Палаццо Мадама (Рим)

 

Описание Палаццо Мадама

Corso del Rinascimento
Тел. 06-670 61
Шина: 70, 81, 87, 116, 186, 492, 628
Открыт с 10 утра до 6 вечера, как правило, в первую субботу месяца (кроме августа)
Билеты доступны с 8:30 утра в день посещения
Веб-сайт: www.senato.it

Палаццо Мадама (Palazzo Madama) датируется XVI веком и был построен для могучей и богатой семьи Медичи. Дворец служил резиденцией двоюродных братьев Медичи Джованни и Джулиано, оба которые стали папами: Джованни стал папой Львом Х, а Джулиано стал Климентом VII. Катерина Медичи, племянница Климента VII, также жила здесь, прежде чем она вышла замуж за Анри, сына короля Франсуа I Французского, в 1533 году. Палаццо Мадама берет свое имя от мадам Маргариты Австрийской, незаконнорожденной дочери императора Карла V, которая вышла замуж за Алессандро де Медичи, а после его смерти дворец перешел в собственность Оттавио Фарнезе. Таким образом, часть коллекции флорентийских Медичи была унаследована римской семьей Фарнезе. Великолепный фасад был построен в 17 веке Паоло Марукелли. Он украсил на крышу богато украшенным карнизом и причудливыми декоративными деталями. С 1871 года палаццо Мадама является резиденцией верхней палаты итальянского парламента.

 

История

Происхождение здания
История резиденции Сената начинается в конце пятнадцатого века, при понтификатах Сикста IV. Земля, на которой стоит Палаццо Мадама, вместе с соседней площадью Пьяцца Навона почти пять столетий принадлежала монахам-бенедиктинцам аббатства Фарфа, что дало одноименной площади первоначальное название Пьяцца Лонгобарда. Последний в 1479 году уступил его французскому монарху, который, в свою очередь, подарил своему казначею и епископу Кьюзи Синульфо Оттиери ди Кастель'Оттьери часть земли между башней Крешенци и Терме ди Алессандро. первоначальное ядро ​​​​здания, которое в январе 1503 года было возвращено по завещанию брату Синульфо, Гвидоне, графу Монторио: последний сначала арендовал его, а затем продал Джованни Медичи, который позже стал Папой Львом X.

Ядро шестнадцатого века и столица эпохи Возрождения
Дворец перешел во владение семьи Медичи, когда кардинал Джованни де Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущего папы Льва X, который ранее арендовал его, купил его в рассрочку в 1505 году, заказав важную реставрацию у Джулиано да Сангалло. .

После изгнания семьи Медичи из Флоренции Джованни, ныне Лев X, сделал ее римской резиденцией влиятельной семьи, которая распространила свое присутствие по всему району, имея «возможность уравновесить площадь дель Пополо и ее церковь. Делла Ровере с еще более важным и славным центром Медичи». С передачей того, что осталось от семейной флорентийской библиотеки, дворец также стал одним из излучающих центров гуманистической культуры.

Продав его - из-за неотложных долгов - своей невестке Альфонсине Орсини, Лев X вернул его во владение в 1519 году после смерти последней, которая завещала его ему. После смерти Льва X в 1521 году Палаццо Мадама был передан его двоюродному брату Джулио Медичи, который жил здесь в подростковом возрасте и впоследствии стал папой под именем Климент VII. Также в этот период во дворце находилось второе изгнание семьи Медичи, изгнанной из Флоренции с 1527 по 1530 год.

Своим названием дворец обязан мадам Маргарите Австрийской, родной дочери Карла V и жене герцога Алессандро деи Медичи, которая, овдовев в 1537 году, вышла замуж вторым браком за Оттавио Фарнезе и долгое время жила во дворце: именно тогда что он принял имя, которое он до сих пор сохраняет. Маргарита прослеживается до прикрепления к кессонному потолку комнаты, называемой «страусиной», щита со страусом в центре, в котором каламбур должен был быть прочитан между словами «Autriche» (Австрия) и «autruche» (страус): символ перехода дворца в испано-австрийскую сферу влияния. В семнадцатом веке обычный дворянский герб Медичи увенчал бы страуса с последующим добавлением, которое соединяет его с помощью ленты, повязанной вокруг шеи.

После отъезда мадамы на пост губернатора Соединенных провинций резиденция сдавалась в аренду различным кардиналам. В конце концов дворец вернулся к владельцу семьи Медичи Фердинандо I, который прожил там несколько лет в качестве кардинала: когда он уехал, чтобы принять Великое герцогство во Флоренции, он оставил его своему близкому соратнику, кардиналу Франческо Марии Бурбону. Монте-Санта-Мария, принадлежащий — из-за своего родства с ветвью Бурбонов-Наварры — к профранцузской фракции папской дипломатии. Из его переписки с великим князем следует, что дворец находился в плохом состоянии, но это не помешало кардиналу Дель Монте иметь «музыкальную уборную», в которой «он хотел, чтобы лютнист был помещен рядом с Музыканты» Караваджо.

Размещение семнадцатого века и конец величественного назначения
Посол Тосканы Никколини в 1635 году убедил Карло ди Фердинандо Медичи не продавать здание и вместо этого приступить к дальнейшим реконструкциям: фасад в стиле барокко, спроектированный Паоло Маруселли и завершенный в 1642 году, занял место предыдущего асимметричного фронтона. На нем видно более ста львиных форм (в том числе шкура Немейского льва, вырезанная на входном портале, что напоминает геркулесовский миф и находит соответствие лику Онфале, чьи косы окружают окно: это мифический прародитель Тирренского, к которому Медичи проследили свою генеалогию). Интерьер под руководством тосканца Романо Монанни был обогащен украшенными потолками и фризами.

 

В семнадцатом веке, бывшем резиденцией кардинала Джована Карло де Медичи, в здании располагалась Академия Фиорентина нелль Урбе, основанная в 1673 году великим герцогом Козимо III: во главе с Чиро Ферри и Эрколе Феррата, другие, «Джован Баттиста Фогджини и Массимилиано Солдани Бенци, привносящие новшества римского происхождения во флорентийский язык искусств». Несмотря на расширение и украшение, Медичи больше не жили во дворце до 1725 года, когда Виоланте Беатриче Баварская, невестка великого герцога Джана Гастоне, поселилась там до самой смерти. Таким образом, Палаццо Мадама пережил новый период великолепия как театр для танцев и вечеринок, а также как резиденция Академии деи Квирини.

В 1737 году, после смерти Джана Гастоне, Великое герцогство Тосканское, а вместе с ним и Палаццо Мадама, перешли от Медичи к Лотарингии.

Папское использование
В 1755 году дворец был куплен Папой Бенедиктом XIV (чей герб до сих пор стоит на главном входе) и, таким образом, стал общественным дворцом Папского государства. В здании был проведен важный ремонт: Луиджи Хостини открыл второй двор и обустроил площадь Мадама. В последующие годы, среди прочего, были установлены офисы уголовного суда губернатора Рима и штаб-квартира полиции: по этой причине в то время он получил название «новое правительственное здание».

Возможно, именно для этого административного использования — а не для возврата даже к упорному франкофильскому призванию (здание расположено на острове Сан-Луиджи-деи-Франчези, ядре земли, первоначально принадлежавшей аббатам Фарфы) — Палаццо Мадама разместился в Палаццо Мадама. центральный аппарат Римской республики 1798-1799 гг.

В 1849 г. Пий IX передал Министерство финансов и государственного долга (не исключая управления лотереей: розыгрыш номеров происходил на внешней лоджии, начиная с 26 января 1850 г.), а также Папскую почту. По этому случаю были проведены различные реставрационные работы, а в феврале 1853 года состоялась церемония открытия новых офисов.

Место сенаторов
История Государства Церкви подходила к концу, и менее чем через двадцать лет во дворце должен был состояться Сенат Королевства Италия: решение, принятое в феврале 1871 года, вступило в силу чуть более чем через год после нарушения Порта Пиа (Сенат Королевства впервые собрался 28 ноября 1871 г.) после обширных работ по адаптации, которые создали Аулу в пространстве внутреннего двора папского почтового отделения по проекту инженера Луиджи Габе. «Работы, заказанные сенатором Джованни Барракко, представляют значительный интерес: Сенатская библиотека» была размещена в 1890 году «внутри здания, спроектированного архитектором Гаэтано Кохом (тот самый, который спроектировал здание Банка Италии в Риме)».

Между девятнадцатым и первым двадцатым годом двадцатого века небольшая церковь Сан-Сальваторе в Термиде, относящаяся к шестому веку, стоявшая на улице слева от здания, была сначала закрыта, экспроприирована, а затем снесена до основания. землю из соображений безопасности: полиция полагала, что ее можно использовать для возможного нападения на Сенат. Некоторые из содержащихся в нем фресок были включены во дворец, который в конце 19 века также обогатился другим художественным содержанием, как в случае с фресками комнаты Чезаре Маккари.

Ремонт двадцатого века
Палаццо Мадама и прилегающие к нему здания претерпели дальнейшую реконструкцию и адаптацию в течение первых тридцати лет двадцатого века. В частности, Палаццо Мадама претерпел радикальное преобразование, которое включало, среди прочего, модернизацию полуцикла, полную реконструкцию фасадов на виа дель Сальваторе и виа делла Догана Веккья, а также строительство соединительного корпуса с соседний Палаццо Карпенья. Последний (который не следует путать с Палаццо Карпенья, в котором находится Академия Сан-Лука) по этому случаю был передан Сенату и был полностью перестроен в более продвинутом положении по сравнению с первоначальным положением, а также снесен путепровод, который соединял его с Палаццо делла Сапиенца.

 

Описание

Палаццо Мадама характеризуется неправильным планом, напоминающим пятиугольник со сторонами, однако сильно различающимися по длине.

Первый этаж
Главный вход со стороны Corso Rinascimento ведет к Cortile d’Onore, прямоугольной формы с бронзовой статуей Эмилио Греко в центре под названием «Большая сгорбленная фигура» 1971 года. колонны, составляющие портик, восходят к первоначальной структуре времен Льва X. Слева от портика стоит Скала д'Оноре. Другая лестница, доступ к которой осуществляется от входа в Сан-Луиджи-деи-Франчези, увенчана позолоченным деревянным потолком 16-го века с гербом Медичи и изображением морских божеств. Потолок над лестницей установили в 1931 году.

Первый этаж
На первом этаже расположены различные помещения:
Бювет
Вестибюль балюстрады
Кавур Комната
Комната Маккари
Номер Италия
Зал Рисорджименто
Зал страуса
Фирменный номер
Комната Маркони
Зал Постергалов
Комната Паннини
Класс

Законодательная комната
Законодательный зал представляет собой комнату, окрашенную в красный цвет (хотя раньше она была синей по разным причинам, все это связано с цветами знамени Савойского дома): он находится в приподнятом положении по сравнению с предыдущим двором папской эпохи и таким образом был построен. в качестве меры предосторожности после разлива Тибра в 1870 г.

За сиденьем Председателя Сената есть две надписи на двух прямоугольных табличках: одна упоминает о провозглашении республики после референдума 1946 года; на другом написаны слова, которыми Витторио Эмануэле II отметил провозглашение объединения Италии.

Куполообразный потолок покрыт гипсовой росписью в соответствии с гротескной техникой нео-шестнадцатого века: он называется Веларио и содержит медальоны с изображениями четырех юристов, четырех гражданских добродетелей и четырех столиц до объединения. королевства.

Кавур номер
Овальный окулус с картиной Джамбаттисты Питтони (1687-1767) «Вакх и Ариадна» помещен в центре потолка, построенного по типу античных сундуков. Зал доступен для членов правительства, которые присутствуют на заседаниях, и иногда в нем проходит Совет министров.

комната Маккари
Комната, также известная как «желтая комната» из-за цвета дамасских стен, получила свое название от Чезаре Маккари, который украсил ее после победы в конкурсе, объявленном Министерством образования в 1880 году. в виде четырех аллегорических фигур, окружающих центральный мотив, изображающий олицетворение торжествующей Италии. Четыре медальона конкретно представляют торговлю и сельское хозяйство (промышленность), оружие, науку и искусство Аллегории изображены в виде обнаженных мальчиков и девочек.

Фриз, соединяющий стены с потолком, пересекают две фразы Макиавелли и Гвиччардини.

Вместо этого на стенах изображены пять известных эпизодов Сената Древнего Рима. Первая фреска справа, сразу входящая, изображает Аппия Клавдия, которого ведут в сенат, чтобы увещевать римлян не принимать условия мира, предложенные Синеей, послом Пирра. Выражение тяжести, величественной и тяжелой усталости старого Аппио запечатлено с любовью; фигура посла заметна благодаря справедливости и благородству отношения. Две меньшие картины на стене перед входом, разделенные большим окном, изображают бесстрастного сенатора Папирио Галло перед кельтами, вторгшимися в Рим, а другую — попытку развращения самнитов против Куриона Дентато, чтобы убедить римлян в мире.

Третья фреска изображает Сенат Рима, когда возмущенный Цицерон, с распростертыми к Катилине руками, вырывается в знаменитый тандем Кууск. Катилина, которая, сидя в своем стойле на первом этаже картины, склоняет голову и судорожно обхватывает руками правую ногу, покинутая всеми.

На последней фреске изображен Аттилио Реголо, который советует римскому сенату сопротивляться Карфагену, который послал его, под обещание возвращения, сторонника и защитника мира на его родине. Сенат слушает, толпа восхищается, семья Регула умоляет его сломить данную веру и не возвращаться в Карфаген, небо ослепительно синее, что изгибается к закату, на фоне дворцов Рима, окруженных умирающими свет солнца.

 

Бювет
Бювет Палаццо Мадама представляет собой большую комнату со сводом, украшенным фризами и светлыми лепными фигурками 1931 года.

На одной стене комнаты висит гобелен Медичи шестнадцатого века, происходящий из Уффици во Флоренции. Напротив — барная стойка с небольшой статуей, служащей фонтаном работы Винченцо Джемито. Две другие стены украшены двумя натюрмортами Лучано Вентроне: «Пауза» (2002 г.) и «Возвращение Улисса» (2002 г.).

Италия комната
Это большой зал, используемый для представительских функций, созданный в начале 1930-х годов путем сноса перегородки и оснащенный кессонным потолком в современном стиле.

В обращенной к бювету части фриза XVII в. преобладают фигуры херувимов и львов; в другом, однако, есть женские фигуры. Комната украшена шестью историческими фресками.

В августе 2003 года в комнате была установлена ​​деревянная статуя Италия работы Джулиано Ванги высотой 2,35 метра, изображающая женскую фигуру с косичками и глазами из слоновой кости; он был перенесен во дворец Джустиниани. Того же года морской пейзаж Пьеро Гуччионе Il nero e l'azzurro, расположенный на одной из коротких стен комнаты.

Зал страуса
Он отличается от других тем, что не имеет обычного фриза Медичи, замененного в позолоченном деревянном кессонном потолке изображением страуса: животное XVI века приковано ярмом с лентой, завязанной вокруг шеи, к щиту Семья Медичи, добавленная в 17 веке.

Вероятно, он был выбран в честь Маргариты Австрийской за игру слов на французском языке «Autriche» (Австрия) и «autruche» (страус). Также возможно, что это животное было выбрано в качестве геральдического символа скорости и превосходства или твердости и силы. Однако несомненно, что страус был выбран персонажем, не занимавшим религиозных должностей, учитывая корону, венчающую голову животного и напоминающую о потомках императора.

На стенах размещены два вида Рима работы Мауро Реджио: один на театр Марцелла, другой на церкви-близнецы Пьяцца дель Пополо. Есть также картина художника двадцатого века Коррадо Кальи, изображающая извержение Этны, и гобелен семнадцатого века, изображающий женщину с ребенком.

Спор о собственности шестнадцатого века
Королева Франции Катерина Медичи прожила там всего несколько лет ребенком: поскольку Лев X оставил свое наследство только двум живым мужчинам из рода Лоренцо Великолепного, Екатерина обратила на это внимание, когда в 1533 г. подписал «формальный отказ от отцовских активов в пользу своего сводного брата Алессандро».

Вместо этого после смерти Александра Екатерина отказалась от имущества своего сводного брата и только в 1560 году подписала первое «соглашение» с Маргаритой Австрийской: королева Франции была признана владельцем и предоставила узуфрукт жене Оттавио. Фарнезе, «но история закончилась только через год после смерти последнего, когда наследник Алессандро Фарнезе в 1587 году отказался от любых претензий на римскую резиденцию Медичи».

Однако через год «в главах о браке между великим герцогом Медичи Фердинандо I и Кристиной Лотарингской, племянником Екатерины, первая добилась продажи семейного имущества, которое все еще принадлежало последней, с особым упором на Палаццо Мадама». (1588 г.).

Среди французских путешественников спор о праве собственности с Катериной Медичи на тот же дворец породил легенду о том, что имя Мадам должно было относиться к ней.

 

В массовой культуре

Две пары мадам
В народном воображении история двух женщин (проживших более двух столетий), от которой берет свое название Палаццо Мадама, переплетена и запутана, но эта путаница рискует усилиться, если рассматривать вопрос в диахронической перспективе, когда даже появляется третий и четвертый.

Действительно, Сенат Итальянского королевства до римского дворца размещался в Турине во дворце, который также носит имя Мадамы; иногда это приводило к мысли о существовании единой «Мадамы» для двух городов. На самом деле это разные фигуры, олицетворяющие совершенно разные эпохи и реалии.

В Риме первой Мадамой была Маргарита Австрийская, что напоминает о Ренессансе шестнадцатого века и связях с папством и империей. Второй госпожой Рима была Виоланте Беатриче Баварская, последняя владелица семьи Медичи и типичный персонаж восемнадцатого века покровительницы писателей и художников.

С другой стороны, первой госпожой Турина была Мария Кристина Бурбон-Франция, олицетворяющая период, когда в середине семнадцатого века герцогство Савойское находилось в центре внимания французской внешней политики. Даже в семнадцатом веке регентство над герцогством осуществляла вторая госпожа Реале из Турина, Мария Джованна Баттиста из Савойи-Немур: однако она разделяла со второй римской мадамой заметную склонность к покровительству, которая привела к в 1716-1718 годах до реконструкции фасада туринского здания Филиппо Юварра.

"Мадам идет"
Диалектный термин «ла мадама», который до сих пор используется для обозначения полиции, происходит от папского административного использования здания (в качестве резиденции полиции и таможенной администрации).

Хотя этот термин используется особенно в Риме, он присутствует по всей Италии. Во всех отношениях он принадлежит к жаргону, используемому для полицейской метонимии жанровой литературы: это демонстрируется использованием в итальянском переводе названий иностранных книг, а также в классиках, таких как уставшая от войны Тереза ​​​​Батиста.