Палаццо Руски (Пиза), Италия

 

Палаццо Руски — дворец в городе Пиза, расположенный недалеко от церкви Сан-Франческо, известный фресками художника Джованни Баттиста Темпести и лимонным домом в неоклассическом стиле, возведенным в его саду в первой половине девятнадцатого века. Он принадлежал семье Руши из древнего дворянства гибеллинов.

 

Район

Комплекс Палаццо Руски расположен в районе Сан-Франческо, части исторического центра города, расположенного к северо-востоку от реки Арно и урбанизированного в средние века, период, к которому относятся важные архитектурные свидетельства, такие как церкви Св. Пьеро-ин-Винколи, С.Андреа, Санта-Катерина и комплекс Сан-Франческо, последний со своими площадями. Площадь здания представляет собой блок между площадью Сан-Франческо, виа Сан-Франческо и виколо Руски.

 

Дворец

Нынешнее здание, в котором до 1960-х годов жила семья Руски, было построено на очень древних постройках, о чем свидетельствуют могучие колонны, которые до сих пор видны в комнатах на первом этаже. В настоящее время его общая площадь превышает 1300 квадратных метров на двух этажах, а его архитектурные особенности восходят к шестнадцатому веку с дальнейшими расширениями в течение следующих трех столетий.

Над его возведением работали пизанские архитекторы Раньери Габриэлли и Якопо Донати: фасад XVII века, проект входной лестницы — работа веронского архитектора Игнацио Пеллегрини (1715–1790). В комплексе есть также частная часовня и сад с фонтанами и статуями.

Пизанский Джованни Баттиста Темпести, защитником которого был Камилло Руски, был главным архитектором внутреннего убранства здания: он отвечал за различные архитектурные фоны, оформление лестничной площадки и, прежде всего, комнаты аллегории, как расположен на первом этаже (т.е. благородном этаже) здания.

В этой последней комнате в 1757 году в сотрудничестве со своим отцом и флорентийцем Агостино Верачини Темпешти расписал фресками аллегории Четырех Элементов на овальных и многолепестковых панелях в позолоченных лепных рамах. В его компетенцию входили, в частности, Земля и Вода. Хотя фигуры, размещенные по бокам свода, в настоящее время кажутся почти неразборчивыми, в центральной панели, хотя и частично разрушенной, с большой долей вероятности можно идентифицировать аллегорию Воздуха, девушку, окруженную летающими херувимами, пойманную, с распухшими щеками, в акт выдувания.

 

Сад и лимонный дом

Вместе с садом Карделла, монастырем Санта-Катерина и другими примерами, относящимися к архитектурным комплексам более ограниченного значения, сад Палаццо Руски полностью вписывается в традиции так называемых пизанских садов: общественные или частные зеленые зоны, не только декоративные, функциональные сады с фруктовыми деревьями, вписанные в плотную городскую ткань, но отделенные от нее высокими кирпичными или каменными стенами.

История сада, даже в его конкретных элементах, является кратким примером динамики, которая привела к формированию этих городских пространств (и экосистем), а также иллюстрирует изменение эстетического вкуса, которое произошло в Европе по отношению к уличной архитектуре, с переходом от симметрии формальных садов семнадцатого века к чередованию пространств, типичных для английских садов. В этом смысле сад Лимонайя был новатором по отношению к традициям итальянских садов.

Фактически, развившийся из раннего зародыша в конце 18 века, сад не остался неизменным, а подвергся многочисленным этапам расширения и перепланировки, которые продолжаются и по сей день:

возможность, предложенная в 1627 году Ufficio dei Fiumi e Fossi, подключиться к акведуку Великого Герцога за определенную плату, способствовала созданию в этом районе частных садов. Уже на городских картах Мериана (1640 г.) и Пеццини (конец XVII в.) на месте, где сегодня стоит дворец, показан комплекс различных построек, за которым, в сторону севера, открывается непокрытое и предположительно зеленое пространство. ., отличающийся определенным порядком и четко выделяющийся на фоне соседней лесной зоны.
на рисунке 1777 г. изображен дом кавалериста. Франческо Руски, ныне завершенный, с входом в который связан формальный сад, управляемый законами симметрии;
Семья Руски продолжает расширять владения, сначала приобретая дополнительную часть зеленых насаждений, а в 1792 году — дом и сад на виа С.Элизабетта,
эти пространства затем реорганизовываются в новую зону, которой суждено стать большим садом, о чем свидетельствует рельеф, сделанный неким Пьетро Фанчелли, на котором изображена поверхность прямоугольных клумб, украшенных двумя многоугольными водоемами и окруженных обсаженные деревьями дорожки и, в конце участка, «сарай для горшков», возможно, первое ядро ​​структуры будущего лимонного дома.
28 июня 1823 года Франческо Руски купил у Джузеппе Антонио Пунтони несколько небольших зданий и их принадлежности, расположенные на северной границе здания. На этой расширенной площади между 1828 и 1835 годами был построен, сценографически обращенный на юг к дворянскому дворцу, собственно лимонный дом, который до сих пор представляет собой самый большой лимонный дом в городе, с растением 28 м х 17 м, равным поверхности 476 квадратных метров, явно необычное расширение, поскольку оно сравнимо с расширением здания, к которому оно пристроено. Лимонный дом представляет собой важное свидетельство зданий, построенных в городе в стиле неоклассицизма девятнадцатого века: односкатная крыша состояла из деревянных элементов с дверями, а вход в сад обеспечивался четырьмя огромными арочные двери высотой четыре метра с половиной;
вероятно, одновременно со строительством лимонного домика проводится модернизация сада, о чем свидетельствует цветная карта местности, составленная в 1854 году инженером муниципалитета Пизы Пьетро Беллини, на которой показано, как , хотя территория перед зданием по-прежнему сочленена по классическим схемам, большая часть сада адаптирована к более современному неформальному или английскому стилю, с изогнутыми дорожками, сходящимися к центральному круглому бассейну. Фасад лимонного дома теряет ту роль «перспективного фона», которую он имел в прошлом, теперь, когда его архитектура больше не отражается, за исключением небольшой части, на окружающем зеленом пространстве;
на протяжении девятнадцатого века строение использовалось в качестве укрытия для лимонов и других растений, боящихся холода, но, учитывая его размер, оно также используется для других видов деятельности, связанных с выращиванием, в частности, для извлечения эссенций из камелий и горьких апельсинов, из которых два растения все еще присутствуют у западной пограничной стены;
из-за неблагоприятных финансовых неурядиц владельцев с конца девятнадцатого века сад подвергается прогрессирующему ухудшению: в первой четверти двадцатого века Лимонайя использовалась лишь спорадически, и сад превратился в обширное травянистое пространство, в котором продолжали спонтанно вегетировать только вышеупомянутые горькие апельсины, лавр и робиния псевдоакация;
В 1931 году в Плане города и пристани Пизы основное внимание уделялось необходимости проведения «гигиенической и социальной реабилитации», а также улучшению и «выделению» зданий, скрытых в городской ткани, с помощью реставрационных и «освобождающих» работ с целью предотвращения его прогрессирующего развития. искажение (в частности, преобразование складских помещений или гаражей), и поэтому предложил сохранить ранее существовавшее наследие с помощью проектов «санитарии», способных сделать прилегающие улицы более удобными для горожан. Тем не менее, также благодаря военным событиям, строение вышло из употребления и полностью заброшено: аэрофотоснимок, сделанный для подготовки нового генерального плана города Пизы в начале 60-х годов прошлого века, показывает сад в полном состояние распада;
Лимонный дом использовался исключительно как складское помещение до первой половины 1980-х годов, когда комплекс с частью сада был куплен для использования в качестве ресторана;

Наконец, в 1990 году его купила американская компания Hewlett-Packard, чтобы использовать его как местонахождение собственного научного центра. Для этих последних пунктов назначения была проведена важная серия реставрационных работ в здании и его саду, которые вернули им первоначальное великолепие (здание было окрашено в желтый цвет). Пизанский архитектор Алессандро Бальдассари возглавил работы в 1993 году;
Однако через несколько лет из-за изменившихся корпоративных потребностей Hewlett-Packard также оставила имущество, которое в конечном итоге было приобретено провинцией Пиза, чтобы использовать его в качестве места для выставок, конференций и других культурных мероприятий, в частности в качестве главного офиса. ассоциация по распространению научной и технологической культуры «лимонный дом» — это живая наука, которая и получила свое название. Преобразование зимних садов в выставочные сооружения - довольно частая тенденция, вспомните, например, самый известный случай Limonaia виллы Строцци во Флоренции;

Сегодня в саду Лимонайя насчитывается более четырнадцати разновидностей растений, очень нетерпимых к низким температурам, но устойчивых к засухе. В настоящее время есть два больших бассейна: один был установлен в семнадцатом веке и украшен мраморной статуей, изображающей Флору, поддерживаемую дельфином, другой вместо этого был построен в девятнадцатом веке Пьетро дель Руски, чтобы напомнить, как фокус , проход перпендикулярен виду из подъезда. Его естественное окружение используется, как и отреставрированное здание, в качестве выставочного пространства под открытым небом.