Колонна Траяна (Рим)

Колонна Траяна (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Колонны Траяна

Колонна Траяна - эта элегантная мраморная колонна открытая Траяном в 113 году н.э. Она посвящена его двум кампаниям в провинции Дакия (Румыния) в 101-103 годах и 107-108 годах. Колонна вместе с основанием и пьедесталом достигает высоты 40 метров - точно такой же рост, что и холм Квиринал, который был срыт, чтобы освободить место для Форума Траяна. Изображения на колонне - это подробные сюжеты из кампаний, начиная с римлян, готовившихся к войне, и заканчивая даками, которые выгоняется с их родины. При чем в древности все рельефы были раскрашены. По сути Колонна Траяна выглядела как огромный комикс. За века эти краски смылись и почти не видны невооруженным глазом. Мастера в Средние века уже не могли разглядеть краски и поэтому копии этих рельефов были сделанны из мрамора без покраски. По мнению римлян наши блеклые статуи выглядели слишком скучно. В колонне Траяна пробиты маленькие окна, чтобы осветить внутреннюю винтовую лестницу (закрытую для публики). Чтобы увидеть рельефы в деталях, в Museo della Civilta Romana есть полный набор слипков всех картин.

Когда Траян умер в 117 году н.э., его прах, наряду с его женой Плотиной, был помещен в золотую урну в полу у основания колонны. Выживание колонны было во многом благодаря вмешательству папы Григория Великого (590-604). Он был настолько тронут рельефом, где Траян помог женщине, чей сын был убит, что он попросил Бога освободить душу императора из ада. Бог явился папе во сне, чтобы сказать, что Траян был спасен, но попросил его не молиться о душах других язычников. Согласно легенде, когда пепел Траяна был эксгумирован, его череп и язык были не только неповрежденными, но и его язык рассказывал о его освобождении из ада. Затем земля вокруг колонны была объявлена ​​священной, и сама колонна была спасена. Статуя Траяна оставалась на вершине колонны до 1587 года, когда она была заменена другой статуей святого Петра.

 

Первоначально колонна была окружена двумя библиотеками, в которых, возможно, содержались письменные свитки Траяна с его римско-дакийских войн. Филиппо Коарелли предполагает, что такие свитки являются основой как дизайна колонны, так и ее спирального, скульптурного повествования. Колонка показывает 2662 рисунка и 155 сцен; Сам Траян появляется на колонне 58 раз.

 

История

Колонна Коклида была открыта в 113 г. с длинным спиралевидным фризом, который извивается снизу вверх по всему стержню колонны и описывает войны Дакии (101–106 гг.), Возможно, на основе утерянных комментариев Траяна. а может быть, и на непосредственном опыте художника. Надпись Fasti ostienses также донесла до нас дату инаугурации, 12 мая.

Колонна полая внутри, где находится винтовая лестница, по которой можно было подняться наверх. Он имел практическую функцию, о чем свидетельствует надпись, восстановления панорамного вида и запоминания высоты седловины холма до раскопок для строительства Форума и приема праха императора после его смерти. Кроме того, спиралевидный фриз напоминал о подвигах Траяна, прославляя его как военачальника.

Колонна всегда оставалась стоять даже после разрушения других зданий в комплексе Траяна, и ей всегда придавалось большое значение: документ средневекового Сената 1162 года устанавливал ее общественную собственность и запрещал ее повреждение.

Небольшая церковь (San Niccolò de Columna), которая должна была возвышаться у подножия памятника, помнят, начиная с 1032 года, вместе с часовней, помещенной на вершине Колонны, но, возможно, относятся к 8-9 векам. Церковь, вероятно, была уничтожена по случаю прибытия Карла V в Рим в 1546 году. Также в шестнадцатом веке вокруг Колонны было расчищено пространство с ликвидацией некоторых частных построек, а основание было частично освобождено от подземелья. При папе Сиксте V в 1587 году Доменико Фонтана поставил бронзовую статую Святого Петра на вершину шахты и возвел ограждающую стену. Так, в уведомлении от 24 июня 1587 г., содержащемся в Urbinate Latino 1055 Ватиканской библиотеки, мы читаем:

«Поскольку бронзовую статую святого Петра надлежало поставить над колонной Траяна, в субботу утром в церкви Санта-Мария-ди-Лорето рядом с упомянутой колонной Пат [риар]ка Иерусалима отслужил торжественную мессу с вмешательство 9 кардиналов, и тогда освященная статуя была поставлена ​​на свое место».

В 1787 году Гёте, во время своего длительного пребывания в Риме, говорит, что поднялся на колонну Траяна и оттуда увидел панораму столицы:

«Под вечер я подошел к колонне Траяна, с которой открывается ни с чем не сравнимая панорама. При взгляде оттуда на закате Колизей внизу предстает во всем своем величии; очень близко находится Капитолий, дальше Палатин и остальная часть города. Затем, ближе к вечеру, я пошел домой, медленно прогуливаясь по улицам. Необыкновенное место — площадь Монте-Кавалло с обелиском».
(Гёте, Путешествие в Италию)

Во время французской оккупации колонне Траяна угрожала опасность подвергнуться наполеоновскому разграблению. Стоит только вспомнить намерения наполеоновского военачальника в Риме генерала Франсуа Рене Жана де Поммереля, который искал способ убрать колонну Траяна и переправить ее во Францию. Помощник Поммераля Даунон писал об этом 15 апреля 1798 года: «Мы пошлем обелиск», имея в виду колонну Траяна. Это иррациональное предложение было заблокировано только очень высокими транспортными расходами и огромными папскими административными препятствиями, которые замедлили процесс. Затем французы воздвигли Вандомскую колонну, воздвигнутую в 1810 году в Париже Наполеоном I после битвы при Аустерлице в подражание «той, что воздвигнута в Риме в честь Траяна». Территория с базой в поле зрения еще несколько раз обустраивалась и очищалась до первых раскопок в начале 19 века.

 

Дизайн

Сплошной спиральный фриз изгибается 23 раза от основания до столицы и был в свое время архитектурным новшеством. Дизайн был принят более поздними императорами, такими как Марк Аврелий. Повествовательная полоса расширяется от 1 метра (3,3 фута) в основании колонны до 1,2 метра (3,9 фута) в верхней части. Сцены разворачиваются непрерывно. Часто в одной и той же сцене используется множество разных ракурсов, чтобы можно было раскрыть больше (например, под разными углами показаны люди, работающие за стеной).

Историческое содержание изображается
Повествование
Рельеф изображает две победоносные военные кампании Траяна против даков; нижняя половина - первая (101–102), а верхняя - вторая (105–106). Эти кампании были современными во времена строительства Колонны. Повсюду фриз повторяет стандартизированные сцены имперского обращения (adlocutio), жертвоприношения (lustratio) и армии, отправляющейся в поход (profectio). Сцены битвы - это меньшинство на колонне, вместо этого они подчеркивают изображения упорядоченных солдат, выполняющих церемонию и строительство.

Война против Дакии была войной завоеваний и экспансии. Поэтому, поскольку целью кампаний в Дакии является включение и интеграция Дакии в Римскую империю как римскую провинцию, изображения насильственных действий по отношению к иностранным женщинам и детям отсутствуют. Военное насилие в целом, похоже, было преуменьшено.

Некоторые ученые предполагают, что отсутствие батальных сцен и большое количество строительных сцен - это пропаганда, созданная специально для городского населения Рима (основной аудитории), направленная на преодоление их страха и недоверия к армии, изображая ее войну как сражение с небольшим побочным ущербом.

Ключевые конкретные события изображены: первое пересечение Дуная римским легионом, путешествие Траяна вверх по Дунаю, сдача даков в конце первой войны, великая жертва на мосту через Дунай во время второй войны, нападение на столица дакийцев и смерть дакийского царя Дечебала.

Две секции разделены персонификацией Победы, написанной на щите с обеих сторон Трофеями.

Фигуры и сцены
Большое внимание уделяется отличению мужчин и женщин от обеих сторон кампании, а также от рангов в этих отдельных группах. Сцены переполнены моряками, солдатами, государственными деятелями и священниками, на которых изображено около 2500 фигур. Он также существует в качестве ценного источника информации о римском и варварском оружии и методах ведения войны (таких как форты, корабли, оружие и т. д.) И костюмах. Рельеф показывает детали, такие как баллисты или катапульты. Точные детали создают сильный эффект правдоподобия; дизайнер представляет изображения как объективную историческую правду.

Император Траян реалистично изображен в стиле Веристики, и в качестве главного героя среди его войск появляется 59 человек. Изображение римской армии как относительно мягкое, возможно, было разработано, чтобы поддержать образ Траяна как человека "справедливости, милосердия, умеренности и сдержанности".

Женщины
Женщины по большей части занимают и определяют границы сцен. Однако смертные женщины в римском государственном искусстве настолько редки, что примечательно, что они вообще включены в военный памятник. В мужском дискурсе войны женщины представляют собой визуальный троп, который развивает идею подчинения путем феминизации завоеванных иностранцев.

Тем не менее, на Колонне "одно из самых необычных, волнующих и жестоких изображений женщин в римском искусстве, сцены пыток". В этой необычной сцене пять женщин-дакианцев изображают пытки трех обнаженных мужчин, возможно, для изображения женского господства, усиливающего унижение римского врага.

 

Список фризовых сцен
Список сцен по Рейнаху:
Римские укрепления вдоль Дуная
Римские укрепления вдоль Дуная
Римские укрепления вдоль Дуная
Римская армия переходит Дунай по понтонному мосту.
Римская армия переходит Дунай по понтонному мосту.
Первый военный совет императора
Жертвоприношение (lustratio) для открытия лагеря
Речь Траяна к войскам
Строительство лагеря
Траян наблюдает за строительством лагеря, рядом с которым стоит еще один
Солдаты срубили деревья, чтобы построить еще один лагерь
Солдаты срубили деревья, чтобы построить еще один лагерь
К императору приводят вражеского шпиона; солдаты строят мост и форт
Рыцари готовы уйти перед лагерем
Кавалерия и пехота готовы к маршу
Марш армии через лес
Первый бой с даками
Первый бой с даками
Римляне подожгли поселение даков, которые, преследуемые, бегут за реку
Два посольства даков к Траяну
Траян с группой пленниц
Дакийские рыцари тонут при переходе через реку; нападение даков на римский лагерь
Нападение даков на римский лагерь (конец первой кампании)
Римляне готовят экспедицию в город на Дунае; перевозка лодок снабжения
Посадка императора
Император во главе кавалерии атакует вражеских катафрактов.
Та же сцена
Продолжение битвы: покорение стариков, женщин и детей
Строительство лагеря в присутствии императора; пытки вражеских пленных; уход за раненым римлянином
Отъезд армии и новая битва
Бегство даков
Речь императора перед солдатами; Дакийские пленники в крепости
Дань воинов императору; Римские пленники, замученные женщинами; подчинение предводителей варваров Траяну (конец второй кампании)
Армия переходит Дунай
Траян и группа солдат перед лагерем
Сцена с императором и солдатами
Люстрация лагеря
Речь Траяна перед солдатами
Армия продвигается в лес вражеских укреплений
Император переходит реку по мосту; огонь вражеских укреплений
Строительство лагеря; подчинение вождя варваров
Багажные вагоны продвигаются к лагерю
Император становится свидетелем нападения нумидийской конницы.
Бегство даков в лесу
Строительство лагеря; подчинение дакийских вождей Траяну
Битва перед римскими укреплениями
Даки рубили деревья для строительства укреплений.
Римляне строят лагерь
Даки отступили к своему укрепленному лагерю.
Нападение римлян с черепахой
Траян получает головы двух вождей даков.
Новая битва
Траян наблюдает за строительством лагеря
Подчинение Траяну царя Децебала и других вождей даков
Подчинение Траяну царя Децебала и других вождей даков
Даки разрушают свои укрепления
Выезд старух и детей с оружием; Последняя речь Траяна перед войсками
Победа, написанная на щите между двумя трофеями и указывающая на конец Первой дакийской войны (в центре фриза).
Отправление кораблей из Анконы на вторую дакийскую войну
Прибытие в порт
Триумфальный въезд императора
Триумфальный въезд императора
Торжественная жертва
Прибытие в другой город и торжественное жертвоприношение
Высадка (на побережье Далмации?)
Посадка
Подчинение города
Торжественная жертва на шести алтарях
Рубка деревьев для постройки лагеря
Даки укрываются в крепости
Нападение даков на римскую крепость и их поражение
Новая атака даков
Прибытие Траяна во главе кавалерии
Жертвоприношение императора на большом мосту через Дунай, построенном Аполлодором Дамасским.
Траян принимает покорение варварских вождей в римском городе (с амфитеатром)
Старт пятой кампании
Старт пятой кампании
Лагерная люстрационная жертва
Выступление перед войсками
Отъезд армии
Прибытие в укрепленный лагерь
Солдаты выходят, чтобы запастись
Солдаты выходят, чтобы запастись
Оживленная дискуссия между даками в крепости
Боевой
Лестничная атака на столицу даков Сармизегетуза
Военный совет императора
Продолжение атаки боевыми машинами
Продолжение атаки боевыми машинами
Римляне строят деревянные частоколы
Посольство вождя даков к Траяну
Даки подожгли Сармизегетузу, чтобы не отдать ее римлянам
Самоубийство с ядом вождей даков
Бегство даков
Покорение даков Траяну
Римляне занимают Сармизегетузу
Римляне занимают Сармизегетузу
Строительство лагеря
Подчинение дакийских вождей Траяну
Пересечение реки
Атака даков под командованием Децебала на римский лагерь
Бегство побежденных даков
Речь Траяна перед солдатами; дакийский клад везут на мулах
Бегство даков и самоубийство некоторых вождей
Покорение даков Траяну
Римская кавалерия преследует Децебала и его последних последователей.
Римская кавалерия преследует Децебала и его последних последователей.
Самоубийство Децебала, достигнутое римлянами
Сыновья Децебала взяты в плен; голова Децебала доставлена ​​в римский лагерь
Другие даки взяты в плен
Взятие последней дакийской крепости и штурм города
Город подожжен
Стариков, женщин и детей депортируют вместе с оружием.
Домашний скот

Техника выполнения
Строительство памятника потребовало сложной техники и развитой организации и координации между рабочими, работавшими на объекте. На самом деле речь шла о перекрытии мраморных блоков весом около 40 тонн и подгонке их идеально друг к другу с учетом как рельефов, вероятно, уже отесанных и впоследствии отделанных на месте, так и внутренней винтовой лестницы, которая, должно быть, уже была выкопана в барабанах перед размещением.

Художнику, скорее всего, приходилось копировать нарисованную модель, ведь в рельефе много «живописных» мотивов.

 

Художественный профиль

Колонна Траяна является первым выражением римского искусства, рожденным полностью автономным образом во всех своих частях (хотя оно находится в преемственности с опытом прошлого). Рельефами колонны римское искусство развило новации эпохи Флавиев, окончательно отделившись от эллинистической борозды, вплоть до автономного производства и достигнув абсолютных вершин не только римской цивилизации, но и античного искусства в общий . В известном смысле органично слились художественная традиция эллинистического (а потому и классического) искусства и общеримская торжественность возвеличивания Империи.

Двести метров непрерывного повествования лишены, как пишет Рануччо Бьянки Бандинелли, «момент повторяющейся усталости, повторения, короче говоря, пустоты в повествовательном контексте».

Высокое качество рельефа привело к приписыванию скульптур неизвестному «Мастеру предприятий Траяна», который, возможно, также ответственен за так называемый «Большой фриз Траяна», пластины которого повторно используются на Арке Константина. Богатство повествовательных деталей и акцентов, вероятно, было обусловлено непосредственным переживанием событий.

Модели
Глядя на предыдущие периоды, трудно найти эталонную модель Колонны и ее исторического рельефа. Несомненно, автор рельефов должен был опираться на традицию римской триумфальной живописи (расписные панно, выставленные во время триумфов полководцев-победителей, которые показывали народу наиболее характерные сцены военных походов), из которых, однако, остались только литературные описания. Наиболее близким случаем являются рельефы Мавзолея Гланума во Франции, где уже присутствует профильная линия фигур, обработанных бегущей дрелью. Кроме того, фигуры брошенных павших воинов, лишенные органической анатомической связи различных частей тела, как ныне неодушевленные предметы, взяты из «барочного» пергамента и демонстрируют, как художник колонного фриза полностью усвоил эллинистическую искусство, развивая его дальше.

Уже в эпоху поздних Флавиев, после преодоления августовского неоаттикизма, формировалось довольно автономное римское искусство, происходящее от слияния обновленных влияний с эллинизмом городов Малой Азии и местной традицией (плебейское искусство, уже присутствующее в Ara Pacis или в основании Vicomagistri). Однако все еще существовала художественная личность, которая из этой смеси могла составлять формы, наделенные культурными и формальными ценностями, изобретательностью и выразительностью, преодолевая среднюю «ремесленную» рутину, хотя и очень искусную. Эти цели были достигнуты только с анонимным художником, руководившим работами Колонны Траяна.

Стиль
Новым является и выразительный стиль, с очень низким рельефом, чтобы не изменять архитектурную линию колонны, иногда даже в негатив, часто подчеркнутый контурной канавкой и богатый выразительными вариациями для эффектной передачи эффекта самых разрозненных материалы (ткани, шкуры, деревья, ракушки, листва, камни и т.д.).

В повествовании преобладает реализм, и единственным символическим элементом является олицетворение импозантного и торжественного бородатого Дуная, который, вставая со своего ложа, приглашает римлян пройти (сцена 4). В изображении пространства и пейзажа, в сценах действия, полных динамизма, в натурализме, на котором основано изображение человеческой фигуры, еще жива традиция греческой натуралистической органичности. Повествование тогда типично римское, ясное и непосредственное, согласно характеристикам плебейского искусства. Реализация, однако, не может быть названа «плебейской» из-за большого разнообразия позиций и поз, что всегда позволяет избежать «паратактических» композиций, то есть отдельных фигур, просто поставленных рядом.

Изучается поиск вариаций в повторяющихся аналогичных сценах; построение эпизодов, особенно боевых, искусно построено с ломаными линиями, которые оживляют целое; фигура императора возвышена в его разумной и сознательной личности, но он никогда не бывает сверхчеловеком.

Обильные и точные отсылки к пейзажу, реалистические детали мостов, фортов, лагерей, изображения рек или лагерей с высоты птичьего полета, вероятно, имеют за собой римскую традицию «триумфальных картин», то есть тех иллюстрированных панно, которые несли в себе шествие в триумфах полководцев-победителей, они показывали народу самые яркие сцены военных походов.

 

Репрезентативные уловки и условности, которые позволяют обозначить континуум сцен, иногда представляют собой перевернутую перспективу или вид с высоты птичьего полета, использование другого масштаба для пейзажей и построек по сравнению с масштабом фигур и т. Д. Неправильный и волнистый край и очень низкий рельеф намекают на ткань, и, кроме того, фигуры выделены глубокой просверленной канавкой на краях, в соответствии с эллинистическим приемом, уже обнаруженным в римском искусстве I века в Нарбонне Галлии.

Содержание
Но ценность рельефов Колонны не ограничивается только техническим и формальным аспектом, но и глубоко влияет на содержание, отмечая один из шедевров скульптуры всех времен.

Фигуры на римских исторических рельефах, от республиканской живописи в Эсквилинском некрополе до рельефов Ара Пацис, формально правильны и полны достоинства, но лишены той жизненной силы, которая неизбежно делает их степенными. Даже яркая пластика рельефов арки Тита не привела к преодолению внутренней холодности изображений.

Колонна Траяна, с другой стороны, пронизана напряжением повествования, которое является непрерывным и полным нарративных значений, которые делают сцены жертвоприношения «горячими», ожесточенные сражения, стремительные нападения, гордых и отчаянных даков, достоинство Децебала как воина. Враги кажутся героически уступающими военному превосходству Рима (элемент, также связанный с пропагандой победителя). Жесткие сцены, такие как массовые самоубийства или депортация целых семей, представлены с драматическим и жалким участием. Чувство человеческого уважения к поверженному врагу — наследие греческой культуры, которое прослеживается вплоть до воспоминаний Марка Аврелия о сарматах.

Фигура Траяна
Траян, как упоминалось выше, появляется на рельефах Колонны 59 раз. Его изображение всегда реалистично и выражает размеренными жестами, неподвижными взглядами и хорошо продуманными композициями его отношение к командованию, его мудрость, его военные способности; однако оно никогда не прикрывается риторическими смыслами, сверхчеловеческими способностями или лестными атрибутами; это представление, из которого объективно, без ухищрений вытекает нравственный статус.

Поэтому можно сказать, что рельефы носят не праздничный или похвальный характер, а скорее документальный.

Такое отношение к императору Оптимусу Принцепсу ("первому должностному лицу" государства) было результатом особого нравственного климата, царившего вокруг его фигуры. Среди множества небольших изображений выделяется разговор Траяна с одним из его командиров (возможно, Лучио Личинио Сура) во время второй дакийской кампании: с большой формальной простотой изображен император, разочарованно объясняющий план генералу, смотрящему ему в глаза. и простирание ладоней перед собой, согласно напряженным доверительным и уважительным отношениям между ним и подчиненным, интеллигентной и мужественной беседе, лишенной всякой риторики и вежливости.

Атрибуция
Рельефы Колонны приписываются общему Мастеру Предприятий Траяна (или Мастеру Колонны Траяна), который, безусловно, позаботился о дизайне всего рельефа, даже если при практической реализации такой обширной работы очевидно, что представьте вклад магазина. Это, безусловно, самая заметная художественная личность в области официального римского искусства. Анонимный скульптор сумел соединить восходящие к эллинистическому искусству формальные аспекты (изображение пространства и ландшафта, градуировка и наложение плоскостей, органическая связь между сценами и отдельными элементами в них) с историческим и типично повествовательным содержанием римского искусства. искусство.

Однако от этого периода сохранилось только одно имя скульптора, Марк Ульпий Орест, вероятно, вольноотпущенник, автор рельефа, подписанного сегодня в Лувре. Он не может быть художником колонны Траяна, потому что ему пришлось работать уже в эпоху Адриана. Нет даже признаков, позволяющих отождествить его с архитектором Аполлодором Дамаскинским (дизайнером Форума Траяна), если бы не мимолетное наблюдение очень тесного сотрудничества архитектора и скульптора в работах Траяна.

 

Форум Траяна

Сегодня Колонна Траяна является наиболее заметной архитектурной особенностью Форума Траяна, оставленной почти нетронутой, но теперь изолированной от своей первоначальной настройки. Колонна была расположена к самой северной точке форума, выступая в качестве координационного центра всего форумного комплекса. С трех сторон он был окружен двумя фланговыми библиотеками и базиликой Ульпия. Две библиотеки к северо-востоку и юго-западу от Колонны были предназначены для изучения свитков, написанных как на латыни, так и на греческом. Эти библиотеки были построены в тандеме с колонной. Очевидно, они включали в себя платформы просмотра верхнего уровня для двух сторон колонны. Имея возвышенный вид, фигуры сцен, вырезанные в мелком рельефе и украшенные краской и металлической фурнитурой, можно было увидеть более близко (тем не менее, древнему зрителю не удавалось последовательно следовать непрерывной спирали рельефов). Проблема с видимостью верхних областей становится еще более очевидной, когда мы сравниваем колонну Траяна с колонной Марка Аврелия. Фигуры в более поздней колонне Марка Аврелия более глубоко вырезаны и даже упрощены по высоте шахты, потому что не было окружающих зданий, которые могли бы служить смотровыми площадками. Другой стиль резьбы, кажется, был принят для улучшения видимости.

Две библиотеки, окружающие Колонну, помогли продвинуть программу пропаганды императора. Помимо того, что они служили смотровыми площадками для Колонны, они хранили ценные литературные произведения для жителей Рима. Несомненно, одним важным текстом, хранящимся здесь, был собственный рассказ Траяна о войнах Даки, который сейчас потерян. Рельефы на колонне, документирующие дакийские кампании, стали бы ярким дополнением к рассказу Траяна о войнах. Римлянам напоминали о его победах каждый раз, когда они наслаждались открытым пространством и удобствами форума. Сочетание Колонны и великолепных зданий, которые ее окружали, создавало впечатляющее зрелище.

 

Цель

Неясно, предназначалась ли колонна для выполнения юбилейной функции или в качестве пропагандистского произведения. Традиционная наука считала, что Колонна была прославленным памятником, поддерживая Траяна как великого императора Рима. Тем не менее, недавние реконструкции Форума Траяна определили, что любому широкому представлению о Колонне препятствовали бы две библиотеки на Форуме, которые жестко ее рекламировали. Кроме того, поскольку было бы трудно следовать спиральному фризу от начала до конца (ходить кругами с наклоненной головой), повествовательная сила Колонны была бы довольно ограничена.

С другой стороны, как отмечает французский археолог Поль Вейн, рельеф можно было прочитать «вертикально» снизу, а фигуру императора можно было различить по полосам изображений - точно так же, как на колонне Вандомов, фигуру Наполеона можно подобрать , сцена за сценой. Кроме того, две библиотеки, окружавшие его, предоставили платформы, с которых можно было наблюдать Колонну, если зритель стоял на верхних этажах, что делало полный обзор фриза намного более заметным.

Хотя, безусловно, есть свидетельства того, что Колонна не была поставлена ​​в идеальное место для видимости, колонну нельзя отвергать как некую форму прославленной структуры. Существует важный момент, что Колонна была чрезвычайно сложной для постройки, и поэтому маловероятно, что она была бы размещена на Форуме с намерением быть скрытой или скрытой от глаз.

Существует также важная идея Колонны как символа для Траяна. Прах Траяна был похоронен в камере у основания Колонны. На вершине колонны была статуя Траяна. На уровне земли Форума, который является центром жизни римлян, похоронены земные останки Траяна. Колонна с базы поднимается вверх, проводя нас через триумф Траяна в войнах даков, и (как первоначально было построено) заканчивается статуей Траяна над форумом. Если мы рассмотрим практику обожествления императоров, которая ожидалась в этот период, особенно славного Траяна, то здесь трудно игнорировать символику. Земные останки Траяна остаются на Форуме с римским народом, в то время как его завоевания поднимают его в небеса. Было бы трудно доказать это как совпадение, поэтому колонку следует рассматривать в некотором смысле как символ прославления.

 

Колонна, действующая как погребальный памятник, также рассматривалась. После смерти Траяна в 117 году римский Сенат проголосовал за захоронение пепла Траяна на квадратной базе Колонны, которая украшена захваченными дакийскими гербами и доспехами. Его пепел и его жена, Плотина, были установлены внутри базы в золотых урнах (которые позже исчезли из памятника). Одно из подтверждений этого заключается в том, что Траян, возможно, планировал, что Колонна станет его последним пристанищем с самого начала проекта, и что сходство в дизайне с другими погребальными сооружениями сделало его естественным выбором для римского Сената. В частности, круговорот, требуемый от зрителей фриза Колонны, напоминает ритуальную погребальную практику, привлекая внимание к центру - и, следовательно, к финалу Траяна.

Пожалуй, самое простое толкование дает надпись, написанная над входом (переводится ниже): само существование Колонны было чудом инженерной мысли из-за огромных усилий по раскопкам, необходимых для ее строительства.

 

Подписи
Надпись у основания колонны в тончайшей надпись гласит:

SENATVS·POPVLVSQVE·ROMANVS
IMP·CAESARI·DIVI·NERVAE·F·NERVAE
TRAIANO·AVG·GERM·DACICO·PONTIF
MAXIMO·TRIB·POT·XVII·IMP·VI·COS·VI·P·P
AD·DECLARANDVM·QVANTAE·ALTITVDINIS
MONS·ET·LOCVS·TANT<IS·OPER>IBVS·SIT·EGESTVS

 

В переводе надпись гласит:
Сенат и народ Рима [дают или посвящают это] императору Цезарю, сыну божественной Нервы, Нерве Траянусу Августу Германическому Dacicus, Pontifex Maximus, в его 17-й год пребывания на посту трибуны, который был провозглашен 6 раз как император, 6 раз консул, патер Патриа, чтобы продемонстрировать, на какой большой высоте холм [был] и место, которое было убрано для таких великих дел.

 

Считалось, что колонна должна была стоять там, где раньше находилось седло между Капитолийским и Квиринальскими холмами, раскопанное Траяном, но раскопки показали, что это не так. В седле находились Форум Траяна и Рынок Траяна. Следовательно, надпись относится ко всему строительному проекту Траяна в районе имперских форумов.

Это, пожалуй, самый известный пример римских квадратных столиц, сценарий, который часто используется для каменных памятников и, реже, для написания рукописей. Как и предполагалось читать снизу, нижние буквы немного меньше верхних, чтобы обеспечить правильную перспективу. Некоторые, но не все, деления слов помечены точкой, а многие слова, особенно названия, сокращены. В надписи цифры обозначены с титулом, полоса в верхней части букв. Небольшой кусок внизу надписи был утерян.

 

Винтовая лестница

Внутренняя часть Колонны Траяна полая: вход через небольшой дверной проем с одной стороны основания, спиральная лестница из 185 ступеней открывает доступ к платформе выше, предлагая посетителю в древности вид на окружающий форум Траяна; 43 оконных проема освещают подъем.

Колонна стоит 38,4 м (126,0 футов) в высоту от земли до вершины основания статуи. Расположенная в непосредственной близости от большой базилики Ульпия, она должна была быть построена достаточно высокой, чтобы функционировать в качестве наблюдательного пункта и поддерживать свою собственную. визуальное воздействие на форум. Собственно колонна, то есть шахта без постамента, статуи и ее основания, имеет высоту 29,76 метра (97,64 фута), что почти соответствует 100 римским футам; Начиная немного выше основания основания, винтовая лестница внутри имеет размеры всего на 8 см (3 дюйма) меньше.

Колонна состоит из 29 блоков лунского мрамора, общим весом более 1100 тонн. Сама спиральная лестница была вырезана из 19 блоков с полным оборотом каждые 14 шагов; это расположение требовало более сложной геометрии, чем более обычные варианты 12 или 16. Качество изготовления было таким, что лестница была практически ровной, а соединения между огромными блоками по-прежнему точно совмещались. Несмотря на многочисленные землетрясения в прошлом, колонна сегодня наклоняется под углом менее половины градуса.

Колонна Траяна, особенно его конструкция винтовой лестницы, оказала значительное влияние на последующую римскую архитектуру. В то время как спиральные лестницы были до сих пор редким видом в римских зданиях, эта экономящая пространство форма постепенно распространялась по всей империи. Помимо практических преимуществ, которые он предлагал, дизайн также стал тесно ассоциироваться с имперской властью, а позже был принят наследниками Траяна Антонином Пием и Марком Аврелием. Во времена Наполеона подобная колонна, украшенная спиралью рельефной скульптуры, была воздвигнута на Вандомской площади в Париже, чтобы ознаменовать его победу в Аустерлице.

 

Строительство

Предполагается, что барабаны колонны были подняты кранами на свое место. Древние источники, а также значительный массив археологических свидетельств показывают, что римские инженеры были способны поднимать большой вес с земли. Типичный барабан Колонны Траяна весит около 32 тонн, в то время как столица, самый тяжелый блок над основанием и постаментом, имеет даже 53,3 тонны, которые необходимо было поднять на высоту 34 метра. Чтобы сэкономить вес, протекторы, вероятно, были вырезаны ранее либо в карьере, либо на месте.

Несмотря на это, для таких нагрузок типичный римский кран с колесами, который мог в любом случае достичь максимальной высоты от 15 до 18 метров (49–59 футов), был явно неадекватным. Вместо этого вокруг строительной площадки была возведена башенная деревянная конструкция, посреди которой мраморные блоки были подняты системой шкивов, канатов и кабестанов; они были приведены в действие большой рабочей силой мужчин и возможно также разводят животных, рассеянных на земле. Согласно современным расчетам, для подъема 55-тонного базового блока требовалось восемь кабестанов, а длина каната, необходимого для самых высоких барабанов, составляла около 210 метров (690 футов) с учетом двухблочных шкивов.

Позже такая подъемная башня также была использована архитектором эпохи Возрождения Доменико Фонтана для перемещения обелисков в Риме. Из его доклада становится очевидным, что координация подъема между различными тяговыми командами требовала значительной концентрации и дисциплины, поскольку, если бы сила не применялась равномерно, чрезмерное напряжение на канатах могло привести к их разрыву. В случае колонны Траяна трудности еще более усугублялись одновременной работой над соседней базиликой Ульпия, которая ограничивала доступное пространство, так что экипажи кабестана имели надлежащий доступ только с одной стороны.

 

Копии

Гипсовые слепки рельефа были взяты в 19 и 20 веках. После столетнего кислотного загрязнения они теперь более разборчивы в некоторых деталях, чем оригинал, и способ их отображения предлагает учащимся более внимательный взгляд на рельефы, чем на исходном сайте. Примеры можно изучить по адресу:

Музей римской цивилизации в Риме, где каждый «кадр» повествования был разрезан на отдельный раздел, а затем разделы отображаются горизонтально в порядке
Национальный музей румынской истории, Бухарест, Румыния, который показывает фриз горизонтально в сегментах
Литовские суды в музее Виктории и Альберта, Лондон. Отображается в виде столбца и, включая основание, столбец разделен на две половины.
Археологическая коллекция Цюрихского университета, Цюрихского университета
Кроме того, отдельные слепки фриза выставлены в различных музеях, например, в Музее древней навигации в Майнце. Полный обзор в монохромном режиме был опубликован немецким археологом Конрадом Чихорием в период с 1896 по 1900 год (см. Commons), все еще являясь основой современной науки. Основываясь на работах Цихориуса и на фотоархиве Немецкого археологического института, в немецкой базе данных изображений была создана ориентированная на исследования программа просмотра Колонны Траяна.

 

Габаритные размеры

Высота основания: 1,7 метра (5,58 фута)
+ Высота вала: 26,92 метра (88,32 фута)
Типичная высота барабанов: 1,521 метра (4,990 футов)
Диаметр вала: 3,695 метра (12,123 фута)
+ Высота капитолия: 1,16 метра (3,81 фута)
= Высота самой колонны: 29,78 метра (97,70 фута)
Высота винтовой части лестницы: 29,68 метра (97,38 фута) (~ 100 римских футов)
Высота колонны, без учета цоколя: 28,91 метра (94,85 фута)
+ Высота постамента, включая плинтус: 6,16 метра (20,21 фута)
= Высота вершины колонны над землей: 35,07 метра (115,06 фута)