известно, что полная базилика должна была иметь длину 183 метра и ширину трансепта 137 метров. Итак, латинский крест, с тремя нефами с боковыми часовнями (тоже в трансепте) и предположительно с 4 колокольнями. Приняв схематический модуль «ad quadratum», план главного нефа был бы упорядочен на 10 пролетов (каждый около 19 метров с каждой стороны) по длине и на 7 пролетов для трансепта (с внешним фонарным куполом). Девятый и десятый пролеты должны были образовать хор с апсидальной амбулаторной и радиальной часовнями (как в церкви Сан-Франческо). Каждая из 4-х колоколен должна была располагаться в соответствующей угловой часовне между основным корпусом и трансептом. Однако, учитывая 10 пролетов по 19 метров с каждой стороны, возможна окончательная общая длина трансепта чуть более 190 метров на 133 метра в ширину. Для интерьеров архитектор хотел не декоративных излишеств, таких как фризы, статуи или шпили, типичных для православной готики, которые теряли бы структурный смысл целого, а скорее через величие, деликатно рассеянную яркость, простоту и сущность. линиями, чтобы создать атмосферу сверхреальности, визуально неопределенных пространств, которые привнесли бы в сознание посетителя торжественность и спокойствие Древнего Рима. Концепция, которую Брунеллески подхватит для грандиозного купола Флорентийского собора и для интерьеров базилик Сан-Лоренцо и Санто-Спирито и которая ознаменует начало эпохи Возрождения.

Работы начались со сложных операций по экспроприации и сносу многочисленных островков средневекового города, выходящих на площадь Пьяцца Маджоре; вопреки строительной практике того времени, участок развивался от фасада к апсиде. Первоначально были надстроены боковые нефы и относительные своды, а на сырцовый кирпичный лик фасада надстроен мраморный цоколь с барельефными изразцами (Святые покровители по первому варианту проекта 1393 г.), выполненными рабочие из мастерской братьев Далле Масенье.

Антонио ди Винченцо умер между 1401 и 1402 годами, когда были завершены только два пролета, проходы и четыре боковые часовни. В 1403 году папский легат Бальдассарре Косса, заклятый враг муниципалитета и ярый противник строительства базилики, воспользовавшись смертью архитектора, продал камни, древесину и все строительные материалы, пригодные для продолжения строительства собора. церковь. На соборе в Пизе Александр V был избран папой (антипапой), но после его смерти его сменил Косса по имени Иоанн XXIII (говорят, что это сам Косса отравил папу). Затем антипапа Иоанн XXIII будет свергнут после Констанцского собора за симонию, скандал и раскол (и за факты Сан-Петронио). В 1425 году сиенскому скульптору Якопо делла Кверча было поручено украсить главный портал рельефами, которые в 1438 году, однако, были прерваны его смертью.

Строительные работы шли урывками, но из документа 1469 года по укладке пола мы узнаем, что главный алтарь располагался примерно в 75 метрах от главных дверей, следовательно, в четвертом пролете, поэтому на эту дату он выводит что здание наверняка достроено до пятого пролета, где располагался временный хор, и что работы уже начались на шестом пролете (который также будет последним). Часовни будут достроены позже.

Большая бронзовая статуя Микеланджело
В 1507 году фабрика Сан-Петронио поручила архитектору Ардуино Арригуцци, назначенному инженером фабрики, продолжить работы над базиликой, особенно позаботившись об определении декора мраморного фасада и строительстве второстепенных порталов (между 1518 и 1530). 21 февраля 1508 года на фасаде была установлена ​​большая бронзовая статуя папы Юлия II работы Микеланджело (единственная, которую он изготовил в бронзе вместе с пропавшим без вести Давидом де Роханом). Это был четкий и недвусмысленный политический жест: статуей папа хотел подчеркнуть, что, несмотря на то, что базилика была создана по воле граждан как символ свободы и автономии, город находится под властью папы. Таким образом, статуя была разрушена в 1511 году последователями Бентивольо (семья ранее была изгнана после завоевания Болоньи Юлием II), в то время как сыновья Джованни предприняли попытку, которая позже оказалась безуспешной, вернуть себе владение городом. Фрагменты были проданы герцогу Феррары Альфонсо д'Эсте, который затем переплавил их, чтобы сделать колубрину, которой он дал имя «Джулия».

 

Проект Arduino дельи Арригуцци
14 марта Арригуцци был отправлен во Флоренцию для осмотра и изучения купола Дуомо, построенного Брунеллески. 30 апреля 1514 года ему было поручено завершить южную часть здания, тем самым начав новый этап, сосредоточенный на строительстве грандиозного купола, опирающегося на восемь огромных и мощных колонн, на определении трансепта с четырьмя колокольнями на стороны относительных фасадов., большая апсида с амбулаторным и двенадцатью лучевыми приделами. Проект задокументирован серией планов и деревянной моделью, которые видны публике в музее Сан-Петронио. Новый проект должен был увеличить длину церкви до 224 метров и ширину до 158 метров, чтобы она стала самой большой базиликой христианства. Болонья, прежде всего благодаря Студиуму (так университет назывался до 1800 г.), уже была одним из крупнейших городов Европы, и это первенство во многом укрепило бы ее могущество. Проект никогда не будет завершен, однако на внешних сторонах, возле апсиды, можно увидеть угловые окна со стойками, которые обозначили бы начало трансепта.

Коронация императора Карла V
В 1530 году базилика приобрела большую известность: она была выбрана Карлом V в качестве места для коронации Климента VII как императора Священной Римской империи 24 февраля того же года. После разграбления ланскнеетов в 1527 г. гипотеза о коронации в Риме была отвергнута, и Болонья, второй по значимости город Папского государства, с великолепной (хотя и в значительной степени незавершенной) базиликой Сан-Петронио. , это казалось наиболее подходящим выбором, даже если это был не слишком замаскированный способ подтвердить папское господство над городом.

Конец стройки: Archiginnasio
Папа Пий IV решил уделить первоочередное внимание строительству окружающих зданий, в том числе Archiginnasio. Archiginnasio, дворец, полностью финансируемый папскими ресурсами и завершенный в 1562 году, был построен всего в 12 метрах от базилики, параллельно главному нефу, чтобы полностью перекрыть, вырезав его, место, где должен был быть внушительный левый трансепт. построен. Таким образом, реализация амбициозного проекта латинского креста стала фактически невозможной.

Со времени строительства Archiginnasio строительная площадка пережила длительный застой, в основном из-за почти лихорадочного желания увидеть завершенный фасад. Проблема заключалась в том, как закончить старый проект Доменико да Вариньяна, поддерживаемый в то время Arduino Arriguzzi. Только с 1587 года начнутся дискуссии о покрытии центрального нефа.

Времена
По завершении строительства сводов сначала представляется отчет, также подписанный Франческо Моранди Террибилия, который получает заказ на строительство. Работы начались с пятого пролета (последнего построенного к тому времени), возведя крест, замковый камень которого имеет высоту 105 футов с половиной, то есть около 40 метров. После окончания начинаются долгие и яростные обличительные речи о продолжении работ. Есть две части: одну возглавляет Террибилия, а другую - Карло Каррацци, известный как Кремона, который утверждал, что высота сводов должна соответствовать высоте равностороннего треугольника, имеющего ширину фасада в качестве основания, предполагая высоту 50,73 метра для сводов (из того, что известно, Антонио ди Винченцо для фасадов был основан именно на диаграмме «ад треугольник»). Таким образом, Флориано Амброзини было поручено построить две деревянные модели (видимые в музее базилики), сопровождаемые рисунком (по которому также была сделана гравюра), чтобы лучше оценить два решения. Однако решение так и не было принято, пока 7 июня 1594 года папа Климент VIII не приказал закрыть строительную площадку и продать все строительные материалы.

 

Только в первой половине XVII века проект возобновился: был привлечен иностранный архитектор, римлянин Джироламо Райнальди, который в период с 16 мая 1625 г. по 27 февраля 1626 г. предложил компромиссное решение между проектом Terribilia и дель Кремона со сводами высотой 116 с половиной футов, то есть 44,27 метра, предложение, которое в конце концов было принято изготовителями. Однако до начала работ пришлось ждать около двадцати лет и в 1646 году под руководством Франческо Мартини началась достройка сводов, начиная с первого пролета, по проекту Райнальди. Пятый пролет, построенный Террибилией, был снесен, а шестой пролет был завершен в 1658 году. Своды были построены в каменной кладке, постепенно заменяя временную деревянную крышу в готическом стиле, хотя сейчас это было не в моде, тем самым сохраняя единый стиль с каменной кладкой. остальная часть базилики.

В 1656 году была построена нынешняя апсида, чтобы закрыть проходы, очевидно, без продолжения работы над трансептами, которые до сих пор явно только набросаны и незакончены. В 1658 г. был оплачен счет стекольщика за большие окна хора, а в 1659 г. - за лестницу главного алтаря. В 1662 г. киворий был возведен над главным алтарем и закончен в 1663 г. К этому времени строительные работы были завершены.

Базилика, заказанная и завершенная свободным муниципалитетом Болоньи, была передана епархии только в 1929 году и освящена в 1954 году; с 2000 года в нем хранятся мощи святого покровителя, которые до этого хранились в базилике Санто-Стефано.

Луиджи Виньяли пишет в конце своей книги (La basilica di San Petronio):

«Строительство базилики Петрониана в северной Болонье знаменует собой конец эпохи, стилистического подхода, философии дизайна, готической культурной гегемонии и, следовательно, эзотерического мира. Эпоха заканчивается, и начинается этот светлый процесс Возрождения. что из Италии дойдет до всех районов Европы».

Фасад
Незаконченный фасад Сан-Петронио имеет размеры 60 метров в ширину и 51 метр в высоту и разделен на две горизонтальные полосы: нижнюю, с мраморными зеркалами, сделанными между концом четырнадцатого и началом шестнадцатого веков, и верхнюю, с открытым кирпичным материалом с граненым профилем, который должен был обеспечить анкеровку декоративного покрытия.

Украшенная нижняя часть состоит из основания в стиле поздней готики, спроектированного Антонио ди Винченцо, куда вставлены многолепестковые рельефы с изображением святых Паоло ди Бонайуто, Джованни ди Ригуццо и немца Джованни Ферабеха (Ганс фон Фернах). С верхней облицовки из белого истрийского камня и красного веронского мрамора, спроектированной Доменико Аймо да Вариньяна в тосканско-флорентийском стиле, расположены три портала.

Центральным является работа скульптора Якопо делла Кверча по сооружению главного портала, который остался частично незавершенным (у него нет острия): Якопо вылепил барельефные панно на косяках портала с изображением Историй Бытия (тщательно изученных Микеланджело, который, как оказалось, усвоил урок в позах некоторых фигур в Сикстинской капелле), исторический архитрав со сценами из Нового Завета и круговая группа люнета с Мадонной с младенцем и святыми Петронием и Амвросием ( Микеланджело назвал ее «самой красивой Мадонной пятнадцатого века»). Пророки в арке в центре вместо этого являются работой Антонио Минелло и Антонио да Остилья, за исключением Моисея в центре, работы Амико Аспертини.

Два боковых портала были спроектированы между 1524 и 1530 годами Эрколе Секкаденари и украшены панелями многих авторов, в том числе Триболо, Альфонсо Ломбарди, Джироламо да Тревизо, Амико Аспертини, Заккария да Вольтерра и самого Саккаденари. На колоннах изображены библейские сцены, а на архитравах — истории из Нового Завета. Люнет левого портала украшен «Воскресением» Ломбарди, а правый представляет собой низложенного Христа Аспертини, Богородицу Триболо и Сан-Джованни Саккаденари.

 

На каждом из концов фасада, введенного в эксплуатацию в последнее десятилетие четырнадцатого века, есть трехлепестковый пилон, который развивается вокруг четырехугольного ядра, диагонально привитого к углу, и смешанный план плана, напоминающий план изразцы или реликварии готические. Вероятно, он закончился бы одним или несколькими шпилями.

В 16 веке были изучены многочисленные вариации проекта фасада, включая или не включая основание Винченци: важные архитекторы того времени (Джакомо Рануцци, Виньола, Бальдассарре Перуцци, Джулио Романо, а затем Доменико Тибальди и Палладио) оставили интересные рисунки сегодня. хранится в епархиальном музее Сан-Петронио. Однако мраморная облицовка фасада останется незавершенной, как из-за обличительных речей по поводу ее завершения (в основном из-за стилистического несоответствия между позднеготическим цоколем на красном фоне работы Винченци и ренессансной верхней облицовкой на белом фоне работы Вариньяна), так и из-за чередующихся событий в городе и отсутствия финансирования.

Проекты девятнадцатого века
В 1830 году во Франции возникло движение за реставрацию средневекового наследия, крупнейшим представителем которого был Эжен Виолле-ле-Дюк. Затем это движение распространилось по всей Европе и Италии. Известными примерами этого средневекового «возрождения» были завершение фасадов Дуомо и базилики Санта-Кроче во Флоренции и завершение Миланского собора. Болонья также открылась этому неосредневековому движению, главным представителем которого был Альфонсо Руббиани. В 1887 году Исполнительный комитет Opera della Facciata della Basilica объявил конкурс на проект завершения фасада, в котором участвовали многие архитекторы, в том числе: Джузеппе Чери, Эдоардо Колламарини, Альфонсо Руббиани, Эмилио Маркуччи и другие, но кто то за этим не следил. Последующие предложения в 1933-35 годах завершить мраморную отделку храма также не были восприняты всерьез. Известным противником завершения строительства был юрист Джузеппе Баккелли, который в своей статье 1910 года заявил:

«Руки прочь от наших древних памятников. Да, руки прочь от наших памятников. Сохраним их с любовью, с нежностью, с уважением к нашим старикам, но не будем думать об их изменении. Прежде всего, мы не думаем о том, чтобы омолаживать их... Какой Бог может согреть душу того, кто занимается искусством, оглядываясь назад и пытаясь копировать уже сделанное и уже давно ушедшее? И вот почему те, кто художники, даже если идут по ложному пути, изучают прошлое, но не копируют его»

Реставрация 1972-1979 гг.
Самая важная реставрация фасада Сан-Петронио была проведена в период с 1972 по 1979 год Управлением по художественному и историческому наследию. Важность требовательной реставрации заключалась не только в восстановлении одной работы, но и представляла собой первый пример нового междисциплинарного научного подхода к сохранению каменных материалов, приобретая, таким образом, историческое значение.

Историческая ситуация с реставрациями
Разрушение каменных материалов - это естественное явление, известное с древних времен, упоминаемое в наиболее важных архитектурных трактатах, таких как трактаты Витрувия, Альберти, Вазари вплоть до девятнадцатого века. Эти трактаты предлагают методы и меры, в основном эмпирические, о том, как защитить каменные поверхности от атмосферных воздействий с помощью водоотталкивающих средств, таких как воск, масло или смолы. В Сан-Петронио даже сам Якопо делла Кверча использовал лечение такого типа, как это задокументировано в документах. Начиная со второй половины девятнадцатого века были предложены различные эмпирические методы, направленные не только на предотвращение повреждений, но и на их защиту, с толстыми слоями штукатурного материала или с такими веществами, как фторсиликаты, которые, однако, на расстоянии часто оказывались очень опасными. вредный. Принцип отказа от этих эмпирических методов имел место до и после Второй мировой войны. Научные исследования проводились для уточнения причин изменений и влияния загрязнения атмосферы как ускоряющего фактора, однако они не были связаны с изучением и контролем эффективности конкретных консервативных методов лечения. Все это создало ситуацию парализующей неопределенности в отношении того, как действовать в деле сохранения огромного итальянского историко-архитектурного наследия, нуждающегося в срочной реставрации, в том числе, очевидно, и фасада Сан-Петронио, находившегося в аварийном состоянии.

 

Вмешательство Чезаре Гнуди
Чезаре Гнуди заслуживает похвалы за то, что он самым тщательным образом решил сложную проблему реставрации каменных материалов, объединив как научные, так и методологические исследования, мало рассмотренные в прошлом, но имеющие фундаментальное значение. С этой целью он основал Центр консервации уличных скульптур (сегодня носящий его имя) в Болонье не только для проведения научных исследований, но и для установления контактов с исследователями со всего мира, поиска и распространения информации, содействия дискуссиям. среди ученых, техников, реставраторов и искусствоведов. Эта деятельность была продемонстрирована на практике новаторской реставрацией фасада Сан-Петронио, которая по глубинным предварительным научным исследованиям и прикладным методологиям не имеет аналогов в мире и представляет собой эталонную модель для будущих реставраций во всем мире. Реставрация вызвала большой интерес, настолько, что реставрацию центральной двери базилики Сан-Марко в Венеции и порталов собора Шартра во Франции доверили Болонскому центру.

Стороны, колокольня и колокола
Стороны базилики украшены чередованием контрфорсов и окон из перфорированного мрамора, где внутри видны окна часовен. Кирпичи по бокам - «саграмати», которые видны, несмотря на штукатурку. С левой стороны, в соответствии с недостроенным трансептом, теперь двойное стрельчатое окно. Это, вероятно, самая оригинальная и гениальная часть всего проекта Винченци: смешанное использование в основном кирпича по сравнению с драгоценным мрамором (в то время как фасад, с другой стороны, имел бы полное украшение). Это позволило бы лучше вписать базилику в городской контекст других прилегающих зданий, не слишком отрываясь от чрезмерного декоративизма, что, безусловно, сделало бы ее более величественной, но в то же время решительно более изолированной и вне контекста.

Колокола (которые были спилены в 1818 году Гаэтано Бригенти для улучшения аккорда) звонят вручную городскими колокольнями в соответствии с древней традиционной болонской техникой, вероятно, зародившейся на самой колокольне. «Меццанеллу» также называют «школьницей», потому что она положила начало университетским урокам в Archiginnasio.

Внутренний
Внутри базилики есть шесть квадратных пролетов около 19 метров с каждой стороны центрального нефа, которые соответствуют такому же количеству боковых пролетов, разделенных на две части: шесть полупролетов с прямоугольным планом, соответствующих проходам на на каждую приходится по паре часовен. Шестой пролет центрального нефа занимает пресвитерий, который простирается до середины пятого пролета с большим киворием Виньола. Разделение на проходы достигается с помощью огромных столбов из кирпича саграмати с тщательно продуманными основаниями и капителями с листьями из песчаника. Пространство в конце пролетов насильственно прерывается головной стеной, перекрывающей «естественное» развитие внутреннего пространства, наглядно демонстрируя незавершенность здания, при этом центральный неф завершается апсидой, но без вертикальных окон, типичных для готический стиль. Особенность здания заключается в том, что оно ориентировано не традиционным образом апсидой на восток и фасадом на запад, а соответственно на юг и север. Это означало, что стороны, обращенные на восток и запад, были пронизаны солнечным светом в течение дня, заливая интерьер особенно рассеянным светом, не усиливая контрастов.

Натяжение столпа православной готики через Альпы, с характерными полосами опорных ребер, упирающихся вверх, здесь просто отсутствует, несмотря на очень большую вертикальную тягу (около 45 метров за один раз). В Сан-Петронио есть отказ от любого линейного напряжения, создающего вертикальный импульс со стенами без каких-либо фигуральных признаков напряжения и с колоннами, которые выглядят как несущие конструкции, придавая огромному пространству превосходную согласованность во внутренних отношениях между растениями. и высота, с замечательными хроматическими играми между всеми частями и, что не менее важно, полихромными окнами.

На встречном фасаде находится надгробный памятник из терракоты работы Заккарии Закки (1526 г.). На прочных столбах сохранились фресковые панно со святыми из первого живописного убранства храма (первая половина XV в.).

 

Часовни
В двадцати двух часовнях, выходящих в боковые проходы, хранятся интересные произведения искусства.

Часовни левого нефа
I. Часовня Сан-Аббондио, ранее принадлежавшая Десяти из Балии, восстановленная в ложной готике в 1865 году: в 1530 году Карл V был коронован там папой Климентом VII как император. В часовне можно увидеть фрески Джованни да Модены, изображающие Аллегорию Искупления и Триумф Церкви над Синагогой.
II. Часовня Сан-Петронио, ранее называвшаяся Коспи и Альдрованди, спроектированная Альфонсо Торреджани и предназначенная для хранения реликвии головы Сан-Петронио.
III. Часовня Сан-Иво, бывшая Сан-Бригида деи Фоскерари: статуи Анджело Пио и картины Мадонна ди Сан-Лука и святые Эмидио и Иво работы Гаэтано Гандольфи и «Явление Богородицы святой Франческе Романе» Алессандро Тиарини (1615 г.) .

На столбе двое часов, в числе первых в Италии изготовленных с коррекцией маятника (1758 г.).
IV. Часовня волхвов, бывшая Болоньини: готический мраморный барьер, спроектированный Антонио ди Винченцо (1400 г.); на алтаре деревянный полиптих с двадцатью семью резными и другими раскрашенными фигурами работы Якопо ди Паоло. Стены были расписаны фресками Джованни да Модены и Франческо Альберти с циклом, изображающим Эпизоды из жизни Сан-Петронио, на задней стене; на правой стене «Истории волхвов»; на левой стене, вверху, всеобщий суд с Коронацией Богородицы в миндале, Рай и внизу, Ад, дантовское изображение, с гигантской фигурой Люцифера и изображение пророка Мухаммеда в аду. 7] [8] Среди грешников в аду пронзают похотливых, завистников убивают стрелами, а скряг заставляют глотать, опустив голову, поток расплавленного золота.
V. Часовня С. Себастьяно, бывшая Васелли.
ТЫ. Часовня С. Винченцо Феррера, ранее Гриффони, Коспи и Рануцци: бронзовый памятник кардиналу Джакомо Леркаро, выполненный Джакомо Манцу (1954 г.). Здесь хранился грандиозный полиптих Грифони, шедевр Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти, расчлененный около 1725 года кардиналом Помпео Альдрованди, который стал владельцем часовни.
VII. Часовня Сан Джакомо, ранее Росси и Бачокки: на алтаре Мадонна на троне, шедевр Лоренцо Коста (1492 г.); рисунки полихромного стекла принадлежат тому же автору. Надгробный памятник с останками принца Феличе Бачокки и его жены Элизы Бонапарт (1845 г.);
VIII. Часовня Сан-Рокко или Часовня Мальвецци Рануцци: Сан-Рокко и даритель из Пармиджанино (1527 г.).
IX. Часовня Сан-Микеле, ранее называвшаяся Барбацци и Манцоли: картина Донато Крети с изображением архангела Михаила, преследующего дьявола (1582 г.).
X. Часовня С. Розалии, ранее принадлежавшая Шестнадцати Сената, ныне Ратуши: полотно «Глория ди С. Барбара» Алессандро Тиарини.
XI. Часовня Сан-Бернардино: двери корпуса органа пятнадцатого века работы Лоренцо да Прато, расписанные в 1531 году Амико Аспертини с четырьмя историями Сан-Петронио.

Часовни правого нефа
Главная часовня: на алтаре деревянное распятие пятнадцатого века. Внизу апсиды находится фреска «Мадонна с Сан-Петронио» работы Маркантонио Франческини и Луиджи Куайни по карикатурам Чиньяни (1672 г.). Киборий главного алтаря был возведен в 1547 году Виньолой. Примечателен также деревянный хор пятнадцатого века работы Агостино Де Марки.
XII. Часовня реликвий, бывшая Замбеккари, на которой стоит колокольня.
XIII. Часовня Сан-Пьетро-Мартире, бывшего члена Общества Беккари, с мраморной перегородкой работы Франческо ди Симоне (конец 15 века);
XIV. Часовня Святого Антония Падуанского, ранее называвшаяся Сарачени и Коспи: статуя Святого Антония Падуанского, приписываемая Якопо Сансовино.
XV. Часовня Пресвятой Богородицы, Мальвецци Кампеджи, перестроенная в девятнадцатом веке.
XVI. Часовня Непорочного Зачатия, бывшая Фантуцци: украшения в стиле модерн от Акилле Казановы.
XVII. Часовня Сан-Джироламо, бывшая Кастелли: на алтаре Сан-Джироламо, приписываемая Лоренцо Коста.
XVIII. Часовня Сан Лоренцо, бывшая Гарганелли, Ратта и Паллотти: знаменитая Пьета работы Амико Аспертини. Монс Бедетти похоронен в часовне, где стоит бюст Федерико Монти.
XIX. Часовня Святого Креста или Капелла Ринальди: религиозные фрески со святыми работы Франческо Лола, Джованни ди Пьетро Фаллоппи и Пьетро ди Джованни Лианори (15 век). Витраж был выполнен блаженным монахом Джакомо да Ульма по проекту Микеле ди Маттео.
ХХ. Часовня Сан Амброджо, ранее Марсили: фреска в стиле Виварини (середина пятнадцатого века).
XXI. Часовня С. Бригиды, бывшая Пеполи: полиптих работы Томмазо Гарелли (1477 г.).
XXII. Часовня Мадонны делла Паче: Мадонна из истрийского камня работы Джованни Ферабеча (1394 г.), идущая от основания фасада и обрамленная фасадом, расписанным Джакомо Франча (ок. 1525 г.).

 

Солнечные часы
солнечные часы Данти
Первые солнечные часы, построенные в Сан-Петронио, были построены Эгнацио Данти между 1575 и 1576 годами (после того, как он начал, но не завершил, часы в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции), назвав их «великим гномоном». От него сохранились иллюстративный лист самого Данти, описания и зарисовки Джованни Риччоли, опубликованные в его произведениях 1651 и 1655 гг. к западу по отношению к южному направлению, на 9°, 6 угловых минут и одну треть. Однако это не помешало нам проверить начало различных времен года по мраморной полосе, где также были выгравированы знаки зодиака.

Солнечные часы Кассини
Как сообщается в документах фабрики, 12 июня 1655 года астроному Джованни Доменико Кассини было поручено создать новые солнечные часы взамен предыдущих, потому что Риччоли указал, что гномон Данти, будучи базиликой, все еще находится в фазе завершения, он бы перестал функционировать, что и произошло в 1656 году, когда была снесена задняя стена левого нефа. Солнечные часы Кассини были закончены в декабре 1657 года. Их размеры исключительны: длина 66,8 метра делает их самыми большими солнечными часами в мире и сегодня. Для реализации Кассини решил использовать максимально возможную высоту и сумел закрепить пластину с отверстием гномона на высоте, равной «1000 унциям королевского фута Парижа» (в то время линейная единица измерения, обычно используемая учеными). европейский), соответствующий 27,07 метрам, проверенный несколько раз из-за небольших структурных разрушений или землетрясений. Отверстие в тарелке, имеющее диаметр (1 французская унция, т. Солнца вверх ногами, как в темной комнате (30 июня 1973 года, например, можно было наблюдать частичное солнечное затмение с классическим изображением перевернутого полумесяца). Итальянские часы указывались небольшими пластинами, выступающими на восток и запад, указывая длину меридиана от «вертикальной точки» в секундах и третях дуги. Убедившись в этих измерениях, Кассини вырезал на мраморе крупными буквами, что длина Линии соответствует шестисоттысячной части земного меридиана, тем самым впервые установив соответствие между линейным измерением и размером Земля, точно так, как это будет сделано в конце восемнадцатого века, когда метр стали использовать как международную единицу измерения, соотнося ее с сорокамиллионной частью земного меридиана. Несколько лет спустя король Людовик XIV попросил «Кассини» в Париже управлять только что построенной новой астрономической обсерваторией. Только в 1695 году он вернулся в Болонью по случаю поездки в Рим в сопровождении своего сына Жака и при содействии Доменико Гульельмини восстановил Солнечные часы: некоторые инструменты, использовавшиеся для этой цели, до сих пор хранятся в Музее. базилики. Проведенное затем определение дня весеннего равноденствия рассеяло сомнения относительно целесообразности исключения скачка в 1700 году, как это предусмотрено григорианской реформой.

Полная реконструкция Солнечных часов была проведена в 1776 году Эустачио Занотти, который, сохранив характеристики Линии, полностью заменил шарики, реализовав то, что мы видим сейчас: в дополнение к шарикам со знаками зодиака с функцией предоставляя ориентировочную ежемесячную информацию, длинная линия (в которой центральный железный стержень был заменен латунными и медными стержнями) имеет двойную числовую шкалу. Первая шкала, обозначенная на табличке как PERPENDICVLI PARTES CENTESIMÆ (Сотые доли перпендикуляра), указывает процент гномонической высоты для точного определения меридиональной солнечной высоты. Вторая шкала (HORÆ ITALICÆ MERIDIEI, Ore Italiche del Mezzodì) переводит местное полуденное время в древнюю систему Campanile Italic Hour, в которой 24 часа совпадали с полчаса после захода солнца, т.е. колокола Аве Мария.

 

Как по своим размерам, так и по высокой конструктивной точности солнечные часы позволили провести важные новые измерения рефракции, то есть отклонения, которое претерпевает свет звезды, пересекая атмосферу и заставляющий его казаться выше над горизонтом. от того, сколько это. Кроме того, Кассини смог рассчитать с недостижимой ранее точностью некоторые фундаментальные астрономические величины, такие как наклон эклиптики (который он определил в 23°29'15', что всего на 22' выше реального), продолжительность тропического года , положение равноденствий и солнцестояний.

В 1736 г. Евстахио Манфреди, проанализировав восемьдесят лет наблюдений, сделанных с помощью солнечных часов, показал, что наклон эклиптики непостоянен, и оценил его уменьшение чуть менее чем в одну угловую секунду в год (только в Новое время было установлено, что наклон колеблется между 22,2° и 24,4° с периодом около 41000 лет).

Кассини окрестил солнечные часы «гелиометром» и использовал его для измерения диаметра Солнца, вероятно, получив первое экспериментальное подтверждение второго закона Кеплера, который утверждает, что Земля имеет более высокую скорость, когда она находится ближе к Солнцу и движется медленнее. когда она находится дальше или, точнее, чтобы линия, соединяющая планету с Солнцем, описывала равные площади через равные промежутки времени. Чтобы решить это, необходимо было наблюдать, уменьшается ли диаметр Солнца так же, как уменьшается его скорость, что означало бы, что уменьшение скорости было только кажущимся. Он смог определить изменения солнечного диаметра с точностью около одной угловой минуты, измерив размеры изображения, проецируемого на пол церкви: от 168 × 64 см зимой до 28 × 26 см зимой. лето. Таким образом было показано, что видимый диаметр Солнца уменьшался по мере удаления от Земли, но не уменьшался, однако, так же, как уменьшалась его скорость. Это означало, что кажущаяся неравномерность движения Солнца соответствовала действительной неравномерности.

В начале ХХ века геодезист Федериго Гуардуччи проверил направление линии меридиана, отметив, что она склоняется к востоку на одну угловую минуту и ​​тридцать шесть с половиной секунд, то есть указан истинный местный полдень. с задержкой в ​​шесть с половиной секунд до зимнего солнцестояния и две с половиной секунды до летнего солнцестояния. Вместо этого с 1776 года горизонтальность линии сохранялась почти идеальной.

В 2005 г., по случаю Года Кассиния, проведенного в 2005 г. в ознаменование 350-летия солнечных часов, гномонист Джованни Палтриниери выступил за новую проверку прибора спустя столетие после проверки Гуардуччи, результаты которой были опубликованы в журнале Strenna. Storica Bolognese 2005. По существу всплыли следующие данные: опуская отвес от гномонического отверстия на землю, оказалось, что текущая Вертикальная Точка смещена относительно старой на 1,8 см в сторону Севера, и на 0 см, 7 к востоку.Кроме того, отмечая понятное понижение Линии по случаю столбцов, глобально, по сравнению с началом того же, на табличке Зимнего Солнцестояния обнаруживается уменьшение почти на 42 мм против 7 найденных от Гуардуччи.

Таким образом, даже сегодня этот древний инструмент способен почти оптимально определять истинное местное время меццоди, чье гражданское время также указано на столе рядом с механическими часами с двойным циферблатом, изготовленными в восемнадцатом веке Форназини: очевидно, в солнечный день. .

Трубные органы
По обеим сторонам главного алтаря, над специальными хорами, находятся два органа базилики, одни из старейших в Италии.

Самый старый из них расположен на хоре в cornu Epistulae, с правой стороны пресвитерия: это шедевр Лоренцо ди Джакомо да Прато, он был построен между 1471 и 1475 годами и, несмотря на то, что на протяжении веков перестраивался, он является старейшим из дошедших до нас итальянских органов, а также первым, имеющим независимые регистры. Вместо этого орган in cornu Evangelii на противоположной стороне был построен позже, в 1596 году, Бальдассарре Маламини.

На протяжении веков оба инструмента претерпели некоторые изменения: тот, что справа, был увеличен в 1852 году Алессио Верати; тот, что слева, с другой стороны, впервые был выполнен Франческо Траэри в 1691 году и Винченцо Маццетти в 1812 году. В 1986 году два органа были восстановлены фирмой Тамбурини.

 

Орган, построенный Лоренцо да Прато, имеет единственную клавиатуру из 54 нот (F-1-La4), без первых двух хроматических нот и с некоторыми сломанными клавишами; педаль кафедры состоит из 20 нот (F-1-D2), без первых двух хроматических нот и постоянно сочетается с руководством. Коробка передач оригинальная механическая.

Орган, построенный Бальдассарре Маламини, имеет единственную клавиатуру из 60 нот (C-1-C5) с скавезцой первой октавы и несколькими сломанными клавишами; педаль на кафедре состоит из 18 нот (C-1-A1) с первой октавой scavezza и постоянно сочетается с руководством. Коробка передач оригинальная механическая.

Четыре креста
В базилике находятся исторические «Четыре креста», которые, согласно традиции, были размещены на древнеримских колоннах из Сант-Амброджо или Сан-Петронио между 4 и 5 веками, сразу за дверями первого круга селенитовых стен. города. Кресты, позже заключенные в небольшие часовни и очень почитаемые поколениями болонцев, были перенесены в 1798 году вместе с реликвиями, найденными у подножия колонн, внутрь базилики вдоль стен боковых нефов, соблюдая первоначальное расположение. в небольшой городской ткани города. Видимые сейчас кресты не относятся к эпохе Петрониана: они ремонтировались на протяжении веков, а нынешние датируются периодом между 10 и 12 веками.

При входе в базилику слева находится Крест Святых Апостолов и евангелистов (отреставрированный в 1159 г., находился недалеко от Пьяцца ди Порта Равеньяна). Напротив – Крест Святых Мучеников (он располагался посередине нынешней Виа Монте Граппа). В соответствии с Главным алтарем находится Крест Пресвятой Богородицы (находился на пересечении рек виа Фарини с виа Кастильоне) и, напротив, Крест всех Святых (находился на слиянии рек виа Фарини с виа Кастильоне) Carbonesi и via Barberia). Над Крестом Святых Мучеников находится большая мраморная доска, которая напоминает об их древнем первоначальном местонахождении в городе и о переносе в базилику при участии архиепископа кардинала Андреа Джоаннетти.

Музей и исторический архив
Исторический архив Сан-Петронио находится внутри базилики. Он содержит все документы, касающиеся управления фабрикой с момента ее создания. На протяжении веков документы постепенно упорядочивались и классифицировались и состоят из 724 экземпляров, включая тома, конверты и пачки. Основные серии - это уставы, постановления, акты и постановления изготовителей, за которыми следуют документы, касающиеся источников дохода (например, десятина на благочестивое наследство). Особенно богат также материал, относящийся к общему бухгалтерскому учету, который идет почти непрерывно с 1421 по 1810 год, по бокам которого находятся «кассовые книги» с 1439 по 1938 год, бухгалтерские книги с 1429 по 1935 год и книги кредиторов и должников с 1415 по 1921 год.

Интересно
В одном из двух больших литых дворов Музея Виктории и Альберта в Лондоне находится полный слепок Порта Магна в масштабе 1:1, сделанный в 1886 году Оронцо Лелли, позже приобретенный Английским музеем. Выставочный раздел создан для того, чтобы показать широкой публике, не имеющей возможности выезжать за границу, подборку величайших шедевров европейского искусства, особенно итальянского.