Piazza della Chiesa Nuova
Тел. 06-6710 8100
Автобус: 46, 62,
64
Закрыто для публики
С прилегающей церковью и монастырем
Ораторио деи Филиппини (Oratorio dei Filippini) сформировала центр религиозного ордена
Филиппо Нери, который был основан в 1575 году. Его члены были широко
известны как Филиппини. Музыкальный термин «оратория» (религиозный
текст, исполняемый сольными голосами и хором) происходит от служб,
которые здесь проводились. Филиппо Нери приехал в Рим в возрасте 18
лет, чтобы работать наставником. Рим переживал период религиозных
распрей и экономического спада после Захвата Рима в 1527 году. Также
по городу прошла эпидемия чумы. Именно понаехавшие, такие как Нери и Игнацио ди
Лойола возродили духовную жизнь города. Нери сформировал
братство мирян, которые молились вместе и помогали паломникам и
больным. Он основал Ораторий
деи Филиппини как центр религиозного дискурса. Его заметный изгиб кирпичного
фасада был построен архитектором Борромини в 1637-43.
Между 1637 и 1640 годами Борромини был выбран братьями Конгрегации
Сан-Филиппо Нери в качестве архитектора новой Оратории, которая
будет построена рядом с церковью ордена Санта-Мария-ин-Валличелла,
также известной как Новая церковь.
Концептуально менее
близкий к придворной архитектурной традиции, филиппинцы видели в
Борромини художника, преданного своей профессии, проявляющего
большую дисциплину. Борромини задумал распределение различных
комнат, молельни, ризницы, библиотеки на основе уже проверенных
критериев функциональности и репрезентативной связности: на самом
деле, по словам Паоло Портогези, «придворный тон в коллективных
пространствах, скромный и гостеприимный, который комнат,
предназначенных для частного проживания».
Борромини включил
ризницу между двором и садом, создав последовательность основных
пространств, окруженных двумя длинными коридорами. Сам художник
определял ораторское искусство как «человеческое тело с
распростертыми объятиями, как бы обнимающее каждого входящего».
Молельня в стиле барокко имеет двухосное расположение,
определяемое алтарем на продольной оси и входом, оформленным на
поперечной оси.
Фасад резюмирует новинки строгого и
технически строгого стиля Борромини. Основной корпус разделен на
пять секторов пилястрами (пилястрами), расположенными в вогнутом
плане; живая диалектическая игра между центральной частью первого
порядка, выгнутой наружу, и глубиной ниши с умывальником с
бутафорскими ящиками верхнего порядка. Форма барабанной перепонки,
созданная впервые с помощью микстилинейной формы, создает
криволинейное и угловое движение.
Построенный из кирпича по
просьбе прихожан, этот фасад позволил Борромини, особенно склонному
к использованию простых материалов, таких как лепнина и гипс,
провести целостную переоценку этой техники, которая предусматривала
кирпичную «футеровку» на смешанная кладка, с последующей шлифовкой
кирпича, затиркой и укладкой швов. Борромини также ищет полихромные
эффекты за счет использования различных кирпичей и фактур, уменьшая
значения глубины светотени, но усиливая выразительность всей
конструкции. Центральная часть фасада и его пилястры сложены из
тонкого кирпича с очень мелкими швами (2–3 мм) соломенно-желтого
цвета, выделяющегося на фоне остальных частей фасада, из кирпича
обычного розового цвета, со швами, выполненными примерно на 1 см,
отмечены пилястрами, также из кирпича с филенками, имитирующими
тесаный камень.
В угловом решении вместо этого расположены
гигантские пилястры из тонкого кирпича, чтобы отменить угол,
замененный вогнутой частью стены. С виртуозностью, проистекающей из
большой технической компетентности Борромини и практики верфи.
Кирпич, тщательно отшлифованный на месте с помощью техники
саграматуры, становится материалом для формовки, что также видно из
деталей конструкции рам и проемов.
В 1600 году здесь было исполнено то, что считается одним из первых примеров музыкальной формы ораторского искусства, «Представление души и тела» Эмилио де Кавальери. Здание было реквизировано государством в 1870 году и в течение тридцати лет служило резиденцией судов. С 1922 года здесь находится Капитолийский исторический архив, а с 1930-х годов также Итальянский исторический институт средних веков (на площади Пьяцца дель Оролоджио). С 2000 года здесь находится Дом литературы, первый Дом римской городской культурной системы. На Виа деи Филиппини также находится Театр Оролоджио.