Сан-Лоренцо (Венеция), Италия

Сан-Лоренцо (Венеция)

 

Описание Сан-Лоренцо

Сан-Лоренцо - это небольшая церковь в районе Кастелло Венеции, на севере Италии. Церковь относится к IX веку и привязана к соседнему монастырю Бенедиктинцев. Она была перестроена в 1580-1616 годах по образцам Симона Сорела. Высокий алтарь частично был вылеплен Джованни Марией да Каннареджо, используя рисунки Джироламо Кампаньи. Последний скульптор завершил статуи святых Лоуренса и Себастьяна. Ходят слухи, что здесь похоронен Марко Поло, но, скорее всего, он был похоронен в уже не сохранившемся Сан-Себастьяно.

 

История

Старые венецианские историки и ученые ссылаются на легендарное основание церкви на двух островках, известных тогда как Острова-близнецы, что указывает на то, что оно было начато в 809 году по приказу дожа Аньелло Партесипацио. Рассказывают также, что в 853 году по завещанию епископа Оливоло Орсо Партечипацио все эти владения, перешедшие по наследству, предназначались монастырю в наследство. Только Корнер подчеркивает, что это сомнительная традиция, но по какой-то причине он отождествляет - без дальнейших объяснений, но пассивно принимая другую повторяющуюся легенду - семью Бадоэр с семьей Партесипази. На самом деле современная историография уже давно согласилась отрицать из-за отсутствия документации не только преемственность Бадоеров по отношению к Партесипази, но и тесные родственные связи между епископом Орсо и дожами, а также различных дожей Партесипази среди сами себя. Однако обстоятельства и дата 809 г. вызывают некоторые оговорки, поскольку основатель Аньелло Партесипацио был избран дожем несколько позже, между концом 810 и началом 811 г. В действительности археологические исследования, проведенные на этом месте, отбросили назад дата наличия церкви, по крайней мере, в конце 7 века.

Однако остаются в силе указания, содержащиеся в завещании епископа Оливоленсе, завещание которого от 13 февраля 854 г. (853 венецианской ежевики) до сих пор сохраняется. В этом документе Орсо заявил о полном владении церковью, реликвиями, землей и другими постройками, входящими в состав островов-близнецов, как унаследованные от отца, и оставил их своей сестре Романе с рекомендацией построить там монастырь.

Наследие также включало церковь Сан-Северо, построенную в 821 году и ставшую приходской церковью в 847 году, расположенную на другом самом западном из двух островов-близнецов. Эта церковь всегда оставалась под полным покровительством монахинь. Среди прочих привилегий и обязанностей монастырь Сан-Лоренцо на протяжении столетий сохранял за собой право назначать своего приходского священника — в отличие от других венецианских приходов, где приходского священника избирали всенародно, — а также предусматривал назначение и жалованье из четырех капелланов. Покровительство, вызывавшее неоднократные ссоры между прихожанами и монастырем, разрешалось церковным правосудием всегда в пользу древних прав последнего. В дополнение к уже существующим церквям в 1007 году к Сан-Лоренцо была пристроена часовня Сан-Себастьяно, построенная будущим дожем Оттоне Орсеоло в благодарность за окончание чумы.

Также можно предположить, что установление монахинь предшествовало продаже собственности на несколько лет, на самом деле и Коронелли, и Сансовино, и Мартинелли указали дату как 841 год, а последний также указал, что Папа Лев IV издал буллу, подтверждающую правило бенедиктинцев для этого монастыря.

У нас нет сведений о том, какой была первая церковь Сан-Лоренцо с часовней Сан-Себастьяно, о Сан-Северо известно только, что она уже была перестроена в 1053 году. Однако все они погибли в катастрофическом пожаре 1105 года. Огонь, начавшийся в доме на острове Сан-Северо, сначала распространился на Сан-Лоренцо, распространился на Санта-Мария-Формоза, Сан-Джеминиано и Сан-Моизе, а затем, подгоняемый ветром, пересек Гранд-канал в Сан-Грегорио и покинул длинный след разрушения в Венеции, достигающий даже Сан-Николо-деи-Мендиколи. За реконструкциями последовали другие реконструкции до начала 16 века. В 1592 году началась перестройка церкви Сан-Лоренцо по проекту Симоне Сорелла, которая в основном была завершена в 1602 году, за исключением фасада, который так и не был построен и был повторно освящен в 1617 году. Часовня Сан-Себастьяно также была перестроена. между 1629 и 1632 годами, а в 1748 году последовали другие вмешательства.

 

Жизнь в монастыре

Романа Партечипацио стала первой настоятельницей монастырского комплекса, ей наследовала ее кузина Анцилла, за которой на протяжении всей истории монастыря следовали другие дворянки. Особенностью этой лаврентийской общины был ее исключительный характер: все монахини происходили из семей венецианских патрициев. Это аристократическое происхождение монахинь привело к тому, что монастырь все больше увеличивал свои активы, фактически становясь самым богатым в Венеции. Помимо островов-близнецов с их постройками, им еще принадлежала пара сотен домов, разбросанных по городу, к которым добавились еще несколько владений на материке догадо и доминионов.

В напоминание о своем аристократическом звании монахини сохранили свою фамилию, а также называли себя и подписывались как Domina или Nobil Donna. После постановления об освобождении Климента IV в 1267 году они также сохранили обычай самостоятельно избирать свою настоятельницу, заверив ее нотариальной регистрацией. Должность изначально была пожизненной, затем, с начала семнадцатого века, она стала трехгодичной, но с возможностью повторения должности.

Чувство власти сеноби, несколько раз проявлявшееся против прихода Сан-Северо, давало ему возможность преодолеть местную церковную власть, обратиться напрямую к папе и, наконец, получить удовлетворение. Это был случай спора с епископами Кастелло Бартоломео II Керини в 1299 году и его более поздним преемником Джакомо Альберти в 1317 году: оба обложили налогами различные религиозные дома, а первый также отлучил от церкви бенедиктинских монахинь Сан-Лоренцо за непослушание. Но в ущерб епископам вспомнили, что в 1221 году они также были освобождены от всякого бремени буллой папы Гонория III.

Начиная с Бонифация VIII, между тринадцатым и четырнадцатым веками, были предоставлены многочисленные индульгенции, связанные с церковью, которые впоследствии были подтверждены многими другими папами.

Однако, будучи аристократами, они жили с комфортом, который демонстрировали в уходе за одеждой, и с настоящим мирским великолепием на ежегодных торжествах и в богатых церемониях одевания новых монахинь. Габриэль Белла передал в своей картине Vestiario di una Nobil Dama Veneta в Сан-Лоренцо (около 1794/1799) сцену посвящения мнимой женщины. Церковь была богато украшена и временно снабжена трехъярусными хорами по обеим сторонам, хорошо поддерживаемыми крепкими консолями, из длинных галерей которых эхом доносились звуки двойного оркестра струнных и духовых и двойного мужского хора. Внизу стояли два ряда богатых кресел, на которых сидели празднично одетые монахини. За ними, между модильонами, похожими на ложи, располагалась нарядная публика, а в центре зала толпились дворяне, большей частью в официальных черных платьях, с длинными белыми париками и в больших плащах. На ступенях алтаря, перед тремя священниками в торжественных золотых облачениях, игуменья и настоятельница возложили на новоприхожанку фату, как бы венчая ее. Большие органы за хорами, вероятно, были плодом воображения художника. Но кроме этого и многочисленных цветовых деталей следует отметить нарядное парадное одеяние монахинь: на голове они носят чепец в виде диадемы, от которой спускалась прозрачная вуаль, закрывающая лица до уровня рта; черное платье было слегка декольтировано, с короткими рукавами до предплечья и окаймлено повсюду белым кружевом.

Ядовитое и нравоучительное описание этого одеяния и обычаев монахинь приходит к нам из рассказа компаньона будущего великого герцога Тосканы Козимо III, «королевского капеллана» Филиппо Пиццики (опубликовано в печати только в 1824 г.). Во время официальной поездки в северную Италию в 1664 году молодой принц прибыл в Венецию и попросился на мессу в Сан-Лоренцо. Монахини согласились и:
«Жадные до такой чести, они уготовили одну из самых богатых и самых великолепных планет. когда-либо виденный, нагруженный золотом и жемчугом, не оставляющий священнику возможности преклонить колени.

[…Затем принц развлекался] в гостиной у очень широких решеток с аббатисой и с двумя сестрами Лоредан, благородными венецианками, одна из которых, помимо того, что была красива, вызывала большое восхищение своей грацией и красноречием.

Это богатейший монастырь Венеции, здесь более 100 матерей, все дворянки. Они очень изящно одеваются. С белым платьем, как во французском стиле, с бюстом из плиссированного бисса и с якобы черным кружевом шириной в три дюйма по швам; их лоб окружает небольшая вуаль, из-под которой выглядывают закрученные и аккуратно уложенные шляпы; полуоткрытая грудь, и все вместе я одеваюсь больше как нимфы, чем монахини.

Пиццики в своей лести к принцу не мог принять во внимание высокое дворянское звание двух лореданцев, потомков дожей, и аббатисы Полиссены Бадоер, из семьи, считавшей себя потомками дожей Партесипацио. Факт, заставивший их считать такой визит вовсе не исключительным, а скорее почти обязанностью. Кроме того, капеллан в своей похотливой язвительности не только преувеличил глубину необычного выреза, но и счел необходимым подчеркнуть ширину решетки гостиной.

Если вечернее платье ошарашило благоразумных, то обычная одежда монахинь по-прежнему старалась поддерживать аристократическую элегантность. Францисканский энциклопедист Винченцо Коронелли описывает это так:
«Обычное платье у них из черной сажи, а не в виде туники; но, приспособленные к жизни каждого, пользуются на голове белым покрывалом, которое совсем не прикрывает культуру волос, а вытянувшись из головы, обвивает шею. Однако, когда они читают Божественную службу в хоре или подходят к алтарю для общения, они надевают капюшон с широкими рукавами и шлейфом, лежащим на земле, что примиряет их с величественным приличием и преданностью. К голове добавляют прозрачную черную вуаль, которая свободно свисает за пояс»

Мы понятия не имеем, сколько монахинь проживало в обширном комплексе в первые века: нет данных до конца 14 века. В тот период их было от 24 до 30, затем в XVI и XVII веках они достигли своего максимального числа: 57 исповедовали в 1521 году и 67 в 1636 году. конец. На момент его закрытия в 1810 г. здесь было 11 монахинь и 17 мирянок.

 

Невольные девственницы и скандальное поведение

Конечно, почти болезненное внимание тосканского капеллана и повторяющиеся цитаты из последней части его отрывка напоминают нам о проблеме «скандального поведения», общей для многих венецианских монастырей и которая в течение определенного периода кажется касались, в частности, Сан-Лоренцо. Этому поведению способствовало прежде всего усердное посещение салонов распутными персонажами, которых в народе называли Монегини, которые поощряли монахинь покидать монастырь, даже в светской одежде, чтобы идти на вечеринки и танцы, особенно во время карнавала.

Монегини не преминули пробраться в монастырь для любовных встреч, часто предпочитаемых внешними работниками монастырского комплекса. Некоторые из этих блудников, действующих в Сан-Лоренцо, были приговорены к нескольким годам тюремного заключения плюс значительные штрафы. Вместе с ними были приговорены к порке и изгнанию из монастыря женщины, которые им помогали. Первые известия о судимостях относятся ко второй половине четырнадцатого века. Эти приговоры соответствовали «стороне, принятой» Большим советом в 1349 г., но в 1485 г. сенат решил внести поправки в закон, предусмотрев «дополнительные предусмотренные законом наказания, обеспечив, по крайней мере, уважение к террору этой фракции». Кроме того, уже в 1385 г. было также установлено, что проповедникам и исповедникам, допущенным в монастыри, включая любых спутников, должно было быть больше 60 лет.

Несмотря на эти положения, в 1509 году патриарху Антонио Контарини все же пришлось рекомендовать всем настоятельницам города не допускать этих прогулок и прерывать посещение гостиных в разумный час. Аналогичное постановление должно было быть подтверждено недавно назначенным патриархом Лоренцо Приули в 1591 году. Этими же принципами были вдохновлены правила, введенные патриархом Джованни Тьеполо в 1626 году, чтобы гарантировать, что монахини должны быть поглощены религиозными практиками только путем введения двухгодичных выборов. прокуроры по «земным» делам монастырей. Должно быть, от трех до пяти, сколько нужно. Однако в качестве меры предосторожности было установлено, что это были только люди в возрасте не менее пятидесяти лет и находящиеся в близком родстве с монахинями (т.е. отцы, братья или дяди), и в случае их смерти офис должен был быть немедленно отозван. Мало того, игуменьи должны были представить патриарху список кандидатов до проведения выборов, чтобы он мог заранее оценить их благонадежность.

Однако мы не должны поддаваться искушению рассматривать эти события нерегулярности в легкомысленной перспективе: жизнь в монастыре была подлинной драмой для многих невольных дев. Следует учитывать, что в аристократических семьях было принято «распоряжаться излишками» потомства, отсылая дочерей к замкнутым комплексам. Цель состояла в том, чтобы сохранить компактность имущества и, следовательно, авторитетное положение семьи, не распыляя его на ожидаемое в то время богатое свадебное приданое. Монахиням также было предоставлено приданое, но в значительно меньшей сумме. Следует отметить, что такой же режим применялся и к сыновьям-кадетам с альтернативой военной карьеры. Речь шла о реальном принуждении, поддерживаемом и скрываемом семьями и приближенным к ним духовенством: церковь официально не признавала, что девушек принуждали стать монахинями в отсутствие истинного призвания, а когда церковные власти пришли к знаете, они должны были предоставить при роспуске голоса.

Случай, вызвавший бурю негодования в то время и до сих пор вызывающий интерес в литературе, - это случай с Марией да Рива, заключенной в тюрьму в аристократическом монастыре Сан-Лоренцо, когда ей было десять лет. Он неохотно принял обеты и сообщил об этом священнику, другу семьи, который, однако, скрыл это. Через несколько лет во время церемонии переодевания она познакомилась с французским послом Шарлем Франсуа де Фруле и, несмотря на злобные сплетни о неоднократных встречах с иностранным дипломатом, стала его любовницей и забеременела. Де Фруле удалось убедить настоятельницу оставить ее в одиночестве в ее келье и позволить приближаться к ней только людям, которым она доверяла. Среди них была акушерка, которая помогла женщине родить, а затем спрятала ребенка. Был риск дипломатического инцидента между Венецией и Францией, а также между Венецией и церковью. В конце концов, самостоятельные безуспешные попытки монахини и посла перевестись в другое место по просьбе настоятельницы были решены, и Мария была отправлена ​​школьницей в Феррару. Наконец де Фруле был отозван на родину. Освобожденная от обетов Папой Бенедиктом XIV, Мария решила выйти замуж за полковника Морония, но была заперта в другом монастыре по обвинению в двоеженстве. Однако ей удалось добиться разрешения выйти на улицу, чтобы воссоединиться с мужем. Только формально разыскиваемая властями, она успела потерять ее из виду.

 

Знаменитые захоронения

В церкви и часовне помещались, и по обыкновению хвастались, несколько захоронений и мощей святых и блаженных. Некоторые считались таковыми только в традициях, например, таинственные мученики Варваро и Лигорио. Происхождение также было легендарным: в дополнение к некоторым находкам титульного святого, прибыли некоторые тела и реликвии, такие как останки святого Павла, патриарха Константинопольского, которые, как говорят, поступили от императора Алексея I Комнина, возможно, как часть пожертвование в благодарность венецианской помощи против норманнов или ступня святой Варвары, подаренная Мануилом I Комнином; другие перевезены в Венецию и подарены монастырю представителями патрициата, такими как святая мученица Кандида из Больсены. Другие тела были, вместо этого, более поздними местными деятелями венецианского благочестия, такими как блаженный приходской священник Джованни Олини из Сан-Зан-Дегола и епископ Леоне Бембо, о последнем говорили, что, вернувшись из Сирии неузнаваемым из-за пыток в окончит свои дни безвестно, работая садовником в этом монастыре. Предания и хроники также окутывают чудесной аурой находки или открытия, а также идентификацию различных останков, как самых древних, так и тех, которые относятся к реконструкции шестнадцатого/семнадцатого веков.

Во время наполеоновских репрессий большая часть реликвий, все еще находящихся в двух церквях монастыря, была куплена Гаэтано Греслером, веронским художником и коллекционером, и перепродана церкви Сан-Бьяджо-ин-Диньяно.

Климент IV в 1267 году также предоставил монастырю право предлагать захоронение в своих владениях любому, кто просил об этом. Монументальных сооружений других церквей не было, но о некоторых дошло известие. Известно, что Марко Поло оставил в своем завещании указание, что он похоронен в Сан-Лоренцо, где покоился и его отец Николо. В 1908 и 1923 годах были предприняты безуспешные попытки найти его останки, в действительности поиски ограничивались районом старого переулка, а гробница, по-видимому, находилась у подножия главного алтаря ныне исчезнувшей часовни св. Сан-Себастьяно.

Композиторы Джозеффо Зарлино и Маттео д'Асола, оба капелланы Сан-Северо, также были похоронены в Сан-Лоренцо. Здесь, в гробнице епископа Пулы Клаудио Созомено, дяди его жены, похоронен даже мастер герцогской капеллы Франческо Кавалли.

 

От подавления до наших дней

После падения республики 28 июля 1806 г., во время второй французской оккупации, ограничительные меры для регулярных заказов впервые были распространены на Венецию. Монастырь Сан-Лоренцо считался вторым классом, и было приказано, чтобы в нем также размещались бенедиктинские монахини Сант-Анна-ди-Кастелло и Санта-Мария-дель-Умильта. Несколько лет спустя, 25 апреля 1810 г., был издан декрет о ликвидации всех религиозных орденов: монахини должны были уйти, а общежитие со всем, что в нем находилось, перешло в руки государства и было закрыто.

Церкви были лишены убранства, которое было выставлено на продажу и рассеяно, хотя в 1812 г. государственная собственность еще жаловалась на отсутствие предложений на картины, так как они были слишком велики. Известно только, что два боковых алтаря были проданы церкви в Ангильяре и четыре — церкви Сан-Бьяджо-ди-Лендинара, а главный алтарь остался на своем месте.

С указом о запрете нищенства в Адриатическом департаменте (21 октября 1811 г., действует с 2 января 1812 г.) в бывшем монастыре Сан-Лоренцо был основан Дом промышленности для сбора всех нищих, способных к работе. Это новое учреждение давало тарелку супа и немного хлеба всем беднякам, которые туда приходили, а также компенсацию за любую порученную мелкую работу, а также могло предоставить место для сна. Дом зависел от Конгрегации призрения до 1816 г., затем он перешел под прямое управление нового австрийского правительства, которое также учредило центр принудительного труда, а в 1821 г. перешел в ведение городской администрации, которая в 1853 г. провела реставрацию. После преобразования в медицинский приют в 1875 году управление было передано Администрации Пии Института Риунити в 1877 году, которая управляла этим местом до 1941 года. Только после Второй мировой войны муниципалитет впервые решил изменить место назначения, в 1946 году, в Лазарет для хронических больных, а в 1951 году в Городской гериатрический центр. В настоящее время это центр госпитализации для пожилых людей, которые теперь лишены автономии.

Что касается церквей, то церковь Сан-Себастьяно (вместе с крылом монастыря, окружавшим кампо) исчезла при реконструкции для новой функции, а церковь Сан-Лоренцо новое правительство Габсбургов разрешило вновь открыть ее в 1817 г. обслуживать гостей индустрии Casa dell. Это положение было принято в связи с интересом капеллана Даниэле Канала, который организовал переоборудование его алтарями из Сан-Бассо. В 1842 году он был передан на попечение доминиканцев, для которых Медуна построила небольшой монастырь недалеко от южной стороны церкви, убрав колокольню семнадцатого века. После объединения Италии с распространением на Венецию подрывных законов церковной оси доминиканцы были изгнаны в 1868 году, и церковь окончательно закрылась. Муниципалитет Венеции приспособил церковь под склад, а также проветрил потрошение центральной части для создания новой дорожной сети. Проекты XIX века по строительству социального жилья в старых остаточных садах привели только к строительству нескольких сараев и больших жилых домов.

В 50-х годах ХХ века церковь была укреплена и оборудована под реставрационную лабораторию надзора. Со следующих восьмидесятых годов он время от времени использовался для мероприятий Венецианской биеннале. Среди них примечательна постановка «Прометея» с 25 по 29 сентября 1984 года в рамках Музыкальной биеннале. Трагедия прослушивания Луиджи Ноно, основанная на тексте Массимо Каччари, с живописным деревянным ковчегом, размещенным в нефе для приветствия публики и музыкантов, спроектированным Ренцо Пьяно. В 2017 году между муниципалитетом и фондом Тиссена-Борнемисы было подписано соглашение о реставрации церкви в обмен на эксклюзивную концессию на девять лет. С 23 марта 2019 года открыто Ocean Space Академии TBA21 – ответвление фонда, междисциплинарная структура между наукой об океане и искусством.

 

Описание

Как выглядели самые первые постройки и были ли они сделаны хотя бы частично из дерева или кирпича, мы не можем иметь ни малейшего представления. Прослежено лишь несколько фрагментов opus sectile и мозаичного пола. Из тех, что следовали за пожаром 1105 года, карта Де Барбари является достаточно репрезентативной. Хотя после реконструкции XII века церкви подверглись дальнейшей доработке, на дату составления карты они все еще кажутся в основном византийскими. Церковь в то время «не очень большая по телу» и, возможно, с тремя нефами, была построена в крестовом плане. Увенчанный куполом, покрытым низкой шпилькой, он, кажется, предшествует кампо длинным притвором или портиком. Часовня Сан-Себастьяно была окружена длинным портиком, оживляемым в центре структурой, похожей на крыльцо, указывающей на общественный вход. С другой стороны, вход на фасаде, по-видимому, зарезервирован для монастыря и защищен ограждающей стеной. Небольшая колокольня была общей между двумя зданиями.

Монастырь простирался флигелем против церкви, почти закрывая двор, доступный в то время только с короткой улицы, на которую вел трехарочный мост. В конце улицы, обращенной ко двору, была построена арка, разграничивающая зону строгой компетенции монастырского комплекса. Такая же замыкающая конструкция вместе со старым мостом видна справа от моста Джентиле Беллини. картина Чудо Креста, упавшего в канал Сан-Лоренцо. Крыло было снесено Медуной в 1840 году, и таким образом внутренний двор превратился в поле.

Монастырь за Сан-Себастьяно все еще казался заброшенным во времена Де Барбари. Арки были поставлены на древние колонны и капители только в 16 веке и таким он предстает перед нами сегодня, единственная видимая реликвия, сохранившаяся от древнего монастыря.

К югу от церкви располагался большой огород, в настоящее время полностью застроенный. Небольшой монастырь доминиканцев XIX века с внешним портиком на фундаменте, к югу от церкви, был устроен против нескольких сараев (первоначально для ремесленной деятельности) и южнее, различных домов.

 

Святой Лаврентий

Проект Симоны Сорелла, убежденного сторонника палладианского классицизма, остался незавершенным в фасаде, хотя он был подготовлен к склеиванию мраморных покрытий. Можно только предположить величественный вид с его подъемом с короткой лестницы. Антонио Висентини, который, возможно, знал первоначальный проект, представил нам в виде рисунка правдоподобную гипотезу о том, как мог быть завершен фасад, даже если его намерения не были в точности филологическими. Настолько, что рельеф в плане, в той же серии, видоизменен добавлением крыльев, соединяющих боковые стойки.

Интерьер в том виде, в каком он предстает перед нами сегодня, особенно оригинален (на самом деле он символизирует независимое венецианское отношение в период, когда ордена большего римского послушания основывали свои церкви в соответствии с методами проектирования, продиктованными контрреформацией — Толентини Театины и смирение иезуитов), большая площадь которого разделена почти по центру тремя большими арками, отделяющими уединенное пространство от общественного. Основание боковых арок закрыто низкой стеной с дверями и окнами, используемой как гостиная, а над искусно выполненной решеткой (когда-то позолоченной) разделение заканчивается, но все же дает ощущение воздушности. Внутри самой высокой центральной арки стоит большой главный алтарь.

Участки перекрытия, соответствующие двум перегородкам в плане, разделены по сторонам на бочкообразные своды, ориентированные под прямым углом к ​​зданию, соединенные ребрами с поперечными сводами срединного пояса, выровненные между большими тепловыми окнами и центральная арка; каждый сегмент с простым украшением сдержанной центральной розетки.

Главный алтарь (около 1620 г.), единственный сохранившийся среди церковных, был спроектирован Джироламо Кампанья по плану Сореллы, как и шесть боковых алтарей[58]. Он представлен в форме триумфальной арки и состоит из двух фасадов, полностью пригодных для использования как из хора, так и из зала, в драгоценном чередовании светотени мрамора, усиленного полихромными продавцами, особенно в столовой. Над центральным сквозным проемом возвышается еще более красочная малая храмовая скиния, завершающаяся небольшим бронзовым пронизанным куполом. Кампанья зарезервировал исполнение статуй святых Лаврентия и Себастьяна в нишах по бокам. Другие скульптуры, скульптуры святых второго порядка над колоннами (святые не могут быть точно идентифицированы, хотя их наряды — два как епископы и два как римские солдаты — предполагают отсылку к местным реликвиям) и акротериалы (победоносный Христос в окружении поклоняющиеся ангелы) являются работой помощников и искусного каменщика Джованни Баттиста да Каннареджо. Скинию сопровождали несколько бронзовых статуэток, которые сейчас хранятся в музее Коррера.

У нас есть новости о шести боковых алтарях благодаря Мартиниони, Боскини и Дзанетти, которые, однако, ограничиваются описанием картин, Висентини оставляет вместо этого гипотетический рельеф. Процитированные путеводители говорят нам, что первой картиной справа была «Коронация Богородицы со святыми Лаврентием и Августином» Фламинио Флориано, ученика Тинторетто, за которой последовали «Мученичество епископа святого Павла» Доменико Тинторетто и «Распятие со святыми Андреем и Августином». Клэр Пальма Младшая. С другой стороны, против часовой стрелки, продолжалось «Крещение Христа» Пьетро Мера, известного как Иль Фьямминго, другого последователя Тинторетто, продолжалось еще одно полотно Пальмы, Сан-Барбаро, вознесенный на небеса ангелами, а на последнем алтаре было Успение, почитаемое епископом. Пулы Клаудио Созомено ди Санте Перанда. За решеткой, в замкнутом пространстве, виднелось большое полотно «Рай» Джироламо Пилотти, послужившее образцом для мозаики в Сан-Марко[66], переданное в 1885 г. современному прокуратору Сан-Марко.

Кроме последнего, все эти картины сейчас отсутствуют. Также утеряны два ряда скамеек для монашеского хора: они были искусно вырезаны из орехового дерева, а в центре находился еще более сложный позолоченный трон для настоятельницы.

 

Сан-Себастьян

Часовня, также известная как небольшая церковь или молельня, выполняла функцию места молитвы, предназначенного для монахинь, при этом всегда сохраняя доступ для публики. От нового здания семнадцатого века осталось мало иконографических воспоминаний, помимо литературных.

Гравюра Себастьяно Джампикколи в ее принудительно увеличенном перспективном изображении показывает нам голую сторону в сторону кампо, но не дает нам узнать ее фасад. Вместо этого это зафиксировано на рисунке Висентини, хотя приемлемо только в качестве гипотезы: он показывает нам элегантную трехчастную структуру, как мог представить ее Франческо Контин, архитектор, которого ценили венецианские религиозные ордена. Более приемлемым является рельеф плана с одним нефом.

По интерьеру нам помогают известные экскурсоводы, как обычно ограничивающиеся картинами. Таким образом, мы знаем, что в часовне было три алтаря. На большем было полотно Пальмы иль Джоване «Мученичество святого Себастьяна». Что касается малых алтарей, то на левом находился запрестольный образ фламандца Микеле Десублео «Мученичество Сан-Лоренцо», а на правом — Мадонна с младенцем и Сан-Леоне Бембо, которую самые старые гиды приписывают неизвестному Джамбаттисте. Меркато (возможно, его можно отождествить с Джованни Баттистой Меркати, о связях которого с Венецией, однако, ничего не известно). На этом же алтаре стоял самый древний и единственный уцелевший предмет (с 1818 года он был найден в Водняне в соборе Сан-Бьяджо вместе с другими реликвиями из монастыря) Ларец Леоне Бембо: картины со сценами из жизни благословение на двух сторонах и на крышке, которое старые ученые приписали Карло Кривелли, кажутся современным критикам более вероятным произведением Ладзаро Бастиани, хотя некоторые отнесли крышку к школе Паоло Венециано. Только Боскини также упомянул знамя со святыми Лаврентием и Себастьяном, написанное Джироламо Пилотто.