Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта Мария в Монтесанто (Рим)

 

Описание Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта Мария в Монтесанто

Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ди-Монтесанто - две церкви в Риме. Они расположены на площади Пьяцца дель Пополо, напротив северных ворот Аврелийских стен, у входа в Виа дель Корсо на площадь. Церкви часто упоминаются как «близнецы» из-за их сходного внешнего вида: у них действительно есть некоторые различия, как в плане, так и во внешности.

Глядя с площади, две церкви определяют так называемый «трезубец» улиц, вылетающих с площади Пьяцца дель Пополо: начиная с левой стороны, через Виа дель Бабуино, Виа дель Корсо и Виа ди Рипетта. Первые два разделены Санта-Мария в Монтесанто, второй - Санта-Мария-деи-Мираколи.

Происхождение двух церквей восходит к восстановлению 17-го века того, что было главным входом в средневековье и ренессансный Рим, от Виа Фламинии (известной как Виа Лата и Виа дель Корсо в ее городской черты). Папа Александр VII заказал монументальный дизайн входа Виа дель Корсо архитектору Карло Рейнди. Это включало две церкви с центральными планами, но различные формы этих двух областей позволили внести глубокие изменения в проекты. Обе церкви были профинансированы кардиналом Джироламо Гастальди, чей гребень присутствует в двух церквях.

 

Санта-Мария-деи-Мираколи

Санта-Мария-деи-Мираколи была начата в 1675 году и закончена в 1681. С круговым планом у нее есть элегантная колокольня 18-го века Джироламо Теодоли и восьмиугольный купол. Интерьер имеет богатую лепную отделку Антонио Раджи, ученика Бернини. Памятники кардиналов Бенедетто и Гастальди были спроектированы Карло Фонтана, который также обеспечил дизайн купола и лампы. Бюсты в бронзе были завершены Джироламо Лученти.

На высоком алтаре есть чудесный образ Богородицы, который дал церкви свое имя. В первой часовне с правой стороны есть алтарь, посвященный Богоматери Бетаррам, названный в честь святыни около Лурда. Общество священников Священного Сердца было основано в Бетарраме. В Бетарраме есть репродукция Мадонны Ренуара.

 

Санта-Мария в Монтесанто

Санта-Мария в Монтесанто, возведенная над церковью с тем же именем, которая находилась в начале Виа-дель-Бабуино. Она принадлежала монахами-кармелитами. Название Монтесанто (Святая Гора) относится к горе Кармель в Израиле. Строительство нынешней церкви было начато 15 июля 1662 года под покровительством кардинала Джироламо Гастальди и закончено в 1675 году, с другими дополнениями к 1679. Первоначально разработанный Карло Райанди, планы были пересмотрены Джани Лоренцо Бернини и в конечном итоге завершены Карло Фонтана. Колокольня была добавлена ​​в 18 веке. Статуи святых на внешней стороне были приписаны работе Бернини. Интерьер имеет эллиптический план с додекагональным куполом. В 1825 году церковь Санта-Мария в Монтесанто была сделана второстепенной базиликой.

10 августа 1904 года Анджело Джузеппе Ронкалли, будущий Папа Иоанн XXIII, был рукоположен в священство Патриархом Джузеппе Цеппелли в этой церкви. В 1953 году монсеньор Эннио Франсия установил традицию мессы художников. В последнее воскресенье октября по 29 июня каждое воскресенье проводится месса с чтением художника и анимацией музыки. В конце мессы читается молитва за художников. По этим причинам церковь Монтесанто также называется Церковью художников.

 

История

Существующие ранее
Под двумя церквями-близнецами находятся остатки двух погребальных памятников пирамидальной формы, очень похожих по форме и размеру на пирамиду Гая Цестия и разрушенную пирамиду Ватикана: эти две гробницы также должны были относиться к эпохе Августа и располагались как монументальный вход в Кампо Марцио, именно ту функцию, которую сегодня выполняют две церкви.

Часовня вдоль Тибра
В истоках строительства церкви лежит чудо, которое, по преданию, произошло 20 июня 1325 года, когда женщина на берегу Тибра призвала образ Мадонны, написанный на стенах вдоль река, чтобы спасти своего ребенка, упала в воду. Спасение ребенка вынудило построить часовню, посвященную Марии, вдоль Тибра, недалеко от нынешнего Понте Маргерита; а в часовне был помещен чудотворный образ, с тех пор именуемый «Мадонна деи Чудес». Об этой маленькой часовне сообщают картографы того времени, и она появляется на карте города Буфалини (1551 г.), Темпесты (1593 г.) и Лоси.

В сентябре 1525 года папа Климент VII передал часовню близлежащей больнице Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили, чтобы огромные пожертвования, оставленные «Мадонне чудес», можно было использовать для покрытия расходов больницы. В 1529 году часовня перешла к капуцинам, которые, однако, покинули церковь в следующем году, когда из-за разлива Тибра она была полностью затоплена водой.

В последующие годы часовня на берегу реки была передана различным религиозным конгрегациям, а в 1590 году образ Мадонны чудес был перенесен в недавно построенную церковь Сан-Джакомо-ин-Аугуста, где он стоит и по сей день. Копия была помещена на свое место в часовне.

Церковь на Пьяцца дель Пополо
Поскольку участок вдоль Тибра становился все более нездоровым и подвергался постоянным наводнениям реки, в 1661 году папа Александр VII приказал построить новую церковь на площади Пьяцца дель Пополо, где хранить копию образа Мадонны деи Чудес. это новое здание заменило существующее здание, посвященное Сант'Орсоле. Однако новая церковь была начата только через 14 лет после приказа папы, в 1675 году, и через 13 лет после основания так называемой церкви-близнеца Санта-Мария-ди-Монтесанто. Церковь была завершена в 1679 году и только через два года ее освятили и открыли для публики.

В 1793 г. церковь была передана Братству Святого Причастия, а в 1856 г. - Архобратству Сан-Грегорио Тауматурго. С 1915 года церковь обслуживают священники Святого Сердца Иисуса из Бетаррама, которые ранее занимали церковь Святых Ангелов-Хранителей в Тритоне, которая теперь исчезла.

 

Искусство
Снаружи
Фасад характеризуется наличием глубокого прямоугольного пронаоса, увенчанного тимпаном, на котором можно прочитать имя благодетеля церкви кардинала Гастальди. Колонны пронаоса изначально предназначались для колокольни Сан-Пьетро в Ватикано, спроектированной Бернини, но так и не построенной.

На внешней балюстраде здания находятся 10 статуй, которые представляют святых и святых, и из которых только некоторые идентифицированы с уверенностью, выполненные между 1676 и 1677 годами Филиппо Каркани, Эрколе Феррата и другими.

На вершине церкви находится восьмиугольный купол, покрытый сланцевой черепицей, спроектированный и построенный Карло Фонтана.

На виа дель Корсо возвышается колокольня, отражающая колокольню близлежащей церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто, приписываемой Франческо Навоне. Первыми задокументированными работами Франческо Антонио Навоне являются те, которые были выполнены в 1758 году в качестве помощника его отца Джандоменико Навоне для колокольни Санта-Мария-деи-Мираколи.

Интерьер
Церковь имеет круглый план (в то время как так называемая церковь-близнец имеет эллиптический план), с четырьмя приделами и глубоким пресвитерием. Что касается экстерьера, то интерьер также был разработан Карло Райнальди и выполнен Карло Фонтана. В центре пола находится круглая табличка с кардинальским гербом кардинала Джироламо Гастальди, клиента и покровителя церкви; такой же герб находится и на контрфасаде над памятной доской, посвященной строительству церкви.

Боковые часовни
Священное здание имеет четыре боковых часовни:
первая часовня слева, называемая часовней Сант-Антонио, представляет:
«Богородица с младенцем», «Святой Антоний Аббат» и «Святой Антоний Падуанский» — полотно, приписываемое парижанину Генри Гаскару;
надгробный памятник Антонио д'Эсте, ученику и другу Антонио Кановы;
под алтарем в урне находятся мощи святой Кандиды, девы и мученицы, происходящие из катакомб Присциллы на Соляной дороге;

вторая часовня слева, называемая Часовней Розария, представляет:
запрестольный образ с изображением Мадонны дель Росарио, сделанная в XIX веке копия произведения, хранящегося в базилике Санта-Бальбина;
и два овала с фресками с сюжетами Святого Креста;

минуя пресвитерию, находится часовня Сан-Джузеппе; в колонне, отделяющей эту часовню от пресвитерия, находится бронзовое Распятие работы Перикла Фаццини:
часовня Сан-Джузеппе получила свое название от картины маслом на холсте, изображающей святого Иосифа и младенца Иисуса;
кроме того, над боковыми дверями часовни две круглые картины, изображающие Иисуса в доме Марфы и Марии и Магдалину в доме Симона Фарисея;
в центре часовни — статуя Мадонны Бетаррамской, выполненная Джино Мадзини копия произведения Алессандро Ренуара, оригинал которой находится во Франции, в Святилище Богоматери Бетаррамской;

наконец, первая часовня справа от входа — Успенская часовня; это содержит:
запрестольный образ с изображением Успения и Сан-Грегорио Тауматурго, перевезенный сюда, когда церковь была передана в ведение архибратства Сан-Грегорио Тауматурго;
на левой стене статуя св. Михаила Гарикуйтса, основателя Священников Святого Сердца, служащих в церкви, и канонизированного Папой Пием XII в 1947 г.;
на правой стене надгробный памятник семье Гульельми делле Роккетте, выполненный скульптором Чезаре Беналья в 1868 году.

Пресвитерия и ризница
Глубокая пресвитерия, построенная Карло Фонтана, соединена с нефом церкви триумфальной аркой, увенчанной гербом кардинала Гастальди.

Главный алтарь был заказан 3 ноября 1677 года, сделан Фонтаной, а лепной декор - Антонио Раджи. В центре главного алтаря находится изображение Мадонны деи Чудес, копия оригинальной фрески конца XVI века, которая сейчас хранится в церкви Сан-Джакомо-ин-Аугуста: Мадонна с младенцем увенчана золотыми коронами; изображение Мадонны восходит к 1646 году и было одним из первых, примененных к священному образу.

По сторонам пресвитерия находятся два надгробных памятника Гастальди: один слева - надгробный памятник кардинала Джироламо Гастальди; тот, что справа, - надгробный памятник кавалеру Бенедетто Гастальди; два памятника венчают четыре статуи, изображающие слева Веру и Надежду, справа Благоразумие и Воздержание.

Большая ризница была построена одновременно с церковью, а ее украшения относятся к 17 веку; Помимо двух памятных досок, посвященных древним владельцам церкви, в ризнице хранится мраморный бюст Папы Пия VI.