Санта-Мария-дель-Пополо (Рим)

 

Описание Санта-Мария-дель-Пополо

Приходская базилика Санта-Мария-дель-Пополо является титульной церковью и второстепенной базиликой в ​​Риме, управляемой орденом Августина. Он стоит на северной стороне площади Пьяцца дель Пополо, одной из самых известных площадей в городе. Церковь находится между Пинчиан-Хилл и Порта дель Пополо, одним из ворот на Аврелийской стене, а также отправной точкой улицы виа Фламиниа (Via Flaminia), самой важной дороги с севера. Его расположение сделало базилику первой церковью, которую видели большинство путешественников, въезжающих в Рим. В церкви собраны произведения нескольких известных художников, таких как Рафаэль, Джан Лоренцо Бернини, Караваджо, Алессандро Альгарди, Пинтуриккио, Андреа Брегно, Гийом де Марцилл и Донато Браманте.

 

Легенда Санта-Мария-дель-Пополо

Известная легенда основания Санта-Мария-дель-Пополо вращается вокруг плохой памяти Императора Нерона и Папы Пасхалия II, очистивший территорию от этого наследия. Как гласит легенда, после самоубийства Нерон был похоронен в мавзолее его семьи по отцовской линии, Домитии Ахенобарби (Domitii Ahenobarbi), у подножия Холма Пинчо. Погребение был позже засыпано оползнем, а на его руинах выросло огромное дерево грецкого ореха, которое «было таким высоким и возвышенным, что никакое другое растение не превзошло его». Дерево стало домом для множества злобных демонов, издевающихся над жителями области, а также путешественников, прибывающих в город с севера через Порт-Фламиния. Некоторые из них были напуганы, одержимы, жестоко избиты и ранены, другие почти задушены или ужасно убиты.

Поскольку демоны подвергли опасности важную дорогу доступа города, а также расстроили все население, новоизбранный понтифик Пасхаль II серьезно обеспокоен. Он увидел, как стадо Христово становясь жертвой адских волков. Папа постился и молился в течение трех дней и в конце того периода, измученный, он молил у Пресвятой Девы Марии, чтобы та дала ему подробные инструкции о том, как освободить город от демонического бедствия.

В четверг после третьего воскресенья Великого поста в 1099 году Папа организовал все духовенство и население Рима в одно, впечатляющее процессию, которая с распятием во главе прошла вдоль городского участка улицы Фламинии, пока не дошла до зараженного место. Тогда Пасхалий II совершил обряд экзорцизма, а затем поразил дерево грецкого ореха решительным ударом по его корню, в результате чего злые духи вырвались, безумно крича. Когда все дерево было удалено, останки Нерона были обнаружены среди руин. Папа приказал бросить их в Тибр.

Наконец, освобожденный от демонов, этот уголок Рима мог быть посвящен христианскому богослужению. Пасхалий II, под звуки христианских гимнов, положил первый камень алтаря на прежний участок грецкого ореха. Это было включено в простую часовню, которая была завершена через три дня. Строительство было отмечено с особой торжественностью. Папа освятил небольшое святилище в присутствии большой толпы, в сопровождении десяти кардиналов, четырех архиепископов, десяти епископов и других прелатов. Он также предоставил церкви Санта-Мария-дель-Пополо много даров и посвятил ее Деве Марии.

 

История

Легенда была рассказана монахом-августинцем Джакомо Альберичи в его трактате о церкви Санта-Мария-дель-Пополо, опубликованном в Риме в 1599 году и переведенном на итальянский язык в следующем году. Другой августинец, Амброджо Ландуччи, пересказал ту же историю в своей книге о происхождении базилики в 1646 году. С тех пор легенда несколько раз пересказывалась с небольшими изменениями в коллекциях римских диковинок, научной литературы и путеводителей. Пример вариаций можно найти в книге Оттавио Панчироли, в которой утверждалось, что демоны, населяющие дерево, принимали форму черных ворон. Неизвестно, как далеко восходит традиция, но в 1726 году в архиве Санта-Мария-дель-Пополо находился каталог святых реликвий церкви, написанный в 1426 году, который содержал (утерянную) версию ″ чуда орехового дерева. ″. Якобы это было скопировано с еще более древней табеллы у главного алтаря. В 15 веке эта история уже была достаточно популярна, чтобы о ней рассказывали различные немецкие источники, такие как «Описание Рима» Николауса Муффеля (1452 г.) или «Паломничество Арнольда фон Харфа» (1497 г.).

Фактическая база легенды слаба. Нерон действительно был похоронен в мавзолее его семьи по отцовской линии, но Светоний в своей «Жизни Нерона» пишет, что «фамильная гробница Домития [находилась] на вершине Садового холма, который виден с Марсова поля». Таким образом, мавзолей находился где-то на более высоких северо-западных склонах холма Пинчиан, а не у его подножия, где стоит церковь.

Основание часовни Паскалем II, возможно, было частью усилий по восстановлению безопасности района вокруг Порта Фламиния, который находился за пределами жилого ядра средневекового Рима и, безусловно, кишел бандитами. Другим возможным источником вдохновения для легенды могла быть хорошо задокументированная месть Папы Пасхалия II за тело своего противника, антипапы Климента III. Папа захватил город Чивита-Кастельяна, приказал выкопать труп Климента из его могилы и приказал бросить его в Тибр. Климент III был протеже императора Священной Римской империи Генриха IV, которого папская партия часто называла «Нероном».

 

Этимология

Название дель Пополо («народ»), скорее всего, произошло от слова populus, означающего большой сельский приход на средневековой латыни. В данном случае название относится к первому пригородному поселению вокруг Виа Фламиния, которое образовалось после того, как часовня была построена в этой ранее заброшенной части Марсова поля. Другие думают, что название подразумевало, что жители Рима были спасены от демонического бедствия, или оно произошло от латинского слова pōpulus, что означает тополь. Демоническое дерево было огромным грецким орехом, но, возможно, на древних могилах в этой местности росли тополя. Имя Санта-Мария-ад-Фламиниам фигурирует в некоторых документах 15 века.

История ранних веков
Имя Санта-Мария-дель-Пополо отсутствует в каталоге церквей Рима, составленном Ченчо Камерарио в 1192 году. Более поздняя традиция гласит, что чудотворный образ Богоматери, написанный самим святым Лукой, был перенесен в церковь Папа Григорий IX из Санкта Санкторум в Латеране. Это произошло после того, как разлив Тибра — вероятно, великое наводнение 1230 года — вызвал в городе ужасную чуму. Папа созвал кардиналов, все духовенство и римлян, и икону торжественной процессией перенесли в Санта-Мария-дель-Пополо. После этого чума прекратилась, и в городе восстановилось спокойствие. Мадонна дель Пополо, безусловно, оставалась одной из самых популярных икон Марии на протяжении веков, привлекала множество паломников и обеспечивала большую роль географически все еще удаленной церкви.

Ранняя история Санта-Мария-дель-Пополо почти неизвестна, потому что архивы церкви были рассредоточены во время наполеоновской эпохи, а до 1500 года сохранилось мало документов. Первые упоминания в архивных источниках относятся к 13 веку. Каталог Парижа (составленный около 1230 или 1272–1276 годов), в котором перечислены церкви Рима, уже содержит имя Санта-Мария-де-Популо. Возможно, около 1250 года возле церкви проживала небольшая община францисканцев, но вполне возможно, что они оставались там только временно.

Августинцы
В середине 13 века церковь была передана Ордену Святого Августина, который с тех пор поддерживает ее. Августинцы были новым нищенствующим орденом, созданным под руководством кардинала Риккардо Аннибальди, вероятно, самого влиятельного члена римской курии того времени. Аннибальди был назначен корректором и наставником тосканских отшельников папой Иннокентием IV в декабре 1243 года. Кардинал созвал в Санта-Мария-дель-Пополо собрание делегатов отшельников, на котором они объявили о своем союзе и основании нового порядка, который Папа подтверждено быком Пиа Дезидерия 31 марта 1244 г.

Несколько лет спустя церковь основала общину монахов, и францисканцы получили компенсацию за свои потери монастырем Ара Коэли. Вероятно, это произошло в 1250 или 1251 году. Так называемый Великий союз, объединивший различные другие отшельнические общины с тосканцами по приказу папы Александра IV, был также основан на генеральном капитуле, проходившем в Санта-Мария-дель-Пополо под руководством кардинала Аннибальди в Март 1256 г. Тесная связь между семьей Аннибальди и церковью была засвидетельствована в надписи, в которой упоминаются две знатные дамы семьи, Карития и Гулития, которые в 1263 г. установили в базилике своего рода мраморный памятник. Каталог Турина (ок. 1320) утверждал, что в монастыре в то время было 12 монахов из ордена отшельников.

В своей булле Dum praecelsa папа Бонифаций IX 30 августа 1400 г. даровал особую индульгенцию тем, кто предлагал милостыню на строительство новой скинии над чудотворным образом Богородицы. Мраморный рельеф с изображением коронации Богородицы (сейчас хранится в коридоре ризницы) мог быть частью готического кивория или целлы, построенной для иконы после этой папской уступки.

В 15 веке мужской монастырь Санта-Мария-дель-Пополо присоединился к наблюдательному реформаторскому движению, пытавшемуся восстановить первоначальную чистоту монашеской жизни. Генеральный капитул монахов-августинцев в мае 1449 года учредил пять отдельных конгрегаций для монахов-соблюдателей в Италии. Монастырь Рима-Перуджа иногда называли в честь Санта-Мария-дель-Пополо, хотя монастырь никогда не имел официального положения материнского дома. В 1472 году монастырь был передан папой Сикстом IV Ломбардской конгрегации, самой важной и густонаселенной из всех, и стал ее штаб-квартирой в Риме и резиденцией ее генерального прокурора (посла) при римской курии.

 

Сикстинская реконструкция

Вскоре после его передачи престижной ломбардской конгрегации Санта-Мария-дель-Пополо была реконструирована между 1472 и 1477 годами по приказу папы Сикста IV. Это было частью амбициозной программы реконструкции города Папы, который представился как Urbis Restaurator of Rome. Средневековая церковь была полностью снесена, и была построена новая трехнефная базилика в форме латинского креста с четырьмя одинаковыми часовнями с обеих сторон, восьмиугольным куполом над перекрестком и высокой колокольней в ломбардском стиле в конце правого трансепта. Результатом этой реконструкции стал ранний и превосходный образец архитектуры итальянского Возрождения в Риме. Несмотря на многие более поздние изменения, базилика в основном сохранила свою Сикстинскую форму до наших дней.

Архитектор или архитекторы этого новаторского проекта остаются неизвестными из-за отсутствия современных источников. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» приписал все важные папские проекты в Риме во время Сикста IV флорентийцу Баччо Понтелли, включая базилику и монастырь Санта-Мария-дель-Пополо. Современные исследователи сочли это утверждение весьма сомнительным и предложили другие имена, среди которых Андреа Бреньо, ломбардский скульптор и архитектор, чья мастерская, безусловно, получила важные заказы в базилике. Принципиальные различия между фасадом и интерьером позволяют предположить, что над зданием работал, возможно, не один архитектор.

Год завершения указан на надписях над боковыми дверями фасада. На одном слева написано «SIXTUS·PP·IIII·FVNDAVIT·1477», на другом справа написано «SIXTUS·PP·IIII·PONT·MAX·1477». Якопо да Вольтерра записал в своем дневнике, что папа посетил церковь, которую «он перестроил с нуля несколько лет назад» в 1480 году. Папа был так сильно привязан к церкви, что каждую субботу ходил туда молиться и служил мессу. в папской часовне ежегодно 6 сентября, в праздник Рождества Богородицы. 2 июня 1481 года, когда слух о смерти Мехмеда Завоевателя подтвердился, папа отправился на вечерню в Санта-Мария-дель-Пополо в благодарность с кардиналами и послами. Другим случаем, когда папа праздновал важное событие в базилике, была победа папских войск над неаполитанцами при Кампоморто 21 августа 1482 года.

Реконструкция также имела символический посыл о том, что злой орех Нерона был вытеснен благодетельным дубом Делла Ровере. Папские гербы были размещены на фасаде и сводах как «символы вечного счастья и защиты от молнии», как объяснил Ландуччи, восхваляя перестановку двух деревьев. Еще одним важным аспектом Сикстинской реконструкции было то, что она сделала базилику — первую церковь для паломников, прибывающих в Рим с севера, — династическим памятником семьи Делла Ровере. Это было подкреплено родственниками папы и другими придворными, которые купили часовни и построили надгробные памятники. «Санта-Мария-дель-Пополо стала местом, где визуально объединилось всеобщее господство церкви с делла Ровере, тотемным символом, который связал бы делла Ровере с Римом и позволил бы им завладеть его великолепием и славой», — заявила Лиза Пассалья Бауман.

Новый главный алтарь для иконы Мадонны был заказан кардиналом Джулиано делла Ровере, племянником папы, или кардиналом Родриго Борджиа в 1473 году. Другой родственник, кардинал Доменико делла Ровере, купил две часовни с правой стороны. Он превратил первую в погребальную часовню, а другую продал кардиналу Хорхе да Коште в 1488 году. Следующая папская семья, Кибо, обустроила вторую часовню справа в 1490-х годах, а также третью часовню слева, в то время как третья часовня справа досталась другому кардиналу-племяннику папы Сикста, Джироламо Бассо делла Ровере. В первой часовне слева был похоронен доверенное лицо Папы, епископ Джованни Монтемирабиле в 1479 году. Другой доверенное лицо, кардинал Джованни Баттиста Меллини, был похоронен в третьей часовне слева после его смерти в 1478 году. Два художника, наиболее тесно связанные с этого периода церкви были скульптор Андреа Бреньо и художник Пинтуриккьо.

Базилика сохранила свое значение и в эпоху Борджиа. Когда сын Папы, герцог Гандийский, был убит в июне 1497 года, тело было положено в базилике и захоронено в часовне Борджиа. Другие члены семьи и их окружение также были похоронены в трансепте, в том числе Ванноцца деи Каттанеи, бывшая любовница Александра VI в 1518 году, и секретарь и врач папы Людовико Подокатаро в 1504 году.

 

Юлианское расширение
С избранием в 1503 году другого кардинала Делла Ровере, Юлия II, базилика Санта-Мария-дель-Пополо снова стала любимой церковью правящего папы. Юлий был сильно предан иконе Мадонны дель Пополо, но он также сильно посвятил себя увеличению славы своей династии. По этим причинам он продолжил работу своего дяди и построил просторный новый хор между 1505 и 1510 годами за главным алтарем. Проект был поручен его любимому архитектору Донато Браманте. Хор был построен в стиле Высокого Возрождения, украшен фресками Пинтуриккьо на парусном своде и витражами Гийома де Марсилья. Он также использовался как мавзолей, где Андреа Сансовино создал две монументальные гробницы для кардинала Джироламо Бассо делла Ровере († 1507 г.), любимого кузена папы, и кардинала Асканио Сфорца († 1505 г.), его бывшего соперника.

Был еще один важный заказ для Рафаэля. Он написал Мадонну с вуалью, изображение Святого Семейства (ок. 1508 г.) и портрет папы Юлия II (ок. 1511 г.) для демонстрации в церкви. Есть упоминания 1540-х годов и позже, что пара очень престижных вотивных изображений иногда подвешивалась на колоннах в праздничные дни, но в остальном они, вероятно, хранились в ризнице. К сожалению, в 1591 году обе картины были вывезены из церкви Паоло Эмилио Сфондрати, а затем проданы.

Юлий II дал согласие богатому сиенскому банкиру Агостино Киджи, который был усыновлен в семье Делла Ровере, на строительство мавзолея вместо второй боковой часовни слева в 1507 году. Часовня была посвящена Деве Лорето, чей культ пламенно продвигаемый папами Делла Ровере. Часовня Киджи была спроектирована Рафаэлем и частично завершена в 1516 году, но долгое время оставалась незавершенной. Этот амбициозный проект создал прочную связь между базиликой и Чиги, которая продолжалась и в следующем столетии.

В юлианскую эпоху церковь снова стала местом проведения важных папских церемоний. Папа начал свою первую кампанию здесь 26 августа 1506 года, а когда он вернулся в Рим после успешной войны в Северной Италии, он провел ночь 27 марта 1507 года в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. На следующий день Юлий отслужил мессу в Вербное воскресенье в церкви, украшенной пальмовыми и оливковыми ветвями. За церемонией последовал триумфальный въезд в город. 5 октября 1511 года в базилике было торжественно провозглашено создание Священной лиги против Франции. 25 ноября 1512 года в этой церкви в присутствии пятидесяти двух дипломатических посланников и пятнадцати кардиналов было объявлено о союзе папы с императором Максимилианом I. Папа также посетил Мадонну дель Пополо по личным причинам, например, когда он молился о выздоровлении своего любимого племянника Галеотто Франциотти делла Ровере в начале сентября 1508 года.

Визит Лютера
Путешествие Лютера в Рим в качестве молодого монаха-августинца — известный эпизод его жизни до Реформации. Хотя его пребывание в городе стало легендой, обстоятельства и подробности этого путешествия удивительно туманны из-за скудости достоверных источников. Даже традиционная дата (1510/11 г.) недавно была подвергнута сомнению, когда Ганс Шнайдер предположил, что путешествие произошло годом позже, в 1511/12 г.

Достоверно то, что путешествие было связано с враждой между Обсервантским и Конвентуальным монастырями Ордена Августинцев в Священной Римской империи и их предполагаемым союзом. Согласно традиционной датировке, Лютер прибыл в Рим в период с 25 декабря 1510 года по январь 1511 года. Его биограф Генрих Бемер предположил, что молодой соблюдающий монах остался в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. Это предположение оспаривалось более новыми биографами, которые утверждали, что напряженные отношения между Ломбардской Конгрегацией и администрацией ордена августинцев сделали монастырь Санта-Мария-дель-Пополо неподходящим жильем для Лютера, который пытался завоевать благосклонность лидеров своего ордена. Как бы то ни было, Лютер, проведший в Риме четыре недели, непременно посетил единственный в городе соблюдавший обряд августинцев монастырь и его знаменитую паломническую церковь, любимицу правящего папы.

Приход
После эпохи Делла Ровере базилика утратила свою выдающуюся роль папской церкви, но осталась одной из самых важных паломнических церквей в городе. Это было показано 23 ноября 1561 года, когда Папа Пий IV провел торжественное шествие от собора Святого Петра к базилике Санта-Мария-дель-Пополо по случаю открытия Тридентского собора. Строительные работы в часовне Киджи велись медленными темпами до 1550-х годов. Последним важным дополнением эпохи Возрождения была часовня Теодоли между 1555 и 1575 годами с богатой лепниной и фресками Джулио Маццони.

В то же время базилика стала приходской церковью, когда 1 января 1561 года Папа Пий IV создал приход Святого Андрея «за пределами Порта Фламиния» с motu proprio Sacri apostolatus и навечно объединил его с монастырем августинцев. Забота о новом приходе была возложена на монахов, и Папа Пий V перенес резиденцию прихода в Санта-Мария-дель-Пополо. Приход все еще существует и охватывает большую территорию, включающую южную часть района Фламинио, холм Пинчиан и самую северную часть исторического центра вокруг площади Пьяцца-дель-Пополо. Базилика была преобразована в титульную церковь 13 апреля 1587 года папой Сикстом V с апостольской конституцией Religiosa. Первым кардиналом-священником titulus был кардинал Толомео Галлио. Папа Сикст V также повысил литургическое значение базилики, возвысив ее до ранга станционной церкви в своей булле от 13 февраля 1586 года, которая возродила древний обычай станций. (Эта роль была утрачена в наше время.) Тот же папа включил церковь в число семи паломнических церквей Рима вместо неудобно расположенной базилики Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура.

В апреле 1594 года папа Климент VIII приказал вынести из базилики могилу Ванноццы деи Каттанеи, любовницы Александра VI, поскольку память о Борджиа была пятном в истории католической церкви для реформированного папства и всех видимых следы должны были исчезнуть.

Караваджо и реконструкция Киджи
8 июля 1600 года монсеньор Тиберио Черази, генеральный казначей папы Климента VIII, приобрел право покровительства над старой часовней Фоскари в левом трансепте и вскоре разрушил ее. Новая часовня Черази была спроектирована Карло Мадерно между 1600 и 1601 годами и украшена двумя большими барочными полотнами Караваджо: «Обращение святого Павла» и «Распятие святого Петра». Это самые важные произведения искусства в базилике и непревзойденные вершины западного искусства. Также важна третья картина, «Успение Богородицы» Аннибале Карраччи, которая была установлена ​​на алтаре.

В первой половине 17 века в базилике не велось других значительных строительных работ, но в боковых часовнях и проходах было воздвигнуто множество надгробных памятников в стиле барокко, самая известная из которых — гробница кардинала Джованни Гарция Меллини работы Алессандро Альгарди 1637 года. до 1638 года. Два примечательных цикла фресок были добавлены Джованни да Сан-Джованни в капеллу Меллини, которую семья владельцев восстановила в 1620-х годах, и Питером ван Линтом в часовне Инноченцо Кибо в 1630-х годах.

Новая волна строительства началась, когда Фабио Киджи стал кардиналом церкви в 1652 году. Он сразу же начал реконструкцию заброшенной семейной часовни, которую украсил Джан Лоренцо Бернини. В 1655 году Киджи был избран папой под именем Александр VII. Он неоднократно проверял ход работ; 4 марта 1656 г., 10 февраля и 3 марта 1657 г. был визит папы. Благодаря этому личному надзору проект был быстро завершен к середине 1657 г., но последняя статуя Бернини была установлена ​​​​только в 1661 г.

Тем временем папа поручил Бернини модернизировать старую базилику в стиле современного барокко. В марте 1658 г. Александр VII проинспектировал работы в компании архитектора. Это оказалось значительной перестройкой, изменившей характер базилики кватроченто. Был изменен фасад, открыты большие окна в нефе, добавлены статуи, фрески и лепные украшения в интерьере, возведен новый главный алтарь. Два боковых алтаря и органные чердаки были построены в трансепте, где была снесена старая часовня Борджиа. Герб, символы и надписи Киджи повсюду прославляли папу.

Базилика почти достигла своего окончательного вида после бернинской реконструкции. Последнее важное дополнение произошло во время понтификата Иннокентия XI. Его государственный секретарь кардинал Альдерано Кибо снес старую семейную часовню (вторая справа) и построил на ее месте роскошную барочную часовню Кибо, спроектированную Карло Фонтаной между 1682 и 1687 годами. Большая купольная часовня была украшена картинами Карло Маратта, Даниэль Зайтер и Луиджи Гарци. Он считается одним из самых значительных сакральных памятников, воздвигнутых в Риме в последней четверти XVII века.

Более поздние работы
Во время правления папы Климента XI в базилике Санта-Мария-дель-Пополо прошла торжественная церемония. 8 сентября 1716 года папа благословил четырехфутовый меч, украшенный папским гербом, который он отправил в подарок принцу Евгению Савойскому, командующему имперской армией после того, как принц выиграл битву при Петроварадине против османов в Австро-турецкая война.

Самым заметным дополнением 18-го века к базилике является впечатляющий надгробный памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи, молодой жене дона Сигизмондо Киджи Альбани делла Ровере. Он был спроектирован Паоло Пози в 1772 году, и его иногда называют «последней гробницей в стиле барокко в Риме». К тому времени церковь была переполнена ценными гробницами и произведениями искусства, и для XIX века в ней оставалось мало места. Тем не менее, были небольшие вмешательства: часовня Кибо-Содерини была восстановлена ​​в 1825 году, часовня Феоли была полностью перепроектирована в стиле неоренессанса в 1857 году, а монументальная гробница Агостино Киджи в стиле модерн работы Адольфо Аполлони была возведена в 1915 году. После этого только ремонт и реставрации случались регулярно; первое важное современное вмешательство было проведено Антонио Муньосом в 1912 году с целью «восстановить церкви ее прекрасный характер кватроченто» и удалить многие барочные дополнения в нефе и трансепте.

Городская обстановка базилики коренным образом изменилась между 1816 и 1824 годами, когда Джузеппе Валадье создал монументальный неоклассический ансамбль площади Пьяцца дель Пополо по заказу Папы Пия VII. Древний монастырь августинцев был снесен, обширные сады были присвоены, а новый монастырь был возведен на гораздо меньшей площади в неоклассическом стиле. Это сооружение закрывало всю правую сторону базилики с ее боковыми часовнями, обвивая основание колокольни и уменьшая визуальную заметность базилики на площади.

 

Внешний вид

Фасад
Фасад был построен в стиле раннего ренессанса в 1470-х годах, когда средневековая церковь была перестроена папой Сикстом IV. Позже он был переработан Джан Лоренцо Бернини в 17 веке, но изобразительные источники сохранили его первоначальный вид, например, гравюра на дереве в путеводителе Джироламо Францини в 1588 году и ведута Джованни Магги в 1625 году. Первоначально в окнах были ажурные панели и спицы. в центральном окне-розетке, а здание стояло отдельно, с четким видом на колокольню и ряд одинаковых боковых часовен справа.

Архитектуру часто приписывают Андреа Бреньо, но без окончательных доказательств. По словам Ульриха Фюрста, архитектор стремился к идеальным пропорциям, а также к мастерской сдержанности в деталях. «Таким образом, ему удалось спроектировать лучший церковный фасад в Риме раннего Возрождения».

Двухэтажный высокий фасад построен из яркого римского травертина. К трем входам ведет лестница, придающая базилике ощущение монументальности. Архитектура проста и величественна с четырьмя неглубокими пилястрами на нижнем уровне и двумя пилястрами по бокам верхней части с окном-розеткой в ​​​​центре. Пилястры имеют коринфские капители с лепниной в форме яйца и дротика и растительным орнаментом на нижнем уровне, а на верхнем уровне - более простые капители с листьями аканта, завитками и пальметтами. Боковые двери увенчаны треугольными фронтонами, а на их перемычках есть дарственные надписи, относящиеся к папе Сиксту IV. Над ними пара больших арочных окон.

Главная дверь более монументальна, чем остальные. Его стрельчатый фронтон заполнен скульптурой Мадонны с младенцем в раковине гребешка. Венчик ниши украшен херувимами среди шестиконечных звезд и дуновений облаков. Фриз украшен тонкой резьбой из искусственной листвы, клюющих птиц и трех путти, которые держат в руках факелы и дубовые ветки и несут на головах чаши с фруктами. Герб Папы Сикста IV на притолоке окружен дубовыми ветвями. Резьба вокруг двери является единственным значительным скульптурным украшением фасада и в целом резюмирует иконографическую программу Сикстинской перестройки. Центральным мотивом является Мадонна дель Пополо, окруженная символами небесного света и райского изобилия, переплетенная с гербом династии Делла Ровере и помещенная в совершенно классическую раму.

Бернини добавил две половинки сломанного сегментного фронтона по бокам верхнего уровня, заменив оригинальные завитки, и изогнутый соединительный элемент с богатыми дубовыми гирляндами. Дальнейшими дополнениями в стиле барокко были два пылающих факела и шесть гор, семейные символы династии Киджи. Простой фронтон первоначально был украшен гербом Папы Сикста IV, висевшим на кронштейне из завитков из листьев аканта, но сохранилась только усеченная верхняя часть щита.

Надписи
По обеим сторонам главного входа есть две длинные надписи, цитирующие буллы Папы Сикста IV в отношении церкви. Первым, датированным 7 сентября 1472 г. и начинающимся словами Ineffabilia Gloriosae Virginis Dei Genitricis, он даровал полное снисхождение и отпущение всех грехов верующим обоего пола, искренне раскаявшимся и исповедовавшимся, посещающим эту церковь в дни Непорочного зачатия, Рождества, Благовещения, Посещения, Очищения и Успения Пресвятой Богородицы.

Второй, датированный 12 октября 1472 г., начинается со слов A Sede Apostolica sunt illa benigno favoure concedenda, в которых он подтверждает вечную полную индульгенцию, которую можно заработать в ранее указанные праздники Богородицы, и более того, в память об индульгенциях. подаренный церкви бывшими папами.

Надписи являются известными примерами так называемого «сикстинского» стиля заглавных букв all'antica, возрожденной формы древнеримского монументального надписного письма, адаптированного для создания уникальной идиомы эпохи Возрождения. Основным источником этого стиля был сам Бреньо, который использовал его в надписях на своих надгробных памятниках.

По обеим сторонам правой двери есть меньшие таблички в память об индульгенциях, которые Григорий XIII уступил базилике в 1582 году, и о том факте, что Сикст V включил Санта-Мария-дель-Пополо в число семи паломнических церквей Рима в 1586 году.

Купол
Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным перекрестком, возведенным на высоком тамбуре. Во время его постройки в 1474-75 годах у него не было реального прецедента, единственными сопоставимыми примерами являются рисунки Филареты для утопического города Сфорзинда, которые так и не были выполнены. Таким образом, купол был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, у которого много последователей в городе и других итальянских городах. Смыслом существования этой новинки стала чудотворная икона Мадонны дель Пополо, которая находилась прямо в центре купольного алтаря.

Сам купол представляет собой довольно неправильную смешанную каменную конструкцию из туфовых блоков, кирпича и раствора, покрытую свинцовыми листами. Есть тонкая внутренняя оболочка из кирпича, которая может быть позже добавлена ​​​​для создания подходящей поверхности для фресок. Купол увенчан элегантным глобусом и крестовым навершием. Высокий кирпичный тамбур перемежается восемью арочными окнами, которые первоначально имели каменные столпы, как и все остальные проемы церкви. Вся конструкция опирается на низкое квадратное основание.

Колокольня
Колокольня 15 века находится в конце правого трансепта. Позже это сооружение было включено в состав неоклассического монастыря, который покрывал большую часть его тела. Высокая кирпичная башня была построена в северно-итальянском стиле, что было необычно для Рима того времени, но, вероятно, соответствовало вкусу ломбардской общины. Конический шпиль, сложенный из глиняных кирпичей лепестковой формы, окружен четырьмя цилиндрическими шпилями с коническими цоколями. Эти вершины имеют два наложенных друг на друга ряда глухих аркад с остроконечными кирпичными арками. Шпиль увенчан шаровым и крестовым навершием с добавленным флюгером. Верхняя часть башни очень похожа на колокольню базилики Сан-Дзено в Вероне. Прямоугольная башня сочленена каменными карнизами. На верхнем этаже со всех сторон большие арочные окна. В проемах сохранились только поврежденные следы первоначальных каменных стоек и парапетов из декоративной кирпичной кладки, за исключением восточной стороны, где стоек остался нетронутым. Это типичное двустворчатое окно с небольшими тосканскими колоннами и четырехлистником.

Круглые часы на южной стороне являются более поздним дополнением. Часы явно великоваты для пространства между окном и карнизом; в 18 веке он был установлен ниже на той же стороне башни. Еще один ряд арочных окон на этом уровне был замурован уже во второй половине XVII века.

Двери
Три деревянные двери с шипами украшены бронзовыми рельефами работы калабрийского скульптора Микеле Герризи 1963 года. На панелях главной двери изображены сцены из Страстей Иисуса, а рельефы боковых дверей иллюстрируют избранные библейские фразы.

Панели левой двери
верхний ряд: (1) Ангел с книгой – Timor Domini initium sapientiae (Начало мудрости – страх Господень, Пс. 111:10); (2) Ангел с чашей и виноградом - Hic est enim sanguis meus (Это моя кровь, Матфея 26:28)

средний ряд: (1) Ангел с кадильницей - Ascendit oratio sicut incensum (Молитва восходит, как ладан, версия Псалма 141: 2); (2) Ангел с подсвечником и масляной лампой - Ad discoveryem gentium (Для откровения язычникам, Луки 2:32)

нижний ряд: (1) Ангел с тиарой и посохом - Ecclesia mater et magistra (Церковь, мать и учитель, особенно в документах Второго Ватиканского Собора); (2) Ангел с аспергиллом, асперсориумом и пшеничным колосом - Asperge me Domine et mundabor (Очисти меня, Господи, и буду чист, Псалом 50:9)

Панели главных дверей
1-й ряд: (1) Снятие с креста; (2) Воскресение
2-й ряд: (1) Иисус встречает свою мать, Марию; (2) Иисус на кресте с Марией и Иоанном
3-й ряд: (1) Бичевание Христа; (2) Симон помогает нести крест
4-й ряд: (2) Агония в саду; (2) Иисус перед Пилатом

Правые дверные панели
верхний ряд: (1) Ангел со свитком и источниками воды - Euntes ergo docete omnes gentes (Итак, идите, научите все народы, Мф. 28:19); (2) Ангел с трубой - Et vos estote parati (Вы также должны быть готовы, Луки 12:40)
средний ряд: (1) Ангел с чашей, крестом и терновым венцом - Non sicut ego volo sed sicut tu (Не как Я хочу, но как Ты, Мф. 26:39); (2) Ангел, сидящий на камне с жезлом - Resurrexit non est hic (Он воскрес, его здесь нет, Матфея 28:6)
нижний ряд: (1) Ангел с каменными скрижалями - Ego sum Dominus Deus tuus (Я Господь Бог ваш, Исход 20:2); (2) Ангел с голубем и змеей - Ave Maria gratia plena (Радуйся, Мария, полная благодати, первые слова Радуйся, Мария)

 

Интерьер

Контрфасад
Украшение контрфасада было частью бернинской реконструкции церкви в 17 веке. Архитектура проста, с мраморной рамой вокруг монументальной двери, зубчатым карнизом, сегментным арочным фронтоном и дарственной надписью, ознаменовывающей капитальную перестройку древней церкви, которую Папа Александр VII инициировал как Фабио Киджи, кардинал-священник базилики, и ее посвящение в 1655 г. в качестве новоизбранного Папы:

ALEXANDER · VII · P · M / FABII · CHISII · OLIM · CARD / TITULARI · AEDE · ORNATA / SUI · PONTIF · PRIMORDIA / ANTIQAE · PIETATI / IN · BEATAM · VIRGINEM / CONSECR ·A · D · MDCLV.

Окно-розу поддерживают два лепных ангела, созданных Эрколе Феррата в 1655-58 годах под руководством Бернини. Та, что слева, держит венок в руке. В нижней части контрфасада расположены различные надгробные памятники.

Неф
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо представляет собой ренессансную базилику с нефом и двумя проходами, а также трансептом с центральным куполом. Неф и проходы имеют четыре пролета и перекрыты крестовыми сводами. С каждой стороны есть четыре опоры, которые поддерживают арки, отделяющие неф от проходов. Каждая колонна имеет четыре полуколонны из травертина, три из которых поддерживают арки и свод проходов, а более высокая четвертая поддерживает своды нефа. Полуколонны имеют коринфские капители с пальметным орнаментом между завитками. Между капителями в типе пальметты и флерона есть тонкие различия. В отличие от стержней колонн, капители по-прежнему покрыты гипсом.

Первоначальная архитектура 15-го века была в значительной степени сохранена Бернини, который только добавил прочный каменный карниз и украсил арки парами белых лепных статуй, изображающих святых женщин. Первые две пары слева и справа — средневековые основатели монастырей и реформаторы, все остальные — раннехристианские святые и мученики. Их имена написаны на перемычках арок позолоченными буквами. Крестовые своды остались без украшений и просто побелены. Замковые камни нефа и трансепта украшены гербами папы Сикста IV. Папские гербы Делла Ровере также были помещены на карниз внутренней части первой и последней арок нефа. Эти каменные скульптуры позолочены и раскрашены. Неф освещен двумя рядами больших сегментных арочных окон фонаря с простой каменной лепниной в стиле барокко и карнизом на скобках. До бернинской перестройки окна фонаря были такими же многостворчатыми арочными проемами, как на фасаде и колокольне.

Неф заканчивается триумфальной аркой, украшенной роскошной лепниной, созданной во время бернинской реконструкции. В центре изображен папский герб Александра VII в окружении двух ангелоподобных Викторий, держащих пальмовые ветви, покоящиеся на богатых гирляндах цветов. Эта группа — работа Антонио Раджи. Следует отметить, что неф и трансепт имели более единый вид в стиле барокко до пуристической реставрации Антонио Муньоса в 1912 году. Он удалил толстый слой штукатурки со стволов полуколонн из травертина, который был окрашен, чтобы создать вид мрамора чиполлино. . Еще один утраченный элемент барокко был создан Джованни Мария Мариани, чье имя регулярно упоминалось в платежах между 1657 и 1658 годами. Невозможно реконструировать его работу в базилике, но он был специалистом по роскошным орнаментальным фризам с большими фигурами, гирляндами и гризайлями. . Предположительно, ему было поручено совместить настоящую и нарисованную скульптуру в нефе и трансепте.

Пары святых в нефе
Первоначально Бернини планировал заполнить пространство между окнами и арками статуями коленопреклоненных ангелов. Эти фигуры появляются на нескольких рисунках в альбоме его мастерской, но к 1655 году Бернини передумал и разместил на карнизах статуи святых женщин. Эти святые девы ведут взор к образу Богородицы на главном алтаре. Статуи, вероятно, были спроектированы самим Бернини, и предположительно автографный рисунок для фигуры святой Урсулы сохранился в коллекции Музея искусств в Лейпциге, но его планы были выполнены скульпторами его мастерской в ​​период с августа по декабрь 1655 года. Их разные стили чувствовались в единой схеме.

Левая сторона:
1-я арка
Святая Клара с чудовищем
Святая Схоластика с книгой и голубем
Монахини и основательницы великих женских монашеских орденов - Скульптор: Эрколе Феррата.

2-я арка
Святая Екатерина с пальмовой ветвью, короной и разбитой машиной для пыток
Святая Варвара с пальмовой ветвью и башней
Раннехристианские мученики в эпоху гонений - Скульптор: Антонио Раджи

3-я арка
Святая Дороти с херувимом, держащим корзину с садовыми фруктами
Святая Агата с херувимом и пальмовой ветвью
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор: Джузеппе Пероне

4-я арка
Святая Фекла со львом
Святая Аполлония с медведем (?)
Раннехристианские мученики, которые пострадали, чтобы сохранить девственность - Скульптор: Антонио Рагги

Правая сторона:
1-я арка
Святая Екатерина Сиенская с распятием
Святая Тереза ​​Авильская с пронзенным сердцем
Монахини и религиозные реформаторы - Скульптор: Джованни Франческо де Росси

2-я арка
Святой Праксед с губкой и сосудом
Святая Пудентиана с тканью и сосудом
Древнеримские сестры, помогавшие гонимым христианам - Скульпторы: Паоло Нальдини и Ладзаро Морелли

3-я арка
Святая Цецилия с органом и ангелом
Святая Урсула со знаменем
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор: Джованни Антонио Мари

4-я арка
Святая Агнесса с ягненком и пальмовой ветвью
Святая Мартина со львом и пальмовой ветвью
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор: Джованни Франческо де Росси

Трансепт
Архитектурно трансепт подобен нефу с такими же крестовыми сводами и полуколоннами кватроченто, каменными облицовками в стиле барокко, карнизами и большими сегментными арочными окнами фонарей. Рукава имеют длину всего в один пролёт, они заканчиваются полукруглыми апсидами, перестроенными Бернини. Два одинаковых боковых алтаря и величественные органные арки над входными арками восточных приделов созданы его мастерской. Боковые алтари представляют собой кувшины из разноцветного мрамора, они украшены треугольными фронтонами, коринфскими пилястрами, классическими фризами с акантовыми завитками и ангелами по бокам. Плинтусы украшены гербом семьи Киджи (княжеская версия на правом алтаре и церковная версия с кардинальской шляпой на другом), а фронтальные фасады украшены особенно богатой каменной кладкой pietre dure.

Первые наброски четырех мраморных ангелов, поддерживающих алтари, были нарисованы юным Джованни Баттиста Гаулли, листы до сих пор хранятся в коллекции Берлинских государственных музеев. Яркие рисунки, вероятно, были смягчены перед их исполнением скульпторами мастерской. С 1657 по 1658 год четыре скульптора получали оплату за работу над статуями: Антонио Раджи, Эрколе Феррата, Джованни Антонио Мари и Арриго Джарде.

В 1660 году в новых часовнях трансепта над боковыми дверями были помещены надписи, в которых имена двух племянников папы были основателями, хотя восстановление трансепта было задумано самим папой Александром VII, а расходы были оплачены непосредственно Апостольской камерой. Алтарь Святого Семейства принадлежал Флавио Киджи, который в то время был кардиналом-священником Санта-Мария-дель-Пополо и кардиналом-племянником папы. Алтарь Посещения принадлежал Агостино Киджи, принцу Фарнезе. Чаша на картине Святого Семейства намекает на священство, призвание кардинала, в то время как тема Посещения тесно связана с плодородием, чего ожидали от принца, женившегося на Марии Вирджинии Боргезе в 1658 году, дата на надписях, и основал римскую ветвь династии Киджи.

Алтарь Посещения
Запрестольный образ на правом боковом алтаре был написан в 1659 году Джованни Мария Моранди, любимым портретистом семьи Киджи. Художник получил эту работу благодаря добрым услугам своего предыдущего покровителя, герцога Франческо Мария Сальвиати в 1657 году. Эскиз херувимов, держащих венок из роз в нижнем левом углу, сохранился в Музее билденден Кюнсте в Лейпциге. На полотне нет заметных признаков флорентийского ученичества живописца, оно прочно принадлежит художественному миру римского сейченто, в котором господствовал Карло Маратта, хотя можно было заметить и эмилианские влияния.

Любопытно, что Моранди решил не изображать момент встречи Марии и Елизаветы, что является традиционным способом визуализации Посещения. На картине изображена Элизабет, приглашающая свою младшую кузину в свой дом. Справа Захария берет мешок из рук святого Иосифа. Композиция повторяет черты более известной картины на тот же сюжет Федерико Бароччи в Новой церкви (1583–1586). Даже цвета мантий двух женщин почти одинаковы. Архитектурные элементы на картине типично римские. Вместо скромного дома в Иудее дом Захарии и Елизаветы представляет собой монументальное здание с круглыми ступенями, ведущими к входной двери. На заднем плане видны узнаваемые римские постройки: круглый храм Весты в Тиволи, замок Сант-Анджело и Мета Ромули. Высоко в небе летают херувимы, и тот, у кого нет крыльев на плече, очень похож на скульптурного путто, поддерживающего органный чердак в правом трансепте.

 

Мраморные статуи ангелов, поддерживающие раму алтаря, приписываются Эрколе Феррате (справа) и Арриго Джарде (слева).

Сантиссима Пьета Детта Салерна
Часовня в левом трансепте до бернинской перестройки называлась Cappella della Santissima Pietà detta Salerna. Название относится к надгробному памятнику Пьетро Гульельмо Рокка, архиепископу Салерно, умершему в 1482 году. Его могила позже была перенесена в ризницу. Пьета в названии относится к картине Якопино дель Конте на алтаре «Положение Христа во гроб», которая сейчас хранится в Музее Конде в Шантийи.

Запрестольный образ был заказан семьей Бернардино Эльвино, епископа Англонского и казначея Папы Павла III, спустя годы после его смерти в 1548 году. Джованни Бальоне в своем описании церкви утверждает, что она принадлежала к той же композиции, что и похоронная. памятник епископу работы Гульельмо делла Порта. В конце концов гробница была перенесена в коридор ризницы, а картина была продана августинцами в 1787 году.

Алтарь Святого Семейства
Алтарь был выполнен каменщиком Габриэле Ренци около 1658 года. Запрестольный образ для левого бокового алтаря был доверен Бернардино Мей, художнику из Сиены, который был вызван в Рим папой Александром VII в 1657 году и там подружился с Бернини. Он получил 200 скуди за комиссию 11 августа 1659 года. Картина идеально соответствует бернинскому идеалу «bel composto». Ангел справа изящно выровнен с мраморным ангелом, поддерживающим алтарь. Иконография картины довольно сложна и отходит от обычного представления «Отдых на пути в Египет».

В середине младенец Иисус получает весть от ангела Божьего; и ребенок, и посланник одеты в одинаковые красно-белые одежды. Ангел дает чашу младенцу в знак его земной миссии. За Иисусом наблюдает святой Иосиф, который стоит позади него, оберегая его. Ребенок поставил правую ногу на череп, кишащий змеями, а левой ногой давит одну из них: символ своей победы над злом и ересью. Мария опирается на скалистой стене и смотрит в небо, где херувимы несут инструменты Страстей, огромный крест, терновый венец и гвозди. Ангел слева, держащий процессный крест, задрапированный в одежды, может быть символом воскресения. На картине почти ничего не указывает на бегство в Египет, кроме одинокой пальмы на заднем плане. Согласно традиции, это дерево давало убежище и пищу Святому Семейству в их путешествии. Вместо безмятежной и пасторальной сцены Мэй подчеркнула надвигающиеся страдания и божественную миссию Иисуса.

Мраморные статуи ангелов, поддерживающие раму алтаря, приписываются Джованни Антонио Мари (слева) и Антонио Рагги (справа).

Органные лофты
Орган в правом трансепте был первоначально построен в 1499–1500 годах Стефано Павони, магистром органорума из Салерно; его футляр был украшен гербом Папы Александра VI, который, вероятно, внес свой вклад в расходы. Во время бернинской реконструкции базилики этот инструмент был перестроен органным мастером Джузеппе Теста, который также создал новый орган для левого трансепта. Оба органа давно исчезли, на месте остался только корпус органа в правом трансепте. Для левой кантории Карло Вегецци Босси изготовил современный орган, который был открыт 23 мая 1906 года.

Бернини спроектировал две элегантные мраморные кантории для инструментов, которые поддерживаются лепными ангелами и путти, украшенными богатыми гирляндами цветов и гербами Папы Александра VII. Эти органные лофты являются витринами династических символов Киджи-Делла Ровере: центральная стойка балюстрады украшена резьбой в виде дуба, древнего символа семьи Делла Ровере, а на боковых колоннах изображены гора и звездный символ чиги, который снова появляется среди позолоченной резьбы по дереву перил среди лиственных дубовых ветвей. На оставшемся футляре для органа трубы несут четыре раскидистые корявые ветви позолоченного дуба с листьями и желудями.

Первый дизайн корпуса органа был более традиционным: наложенные друг на друга ряды труб входили в архитектурную структуру, определяемую двумя колоннами, и арочным фронтоном, украшенным скульптурной группой. Дуб появился в виде клубка корней, срубленного пня и одной усиковидной ветви, обвивающей правую колонну, как символ естественного обновления. Чертеж этой конструкции сохранился в библиотеке Ватикана. В библиотеке также сохранился второй проект, в котором архитектурный каркас исчез, а трубы расположились среди ветвей крепкого и облиственного дуба. Ни один из двух рисунков нельзя отнести к самому Бернини, но иконография тесно связана с его проектом реконструкции базилики.

 

Первый дизайн корпуса органа был более традиционным: наложенные друг на друга ряды труб входили в архитектурную структуру, определяемую двумя колоннами, и арочным фронтоном, украшенным скульптурной группой. Дуб появился в виде клубка корней, срубленного пня и одной усиковидной ветви, обвивающей правую колонну, как символ естественного обновления. Чертеж этой конструкции сохранился в библиотеке Ватикана. В библиотеке также сохранился второй проект, в котором архитектурный каркас исчез, а трубы расположились среди ветвей крепкого и облиственного дуба. Ни один из двух рисунков нельзя отнести к самому Бернини, но иконография тесно связана с его проектом реконструкции базилики.

Это натуралистическое и чудесное дерево-орган могло быть вдохновлено описаниями музыкальных инструментов в форме дерева в Византии и восточном мире или поющими фонтанами садов эпохи Возрождения в Италии. Дерево имело особое значение в контексте Санта-Мария-дель-Пополо, где память о злом ореховом дереве императора Нерона была еще жива. Цветущий дуб также олицетворял духовное возрождение и восстановление церкви папой в рамках его христианского renovatio Romae.

Лепные скульптуры под канторией были созданы Антонио Раджи под руководством Бернини в 1655–1657 годах. Между этими двумя группами есть существенные различия. Историк искусства Марк Вейл предположил, что безмятежный и хорошо скомпонованный орнамент справа был разработан Бернини, тогда как игривая нестабильность другого типична для личного стиля Рагги.

Купол
Фрески купола были написаны на нижней стороне внутренней кирпичной оболочки. Эта тонкая и легкая конструкция была построена, чтобы создать подходящую поверхность для расписного украшения неизвестного времени. Купол и переход освещаются восемью большими полукруглыми окнами. Мраморная облицовка и двойные коринфские пилястры на боковых стенах восьмиугольного тамбура кажутся бернинскими, хотя подобные двойные пилястры видны на более ранней фреске в вестибюле Сикстинского зала Ватиканской библиотеки. На той же ведуте видна дорожка с балюстрадой у основания тамбура. Эта зона подчеркивается сильно выступающим каменным карнизом с акантовыми модулями и разнообразными розетками.

Триумфальную арку алтаря венчает расписной лепной герб кардинала Антонио Мария Саули. Новый главный алтарь базилики и косметический ремонт арки по приказу генуэзского кардинала были завершены в 1627 году. Символ его семьи, изображенный орел, установлен на итальянском щите, украшенном головой херувима и крестом. Герб поддерживают два ангела, изображенные в виде обнаженных эфебов в безупречно классической манере.

Апсида
Апсида была спроектирована Донато Браманте. Здесь находится самый старый витраж в Риме, созданный французским художником Гийомом де Марсийя. Пинтуриккьо украсил свод фресками, в том числе с изображением Коронации Богородицы. В апсиде также находятся гробницы кардиналов Асканио Сфорца и Джироламо Бассо делла Ровере, выполненные Андреа Сансовино.

Мебель
Нынешняя мебель в базилике в основном современная, например, скамьи в нефе или новый алтарь по сравнению с народным алтарем, амвон и аналой на переходе. Однако в церкви есть несколько предметов мебели в стиле барокко: две почти одинаковые чаши для святой воды из цветного мрамора и шесть деревянных исповедалей, стоящих у колонн между нефом и проходами. Это почти идентичные изделия с одинаковыми основными чертами: сегментными фронтонами и четырьмя двойными завитками с растительным орнаментом по бокам. Тем не менее, есть три разные пары: две простые не имеют другого украшения, две исповедальни «типа Киджи» несут символ шести гор папской семьи между двумя дубовыми ветвями и имеют маленьких херувимов вместо консолей, а две «Мадонны дель Лав». В исповедальнях типа «пополо» на фронтоне имеется небольшая резьба Мадонны с младенцем (одна из резьб отсутствует).

Боковые часовни
1. Часовня Делла Ровере
Часовня Делла Ровере (или Рождества Христова) - первая боковая часовня в правом проходе. Он был обставлен кардиналом Доменико делла Ровере в 1477 году после реконструкции церкви его родственником, папой Сикстом IV. Живописное украшение приписывается Пинтуриккио и его школе. Главный запрестольный образ «Поклонение младенцу со святым Иеронимом» представляет собой изысканную автографную работу самого Пинтуриккьо. Могила кардинала Кристофоро делла Ровере (умер в 1478 г.), работа Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле, была возведена его братом. С правой стороны надгробный памятник Джованни де Кастро (умер в 1506 г.) приписывается Франческо да Сангалло. Часовня является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников искусства кватроченто в Риме.

2. Часовня Кибо
Часовня Кибо была радикально перестроена кардиналом Альдерано Кибо (1613–1700) между 1682 и 1687 годами по планам Карло Фонтана. По красоте своих росписей, драгоценности мраморных облицовок, покрывающих ее стены, и важности художников, участвовавших в ее строительстве, часовня считается одним из самых значительных сакральных памятников, возведенных в Риме в последней четверти 17 века.

3. Часовня Бассо делла Ровере
Часовня Бассо делла Ровере была обставлена ​​Джироламо Бассо делла Ровере в 1480-х годах. Архитектура похожа на Часовню Рождества Христова, а роспись приписывается Пинтуриккио и его мастерской. Изюминками часовни являются большая фреска Мадонна с младенцем на троне со святыми Августином, Франциском, Антонием Падуанским и святым монахом над алтарем, Успение Девы Марии на первой стене и иллюзионистское монохромное украшение пьедестала. с расписными скамейками и сценами мученичества. Сохранилась и оригинальная напольная плитка из майолики из Деруты.

4. Часовня Коста
Часовня Коста построена по тому же плану, что и часовни Делла Ровере, но была обставлена ​​португальским кардиналом Хорхе да Кошта, купившим ее в 1488 году. Самыми важными произведениями искусства являются росписи люнетов школы Пинтуриккьо, изображающие четырех отцов храм; мраморный алтарь работы Джан Кристофоро Романо (ок. 1505 г.); и надгробный памятник кардиналу Косте школы Андреа Бреньо. Здесь сохранился бронзово-мраморный надгробный памятник Пьетро Фоскари 1480 года.

5. Часовня Монтемирабиле
Часовня была названа в честь епископа Джованни Монтемирабиле († 1479 г.) и была преобразована в баптистерий базилики в 1561 г. Самыми ценными произведениями искусства в часовне являются эдикулы купели для крещения и купели со святым маслом. Они были собраны в 1657 году из фрагментов снесенного памятника XV века, созданного мастерской Бреньо. Гробница кардинала Антониотто Паллавичини на левой стене была изготовлена ​​той же мастерской в ​​1501 году.

6. Часовня Киджи
Банкир Агостино Киджи поручил Рафаэлю спроектировать и украсить для него погребальную часовню примерно в 1512–1514 годах. Часовня является сокровищницей искусства итальянского Возрождения и барокко и считается одним из самых важных памятников базилики. Купол централизованной восьмигранной часовни украшен мозаикой Рафаэля «Сотворение мира». Статуи Ионы и Илии были вырезаны Лоренцетто. Позже часовня была завершена Джан Лоренцо Бернини для Фабио Киджи. Его дополнения включают скульптуры Аввакума и Ангела, Даниила и Льва.

7. Часовня Меллини
Часовня, посвященная Святому Николаю Толентино, является одной из оригинальных шестиугольных боковых часовен базилики 15-го века, но ее внутреннее убранство было изменено в последующие века. Это была погребальная часовня семьи Меллини на протяжении веков и содержит несколько памятников, в том числе работы Алессандро Альгарди и Пьера-Этьена Монно. Фрески свода были созданы Джованни да Сан-Джованни в 1623–1627 годах.

8. Часовня Кибо-Содерини
Часовня Распятия или Часовня Кибо-Содерини была реконструирована в эпоху барокко, когда фламандский художник Питер ван Линт выполнил свой цикл фресок на своде и люнетах, изображающих ангелов с символами страстей и пророков. Две большие фрески на боковых стенах изображают сцены из «Сказания о Живом Кресте». Над главным алтарем в коринфской эдикуле находится деревянное распятие XV века. Часовня была восстановлена ​​Лоренцо Содерини в 1825 году.

9. Часовня Феодоли
Часовня является скрытой жемчужиной римского маньеризма и крупным художником и лепщиком Джулио Маццони. Его также называли Капелла Санта-Катерина «дель Каличе» или «дель Кадис» в честь классической мраморной статуи Святой Екатерины на алтаре, лепных чаш на перемычках и титула его покровителя Джироламо Теодоли, епископа Кадиса. Первоначально украшение было заказано первым владельцем Траяно Аликорни в 1555 году, работа была возобновлена ​​под новым покровителем Джироламо Теодоли в 1569 году и завершена около 1575 года.

10. Часовня Чераси
В часовне Черази хранятся два знаменитых полотна Караваджо – «Распятие святого Петра» и «Обращение на пути в Дамаск» (1600–01). Это, вероятно, самые важные произведения искусства в базилике. Между двумя работами Караваджо находится запрестольный образ «Успение Богородицы» Аннибале Карраччи.

11–12. Часовни Феоли и Цикады
Две одинаковые приделы, открывающиеся в правый трансепт, по художественной ценности относительно невелики по сравнению с другими боковыми приделами церкви. Оба были построены во время вмешательства Бернини в 17 веке, но их нынешнее убранство появилось намного позже. Самым значительным произведением искусства является фрагментированный надгробный памятник Одоардо Цикаде, епископу Сагонскому работы Гульельмо делла Порта, датируемый примерно 1545 годом. Гробница, которая изначально была больше и богато украшена, находится в Цикаде (или Святой Рите). Часовня.

Памятники
Церковь была излюбленным местом захоронения римской аристократии, духовенства и литераторов, особенно после вмешательства Бернини. Помимо гробниц в боковых часовнях наиболее примечательными памятниками являются:

1. Мария Элеонора Бонкомпаньи Людовизи
Первый памятник при входе в базилику — настенная гробница Марии Элеоноры I Бонкомпаньи, суверенной принцессы Пьомбино, прямо у двери на контрфасаде. Принцесса умерла в 1745 году после посещения больницы. Ее могила была спроектирована Доменико Грегорини в 1749 году.

Надгробный памятник представляет собой типичное произведение искусства позднего барокко с отчетливо мрачными деталями. На основании изображен крылатый дракон, символ семьи Бонкомпаньи. Пластина эпитафии сделана из полированных цветных камней в pietre dure. Надпись увенчана олицетворением Времени (крылатый череп), гербом княжества Пьомбино и двумя аллегорическими фигурами (Милосердие и Кротость). Мемориальная доска заключена в раму из белого мрамора с раковиной в нижней части и фронтоном в верхней части с раковиной, двумя пылающими факелами и еще одним крылатым черепом.

2. Джованни Баттиста Гислени
Могила Джованни Баттисты Гислени, итальянского архитектора эпохи барокко и сценографа, работавшего на польский королевский двор в 1630–1668 годах, является, вероятно, самым жутким надгробным памятником в базилике. Он установлен между деревянной будкой и каменной полуколонной с правой стороны контрфасада. Мемориал был спроектирован и установлен самим архитектором в 1670 году за два года до его смерти.

Верхняя часть памятника представляет собой каменную доску с длинной надписью и портретом усопшего в тондо, написанным фламандским портретистом Якобом Фердинандом Воэтом. На стене расписной балдахин, поддерживаемый ангелами. Более интересна нижняя часть: в окно за железной решеткой выглядывает скелет. Зловещая, закутанная фигура стоит лицом к зрителю, сцепив костлявые руки на груди. Каменная рама окна украшена гербом и двумя бронзовыми медальонами. На левом изображено дерево с обрезанными ветвями, но дающее новые побеги и содержащее гусеницу, плетущую свой кокон, а на правом изображено превращение гусеницы в мотылька. Это символы смерти и воскресения. Надписи передают одно и то же сообщение: In nidulo meo moriar («в моем гнезде я умираю», то есть в городе Риме) и Ut phoenix multiplicabo dies («как феникс, я умножаю свои дни»). На верхней и нижней части памятника две загадочные надписи: Neque hic vivus и Neque illic mortuus («Ни здесь жив, ни там мертв»).

В этой гробнице скелет является не олицетворением Смерти, как в других гробницах в стиле барокко, а изображением умершего (переходное изображение) на пути к воскресению, и благодаря этому «смерть стала символом жизни».

3. Мария Фламиния Одескальки Киджи
Погребальный памятник принцессы Марии Фламинии Одескальки Киджи иногда называют «последней гробницей в стиле барокко в Риме». Это, вероятно, самый визуально ошеломляющий, пышный и театральный надгробный памятник в базилике. Он был построен в 1772 году для молодой принцессы, первой жены дона Сиджизмондо Киджи Альбани делла Ровере, 4-го принца Фарнезе, умершего при родах в возрасте 20 лет. Он был спроектирован Паоло Пози, известным архитектором эпохи барокко. за его эфемерную архитектуру, построенную для торжеств и выполненную Агостино Пенна. Гробница расположена у колонны между часовнями Киджи и Монтемирабиле.

Памятник показывает влияние гробницы Бернини для Марии Раджи в Санта-Мария-сопра-Минерва. Пози использовал геральдические символы Киги и Одескальки, чтобы отпраздновать переплетение двух княжеских семей. В нижней части памятника белый мраморный лев Одескальки взбирается на гору Киджи; справа дымящаяся курильница снова намекает на Одескальхис. Корявый бронзовый дуб (чиги) растет из горы с огромным красным мраморным одеянием на ветвях. Одеяние оторочено золотом и украшено эпитафией из золотых букв, а также звездами Киги и курильницами Одескальхов в нижней части. В верхней части гробницы беломраморный орел и два ангела несут черно-белый мраморный портрет умершего, вставленный в богато украшенный золотой медальон.

В 19 веке памятник был отвергнут как безвкусица. Стендаль назвал это «вспышкой отвратительного вкуса 18 века» в своих « Променадах в Риме» 1827 года .

4. Джованни Джероламо Альбани
Одним из наиболее важных погребальных памятников маньеризма в базилике является могила кардинала Джан Джироламо Альбани, влиятельного политика, юриста, ученого и дипломата при папском дворе в последние десятилетия 16 века. Он умер в 1591 году. Памятник позднего Возрождения является одним из главных произведений римского скульптора Джованни Антонио Паракка. Бюст кардинала представляет собой реалистический портрет старого государственного деятеля. Он молится, повернув голову к главному алтарю. Перед этим памятником кенотаф кардинала Джованни Баттиста Паллавичино (1596 г.) также приписывается Паракке.

5. Людовико Подокатаро
Настенная гробница кипрского кардинала Людовико Подокатаро, секретаря и врача Папы Александра VI, представляет собой монументальное произведение скульптуры римского Возрождения. Выдающийся гуманист и папский дипломат был похоронен 7 октября 1504 г. с большой пышностью; расположение гробницы в правом трансепте изначально было близко к погребальной часовне семьи Борджиа, покровителей Подокатаро, но часовня больше не сохранилась.

Первоначально памятник имел двойную функцию алтаря и гробницы. Вероятно, он был заказан кардиналом между 1497 годом, когда он сделал пожертвование церкви августинцев, и 1504 годом, когда он умер. Мастер(ы) памятника неизвестны, но по стилистическим соображениям предполагается, что это работа разных групп скульпторов. Архитектурная композиция традиционна и несколько консервативна для начала XVI века, она следует образцам, заданным Андреа Бреньо.

6. Бернардино Лонати
Настенная гробница кардинала Бернардино Лонати похожа на современную гробницу Людовико Подокатаро, и обе они принадлежат к группе памятников эпохи папы Александра VI, которые сделали базилику святыней династии Борджиа в начале 16 века. . Памятник был профинансирован кардиналом Асканио Сфорца после смерти его протеже 7 августа 1497 года, вскоре после того, как Лонати возглавил неудачную экспедицию против семьи Орсини по приказу Папы. Архитектурная композиция памятника следует образцам, заданным Андреа Бреньо.

 

Кардиналы-священники

Птолемей Галлион (20 апреля 1587 г. - 2 декабря 1587 г.)
Шипионе Гонзага (15 января 1588 г. - 11 января 1593 г.)
Оттавио Аквавива д'Арагона (старший) (15 марта 1593 г. - 22 апреля 1602 г.)
Франческо Мантика (17 июня 1602 г. - 28 января 1614 г.)
Филиппо Филонарди (9 июля 1614 - 29 сентября 1622)
Гвидо Бентивольо (26 октября 1622 г. - 7 мая 1635 г.)
Лелио Бишиа (9 февраля 1637 - 19 ноября 1638)
Лелио Фальконьери (31 августа 1643 г. - 14 декабря 1648 г.)
Марио Теодоли (28 января 1649 - 27 июня 1650)
Фабио Киджи (12 марта 1652 г. - 7 апреля 1655 г.), позже Папа Александр VII.
Джан Джакомо Теодоро Тривульцио (14 мая 1655 - 3 августа 1656)
Флавио Киджи (23 апреля 1657 г. - 18 марта 1686 г.)
Савио Меллини (12 августа 1686 г. - 12 декабря 1689 г.)
Франческо дель Джудиче (10 апреля 1690 г. - 30 марта 1700 г.)
Андреа Сантакроче (30 марта 1700 г. - 10 мая 1712 г.)
Агостино Кузани (30 января 1713 г. - 27 декабря 1730 г.)
Камилло Кибо (8 января 1731 - 20 декабря 1741)
Франческо Риччи (23 сентября 1743 г. - 8 января 1755 г.)
Франц Конрад фон Родт (2 августа 1758 г. - 16 октября 1775 г.)
Джованни Карло Банди (18 декабря 1775 г. - 23 марта 1784 г.)
Джованни Мария Риминальди (11 апреля 1785 г. - 29 января 1789 г.)
Франческо Мария Пиньятелли (21 февраля 1794 г. - 2 апреля 1800 г.)
Фердинандо Мария Салуццо (20 июля 1801 г. - 28 мая 1804 г.)
Франческо Чезареи Леони (1 октября 1817 г. - 25 июля 1830 г.)
Франсиско Хавьер де Сьенфуэгос-и-Ховелланос (28 февраля 1831 г. - 21 июня 1847 г.)
Жак-Мари Антуан Селестин Дюпон (4 октября 1847 г. - 26 мая 1859 г.)
Карло Саккони (30 сентября 1861 г. - 8 октября 1870 г.)
Флавио Киджи (15 июня 1874 г. - 15 февраля 1885 г.)
Альфонсо Капеселатро из Кастельпагано (15 января 1886 г. - 14 ноября 1912 г.)
Хосе Кос-и-Мачо (2 декабря 1912 - 17 декабря 1919)
Хуан Сольдевилья-и-Ромеро (15 декабря 1919 - 4 июня 1923)
Джордж Уильям Манделейн (27 марта 1924 г. - 2 октября 1939 г.)
Джеймс Чарльз МакГиган (18 февраля 1946 г. - 8 апреля 1974 г.)
Гиацинт Тиандум (24 мая 1976 г. - 18 мая 2004 г.)
Станислав Дзивиш (24 марта 2006 г. - настоящее время)