Церковь Сан-Мартино, Венеция

Церковь Сан-Мартино — религиозное сооружение в городе Венеция, расположенное в районе Кастелло, недалеко от Венецианского Арсенала.

 

История

Происхождение церкви Сан-Мартино неизвестно, но ее основание можно отнести к середине восьмого века на территории, ранее называвшейся островами Близнецов. Посвящение Сан-Мартино-ди-Тур предполагает присутствие колонии лангобардов, особенно преданных его фигуре, или беглецов из Равенны, имея в виду покровителя одной из их базилик.

Традиция, с другой стороны, фиксирует его возведение в конце 6-го века или, иначе, в 7-м, и приписывает его реконструкцию семьям Валларессо и Салониго[1]. В летописях говорится, что здание было завершено в 932 году и освящено в июне того же года.

Можно предположить, что церковь во главе компактной общины и в центре района древней урбанизации с древнейших времен имела прерогативы прихода. Однако есть определенные упоминания в этом смысле только начиная с тринадцатого и четырнадцатого веков, когда его совершал приходской священник и различные другие монашествующие (три священника, диакон, иподиакон и два или четыре клирика). Впоследствии состав капитула был изменен, а затем сокращен до приходского священника, поддерживаемого ризником.

Если первоначально Сан-Мартино был присоединен к Сан-Пьетро-ди-Кастелло и его епархии, то в 1200 году Папа Иннокентий III передал его патриархату Градо, связав его с церковью Сан-Сильвестро. Это событие стало причиной претензий и юрисдикционных споров с замковым епископом, разрешенных только в 1451 году с упразднением двух епископатов и созданием единого Венецианского патриархата.

Во время наполеоновских репрессий приход Сан-Мартино сохранился (но потерял титул коллегиальной церкви) и расширил свои границы, включив в себя Сан-Бьяджо и часть Санта-Терниты, но потерял некоторые территории в пользу Сан-Джованни-ин-Брагора. Учреждение все еще действует и является частью викариата Сан-Марко-Кастелло.

 

Описание

Формы первоначального здания остаются неизвестными, так как церковь с течением времени подвергалась различным реставрациям. Первая перестройка была построена между 9 и 10 веками, когда она приняла венецианско-византийский стиль, типичный для храмов того времени.

Нынешнее здание восходит к шестнадцатому веку, спроектированному Якопо Сансовино. Архитектор повернул всю конструкцию на девяносто градусов и придал ей квадратный план, добавив по две часовни с каждой стороны и сводчатый алтарь. Последний был затем расписан фресками Доменико Бруни с архитектурными перспективами, которые связаны с более поздней «Славой Сан-Мартино» Якопо Гуараны.

Внутри церкви прежде всего следует упомянуть парапет органа работы Наккини, восстановленный Каллидо, украшенный «Тайной вечерей» Джероламо Сантакроче (1549 г.). На первом алтаре справа находится запрестольный образ Санта-Чечилия и Сан-Лоренцо Джустиниани работы Джованни Сегала.

В центре правой стены стоит надгробный памятник дожу Франческо Эриццо, спроектированный Маттиа Карнеро (1633 г.). На следующем алтаре, ведущем к пресвитерии, изображено полотно «Святое семейство с Сан-Марко и епископом Фока» работы Джованни Лаудиса. На третьем алтаре находится Скорбящая Богоматерь работы Пальмы иль Джоване, в окружении трех ангелов с символами Страстей и Отложения Христа того же автора.

В пресвитерии находятся две фрески Фабио Канала: «Жертвоприношение Авраама» и «Жертвоприношение Мелхиседека». Главный алтарь с мраморной скинией изолирован от остальной части строения; за ним небольшой хор с картинами «Христос бичеванный» и «Христос вел на Голгофу».

Проходя к правой стене и направляясь к порталу, сначала замечаешь картину восемнадцатого века с изображением Сант-Агата, Санта-Лючия и Сант-Орсола, затем кафедру Себастьяно Мессенали (1752 г.) и небольшой алтарь Туллио Ломбардо, который сейчас используется. как баптистерий и из разрушенного храма Гроба Господня. Затем следует полотно Джероламо Сантакроче, воскресший Христос, а затем, на стене слева от входа, полотно Маттео Понцоне с Сан-Джованни в процессе написания апокалипсиса.

В ризнице находится картина Антонио Занки: Богородица во славе и святые Иосиф и Антоний Падуанские.

Рядом с церковью находится молельня Скуола-ди-Сан-Мартино, ссылка на конопаток Арсенала. Над входом находится барельеф 15-го века, изображающий Сан-Мартино, раздающего свой плащ бедным.

 

Поклонение Сан-Мартино

Почитание Сан-Мартино-ди-Тур было глубоко ощутимо в Венеции благодаря наличию в церкви драгоценной голени святого. Здесь завершилось торжественное шествие, которое стартовало от Scuola Grande di San Giovanni Evangelista, то есть с другого конца Венеции.

Даже сегодня, по случаю праздника Сан-Мартино (11 ноября), дети ходят по улицам города, распевая потешки перед домами и магазинами, в надежде получить леденцы, сладости или небольшие чаевые. Еще одна традиция, которая все еще используется, - это употребление Сан-Мартино, сладкого печенья или желе из айвы, украшенного засахаренным миндалем, конфетами или другими предметами, которые, вдохновленные барельефом, воспроизводят силуэт святого верхом на лошади.