Санта-Мария-делла-Салюте (Венеция), Италия

 

Описание Санта-Мария-делла-Салюте

Санта-Мария-делла-Салюте (Святая Мария здоровья), обычно известная просто как Салют, - это римско-католическая церковь и малая базилика, расположенная в Пунта-делла-Догана в районе Дорсодуро в Венеции, Италия.

Он стоит на узком пальце Пунта-делла-Догана, между Гранд-каналом и каналом Джудекка, в Бачино-ди-Сан-Марко, что делает церковь видимой при входе на площадь Сан-Марко с воды. Салют является частью прихода Джезуати и является самой последней из так называемых чумных церквей.

В 1630 году Венеция пережила необычайно разрушительную вспышку чумы. В качестве вотума за избавление города от эпидемии Венецианская республика пообещала построить и посвятить церковь Богородице здоровья (или Избавления, по-итальянски: Салют). Церковь была спроектирована в модном тогда стиле барокко Бальдассаре Лонгена, который учился у архитектора Винченцо Скамоцци. Строительство началось в 1631 году. Большинство предметов искусства, размещенных в церкви, имеют отсылки к Черной смерти.

Купол Салюта был важным дополнением к горизонту Венеции и вскоре стал символом города, вдохновляя таких художников, как Каналетто, Дж. М. У. Тернер, Джон Сингер Сарджент и венецианский художник Франческо Гварди.

 

История

Начиная с лета 1630 года на Венецию обрушилась волна чумы, и до 1631 года погибла почти треть населения. В городе погибло 46 000 человек, тогда как в лагунах их было намного больше, около 94 000 человек. Неоднократные показы причастия, а также молитвы и шествия в церквях, посвященных Сан-Рокко и Сан-Лоренцо Джустиниани, не смогли остановить эпидемию. Повторяя архитектурный ответ на предыдущее нападение чумы (1575–1576 гг.), Когда Палладио попросили спроектировать церковь Реденторе, Венецианский сенат 22 октября 1630 года постановил построить новую церковь. Он должен был быть посвящен не просто «чуме» или святому покровителю, а Деве Марии, которая по многим причинам считалась защитницей Республики.

Также было решено, что Сенат будет посещать церковь каждый год. 21 ноября отмечается праздник Введения Пресвятой Богородицы, известный как Festa della Madonna della Salute, официальным парадом города от Сан-Марко до Салюта в знак благодарности за избавление от чумы. Это включало пересечение Большого канала по специально построенному понтонному мосту и до сих пор является важным событием в Венеции.

Желание создать подходящий памятник в месте, обеспечивающем легкий доступ для процессий с площади Сан-Марко, побудило сенаторов выбрать нынешнее место из восьми возможных. Место было выбрано частично из-за его связи с Сан-Джорджио, Сан-Марко и Иль Реденторе, с которыми он образует дугу. Салют, символ благочестия города, стоит рядом с деревенской одноэтажной таможней или Догана-да-Мар, эмблемой его морской торговли, и недалеко от городского центра. Спор с патриархом, владельцем церкви и семинарии на этом месте, был разрешен, и к 1631 году начался снос некоторых зданий. Вероятно, дипломат Паоло Сарпи и дож Николо Контарини разделяли намерение связать церковь с орденом Менее тесно связанный с патриархатом, и в конечном итоге для управления церковью были приглашены сомаскские отцы, орден, основанный недалеко от Бергамо венецианским дворянином Джеромом Эмилиани.

Был проведен конкурс на проектирование здания. Из одиннадцати заявок (включая дизайн Алессандро Варотари, Маттео Игноли и Бертео Белли) только два были выбраны для финального раунда. Архитектор Балдассаре Лонгена был выбран для проектирования новой церкви. Окончательно он был завершен в 1681 году, за год до смерти Лонгены. Другой проект, который прошел в финальный раунд, был разработан Антонио Смеральди (il Fracao) и Замбаттистой Рубертини. Из до сих пор сохранившихся предложений первоначальные планы Белли и Смеральди были обычными линейными церквями контрреформации, напоминающими Redentore и San Giorgio Maggiore Палладио, а планы Варотари представляли собой схематичную геометрическую абстракцию. Предложение Лонгены было конкретным архитектурным планом с подробным описанием структуры и затрат. Он написал:

Я создал церковь в виде ротонды, произведение нового изобретения, построенное не в Венеции, произведение очень достойное и желанное многими. Эта церковь, имеющая тайну своего посвящения, посвященная Пресвятой Богородице, заставила меня задуматься, каким маленьким талантом Бог наделил меня построением церкви в ... форме короны.

Позже в меморандуме он написал: «Во-первых, это девственная работа, никогда прежде не виданная, любопытная, достойная и красивая, выполненная в виде круглого памятника, которого никогда не видели и никогда прежде не изобретали, ни вообще, ни отчасти в других церквях этого самого безмятежного города, так же, как мой конкурент (il Fracao) сделал для своей выгоды, будучи бедным изобретателем ».

«Салют», хотя и является во многих смыслах новым, все же показывает влияние палладианского классицизма и куполов Венеции. Венецианский сенат проголосовал 66 за, 29 против при 2 воздержавшихся, одобрив дизайн 26-летнего Лонгены. В то время как Лонгена считал структуру похожей на корону, декоративное круглое здание больше похоже на реликварий, киборий и вышитую перевернутую чашу, которая укрывает благочестие города.

 

Внешний вид

Салют - это огромное восьмиугольное здание с двумя куполами и парой живописных колокольней сзади. Построенный на платформе из 1 000 000 деревянных свай, он построен из истрийского камня и марморино (кирпич, покрытый мраморной пылью). На вершине фронтона стоит статуя Девы Марии, которая правит церковью, воздвигнутой в ее честь. Фасад украшен фигурами святого Георгия, святого Феодора, евангелистов, пророков, Юдифи с головой Олоферна.

 

Интерьер

Хотя внешнее убранство и расположение привлекают взгляд, сам внутренний дизайн весьма примечателен. Восьмиугольная церковь, окруженная классической лексикой, соответствует византийским образцам, таким как базилика Сан-Витале. В интерьере присутствуют архитектурные элементы, разграниченные цветом материала, а центральный неф с его кольцом святых на вершине балюстрады представляет собой новый дизайн. Он полон символизма Марии - большой купол представляет ее корону, пещеристая внутренняя часть ее чрева, восемь сторон - восемь точек на ее символической звезде.

Интерьер восьмиугольный, с восемью излучающими лучами часовен во внешнем ряду. Три алтаря справа от главного входа украшены сценами из жизни Девы Марии, покровительницы церкви, Луки Джордано: Представление Богоматери в храме, Успение Богоматери и Рождество Богородицы. . В третьем алтаре слева от входа находится картина Тициана «Сошествие Святого Духа». В барочном главном алтаре, спроектированном самим Лонгеной, находится культовая византийская Мадонна с младенцем XII или XIII веков, известная как Панагия Месопантитисса по-гречески («Мадонна-посредница» или «Мадонна-посредница»), пришедшая из Кандии в 1669 году. после падения города османами. Скульптурная группа у главного алтаря, изображающая Царицу Небесную, изгоняющую чуму (1670 г.), является театральным шедевром барокко, созданным фламандским скульптором Хосе де Корте. Первоначально в нем находилась картина Алессандро Варотари с изображением Богородицы, держащей церковь, которую художник представил со своим архитектурным предложением.

Тинторетто написал картину «Свадьба в Кане - 1561»., Выставленную в большой ризнице, которая включает автопортрет. Самый представленный художник, включенный в церковь, - это Тициан, который нарисовал Святого Марка на престоле со святыми Космой, Дамианом, Себастьяном и Рохом, алтарь ризницы, а также потолочные росписи Давида и Голиафа, Авраама и Исаака, Каина и Авеля. , и восемь тонди из восьми Учителей Церкви и Евангелистов, все в великой ризнице, и Пятидесятница в нефе.