Сады Мецената (Рим)

 

Описание Садов Мецената

Ларго Леопарди (Largo Leopardi) 2
Тел. 06-0608
Автобус: 16, 714.
Метро: Витторио Эмануэле
Открыто по звонку

Меценат был покровителем искусств, а также проницательным советником и коллегой императора Октавиана Августа. Потрясающе богатый, он создал фантастическую виллу и сады на холме Эсквилин, большинство из которых давно исчезло под современным городом. Частично реконструированные сады это все, что осталось от некогда шикарного особняка. Sic transit gloria Mundi (Так проходит слава Мирская). Остатки полукругов многоуровневых садов предполагает, что это могло служить в качестве места для показаний и публичных выступлений. Если бы это было так, то Меценат мог развлекать здесь своих протеже, лирических поэтов Горация и Вергилия, автора Энеиды, читая их последние работы. Археологи обнаружили водопроводы, что может указывать, что этот участок был местом нимфея - своего рода беседка с фонтанами. Следы фресок остаются на стенах: вы можете разглядеть садовые сцены и шествие миниатюрных фигур, в том числе пьяного бога Диониса (греческого бога вина), подпираемого сатиром.

 

История

Между 42 и 35 г. до н.э. Меценат построил сады и свою виллу на Эсквилине, освоив территорию древнего некрополя, занимавшего ее, и по этой причине он запомнился поэту Горацию тем, что вернул первоначальную здоровость местам, «некогда белым от костей». . Мелиорация, вероятно, состояла из сильного землетрясения, но память о древнем погребальном предназначении этого места, возможно, не хотела быть полностью стертой могущественным другом Августа, который разместил несколько ценных аттических погребальных стел в определенном секторе садов. .

Говорят, что Меценат первым построил в Риме термальный бассейн с горячей водой, вероятно, в этих садах.

Хорти стали императорской собственностью после смерти Мецената, и будущий император Тиберий (14-37 гг.) оставался там долгое время после своего возвращения в Рим (2 г. н.э.) из изгнания с Родоса.

Нерон включил их в Палатинскую резиденцию через Domus Transitoria и с вершины башни, расположенной внутри них, он, вероятно, наблюдал пожар в Риме в 64 году.

Сады граничили с владениями Лучио Элио Ламиа (Хорти Ламиани), хотя трудно согласовать топографические указания, предоставленные древними авторами, для определения их точных границ и их точного местоположения. Геодезисты не согласны с тем, что они простирались по обеим сторонам аггера, к северу и югу от Эсквилинских ворот. Однако тот факт, что многочисленные puticuli (братские могилы) древнего некрополя Esquiline были обнаружены на северо-западном углу Piazza Vittorio Emanuele II, которая расположена за пределами Porta Esquilina и agger и к северу от Via Tiburtina vetus, заставляет нас поверить в то, что Орти Меценат простирался к северу от ворот и дороги, по обеим сторонам оборонительной насыпи республиканской эпохи, которая сейчас не используется.

Во II веке Орти Меценати перешли в собственность Марко Корнелио Фронтоне (Цирта, 100 г. — Рим, 166 г.), мастера риторики и наставника Марка Аврелия и Луцио Веро (вероятно, это Орти Меценатианы, упомянутые самим ритором в одном из его письма). Аквариумная фистула под названием Фронтоне была найдена в Аудиториум ди Меценат, недалеко от того места, где современная Виа Мерулана пересекает путь Сервиевых стен.

Единственным сохранившимся монументальным археологическим свидетельством виллы Мецената является так называемый Auditorium di Mecenate, полуподземный летний триклиний, украшенный садовыми росписями и обогащенный небольшими скульптурами и фонтанами. Росписи датируются временем Мецената и первым десятилетием I века, когда сады были включены в имперскую государственную собственность.

Сомнительно, чтобы так называемая Каса Тонда, позднереспубликанская римская гробница, засвидетельствованная на пути древней виа Лабикана (сегодня через Принсипи Эудженио) и традиционно считавшаяся гробницей Мецената, могла попасть в пределы этих хорти. Памятник, от которого остались только фундаменты (не видны) на восточном углу площади Виктора Эмануэле II, был снесен в 1886 году на фоне многочисленных споров по поводу реконструкции площади.

Многочисленные произведения искусства, найденные в основном в районах исчезнувших вилл Казерта и Паломбара в конце девятнадцатого века (во время строительных работ в новом районе Эскилино), свидетельствуют о коллекционерском вкусе Мецената и роскоши, которой он щедро расточал обстановку. этой загородной резиденции. Многие из них были найдены превращенными в фрагменты, повторно использованные в качестве строительного материала внутри позднеантичных стен, в соответствии с устоявшимся обычаем в Риме, особенно на Эсквилине.

Среди этих работ выделяются фонтан в форме рога для питья (ритон), подписанный греческим художником Понтием, изысканный рельеф с дионисийским сюжетом, заимствованный из эллинистических моделей II в. до н.э., так называемая статуя умирающего Сенеки. , рельеф с танцующими менадами, вдохновленный греческими моделями конца V века до нашей эры, голова амазонки, копия оригинала, датированного V веком до нашей эры, статуя Марсия из мрамора павонацетто и статуя собаки из зеленого мрамора ( мощинато серпантин).

Весьма показательно присутствие группы муз, прекрасно вписанных в декоративную программу хорти, что хорошо отражает художественные наклонности Мецената.

Группа Auriga dell'Esquilino, произведение выдающегося художественного профиля эпохи ранней империи, созданное в стиле V века до н.э., вместе со статуей Марсия, представляет собой пример успешного восстановления, собранного из фрагментов, найденных в тот же район.

Другие замечательные произведения, которые указывают на постоянную связь с греческой художественной цивилизацией, представлены группой погребальных стел аттического происхождения и ценными копиями греческих произведений, таких как статуя Деметры или сражающегося Геракла, с оригинала. конца с 4 века до н.э.

 

Раскопки

«В марте текущего года (сцил. 1874 г.) вершина изогнутой стены с нечетко окрашенными остатками штукатурки была обнаружена на территории виллы уже Каэтани (...)»
(Родольфо Ланчиани, Бюллетень муниципальной археологической комиссии Рима 2, стр. 137)

Так началась история раскопок Хорти ди Меценат с открытия знаменитого Аудиториума ди Мецената, до сих пор единственного существующего археологического свидетельства роскошной резиденции Гая Чильнио Мецената.

Здание представляло собой большой зал, закрытый апсидой, в пространстве которой образовалась небольшая пещера, образованная концентрически расположенными ступенями. Предположение, вызванное фигурой Мецената, о присутствии которого в этом районе было известно из литературных источников, привело археологов девятнадцатого века к признанию здания в качестве комнаты для чтения: поэтому была предпринята попытка объяснить особую форму области апсиды как пространство, предназначенное для зрителей, присутствовавших на литературных или музыкальных представлениях, проходивших в зале.

В действительности расположение классной комнаты, наличие водопровода и канала, проходящего по центру помещения, превращают здание в триклиний, посещаемый в основном в летний сезон, хорошо защищенный от солнца и освежаемый текущей водой. на ступеньках.

Другие постройки, относящиеся к жилому сектору виллы, были обнаружены в те же годы в блоке XXIX нового района Эскилино, примыкающего к Аудиториуму, в котором с 1876 по 1880 год происходили открытия сред и работ.

Археологическая ситуация в этом районе должна была быть чрезвычайно сложной, учитывая, что журналы раскопок сообщают о наличии нескольких уровней зданий. Те, что располагались выше, в кирпичной кладке, возможно, относились к тепловой установке, датируемой, по мнению известного археолога Родольфо Ланчиани, III веком. С другой стороны, в более глубоких слоях были сетчатые структуры, относящиеся к строительной фазе эпохи Мецената.

В тыловых постройках, построенных на экстрадосах сводов самых старых комнат, в качестве строительного материала повторно использовались скульптуры, предположительно принадлежащие декоративному аппарату хорти. Было найдено несколько, в том числе красивая статуя Марсия из мрамора павонацетто, статуя музы Эрато, статуя собаки из Египта, великолепная статуя Деметры и т. д.

В дополнение к этим произведениям Ланчиани указал «несколько торсов фавнов и Венер, вазу для цветов, выполненную в виде путеала и украшенную плющом и цветами; сломанный алтарь (...), нижнюю часть группы герой и драпированная женщина; семь герм индийских Бахусов, философов, спортсменов…». Наряду со скульптурами были также многочисленные мозаики, в том числе из opus vermiculatum, установленные на плитках, которые должны были использоваться в качестве центрального символа драгоценных полов.

Еще одно замечательное ядро ​​здания, включающее как сетчатые конструкции, так и кирпичные стены, было обнаружено в 1914 году на пересечении улиц Виа Мерулана и Виа Меценате, во время реконструкции театра Политеама Бранкаччо. Новостей крайне мало, но сохранилась карта находок, которая иллюстрирует последовательную археологическую ситуацию и, вероятно, может быть связана, по крайней мере частично, с первоначальным расположением сектора хорти.

Богатое декоративное убранство хорти было обнаружено в виде многочисленных частей, повторно использованных в качестве строительного материала в стенах поздней античности, в соответствии с обычаем, засвидетельствованным прежде всего на Эсквилине. Это одна из причин, по которой даже сегодня не представляется возможным полностью реконструировать скульптурную программу хорти и первоначальное расположение входивших в нее статуй и элементов орнамента.

Очевидна и чрезвычайная художественная и культурная ценность произведений, поносящая интересы помещика. В репертуаре выделяются некоторые прекрасные творения греческого происхождения: фонтан в форме рога для питья (ритон), созданный греческим художником Понтиосом, найденный 15 мая 1875 года на юго-западном углу площади Виктора Эмануэле II, очень изысканный рельеф с дионисийским сюжетом и снова группа муз с сильным греческим вдохновением.