Домус Флавия или Дворец Флавиев (Рим)

Домус Флавия (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Домуса Флавия

Домус Флавия (Рим)

Дворец Флавиев был «общественной» и официальной частью дворца Домициана на Палатинском холме. Он был построен первым и соответствует западной половине комплекса. Другая половина занята Дворец Августов, личной территорией императора, а на восточной стороне находится Палатинский стадион.

 

История

Огромный комплекс занимал всю центральную часть Палатина с конца первого века, заменяя более старые здания, начиная с республиканского периода и заканчивая эпохой Нерона. Работы были начаты вскоре после большого пожара в Риме в 64 году. Позже ими руководил архитектор Рабирио (с 81 года, года прихода к власти Домициана) и они были завершены в 92 году.

Первым, кто поселился в новом здании Дворца Августов, был Нерон. После него настала очередь Гальбы, генеалогическое древо которого восходит к Юпитеру в первом Царском зале (до реконструкции Домициана).

Веспасиан, после приветствия войск императора (1 июля 69 г.), когда он прибыл в Рим в 70 г., предпочитал проживать в саллюстианских хортах, редко посещая дворец на Палатине, считая его более всего общественным местом, открытым для посещения. римский народ. Напротив, его сын Домициан, которому тогда было восемнадцать лет (в 69 г.), жил в Дворце Августов. И, кажется, здесь жил и могущественный полководец Гай Лициний Муциано, драгоценный союзник Веспасиана во время его восшествия на престол, как опекун младшего из двух сыновей нового императора.

Комплекс был обнаружен и раскопан в 18 веке; Вскоре последовали настоящие грабежи, которые непоправимо скомпрометировали состояние здания.

 

Описание структуры

На главной оси комплекса, с севера на юг, в перистиль, расположенный в центре, выходили два грандиозных помещения: с северной стороны — зал, именуемый Королевский зал/ Aula Regia (зал для императорских аудиенций), а с юга — зал так называемый зал императорской столовой. Эта часть комплекса, раскопанная с восемнадцатого века, сильно пострадала за века и сегодня вы можете иметь лишь смутное представление о ее древнем великолепии.

Вестибюль: Королевская церковь, базилика и ларарий
Идя с севера, идя из Палатинской области, попадали в часть Дворца Флавиев, которая выполняла функцию вестибюля. Вдоль западной стороны располагалась базилика с прямоугольным основанием с апсидой и полом в opus sectile с большими квадратами: она должна была быть разделена на три нефа двумя рядами колонн и, возможно, вмещала Аудиториум, совет императора, решившего политическая судьба и административные учреждения империи после утраты Сенатом власти; материалы, размещенные здесь первыми экскаваторами, которые видны и сегодня, не имеют отношения к этой среде. Под базиликой находятся остатки так называемой Аулы Исиаки периода Августа. Также вдоль этой стороны, обращенной на запад, находился портик с колоннадой, прислоненный к внешней стене; он продолжался на север, затем, вероятно, поворачивал на углу, где должен был быть найден главный фасад. На стенах портика во время строительства добавлено усиление для поддержки свода базилики или, возможно, верхней террасы.

В центре вестибюля находилась так называемая Aula Regia, на заднем плане которой, возможно, находилась святыня, трон или статуя Юпитера Грома, чья колоссальная голова была обнаружена. По бокам две двери, которые вели в перистиль (с двумя рядами мраморных колонн портасанта и павонацетто, с составными капителями). Сбоку были две другие двери, которые вели в коридоры с лестницей, расположенные в задней части Ларария и базилики: из первой спускались по галерее, ведущей к Тивериадскому дому; из второго, расписанного фресками, можно было попасть во второй ордер соседнего перистиля. На самом деле, рядом с Aula Regia (или «тронным залом») слева находилась базилика-аудитория, а справа — меньшее прямоугольное помещение, традиционно называемое «Ларариум» (с трибуналом на заднем плане, где колосс присутствовал Палатин, колоссальная статуя императора): возможно, там базировалась преторианская гвардия, охранявшая вход во дворец с вершины Форума. В этой среде был раскопан Casa dei Grifi.

По мнению многих ученых, высота фасада Дворца Августа будет представлена ​​​​на сестерции, выпущенной Домицианом в 95–96 годах.

Перистилий: восьмиугольный фонтан и различные помещения.
Центром Domus Flavia был огромный прямоугольный перистиль, окруженный портиком из нумидийских мраморных колонн, из которых можно увидеть остатки оснований, стеблей и капителей. Центр перистиля был украшен большим восьмиугольным фонтаном с низкими стенами, образующими своего рода лабиринт: то, что мы видим сегодня, во многом является результатом современной реставрации, но верным древнему аспекту.

Ряд комнат триклиния выходил на большой двухъярусный двор с аркадами с восточной и западной сторон. Вдоль западной стороны первая комната, которую вы встретите, представляет собой восьмиугольный зал, окруженный с севера и юга двумя большими комнатами со смешанным линейным планом (состоящим из прямых и изогнутых сегментов), очень четко сформулированным. Продолжая движение на север, вы подошли к криптопортикусу, ведущему к похожему строению коридора Нерона, граничащего с Дворцом Тиберия.

 

Триклиниум: Iovis cenatio

Южную сторону перистиля также занимает большой центральный зал, окруженный двумя меньшими комнатами. Комната, немного меньшая, чем так называемая aula Regia и отождествляемая с Cenatio Iovis (императорская столовая, триклиний), имела площадь 941 м² и имела неглубокую апсиду; сохранились различные остатки мраморного пола opus sectile, который опирался на гипокауст, то есть систему отопления, состоящую из подземных камер, куда поступал горячий воздух.

Первый внутренний ордер состоял из высоких колонн из розового гранита с капителями в коринфском стиле. Второй ордер характеризовался пилястрами из белого мрамора, а затем, возможно, закончился третьим порядком, достигающим 29,60 метра в высоту, как и в зале Регии. Стены были покрыты драгоценным мрамором, а пол - opus sectile; фрагмент его сохранился в последней апсиде.

Боковой зал справа довольно хорошо сохранился и имеет в центре овальный фонтан (в значительной степени реставрационный), который должен был веселить пирующих через большие окна, выходившие сюда из соседнего помещения. Под домицианской плитой была найдена еще одна, гораздо более эффектная.

 

Королевский зал Aula Regia

Это был огромный прямоугольный зал, использовавшийся как зал для аудиенций, где проводились важные приемы и посольства. В короткую южную стену встроена апсида, где мог сидеть Император, чтобы проводить свои аудиенции; по обе стороны от апсиды - дверные проемы, выходящие прямо на перистиль. С северной стороны Аула выходила на монументальный портик с колоннами из каристийского мрамора, обращенный к переднему двору дворца, откуда император получил приветствие, традиционную утреннюю церемонию.

Хотя сегодня остатки в основном представляют собой низкие стены, они бы вытянулись вверх на 30 метров (98 футов) от пола до потолка, увенчанные скатной крышей, балки которой длиной 26 м (85 футов), вероятно, из Ливана, должны были быть скрыты. под кессонным потолком. Стены были покрыты экзотической мраморной фанерой и украшены восемью нишами, в которых стояли колоссальные статуи, перемежающиеся колоннами из лилового фригийского мрамора и увенчанные искусно вырезанным фризом. Две огромные статуи из камня Бехен металлического цвета (особенно ценимый песчаник из Египта), представляющие Геркулеса и Вакха, были найдены на месте во время раскопок в 18 веке; они вошли в коллекцию Фарнезе и находятся в Археологическом музее в Парме.

 

Базилика

Так называемая, поскольку ее план напоминал базилику на форуме или более позднюю церковь, Базилика представляет собой длинную комнату с центральным нефом и более частным помещением, где Император, возможно, проводил свой совет для принятия политических и административных решений, касающихся Империи. Под базиликой была раскопана Аула Исиака, комната с фресками примерно 30 г. до н.э. и, вероятно, когда-то часть Domus Augusti. Это, в свою очередь, было построено Домус Транситориа Нерона.

 

Ларариум

Раскопки 18-го века ошибочно назвали его святыней для ларов (домашних богов), но, скорее всего, это была комната преторианской гвардии, поскольку она находится непосредственно к востоку от Clivus Palatinus, куда могли бы прибыть посетители дворца. За «Ларариумом» когда-то была лестница, ведущая к Домус Аугустана/ Domus Augustana, под которой были раскопаны части более раннего Дома Грифонов и из которого изысканные украшения были перенесены в Палатинский музей.

Перистиль
Центром Дворва Флавиев был огромный прямоугольный перистиль, окруженный портиком из нумидийских мраморных колонн, из которых можно увидеть остатки оснований, стеблей и капителей. Центр перистиля был украшен большим восьмиугольным фонтаном с низкими стенами, образующими своего рода лабиринт: то, что мы видим сегодня, во многом является результатом современной реставрации, но верным древнему аспекту.

Ряд комнат-триклиниумов выходил на большой двухъярусный двор с аркадами с восточной и западной сторон. Вдоль западной стороны первая комната, которую вы встретите, представляет собой восьмиугольный зал, окруженный с севера и юга двумя большими комнатами со смешанным линейным планом (состоящим из прямых и изогнутых сегментов), очень четко сформулированным. Продолжая движение на север, вы подошли к криптопортикусу, который вел к аналогичному строению коридора Нерона, граничащего с Дворцом Тиберия.

 

Банкетный зал

Cenatio или банкетный зал находится на юго-западной стороне перистиля и является вторым по величине залом во дворце. Как и Aula Regia, он был экстравагантно украшен с несколькими ярусами колонн из экзотического мрамора и фризом. Из cenatio гости могли смотреть через большие окна на перистильное озеро и фонтан или на два боковых двора с замысловатыми овальными мраморными фонтанами, окруженными желтыми колоннами из нумидийского мрамора. В центре южной стены зала находится апсида, окруженная двумя проходами, через которые можно попасть в библиотеку храма Аполлона. Пол зала покрыт мрамором начала 4-го века, хотя гипокауст под ним датируется 120-ми годами (Адриан). Эта система отопления предполагает, что этот зал зимой служил банкетным залом и был отождествлен с Cenatio Iovis, упомянутым в древних литературных источниках.

Cenatio построен на двух более ранних версиях, построенных Нероном как часть его дворца, датируемых до (Домус Транситориа/ Domus Transitoria) и после (Золотого дворца) Великого пожара в Риме в 64 году, аналогичная планировке с верхним этажом, и которые в большинстве своем остались нетронутыми под вторым этажом. Также изысканные мраморные полы фонтанов принадлежат дворцу Нерона. Он включает в себя превосходный дизайн цветов и вьющихся растений с использованием красного и зеленого порфира, нумидийского желтого и красного и фригийского белого и желтого цветов. Бордюр из панелей из розово-серого хианского мрамора в обрамлении зеленого порфира.

 

Поэт Статий, современник Домициана, описал великолепие дворца Флавиев в Сильвае, IV, 2:

Великолепно и обширно это здание, отличающееся не сотней колонн, а тем количеством, которое могло бы взвалить на себя богов и небо, если бы Атлас был выпущен. Дворец Громовержца по соседству смотрит на него, и боги радуются, что вы живете в подобном жилище […]: так сильно расширяются структура и размеры обширного зала, более обширного, чем у открытой равнины, охватывая многое закрытое небо и меньше, чем его хозяин.

Эту комнату обычно называют Cenatio, но, возможно, это Aula Regia, которая выделялась количеством колонн.