Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан), Италия

 

Описание Базилики Сан-Лоренцо Маджоре

Базилика Сан-Лоренцо, чье полное название - коллегиальная базилика Сан-Лоренцо-Маджоре (известная в раннехристианскую эпоху как небная базилика, а сегодня также как Сан-Лоренцо-алле-Колонне), является католической базиликой в ​​Милане. Среди старейших церквей города здание несколько раз перестраивалось и видоизменялось во внешних формах, почти полностью сохранив первобытный план позднеимперской эпохи, построенное между 390 и 410 годами: вместе с противоположными колоннами Сан-Лоренцо, когда-то часть крыльца здания, он считается одним из главных монументальных комплексов позднеимперского римского периода в Милане, в период, когда римский город Медиолан (современный Милан) был столицей Западной Римской империи (роль, которую он занимал от 286 до 402). Базилика также считается первым центрально-симметричным зданием на христианском Западе и одной из раннехристианских базилик Милана.

Первоначальное название небной базилики, позже измененное на «Сан-Лоренцо», происходит от близости римского императорского дворца в Милане, обычно называемого палатиумом. Период между XI и XII веками оказался для здания очень неспокойным: сильно пострадал от двух пожаров в 1071 и 1075 годах, его купол рухнул в 1103 году, чтобы снова быть разрушенным вместе с частью здания в другом пожаре в 1124 году. Затем церковь перестроили в романском стиле, сохранив при этом первоначальную внутреннюю планировку.

Если на протяжении всего Средневековья базилика Сан-Лоренцо оставалась символом римского имперского наследия в Милане, то в эпоху Возрождения храм стал символом утраченных классических канонов, к которым стремились гуманисты, а также знаменитым примером принятых статичных решений. для поддержки такого монументального купола, и его изучали, в частности, Браманте, Филарете, Леонардо и Джулиано да Сангалло.

План, структура которого почти не изменилась с момента его основания, образован перекрывающимися квадратом и кругом, правильно называемыми тетраконко, или планом центрального квадрата с четырьмя апсидами, по одной с каждой стороны. Таким образом, зал организован со структурой, концентричной внешнему плану, чтобы сформировать вокруг него амбулаторию, поэтому восьмиугольную форму с треугольными пронизанными колоннами и портиками экседр на двух наложенных друг на друга горизонтальных порядках, в соответствии с апсидами: нижняя с пилястрами дорического и настоятель ионического ордена, служащий женской галереей. Из древних раннехристианских базилик до нас дошли часовня Сант-Аквилино и часовня Сант-Ипполито.

 

История

Древняя раннехристианская базилика

Со святым Амвросием началась программа строительства базилик, посвященных различным категориям святых: базилика для пророков (базилика профетарум, позже переименованная в базилику Сан-Диониги), одна для апостолов (базилика апостолорум, которая позже получила имя базилика Сан-Назаро-ин-Броло), одна для мучеников (базилика мучеников, ставшая впоследствии базиликой Сант-Амброджо), одна для девственниц (базилика девственниц, позже переименованная в базилику Сан-Симплициано). Фактически, каждый из них был посвящен разным семействам святых, учитывая, что обычая называть церкви в честь одного святого еще не существовало. Первоначальное палеохристианское название небной базилики базилики Сан-Лоренцо вместо этого происходит от ее близости к римскому императорскому дворцу Милана (называемому палатиумом), посвящение которого позже было изменено на «Сан-Лоренцо».

Хотя базилика Сан-Лоренцо является одной из старейших церквей Милана и с момента ее постройки была одним из главных памятников Милана и христианского Запада, до сих пор не известно никаких исчерпывающих писаний до эпохи Возрождения. Таким образом, отсутствие официальных документов того времени не позволяет предоставить точную и недвусмысленную информацию об основании базилики. Относительно происхождения комплекса с течением времени был выдвинут ряд предположений, некоторые даже очень воображаемые и без фактических доказательств, вплоть до серии археологических раскопок, проведенных на этом месте в двадцатом веке, которые позволили нам сделать более конкретные выводы. гипотезы.

Согласно тому, что сообщил Торре в начале 18-го века, базилика Сан-Лоренцо восходит к периоду между концом 3-го и началом 4-го века, когда император Максимиан приказал построить храм, посвященный Гераклу: храм сгорел «по справедливости», поскольку «это была комната для демонов, то есть дьявольских идолов», на его остатках должна была быть построена первобытная церковь, посвященная Сан-Лоренцо. Несколько десятилетий спустя Латуада сообщил о том, что написал Торре, добавив, что храм, должно быть, имел форму, подобную римскому пантеону, цитируя латинского писателя Авзония.

Другие описания происхождения церкви говорят о построенном Нероном восьмигранном термальном здании, комбинации, полученной из созвучия с ручьем Нироне, протекавшим некогда возле церкви, хотя никаких конкретных доказательств этой догадки никогда не было; в то время как согласно традиции, о которой сообщают Бонвезин де ла Рива и Гальвано Фиамма, комплекс родился как мавзолей Галлы Плацидии. Другие дальнейшие гипотезы указывали на происхождение базилики как арианского храма, и этот тезис был окончательно отвергнут, как только было установлено, что строительство базилики было после смерти святого Амвросия, который перед своей смертью изгнал ариан из города.

Последние археологические раскопки окончательно прояснили, как базилика возводилась, скорее всего, в начале пятого века, причем работы длились с 390 по 410 год: на самом деле для фундамента использовались каменные блоки из близлежащего амфитеатра, снесенного в 401 году. поэтому построен в поздний имперский римский период, в период, когда римский город Медиолан (современный Милан) был столицей Западной Римской империи (роль, которую он занимал с 286 по 402 год). В Каталоге миланских епископов базилика указана как место захоронения епископа Миланского Евсевия между 451 и 462 годами, поэтому место поклонения было если не достроено, то, по крайней мере, в продвинутом состоянии строительства. Эти соображения делают правдоподобной гипотезу о том, что церковь была построена как небная церковь Флавио Стиликоном, наставником молодого императора Гонория, учитывая также вышеупомянутую близость к императорскому дворцу (называемому палатиум), расположенному в районе, где церковь Сан Джорджио аль Палаццо, от которого позже произошло первоначальное палеохристианское название небной базилики, позже измененное на «Сан-Лоренцо». Другой оригинальный документ, датируемый между 490 и 512 годами, рассказывает о строительстве часовни по приказу епископа Лоренцо I: год посвящения церкви Сан-Лоренцо вместо этого неизвестен, однако известно, что посвящение мученика уже произошло во второй половине пятого века.

Первоначально комплекс был представлен квадрипортиком, входу в который, в свою очередь, предшествовали шестнадцать коринфских колонн, взятых из соседнего римского храма, теперь известных как колонны Сан-Лоренцо. О первоначальном внутреннем облике известно только то, что он был украшен лепниной, цветным мрамором и мозаикой, согласно тому, что описано в Versum de Mediolano civitate, написанном в 8 веке.

 

От средневековой реконструкции до современности

Период между XI и XII веками был очень неспокойным для здания: сильно пострадал от двух пожаров в 1071 и 1075 годах, его купол рухнул в 1103 году, чтобы снова быть разрушенным вместе с частью здания в другом пожаре в 1124 году. Затем церковь была перестроена в романском стиле, сохранив при этом первоначальную внутреннюю планировку неизменной: это стало возможным благодаря престижу базилики как главного памятника, отмечающего имперское наследие города. После реконструкции церковь должна была показать фонарь, похожий на фонарь базилики Сант-Амброджо, но гораздо более монументальный.

Несмотря на неудачный период, базилика, тем не менее, сохранила ведущую роль: фактически она была привилегированным местом захоронения епископов Милана и других святых и была главным действующим лицом важных городских событий, например, провозглашение Бернардо да Кьяравалле, приехавшего в Милан. противостоять власти антипапы Анаклета II и размещаться в приходском доме церкви. Здание также было построено на несколько более высоком месте, чем окружающий город, и поэтому было выбрано в качестве отправной точки для шествия пальм в честь сошествия Иисуса в Иерусалим с Елеонской горы.

Если на протяжении всего Средневековья базилика Сан-Лоренцо оставалась символом римского имперского наследия в Милане, то в эпоху Возрождения храм стал символом утраченных классических канонов, к которым стремились гуманисты, а также знаменитым примером принятых статичных решений. для поддержки такого монументального купола, и его изучали, в частности, Браманте, Филарете, Леонардо и Джулиано да Сангалло. В 1573 году во время литургического богослужения в храме снова рухнул купол, к счастью, обошлось без жертв. Учитывая важность здания, кардинал Карло Борромео сделал все возможное, чтобы работы по реконструкции начались немедленно: посоветовавшись со своим «любимым» архитектором Пеллегрино Тибальди, он наконец поручил работу Мартино Басси, который перестроил купол в соответствии со вкусами время с восьмиугольным фонарем ломбардской традиции.

Во время реконструкции произошло чудо, предсказанное архиепископом Карло Борромео: в 1585 году больная женщина исцелилась перед картиной Мадонны дель Латте, выставленной на площади Пьяцца делла Ветра. После этого события пожертвования увеличились, что позволило ускорить работы по реконструкции. В 1626 году, по завершении всех проектов, картина Мадонны дель Латте была перенесена в главный алтарь, где и находится до сих пор.

Между тем, на протяжении многих лет между входным портиком и квадрипортиком базилики располагались многочисленные дома, видимые на древних изображениях, а также на старинных фотографиях колонн Сан-Лоренцо и определяемые в хрониках как «трущобы», разделяющие и изолируя таким образом церковь от ее древнего входа. Поэтому, утратив функцию знакомства с античной базиликой, с XVI века поступали многочисленные предложения о сносе колонн, от сноса для создания монументальной улицы для парада Филиппа II во время визита в Милан до снос во время неоклассической городской реорганизации, которую, к счастью, так и не довели до конца.

В 30-х годах девятнадцатого века австрийское правительство приступило к перепланировке Ветры: были снесены прислоненные к базилике дома, в которых жили кожевники; канал Ветра был перекрыт, а казни отменены. После бомбежек 1944-1945 годов разрушенные дома не восстанавливали и создавали парк Базилик, из которого открывается отличный вид на комплекс. Однако в 1934 году дома, построенные во дворе, были снесены, а перед базиликой образовалась общественная площадь.

 

Ранние христиане руины

Часовня Сант-Аквилино и часовня Сант-Ипполито дошли до нас от раннехристианской базилики. Восьмиугольная часовня Сант-Аквилино соединена с базиликой атриумом, когда-то полностью покрытым мозаикой. Из них сохранились некоторые фрагменты с фигурами апостолов и патриархов колен Израилевых, замечательного качества по выразительности фигур и проработке теней, что сближает их с мозаиками Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне и Санта Мария Маджоре в Риме. Святилище имеет восьмиугольное основание и полностью покрыто полихромным мрамором. Зонтичный сводчатый купол восходит к поздней античности; в крышу были вставлены глиняные трубы и полые амфоры, чтобы облегчить вес конструкции. украшение купола было разрушено в семнадцатом веке, вероятно, из-за плохой сохранности или сложной для понимания иконографии.

Часовня Сант-Ипполито, все еще восьмиугольная в плане, но внутренне организованная в форме греческого креста, меньше часовни Сант-Аквилино. Заслуживают внимания четыре раннехристианские колонны с коринфскими капителями, расположенные на пересечении ветвей греческого креста и ранее принадлежавшие какому-то зданию в римском Милане. Раннехристианские мозаики, когда-то украшавшие часовню, утеряны. Фундамент часовни Сант-Ипполито еще относится к палеохристианской эпохе. В часовне Сант-Ипполито есть много остатков римского Милана, которые ранее использовались в других местах, а затем были перенесены в базилику, например, некоторые каменные блоки со стен и различные рамы, украшающие стены.

 

Искусство и архитектура

Античный вид

Первоначальное здание развивалось, как и нынешнее, вокруг центрального плана, ему предшествовал квадрипортик и оно было окружено двумя соединенными телами. Доступ к квадрипортику осуществлялся через колоннаду, состоящую из сегодняшних колонн Сан-Лоренцо, которая, в свою очередь, давала доступ к трем порталам, ведущим к основному корпусу.

По четырем углам здания было возведено столько же башен квадратного плана, сколько существует до сих пор. Все это было увенчано куполом, о котором мы мало знаем, так как он был утерян. Интерьер освещался большими окнами и, вероятно, был украшен мрамором в нижней части и мозаикой на сводах и арках. Из двух боковых корпусов меньший находился на востоке, напротив входа: часовня с греческим крестом, позже восьмиугольная, посвященная святому Ипполиту. Самый большой корпус находился на юге и выполнял функцию имперского мавзолея: традиция приписывает его основание Галле Плацидии, поэтому святилище получило название часовни Регинетты.

 

Внешний вид

Фасад церкви на Corso di Porta Ticinese, построенной в XIX веке Чезаре Нава по старинным проектам Мартино Басси, представлен пронаосом с пилястрами ионического ордера, перемежающимися круглыми арками с резными панелями на замковом камне, на Посвящение церкви присутствует на архитраве. Фактический фасад имеет форму пронаоса и имеет три отверстия с архитравными порталами.

В церкви есть четыре колокольни, которые также выполняли статическую функцию удержания нагрузки купола. Выполненная из обнаженной терракоты левая башня, выходящая со стороны церковного двора, срезана, а правая украшена сверху круглыми арочными трехстолпными окнами на небольших колоннах с капителями, украшенными лиственными мотивами. С тыльной стороны правая башня со стороны Пьяцца Ветра имеет щель, а левая украшена так же, как справа от церковного двора. Также сзади можно увидеть ряд часовен, которые расходятся от основного корпуса: самая большая слева - часовня Сант-Аквилино, восьмиугольная по форме, как меньшая часовня Сант-Ипполито справа.

Однако характерным элементом здания является купол, построенный во второй половине XVI века по проекту Мартино Басси: купол имеет восьмиугольную форму: фонарь акцентирован пилястрами и угловатыми пилястрами, с прямоугольными окнами, увенчанными треугольные барабанные перепонки и криволинейные, а наверху есть фонарь. Реконструированный купол шестнадцатого века обычно считается отличным результатом, особенно по сравнению с важностью и престижем, которые должна была иметь церковь: высокий барабан, который почти полностью скрывал купол, безусловно, был источником вдохновения для купола Сант-Иво-алла-Сапиенца. от Борромини. Этот аспект купола, скрытый барабаном, был подхвачен и подчеркнут самим Борромини при последующем строительстве купола базилики Сант-Андреа-делле-Фратте.

 

Внутренняя архитектура

План, структура которого почти не изменилась с момента его основания, образован перекрывающимися квадратом и кругом, правильно называемыми тетраконко, или планом центрального квадрата с четырьмя апсидами, по одной с каждой стороны. Таким образом, зал организован с концентрической структурой по внешнему плану, образуя вокруг него амбулаторный зал, поэтому восьмиугольной формы с треугольными пронизанными колоннами и портиками экседры на двух наложенных друг на друга горизонтальных порядках, в соответствии с апсидами: нижняя с пилястрами дорического и настоятель ионического ордена, служащий женской галереей.

Между 489 и 511 годами епископ Лоренцо приказал построить третье тело на севере, часовню, посвященную Сан-Систо, предназначенную для захоронения митрополитов. Возможно, в этот период, после прекращения римской власти в Италии, мавзолей к югу от базилики был преобразован в часовню, посвященную святому мученику Генезию. К шестому веку на восточной стене, против входа, были открыты два портала, которые давали доступ к двум апсидальным помещениям.

Решение построить часовню-спутник, соединенную с центральным корпусом на изогнутых экседрах, позволило впервые использовать изогнутые порталы, редкое решение, но повторно используемое в известных архитектурах, таких как двор дома Мантенья, в церкви Сант. Ivo alla Sapienza Борромини и в различных архитектурных решениях Ванвителли.

В 10 веке, вероятно, в оттоновскую эпоху, были проведены некоторые реконструкции, возможно, с участием византийских рабочих, сохранивших знания классических приемов строительства и отделки. Об этих реставрациях мало что известно, но предполагается, что купол был перестроен из глиняных труб, что сделало его легче предыдущего, возможно, уже поврежденным до такой степени, что это оправдывало реконструкцию. После катастроф 11 века реставрации 12 и 13 веков были сосредоточены на придании устойчивости комплексу, восстановлении столбов, поддерживающих купол, и проведении других вмешательств в несущие конструкции (колонны, башни). В этот период был добавлен фонарь, поддерживаемый контрфорсами, опирающимися на башни над куполом. В 15 веке в юго-восточном апсидальном зале, перестроенном уже в 11 веке, была создана часовня Читтадини.

В 1623 году по велению архиепископа Федерико Борромео началось строительство дома священника по сторонам двора по проекту архитектора Аурелио Трецци и Франческо Марии Ричино; строительство было завершено в 1626 году. В 1713 году по инициативе Франческо Кроче была построена часовня Выкупа между Сант-Аквилино и Святым Семейством (ныне преобразованная в ризницу).

 

Часовня Сант-Аквилино

Первоначально посвященная Сан-Дженезио, в 16 веке часовня была повторно посвящена Сант-Аквилино по инициативе архиепископа Карло Борромео, часовня Сан-Дженезио, чьи реликвии были помещены в святилище; по бокам были пристроены две часовни, посвященные Святому Иоанну Крестителю и Святому Семейству.

Часовня, первоначально представлявшая собой отдельное здание, является самой крупной в комплексе и имеет восьмиугольный план с чередующимися полукруглыми и квадратными нишами. Входу в часовню предшествует атриум, через который можно пройти через оригинальный мраморный портал римской эпохи, густо украшенный рельефами на растительную и анималистическую тематику: атриум с квадратным планом и перекрытый цилиндрическим сводом когда-то был покрыты фресками, от которых сохранилось несколько фрагментов, и мозаиками, остатки которых можно полюбоваться фигурами апостолов и патриархов колен Израиля, по стилю приписываемых мозаикам мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.

Большая часть убранства первобытной часовни была утеряна во время реконструкции периода барокко, впоследствии удалена при консервативной реставрации 20 века. Главный алтарь, на котором останки Сант-Аквилино были помещены в серебряную урну, изготовленную Карло Гаравалья, расположен в нише часовни, где сохранились единственные следы декора XVII века, состоящего из фресок Карло Урбино, изображающих Нахождение тела Сант-Аквилино. По бокам от главного алтаря находятся основные остатки оригинального декора, датируемого V веком: слева более разрушенная мозаика с изображением доброго пастыря; остатки фигуры из Огненной Колесницы позволяют предположить, что изначально это было изображение Пророка Илии. Справа вместо этого более полная мозаика Христа среди апостолов. На женской галерее часовни сохранились остатки живописного убранства, также относящиеся к V веку.

 

Часовня Сант-Ипполито

Часовня Сант-Ипполито, восьмиугольная снаружи, имеет план греческого креста, плечи которого перекрыты цилиндрическими сводами, а центральное пространство покрыто полусферическим куполом с треугольными перемычками: своды поддерживаются угловыми колоннами в древний африканский мрамор с коринфскими капителями. Часовня, также известная как часовня Дель Конте из-за покровительства, возложенного на дворянскую семью, содержала памятник Джованни дель Конте, созданный Винченцо да Сереньо и Марко д'Аграте, где в эдикуле находилась статуя усопшего, лежащего в одежда патриция увенчана медальоном с изображением Мадонны.

Так же, как основная часть церкви была точкой вдохновения для многих архитектур, план часовни Сант-Ипполито с греческим крестом, вписанным в восьмиугольную структуру, был использован для строительства крыльев Святилища Санта-Мария. делла Кроче в Крема, сравнение его усиливается руками святилища, которые воспроизводят часовни-спутники центрально-симметричного основного корпуса Сан-Лоренцо.

 

Часовня граждан

Первоначально посвященная Мадонне, часовня была передана под патронаж знатной семьи Читтадини, которая позаботилась о реставрации шестнадцатого века, которая также в этом случае отменила большую часть первоначального декора, который частично возродился в течение двадцатого века. реставрации. Часовня имеет треугольный план с двумя апсидами с двух сторон: в апсиде алтаря есть барельеф пятнадцатого века, разделенный на области, содержащие изображения Сан-Лоренцо, Санто-Стефано и Пьета. В оставшейся апсиде сохранились фрески XIII века, от которых сегодня сохранились фрагменты изображений Христа Всетворца и слонов.

 

Часовня Сан-Систо

Расположенный на северной стороне церкви, с восьмиугольным планом, свод полностью покрыт фреской, выполненной в середине семнадцатого века немецким художником Иоганном Кристофом Сторером, с Апофеозом Троицы в центре в окружении святых, вдохновлен Рубенсом.

 

Орган

На фасаде женской галереи справа от апсиды находится орган, построенный миланским мастером органов Пьетро Бернаскони с использованием материалов органа, построенного в 1840 году Феличе Босси; он, в свою очередь, повторно использовал части более раннего органа, восстановленного в 1820 году Антонио Брунелли II и, вероятно, первоначально из церкви Сан-Джованни-ин-Конка.

Инструмент с полностью механической трансмиссией имеет консоль, расположенную в центре корпуса органа, состоящую из двух руководств (клавишных), каждая из 61 ноты (Большой орган, первое руководство; Второй орган, второе руководство), с первым обширным хроматическим октава и педальная доска из 24 нот. Корпус с его трехарочным фасадом представляет собой экспозицию из 29 труб «Принципала 8 '», расположенных в трех группах, по одной на каждую из трех арок, с выровненными под углом устьями труб. Далее расположение органа расположено в соответствии с положением механизмов, которые управляют различными упорами в столбцах упоров по обе стороны от консоли (слева от консоли - Второй орган; справа - Большой орган. и педаль).

Колонна слева от консоли - Второй орган
Tromba dolce 8 'Voce tremula 8' Treble Viola I 4 'Bass Violin I 4' Treble Viola II 4 'Bass Violin II 4' Treble Voce flebile Treble Flute in VIII 4 '

Колонка слева от реестра - Концерт
Фагот Бас-труба ВЧ Clarion Бас-кларнет ВЧ-труба Бас-гитара Английский рожок Тройной контра-гобой Тройной контра-гобой Бас-флейта Тройной альт Басовая флейта в VIII Басовая флейта в VIII ВЧ-пикколо Тройной открытый двенадцатый тройной корнет Тройной Vox humana Виолин 8 '(на педалях) Kettledrum (на педалях) Bombarde 16 '(на педалях)

Столбец справа от реестра - Полный
Основная 16 'Bass Principal 16' Treble Principal I 8 'Bass Principal I 8' Treble Principal II 8 'Bass Principal II 8' Treble Octave 4 'Bass Octave 4' Treble Open двенадцатая 2⅔ 'Bass Open двенадцатая 2⅔' Treble Super Octave 2 ' Двенадцатая октава 1½ 'Пятнадцатая октава 1' Mixture I Mixture II Mixture III Басовые альты и октавы 16 '+ 8' (на педалях Bass viols II 16 '(на педалях) Coupler IP Coupler II-I Третья рука

 

Часовня Святого Акилино

К первоначальному зданию были пристроены другие часовни. Примечательна восьмиугольная капелла Сант-Аквилино (часовня Святого Акилино), примыкающая к главной церкви с юга. Часовня, которая, возможно, изначально была построена как императорский римский мавзолей, украшена важной палеохристианской мозаикой 4-го века. Среди мозаик есть шаблонное изображение Иисуса как «Христа-Законодателя» («Traditio Legis» - «передающий закон») или, возможно, «Христа-учителя». Иисус восседает на троне, по обе стороны от «школы» своих апостолов, с коробкой для свитков у его ног. Позднее часовня была посвящена мученику святому Акилину Миланскому (или святому Аквилину Кельнскому), а его останки хранятся в часовне. Ковчег-реликварий 17-го века для святого был изготовлен ломбардийским архитектором Карло Гаравалья (период расцвета - 1634-1635 гг.). Фреска Карло Урбино «Повторное открытие трупа святого Аквилина Кельнского» украшает стену за главным алтарем в часовне Сант-Аквилино.

Колонна Сан-Лоренцо
На площади перед базиликой находится так называемая «Colonne di San Lorenzo» (Колонны Святого Лаврентия), одна из немногих останков римского «Mediolanum», датируемая III веком нашей эры и, вероятно, принадлежащая построенным большим баням. императором Максимианом. Они были перенесены на нынешнее место, когда строительство базилики было завершено.

 

Хронология простов (приходских священников)

Приходской священник Сан-Лоренцо долгое время занимал должность ректора. Полный список провостов неизвестен; Следующие имена взяты из списка, составленного на основе исследований, проведенных священником А. Баруффальди, вырезанных из мрамора и помещенных в самой базилике. Среди них были два архиепископа и один папа.

Ансельмо да Бовизио (? –1097), назначенный архиепископом Милана.
...
Амброджо (1116–1119)
...
Беленгерио (1137–?)
...
Гифредо (1146–1152)
...
Корво (1158–1176)
...
Джакомо (1187–1203)
Анизон (1208–1225)
Гульельмо (1228–1251)
Ардисоне-дель-Конте (1254–1285)
Филиппо дель Конте (1285–1312)
Бонифачо Пустерла (1313–1314)
Ардисоне-дель-Конте (1321–1338)
Антонио дель Конте (1340–1347)
Франческо да С. Зеноне (1350–1359)
Франческо да Леньяно (1363–1371)
Джованни да Манделло (1376–1385)
Джованни ди Соммарива (1392–1399)
Мартино ди Канале (1406–1436)
Энеа Сильвио Пикколомини (1436–1440) в 1458 г. избрал Папу Пием II.
Леонардо да Верчелли (1441–1444)
Филиппо да Галларате (1448–1460)
Николо да Аппиано (1461–1496)
Бернардино Лантерио (1500–1505)
Франческо Каццанига (1510–1519)
Джакомо де Спальдис (1522–1525)
Франческо Ааккурсио (1528–1545)
Оттовиано Арчимбольдо (1546–?)

Джован Баттиста делла Кьеза (1551–?)
Джован Аандреа Пионнио (1569–1579)
Джован Баттиста Рекалькато (1579–1589)
Джулио Чезаре Негри (1589–1594)
Массимилиано Пустерла (1594–1607)
Джован Стефаано Чами (1607–1608)
Андреа Басси (1609–1629)
Тулло Пиантанида (1629–1630)
Джулио Маскера (1630–1650)
Джован Амброджо Торриани (1650–1666)
Орацио Баруверио (1667–1688)
Джован Антонио Галло (1688–1717)
Карло Амброджо Куриони (1717–1728)
Сеттимио Лоди (1728–1733)
Пьер Антонио Вальмаджинио (1733–1747)
Карло Антонио Бельвиси (1748–1770)
Антонио Аирольдо (1771–1795)
Джован Баттиста Алоарди (1795–1819)
Джованни дель'Оро (1820–1830)
Джован Баттиста Редаэлли (1830–1854)
Джован Баттиста Гадола (1855–1865), бывший приходской священник Леньяно
Ахилле Ачино (1867–1876)
Джован Баттиста Томас (1877–1895)
Луиджи Биньями (1896–1905), назначенный архиепископом Сиракуз.
Карло Ригольози (1906–1932)
Джованни Мария Стоппани (1932–1960)
Ансельмо Редаэлли (1960–?)
Карло дель Корно (1968–1984)
Анджело Манцони (1984–1986)
Риккардо Буснелли (1986–1996)
Аугусто Касоло (1996 г. - все еще занимает должность)

Апсида древней базилики сейчас представляет собой парк. Раньше этот район был занят каналом или озером (вероятно, с портом), а позже он использовался для публичных казней, одна из которых описана в Storia della Colonna Infame/ История печально известной колонны Алессандро Мандзони.