Санта-Мария-сопра Минерва (Рим)

 

Описание Санта-Мария-сопра Минерва

Piazza della Minerva 42
Тел. 06-679 3926
Автобус: 116 и вдоль Виа дель Корсо, Виа дель Плебисцито и Корсо Витторио Эмануэле II
Открыто: с 7:45 до 19:00 с понедельника по субботу; 8: 00-12:00, 16:00-19: 00, воскресенье
Обитель: заранее позвните, чтобы получить детали

Немногие римские церкви показывают такой полный и впечатляющий рекорд итальянского искусства, как церковь Санта-Мария-сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Храм был возведен в XIII веке. Санта-Мария-сопра Минерва - один из немногих примеров готической архитектуры в Риме. Это была традиционная цитадель доминиканцев, чье последовательное преследование еретиков рвение заработало им прозвище Домини-канес (гончих Господа или собак Господа). Санта-Мария-сопра Минерва был построен на древних руинах, предположительно, Храма Минервы. Это простое Т-образное сводчатое здание с богатыми часовенками и произведениями искусства, которые заказывали зажиточные покровители, чтобы сохранить свои имена на века. Обратите внимание на гробницы 13-го века и изысканные произведения тосканских и венецианских художников 15-го века. На картине Благовещении Антониаццо Романо фигурирует кардинал Хуан де Торквемада, дядя печально известного испанского инквизитора.

Более монументальный стиль римского ренессанса хорошо представлен в гробницах пап семьи Медичи 16-го века, Льва Х и его двоюродного брата Климента VII и в богато украшенной Часовне Альдобрандини. Рядом с ступенями хора находится знаменитая скульптура Воскресшего Христа, начатая Микеланджело, но завершенная Рафаэлем да Монтелупо в 1521 году. Санта-Мария-сопра Минерва есть также великолепные произведения искусства периода барокко, в том числе гробница и бюст Бернини. Церковь Санта-Мария-сопра Минерва также посещается, потому что в ней хранятся гробницы многих известных итальянцев: св. Екатерины Сиенской, которая умерла здесь в 1380 году; венецианского скульптора Андреа Брегно (умер в 1506 году); Гуманистического кардинала Пьетро Бембо (умер 1547 г.); и Фра Анджелико, монаха-доминиканца и художника, погибшего в Риме в 1455 году.

 

История

Во времена Римской империи на территории, которая сейчас окружает базилику и бывшие здания монастыря, было три храма: Минервиум, построенный Гнеем Помпеем в честь богини Минервы около 50 г. до н.э., именуемый Делубрум Минерва; Изеум, посвященный Исиде, и Серапеум, посвященный Серапису. Детали храма Минервы неизвестны, но недавние исследования показывают, что небольшой круглый Минервиум когда-то стоял чуть восточнее на площади Римского коллегиума. В 1665 году был найден египетский обелиск, захороненный в саду доминиканского монастыря, примыкавшего к церкви. Рядом с церковью в разное время было найдено несколько других небольших обелисков, известных как Obelisci Isei Campensis, которые, вероятно, были привезены в Рим в течение I века и сгруппированы попарно вместе с другими у входов в храм Исиды. В склепе есть и другие римские пережитки.

Разрушенный храм, вероятно, простоял до правления папы Захария (741-752), который, наконец, обратил это место в христианство, предложив его монахиням-вазилианкам из Константинополя, которые содержали там ораторий, посвященный «Богородице Минервум». Строение, которое он заказал, исчезло.

В 1255 году папа Александр IV основал на этом месте общину обращенных женщин. Десять лет спустя эта община была передана римской церкви Сан-Панкрацио, что позволило доминиканцам основать там монастырь монахов и studium conventuale. Монахи были на этом месте с 1266 года, но официально вступили во владение церковью в 1275 году. Альдобрандино Кавальканти (1279 г.), викарий Урбис или викарий Папы Григория X и соратник Фомы Аквинского ратифицировал дарение Санта-Мария-сопра-Минерва доминиканцам. Санта-Сабина сестрами Санта-Мария-ин-Кампо-Марцио. Ансамбль зданий, образовавшийся вокруг церкви и монастыря, стал известен как insula sapientae или insula dominicana (остров мудрости или доминиканский остров).

Доминиканцы начали строить нынешнюю готическую церковь в 1280 году по образцу своей церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Архитектурные планы, вероятно, были составлены во время понтификата Николая III двумя доминиканскими монахами, фра Систо Фиорентино и фра Ристоро да Кампи. На средства Бонифация VIII и верующих в XIV веке были достроены боковые нефы.

В 1453 году внутреннее строительство церкви было окончательно завершено, когда кардинал Хуан Торквемада приказал перекрыть главный неф сводом, который уменьшил общую проектируемую высоту церкви. В том же 1453 году граф Франческо Орсини за свой счет спонсировал строительство фасада. Однако работа над фасадом оставалась незавершенной до 1725 года, когда она была окончательно завершена по приказу папы Бенедикта XIII.

В 1431 году церковь и прилегающий к ней монастырь доминиканцев были местом проведения папского конклава. Город Рим был возмущен смертью Папы Мартина V (Колонны), чья семья в течение пятнадцати лет доминировала в политической жизни Рима и обогатилась за счет церковных богатств. На улицах ежедневно шли бои, и площадь перед Минервой из-за конфигурации улиц, домов, церкви и монастыря можно было легко укрепить и защитить. Ризница церкви служила залом для собраний четырнадцати кардиналов (из девятнадцати), присутствовавших на конклаве, который начался 1 марта 1431 года. Общежитие монахов в монастыре к северу от церкви служило жилые помещения для кардиналов и их трапезная и кухня. 3 марта они избрали кардинала Габриэле Кондулмаро, взявшего имя Евгений IV. Второй конклав был проведен в Минерве 4–6 марта 1447 г., после смерти Папы Евгения, снова в разгар беспорядков с участием сторонников Орсини Папы Евгения и его врагов Колонны. Присутствовали восемнадцать кардиналов (из двадцати шести), которые избрали кардинала Томмазо Парентучелли да Сарцана Папой Николаем V.

Минерва была титульной церковью с 1557 года, а малой базиликой - с 1566 года. Первым титулярным кардиналом церкви был Микеле Гислиери, который стал Папой Пием V в 1566 году. В том же году он поднял церковь до уровня малой базилики.

В 16 веке Джулиано да Сангалло внес изменения в хоры, а в 1600 году Карло Мадерно расширил апсиду, добавил украшения в стиле барокко и создал нынешний фасад с пилястрами на три части в стиле ренессанс. Знаки на этом фасаде, относящиеся к 16 и 17 векам, указывают на различные уровни затопления Тибра 65 футов (20 метров).

Между 1848 и 1855 годами Джироламо Бьянкеди руководил важной программой реставрации, когда большинство пристроек в стиле барокко было удалено, а глухие стены были покрыты неоготическими фресками, что придало интерьеру неоготический вид, который он имеет сегодня.

Витражи базилики в основном относятся к 19 веку. В 1909 году великий орган был построен фирмой Карло Вегецци Босси. Орган реставрирован в 1999 году.

Надписи, найденные в Санта-Мария-сопра-Минерва, были собраны и опубликованы Винченцо Форчелла.

монастырь и студия
В 1288 году богословский компонент провинциальной учебной программы для образования монахов был перемещен из studium provinciale в римской базилике Санта-Сабина в studium conventuale в Санта-Мария-сопра-Минерва, который был переименован в studium specialis theologiae. В разные периоды своей истории этот studium служил studium generale для римской провинции Ордена.

Колледж Святого Томаса
В конце 16 века студия Санта-Мария-сопра-Минерва претерпела изменения. Фома Аквинский , канонизированный в 1323 году Папой Иоанном XXII, был провозглашен Пием V в 1567 году пятым латинским доктором церкви. В честь этого великого доктора в 1577 году испанский доминиканец монсеньор. Хуан Солано, оп., бывший епископ Куско, Перу, щедро профинансировал реорганизацию студии в монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва по образцу Колледжа Святого Григория в Вальядолиде в его родной Испании. Результатом инициативы Солано, которая претерпела структурные изменения незадолго до смерти Солано в 1580 году, стал Колледж Святого Фомы (лат. Collegium Divi Thomae) в Санта-Мария-сопра-Минерва, будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского (Анжеликум). Колледж занимал несколько существующих монастырских построек, и требовалось новое строительство. В то время в монастыре была проведена значительная реконструкция для размещения колледжа, а монастырь был перепроектирован так, чтобы к северному флангу церкви можно было добавить боковые часовни. Фрагмент карты Нолли 1748 года дает некоторое представление о расположении зданий, когда в монастыре Минервы располагался Колледж Св. Фомы.

Офисы инквизиции
14 сентября 1628 года папским указом монастырь Минервы был назначен резиденцией Конгрегации Святой канцелярии. Таким образом, он стал местом, где трибунал римской инквизиции, созданный Павлом III в 1542 году, проводил тайные собрания конгрегации, на которых зачитывались приговоры. Именно в комнате монастыря Минервы 22 июня 1633 года отец современной астрономии Галилео Галилей, после того как его судили за ересь, отрекся от своих научных тезисов, т. е. теории Коперника.

В конце 18-го и начале 19-го века подавление религиозных орденов препятствовало миссии Ордена и Коллегии Святого Фомы. Во время французской оккупации Рима с 1797 по 1814 год Колледж пришел в упадок и даже ненадолго закрыл свои двери с 1810 по 1815 год. Орден снова получил контроль над монастырем в 1815 году, но в 1870 году он был экспроприирован итальянским правительством.

В 1873 году Collegium Divi Thomæ de Urbe был вынужден навсегда покинуть Минерву, в конечном итоге переехав в монастырь Святых Доминика и Сикста в 1932 году и преобразованный в Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум в 1963 году.

В конце концов доминиканцам разрешили вернуться в Минерву и часть монастыря.

 

Интерьер

Среди нескольких важных произведений искусства в церкви - статуя Микеланджело Кристо делла Минерва (1521 г.) и цикл фресок конца 15 века (1488–1493 гг.) В капелле Карафа работы Филиппино Липпи. В базилике также находится множество погребальных памятников, в том числе гробницы Учителя Церкви Святой Екатерины Сиенской (1347-1380), которая была членом Третьего Ордена Святого Доминика; монах-доминиканец блаженный Иоанн Фьезоле (фра Джованни да Фьезоле, урожденный Гвидо ди Пьеро), более известный как Фра Анджелико (ок. 1395–1455); и богато украшенные памятники Папам Медичи: Льву X (урожденному Джованни Медичи, ок. 1475–1521) и Клименту VII (урожденному Джулио Медичи, ок. 1478–1534), спроектированным Баччо Бандинелли.

Часовня Карафа
Часовня Карафа с фресками конца 15 века (1488–1493) работы Филиппино Липпи была построена по заказу кардинала Оливьеро Карафа в честь святого Фомы Аквинского. Есть две сцены Марии, Благовещение и Успение; над алтарем - его Святой Фома, представляющий кардинала Карафу Пресвятой Деве, а на правой стене - его Слава Святого Фомы. Она была открыта в 1493 году и также известна как часовня Святого Фомы Аквинского. Мощи святого Фомы Аквинского хранились в этой часовне до 1511 года, когда они были перенесены в Неаполь. В часовне также находится могила Джан Пьетро Карафа, ставшего папой Павлом IV в 1555 году, спроектированная Пирро Лигорио в 1559 году.

Капелла Капраника
Часовня также известна как Часовня Розария. Лепной потолок был выполнен в 1573 году Марчелло Венусти. В часовне находится могила кардинала Доменико Капраника работы Андреа Бреньо.

Микеланджело Кристо делла Минерва
Кристо делла Минерва, также известный как Христос-Искупитель или Христос, несущий крест, представляет собой мраморную скульптуру Микеланджело Буонарроти, законченную в 1521 году, расположенную слева от главного алтаря.

Капелла Альдобрандини
Часовня Альдобрандини была спроектирована Джакомо делла Порта, но именно Карло Мадерно завершил проект делла Порта (после 1602 года). Он был освящен в 1611 году. Полотно с изображением Учреждения Евхаристии, датированное 1594 годом, принадлежит Федерико Фиори. Памятник родителям папы Климента VIII, Сальвестро Альдобрандини и Луизе Дати, работы Джакомо делла Порта. В этой часовне было основано первое Братство Святого Причастия, одобренное Святым Престолом, одним из первых членов которого был святой Игнатий Лойола. В этой часовне находится запрестольный образ Федерико Бароччи, изображающий Причастие апостолов.

Капелла Раймонд из Пеньяфорта
В часовне, посвященной Раймонду Пеньяфортскому, находится могила кардинала Хуана Диаса де Кока работы Андреа Бреньо. Потолочная фреска «Иисус Христос как Судья между двумя ангелами» принадлежит Мелоццо да Форли.

Другие крупные произведения искусства
«Благовещение» (1485 г.) Антониаццо Романо - показывает, как кардинал Хуан де Торквемада OP представляет Девам девушек, получивших приданое от его Гильдии Благовещения. Рядом похоронен кардинал.
Гробницы пап Льва X и Климента VII работы Баччо Бандинелли (1541 г.)
Могила Урбана VII
Могила Фра Анджелико работы Исайи да Пизы (1455 г.)
Могила Гийома Дюрана Старшего, епископа Менде (1285–1296), канониста 13 века; подписан Джованни ди Косма (1296 г.)
Мемориал Марии Рагги работы Джан Лоренцо Бернини (между 1647 и 1653 годами)
Могила Франческо Торнабуони (1480 г.), одно из лучших произведений Мино да Фьезоле.

 

Погребения

Здесь похоронена святая Екатерина Сиенская (кроме ее головы, которая находится в базилике Сан-Доменико в Сиене). Помимо ризницы, комната, в которой она умерла в 1380 году, была реконструирована здесь Антонио Барберини в 1637 году. Эта комната является первым перенесенным интерьером и прародительницей знакомых музейных «комнат 19-го и 20-го веков». Однако фрески Антониаццо Романо, украшавшие первоначальные стены, сейчас утеряны.

Знаменитый художник раннего Возрождения Фра Анджелико умер в соседнем монастыре и был похоронен в церкви. (Он написал цикл фресок в монастыре по инициативе кардинала Хуана де Торквемада, но эти картины не сохранились.)

До постройки Сан-Джованни-деи-Фиорентини Минерва служила церковью в Риме флорентийцев, и поэтому в ней находятся многочисленные гробницы прелатов, знати и граждан, происходящих из этого тосканского города. Например, здесь расположены тщательно продуманные гробницы пап Медичи — Льва X (Джованни Медичи) и Климента VII (Джулио Медичи), спроектированные флорентийским скульптором Баччо Бандинелли. Любопытно, что в церкви также похоронен Диотисальви Нерони, беженец, участвовавший в заговоре против Пьеро Медичи.

Могилы пап Урбана VII и Павла IV расположены в Санта-Мария-сопра-Минерва, как и кардинал-племянник папы Николая III латиноамериканец Малабранка Орсини, Мишель Мазарини (архиепископ Экс), который был братом кардинала Жюля Мазарини, византийского философа. Георгия Трапезундского и двух теоретиков и практиков эпохи Возрождения: Филарета в архитектуре и Мариано Санто в хирургии.

Надгробие кардинала Асторджо Анненси находится в монастыре.

 

Трубные органы

В 1628 году строитель органов Эннио Бонифази, известный как «Иль Серрикола», построил для базилики два почти идентичных органа, разместив их в двух трансептах над хорами. В то время как у правого органа были разграблены все его внутренние трубы, а затем подожжены, все трубы левого органа были использованы для органа Собора Сутри. В 1909 году органная компания Карло Вегецци Босси построила, op.1300, в корпусе левого органа новый инструмент с пневматической трансмиссией, оснащенный тремя клавишными и педальной панелью. Это был первый орган, оснащенный двумя консолями, второй находился за алтарем, его убрали по техническим причинам. Корпуса обоих органов являются оригинальными семнадцатого века и являются работой римского архитектора Пьетро Маручелли. В 1965 году церковь была оснащена третьим органом, оснащенным двумя мануалами и педальной доской, работы компании Mascioni из Кувио, помещенной в ящик за главным алтарем.

 

Монастырь

Церковь Минервы была присоединена к одному из самых важных монастырей доминиканского ордена. Постепенно развивавшийся в течение четырнадцатого века, монастырь стал в течение современной эпохи резиденцией высших иерархов ордена (генеральный магистр, прокуратор) и принимал, среди прочего, Конгрегацию Святой канцелярии. Там состоялись два конклава, избрание пап Евгения IV (1431 г.) и Никколо V (1447 г.) и отречение Галилея.

С архитектурной точки зрения он был разделен на два монастыря: монастырь Гуидетти, примыкавший к церкви, которая была полностью перестроена в конце шестнадцатого века, и монастырь Чистерны, построенный в конце пятнадцатого века с использованием Римские колонны голые.

В конце шестнадцатого века по инициативе генерал-майора Винченцо Джустиниани монастырь был расширен и украшен. Вокруг монастыря Цистерны в процессе возведения были созданы апартаменты генерал-майора, большая комната, используемая в качестве библиотеки, и ряд представительских квартир, в настоящее время известных как «Сале Галилей» (с трапезной, Залы Инквизиции, залы Галилея и зал Каприата), в настоящее время часть Палаццо Сан-Макуто. Эти залы были украшены циклом фресок, прославляющих заслуги доминиканского ордена в борьбе с ересью, приписываемых Франческо Аллегрини и выполненных около 1660 года.

В начале восемнадцатого века в районе Доминиканского монастыря (с залом Пап) располагалась Библиотека Казанатенсе, управлением которой, но не имуществом, владели доминиканцы: в ней располагался монументальный зал Библиотека Казанатенсе замечательна.

Используемый в качестве казармы во время наполеоновской оккупации Рима (1808-1814), монастырь был окончательно экспроприирован итальянским государством после 1870 года и предназначен для размещения Министерства почты и телеграфа и Министерства образования.

В настоящее время территория за пределами библиотеки Казанатенсе, состоящая из дворцов Сан-Макуто и Минерва, занята центром парламентской библиотеки и общиной доминиканских монахов, которые вернули себе часть общежития.

Работает уже в Санта-Мария-Сопра-Минерва
Донателло, Мадонна с двумя коронами и херувимами, сейчас в частной римской коллекции.