Палаццо Капраника или Театро Капраника (Рим)

Палаццо Капраника (Рим)

 

Описание Палаццо Капраника

Piazza Capranica 101
Автобус: 116 и маршруты вдоль Виа дель Корсо или на Пьяцца С. Сильвестро
Закрыто для публики

Палаццо Капраника или Театро Капраника (Palazzo Capranica) - одно из немногих сохранившихся в Риме зданий 15-го века. Палаццо было заказано кардиналом Доменико Капраника в качестве его семейной резиденции и в качестве колледжа для высшего образования. Его внешний вид представляет собой лоскутное одеяло последующих дополнений разнух архитектурных стилей, когда Рим все еще находился между средневековым и периода ренессанса. Готические смотровые окна справа от здания сохранили герб кардинала, а дата 1451 вписана в дверной проем внизу. Сначало дворец служил в качестве особняка семьи Капраника, затем все здание было занято колледжем для духовных работников (1457 г.).  В палаццо Капраника сейчас находится конференц-центр.

 

История

Палаццо, в котором располагался театр, было первоначально построено в 1451 году кардиналом Доменико Капраника, чтобы служить как его собственной резиденцией, так и будущим домом для Almo Collegio Capranica, колледжа для молодых священнослужителей, который он основал в 1457 году. Несколько сохранившихся примеров римской жилой архитектуры раннего Возрождения, у него есть большая боковая башня и пианино, освещенное тремя крестовыми окнами, а также три окна в стиле поздней готики, которые предполагают, что дворец мог включать более раннее здание на сайт. В конце 1670-х годов у другого члена семьи, Помпео Капраника, был частный театр, вырезанный из существующих семейных квартир, без изменения внешнего вида здания. Театр был открыт 6 января 1679 года под управлением оркестра Арканджело Корелли на премьере оперы Бернардо Паскини «Dov'è amore è pietà».

С приходом к власти Папы Александра VIII Помпео Капраника и его брат Федерико получили разрешение на расширение театра и открытие его для публики. Они доверили эту задачу Карло Буратти (ученику Карло Фонтана), который полностью перестроил театр в 1694 году, превратив его в стандартную U-образную форму с богатым орнаментом и 6 ярусами по 26 лож в каждом. Он вновь открылся как публичный театр (второй в Риме) 18 января 1695 года с представлением оперы Clearco в Негропонте, трехактной оперы, совместно написанной Джованни Лоренцо Люлье, Томмазо Гаффи и Карло Франческо Чезарини. Однако в новом театре по-прежнему отсутствовал выход на улицу. Зрители могли попасть только через мастерскую плотника на первом этаже палаццо. Его договор аренды требовал, чтобы он закрыл свою мастерскую на время оперного сезона и за свой счет предоставил деревянную лестницу, чтобы зрители могли подняться в театр. Это была ситуация, которую нельзя было исправить до 19 века.

При Папе Иннокентии XII публичные театральные представления были снова запрещены, и театр оставался закрытым с 1699 по 1711 год. Когда запрет на публичные представления был снят, братья Капраника вновь открыли театр и вскоре привлекли покровительство кардинала Пьетро Оттобони, который внес свой вклад. к стоимости ремонта после его длительного закрытия и нанял своего архитектора Филиппо Юварра для ремонта сцены. Два десятилетия после повторного открытия ознаменовались расцветом театра, который впоследствии стал основным публичным оперным театром Рима, где состоялись премьеры многих новых опер и новаторских декораций, разработанных Филиппо Хуваррой и Франческо Галли Бибиена. Композитор Алессандро Скарлатти был тесно связан с Капраницей, в которой состоялись премьеры нескольких его ранних опер, начиная с 1679 года. Когда он вернулся в Рим в 1718 году после своих лет в Неаполе, он поставил три свои лучшие оперы для театра: Телемако, Марко Аттилио Реголо и Гризельда. Между 1718 и 1721 годами в Капранике также состоялись премьеры оратории Скарлатти, La gloriosa gara tra la Santità e la Sapienza и нескольких его кантат.

Со строительством новых общественных театров в Риме, таких как Театро Алиберт (1718 г.), Театро Валле (1727 г.) и Театро Аргентина (1732 г.), Капраника постепенно теряла свое значение, хотя в 1750-х годах Гольдони очень любил его за свои постановки. его пьес. В 1760 году специально для театра он написал свою комедию «Памела маритата». Театр пережил еще несколько ремонтов, закрытий и владельцев, начиная со второй половины 18 века. К 19 веку он перестал быть ведущим оперным театром города и, как правило, концентрировался на комических операх и пьесах (часто на римском диалекте), акробатических представлениях и кукольных представлениях. Театр вернулся семье Капраника в 1853 году, когда Марчезе Бартоломео Капраника выкупил его у принца Алессандро Торлония и потратил много денег на его ремонт. Однако прежнего престижа он так и не восстановил. Американский писатель Генри П. Леланд описал это в 1863 году как:

курорт для римских миненти, украшенный всей их храбростью. Сюда пришли сапожник, портной и маленький ремесленник, все со своими женами или женщинами, а с ними богатый крестьянин, у которого было десять центов, чтобы заплатить за вход. Здесь публика плакала и смеялась, аплодировала актерам и разговаривала друг с другом от одной стороны дома к другой.

В конце концов, затраты на содержание и сокращение аудитории привели к упадку Capranica. Он закрылся навсегда после спектакля оперы Верди «Эрнани» 1 марта 1881 года. Сначала он был сдан в аренду как мебельный склад, но затем с 1895 по 1922 год полностью пустовал, когда его переоборудовали в кинотеатр.

 

Современный театр

После закрытия Cinema Capranica в 2000 году театр на 800 мест с его теперь минимальной сценой был вновь открыт как место для проведения конференций и выступлений, доступное на условиях аренды. Под собственностью отеля Nazionale и под управлением Montecitorio Eventi S.r.l. были проведены четыре небольших оперных спектакля ассоциации "Aulico - Opera & Musica" и на протяжении многих лет проходили многочисленные собрания итальянских политических партий. В январе 2013 года Сильвио Берлускони выступил там с двухчасовой речью, в которой представил кандидатов Пополо делла Либерта на всеобщих выборах в Италии в 2013 году. Во время митинга партии «Демократическая партия» на Капранике, которая длилась до поздней ночи 19 апреля 2013 года, Пьер Луиджи Берсани ушел с поста лидера партии после того, как ему не удалось сформировать коалиционное правительство.

 

Оперные премьеры

В Театре Капраника состоялась премьера более 50 произведений (включая оперы, оратории, кантаты и пьесы). Первой оперой, премьера которой состоялась там, была опера Паскини «Dov'è amore è pietà», открывшая театр в 1679 году. Премьера 1728 года оперы Риккардо Броски «Изола ди Альсина» ознаменовалась присутствием его брата, знаменитого певца-кастрата Фаринелли, в театре. роль Руджеро. Как и большинство опер, премьера которых состоялась в Капранике до 1750 года, это была опера сериа. Премьеры в театре после 1750 г. были почти исключительно в жанре оперы-буффа, например, «Кантарина» Галуппи (1756 г.) или «Донна-ди-спирит» Пиччинни (1770 г.). Многие из более коротких, такие как «Вендемия» Антонио Саккини (1760), были специально написаны для исполнения в качестве комических интермеццо для прозаических пьес. Другие оперы, премьера которых состоялась в Capranica, включают:

Тито и Береника Калдары (1714)
Гризельда Скарлатти (1721 г.)
Эрколе суль Термодонте Вивальди (1723 г.) и Джустино (1724 г.)
"Статира" Альбинони (1726 г.)