Пьяцца Навона
Автобус: 46, 62, 64, 70, 81, 87, 116, 492, 628
Фонтан Четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) был построен для Папы Иннокентия X Памфиля.
Этот великолепный фонтан в центре Пьяцца Навона был открыт в 1651
году. Герб Папы, голубь и оливковая ветвь украшают пирамидальное
скальное образование, поддерживающее римский обелиск, который
когда-то стоял в цирке Максентиуса на Аппиевой дороге. Бернини
разработал фонтан, который был оплачен с помощью налогов на хлеб и
другие основные продукты. Великие реки - Ганг в Азии, Дунай в
Европе, Нил в Африке и Ла-Плата в Америках - представлены четырьмя
гигантами. Завуалированная голова Нила символизирует неизвестный
источник реки, но есть также легенда о том, что вуаль передает
неприязнь Бернини к соседнему Сант-Агнезу в Агоне, разработанному
его соперником Борромини. Точно так же атлетическая фигура Ла-Плата,
вздымающаяся с поднятой рукой, должна выразить страх Бернини, что
церковь рухнет. К сожалению, эти широко распространенные истории не
могут иметь никакой основы: Бернини завершил фонтан, прежде чем
Борромини начал работать над церковью.
Фонтан был заказан Папой Иннокентием X для украшения площади Пьяцца
Навона, на которой велись работы по строительству Палаццо Памфили. В
1647 году понтифик поручил Франческо Борромини спроектировать
трубопровод, который должен был доставить воду из Аква Вирго на площадь
Пьяцца Навона, и объявил конкурс на проект фонтана на площади. Кроме
того, папа выразил желание восстановить обелиск, позже названный
Агонале, лежавший в руинах в цирке Максенция на Античной Аппиевой
дороге.
Конкурс выиграл Джан Лоренцо Бернини, который для
получения задания создал серебряную модель высотой около полутора метров
и передал ее Олимпии Майдалькини, невестке понтифика и влиятельной
фигуре в папский Рим. Еще один проект представил Борромини, он включал в
себя обелиск, у основания которого четыре большие раковины с масками
сбрасывали воду в кадку.
Реализация работы началась в 1648 году и
завершилась в 1651 году под руководством Бернини, который использовал
различных скульпторов, включая Джована Марию Франки, Джакомо Антонио
Фанчелли, Клода Пуссена, Антонио Раджи и Франческо Баратту.
Затраты на строительство фонтана были столь высоки, что для их
финансирования папа прибегнул к налогу на хлеб с одновременным снижением
стандартного веса буханки. Этот факт вызвал ненависть жителей Рима не
столько к понтифику, сколько к невестке, косвенно ответственной за
злоупотребления и уже нелюбимой римлянами.
Фонтан стоит в центре площади, на том месте, где раньше стояло
«корыто» — простой квадратный резервуар для поения лошадей. Он состоит
из основания, образованного большой эллиптической чашей на уровне
дорожного покрытия, увенчанной большой мраморной группой, на вершине
которой стоит Агональный обелиск, имитация эпохи Домициана, найденный в
1647 году в цирке Максенция. на Виа Аппиа. Расположение обелиска на
центральной скульптурной группе подтвердило справедливость нововведения,
испытанного самим Бернини в 1643 г. при строительстве фонтана Тритона и
противоречащего всем архитектурным канонам того времени: монолит не
упирался фактически на компактную центральную группу, а на полую
конструкцию, оставившую в центре пустоту и на которую опирались только
углы основания обелиска.
Беломраморные статуи, характеризующие
фонтан, имеют больший размер, чем настоящие. Обнаженные фигуры
представляют собой аллегории четырех главных рек Земли, по одной на
каждый из известных тогда континентов, которые в произведении
представлены в виде гигантов, сидящих, опираясь на центральную
травертиновую скалу (работа Джован Марии Франки, 1648 г.): Нил
(скульптор Джакомо Антонио Фанчелли в 1650 г.), Ганг (работа Клода
Пуссена 1651 г.), Дунай (Антонио Раджи в 1650 г.) и Рио-де-ла-Плата
(Франческо Баратта, 1651 г.).
Рисунок четырех обнаженных
великанов, выступающих аллегориями рек, восходит к глубокой древности.
Гиганты Бернини двигаются в жестах, полных жизни и с неудержимым
экспрессивным изобилием. Однако над древним преобладает изобретение
капризного. Так, Дунай указывает на один из двух гербов Памфилов,
представленных на памятнике, как олицетворяющий религиозную власть
понтифика над всем миром; конец 19-го века, Рио-делла-Плата имеет
переполненный мешок серебряных монет, символизирующий серебристый цвет
воды, и, наконец, Ганг держит длинное весло, что говорит о судоходности
реки. Скульптор стремится к более тщательной проработке движений и
мимики, которые художник максимально варьирует.
На фонтане
изображены семь животных, к которым добавлены бронзовый голубь на
вершине обелиска и дельфины на гербе Памфилов (работа Никола Сале, 1649
г.), разбросанные по всему фонтану и находящиеся в тесной связи вместе с
растения, с олицетворением рек: с западной стороны лошадь выходит из
полости скал с поднятыми передними ногами в акте устремления в дикий
галоп по придунайским равнинам, покрытым цветами, венчающими истоки
реки; группа опунций и крокодил (или броненосец), который, кажется,
вышел из средневекового бестиария и выходит из северного угла, недалеко
от Рио-делла-Плата; лев на восточной стороне, который, как и лошадь,
выходит из полости скал, чтобы напиться у подножия африканской пальмы
(созданной Джобаттой Паломбо в 1650 г.), которая поднимается до
основания обелиска; дракон, обвивающий весло, которое держит Ганга; а
затем сухопутная змея ползет к самой высокой части, у основания
обелиска, и, наконец, морская змея и дельфин (или крупная рыба) плавают
в резервуаре с открытым ртом, оба выполняя функцию воронки для воды.
вода (оригинальный трюк).
Деревья и растения, выходящие из воды и
найденные среди скал, также представлены в более высоком масштабе.
Животные и растительные существа, созданные доброй и полезной природой,
принадлежат к большим и могущественным расам и родам. Зритель,
оборачиваясь вокруг внушительного фонтана, может обнаружить новые формы
или детали, которые с другого ракурса были скрыты или почти полностью
скрыты скальной массой. Бернини хочет вызвать удивление у тех, кто
любуется фонтаном, составляя маленькую вселенную в движении, имитирующую
пространство природной реальности.
Это пейзаж, в котором
преобладает изобразительный элемент, со скалой, с оврагом, из которого
выходит дикое животное или на котором растет вьющееся растение. Бернини
удаётся получить и живые атмосферные ощущения: на самом деле порывистый
ветер ударяет в пальму и качает её листву, которая ударяется о скалу,
также взъерошивая гриву лошади и создавая впечатление шипения среди
оврагов скалы.
В конце работы Бернини хотел придать цвет камням,
пальме, пионам, агаве и распределил в разных точках золотую краску.
Таким образом, к иллюзионизму целого добавлялась еще более подчеркнутая
колористическая составляющая.
Современные писатели и поэты (кроме обиженного Борромини) выражали
свое удивление столь необыкновенному фонтану, подчеркивая то впечатление
капризности и местами даже экзотичности, которое скульптура передает в
том, кто ее наблюдает. Бернини больше, чем в других фонтанах, склонен
ценить воду как неотъемлемый элемент скульптуры; вода, которая не
хлещет, а хлещет из разных точек скал и вливается в большой бассейн
основания.
Традиция, в которой Бернини является соперником
современного Борромини, создала легенду, согласно которой персонаж,
олицетворяющий Рио-делла-Плата в фонтане, поднимал руку к обращенной к
церкви Сант-Аньезе в знак защиты от надвигающейся угрозы. падение
здания. Однако это остается лишь легендой, так как строительство церкви
Сант-Аньезе-ин-Агоне началось лишь позже, в 1652 году.
Изучение
макета фонтана, сделанного Бернини как и для других его работ,
показывает, что художник изначально представлял себе произведение, мало
чем отличающееся от того, которое получилось впоследствии. Размеры и
пропорции различных фигур были меньше, а также некоторые элементы,
символизирующие четыре реки, отличаются от финальной реализации. Остатки
краски на деревянной модели предполагают, что предполагалось сделать
различные фигуры из бронзы. Окончательный выбор в пользу травертина
также повлек за собой изменение размеров опорных конструкций, которые в
противном случае не выдержали бы вес обелиска.
Фонтан принадлежит Roma Capitale, и его сохранение находится под
контролем Капитолийского управления культурного наследия. Орошение и
возможное опорожнение, а также обычное обслуживание резервуаров и
художественное освещение фонтана выполняются компаниями Acea Ato 2 и
Acea.
Первая реставрация была проведена Центральным институтом
реставрации при финансовой поддержке Министерства культурного наследия и
деятельности в размере около 622 000 евро. Вмешательство в основном
заключалось в очистке фонтана от экскрементов и зараженной
растительности, в укреплении поврежденных участков и форсунок для выхода
воды, а также в установке электростатической системы для удаления птиц.
Вторая реставрация была проведена в 2021 году муниципальным
управлением, чтобы следить за его сохранностью и устранять некоторые
незначительные повреждения, такие как отрыв челюсти льва из-за
чрезмерного износа металлического соединения или повреждения гирлянды,
окружающей голову. Ганга.