Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Рим)

 

Описание Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (итал. Basilica Papale di San Paolo fuori le Mura), широко известная как собор Святого Павла за стенами, является одной из четырех древних папских основных базилик Рима, наряду с базиликами Святого Иоанна. в Латеране, Соборе Святого Петра и Большой Святой Марии.

Базилика находится на территории Италии, но Святой Престол владеет базиликой в режиме экстерриториальности, при этом Италия признает его полную собственность и признает «иммунитет, предоставленный международным правом штаб-квартирам дипломатических агентов иностранных государств».

Джеймс Майкл Харви был назначен протоиереем базилики в 2012 году.

 

История

Базилика была основана римским императором Константином I над местом захоронения святого Павла, где, как говорили, после казни апостола его последователи возвели памятник, названный Cella memoriae. Эта первая базилика была освящена папой Сильвестром в 324 году.

В 386 году император Феодосий I начал возводить гораздо более крупную и красивую базилику с нефом и четырьмя нефами с трансептом. Вероятно, он был освящен около 402 г. Папой Иннокентием I. Работа, включая мозаику, была завершена только после понтификата Льва I (440–461). В V веке он был больше, чем Старая базилика Святого Петра. Христианский поэт Пруденций, увидевший его при императоре Гонории (395–423 гг.), Описывает великолепие памятника несколькими выразительными строками.

При Льве I были проведены обширные ремонтные работы после обрушения крыши из-за пожара или молнии. В частности, был возведен трансепт (то есть территория вокруг могилы Павла) и установлен новый главный алтарь и пресвитерия. Вероятно, это был первый раз, когда алтарь был установлен над гробницей Святого Павла, которая осталась нетронутой, но в основном под землей, учитывая недавно поднятые этажи Льва. Лев также отвечал за ремонт триумфальной арки и за восстановление фонтана во дворе (атриуме).

При папе святом Григории Великом (590–604) главный алтарь и пресвитерия были значительно изменены. Тротуар в трансепте был поднят, и новый алтарь был установлен над более ранним алтарем, воздвигнутым Львом I. Он находился прямо над саркофагом Святого Павла.

В то время рядом с базиликой находились два монастыря: мужской монастырь Святого Ариста и женский монастырь Святого Стефана. Мессы проводились специальной группой священнослужителей, учрежденной Папой Симплицием. Со временем количество монастырей и духовенства базилики пришло в упадок; Папа Святой Григорий II восстановил бывшую и доверил монахам заботу о базилике.

Поскольку базилика находилась за стенами Аврелиана, она была повреждена в IX веке во время набега сарацин. Следовательно, Папа Иоанн VIII (872–882 гг.) Укрепил базилику, монастырь и жилища крестьян, образовав город Йоханнисполис (итал. Giovannipoli), просуществовавший до 1348 г., когда его полностью разрушило землетрясение.

В 937 году, когда святой Одо из Клюни прибыл в Рим, Альберик II Сполето, патриций Рима, доверил монастырь и базилику своей конгрегации, а Одо поставил во главе его Балдуино из Монте-Кассино. Папа Григорий VII был настоятелем монастыря, и в свое время Панталеоне, богатый купец из Амальфи, живший в Константинополе, представил бронзовые двери главной базилики, которые были выполнены константинопольскими художниками; на дверях начертана молитва Панталеоне о том, чтобы «двери жизни» открылись для него. Папа Мартин V доверил его монахам Конгрегации Монте-Кассино. Тогда это было превращено в нулевое аббатство. Юрисдикция аббата распространялась на районы Чивителла-Сан-Паоло, Леприньяно и Наццано, все из которых образовывали приходы.

Изящная обитель монастыря возводилась между 1220 и 1241 годами.

С 1215 по 1964 год он был резиденцией латинского Патриарха Александрии.

15 июля 1823 года рабочий, ремонтирующий свинец крыши, устроил пожар, который привел к почти полному разрушению этой базилики, которая, единственная среди всех церквей Рима, сохраняла большую часть своего первоначального облика в течение 1435 лет.

 

В 1825 году Лев XII издал энциклику Ad plurimas, призывающую пожертвовать деньги на реконструкцию. Несколько месяцев спустя он издал приказ отстроить базилику точно так, как она была построена в четвертом веке, хотя он также постановил, что драгоценные элементы более поздних периодов, такие как средневековая мозаика и скиния, также должны быть отремонтированы и сохранены. Эти правила оказались нереалистичными по ряду причин и вскоре перестали применяться. В результате получилась реконструированная базилика, которая лишь в общих чертах похожа на оригинал и ни в коем случае не идентична ей. Первоначально реконструкция была поручена архитектору Паскуале Белли, которому после его смерти в 1833 году наследовал Луиджи Полетти, который руководил проектом до своей смерти в 1869 году и отвечал за львиную долю работ. Многие элементы, уцелевшие при пожаре, были повторно использованы при реконструкции. Многие иностранные правители также сделали пожертвования. Мухаммед Али-паша, вице-король Египта, подарил алебастровые колонны, а российский император подарил драгоценный малахит и лазурит, которые использовались на некоторых фасадах алтаря. Трансепт и главный алтарь были освящены в 1840 году, а затем эта часть базилики была вновь открыта. Все здание было повторно освящено в 1854 году в присутствии Папы Пия IX и пятидесяти кардиналов. Однако к тому времени многие элементы здания еще не были выполнены, и работа в конечном итоге продолжилась до двадцатого века. Квадрипортик, обращенный к Тибру, был завершен итальянским правительством, объявившим церковь национальным памятником. 23 апреля 1891 года взрыв порохового магазина в Форте Портуэнсе разрушил витражи базилики.

31 мая 2005 г. Папа Бенедикт XVI приказал передать базилику архиепископу и назначил архиепископа Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло ее первым протоиереем.

Архитектура и интерьер
Крытый портик (или нартекс), который предшествует фасаду, является неоклассическим дополнением реконструкции XIX века. Справа находится святая дверь, которую открывают только во время юбилеев.

Новая базилика сохранила первоначальную структуру с одним нефом и четырьмя боковыми проходами. Его длина 131,66 м (432,0 фута), ширина 65 м (213 футов) и высота 29,70 м (97,4 фута), и он является вторым по величине в Риме.

80 колонн нефа и его потолок, отделанный деревом и лепниной, относятся к 19 веку. Все, что осталось от древней базилики, - это внутренняя часть апсиды с триумфальной аркой. Мозаика апсиды сильно пострадала во время пожара 1823 года; в реставрации сохранилось лишь несколько следов. Мозаики 5-го века триумфальной арки являются оригинальными (но также сильно переработанными): надпись в нижней части свидетельствует о том, что они были созданы во времена Льва I на деньги Галлы Плацидии. Сюжет изображает Апокалипсис Иоанна с бюстом Христа в центре, окруженным 24 Докторами Церкви, увенчанными летающими символами четырех Евангелистов. Святые Петр и Святой Павел изображены справа и слева от арки, причем последний указывает вниз (вероятно, на его могилу).

Изнутри окна могут казаться витражами, но на самом деле это полупрозрачный алебастр.

Скиния исповеди Арнольфо ди Камбио (1285 г.) относится к 13 веку.

В старой базилике каждый папа имел свой портрет на расписном фризе, простирающемся над колоннами, отделяющими проходы от нефа. Сейчас можно увидеть мозаику XIX века. Внутренние стены нефа также были отремонтированы с использованием сцен из жизни святого Павла, помещенных между окнами фонаря.

К югу от трансепта находится монастырь, который считается «одним из самых красивых в средневековье». Построенный Вассаллетто в 1205–1241 годах, он имеет двойные колонны разной формы. Некоторые колонны украшены мозаикой из золота и цветного стекла; такое же украшение можно увидеть на архитраве и внутреннем каркасе монастыря. Также видны фрагменты разрушенной базилики и древние саркофаги, один из которых содержит сцены из мифа об Аполлоне.

Могила Святого Павла
Согласно традиции, тело святого Павла было похоронено в двух милях от места его мученической смерти, в гробнице вдоль дороги Остиенсе, которая принадлежала христианке по имени Люцина. На нем возвели тропеум, который быстро стал местом поклонения.

Помпеи Геркуланум Агридженто Остров Повелья

 

Константин I построил базилику на месте тропеума, и базилика была значительно расширена Феодосием I в 386 году до того, что теперь известно как Святой Павел за стенами. В IV веке останки Павла, за исключением головы, были перемещены в саркофаг. (Согласно церковной традиции, голова покоится на Латеране.) Могила Павла находится под мраморным надгробием в склепе базилики, на 1,37 метра (4,5 фута) ниже алтаря. Надгробие имеет латинскую надпись PAULO APOSTOLO MART («Апостолу и мученику Павлу»). Выписанная часть надгробия имеет три отверстия, два квадратных и одно круглое. Круглое отверстие соединено с гробницей трубопроводом, что отражает римский обычай наливать духи внутрь саркофага или практику возлияния костей мертвых. Саркофаг под надгробием имеет длину 2,55 метра (8,4 фута), ширину 1,25 метра (4,1 фута) и высоту 0,97 метра (3,2 фута).

Об открытии саркофага упоминается в хронике бенедиктинского монастыря, прикрепленного к базилике, в связи с перестройкой XIX века. В отличие от других найденных в то время саркофагов, в документах раскопок об этом не упоминалось.

6 декабря 2006 года было объявлено, что археологи Ватикана подтвердили наличие под алтарем белого мраморного саркофага, возможно, содержащего останки апостола. На пресс-конференции, состоявшейся 11 декабря 2006 г., были представлены более подробные сведения о раскопках, которые длились с 2002 по 22 сентября 2006 г. и были начаты после того, как паломники к базилике выразили разочарование тем, что могилу апостола нельзя было посетить или потрогать во время Юбилейный 2000 год. Саркофаг не был извлечен из своего положения, поэтому видна только одна из двух его длинных сторон. В 2009 году Папа объявил, что радиоуглеродный анализ подтвердил, что кости в гробнице датируются I или II веком, что позволяет предположить, что они действительно принадлежат Павлу.

Изогнутая линия кирпичей, обозначающая очертания апсиды Константиновской базилики, была обнаружена непосредственно к западу от саркофага, показывая, что исходная базилика имела вход с востока, как и базилика Святого Петра в Ватикане. Более крупная базилика 386, которая заменила ее, имела Виа Остиенсе (дорога в Остию) на восток и поэтому была расширена на запад, к реке Тибр, диаметрально меняя ориентацию.

Настоятели
В комплекс входит древнее бенедиктинское аббатство, восстановленное Одо Клюни в 936 году.

1796–1799 Джованни Баттиста Гуаленго
1799–1799 Джустино Нузи
1800–1800 Джованни Б. Гуаленго
1803–1806 Стефано Алессандри
1806–1810 Джузеппе Джустино ди Костанцо
1810–1815 Стефано Алессандри
1815–1821 Франческо Кавалли
1821–1825 Адеодато Галеффи
1825–1831 Джованни Франческо Зелли
1831–1838 Винченцо Бини
1838–1844 Джованни Франческо Зелли
1844–1850 Паоло Теодоли
1850–1853 Мариано Фальчинелли-Антониаччи
1853–1858 Симплисио Паппалеттере
1858–1867 Анджело Пескетели
1867–1895 Леопольдо Зелли Якобузи
1895–1904 Бонифачо Ослендер
1904–1918 Джованни дель Папа
1918–1929 Альфредо Ильдефонсо Шустер
1929–1955 Ильдебрандо Ваннуччи
1955–1964 Чезарио Д'Амато
1964–1973 Джованни Баттиста Франзони
1973–1980 Позиция пуста
1980–1988 Джузеппе Нардин
1988–1996 Лука Коллино
1996–1997 Позиция пуста
1997–2005 Паоло Лунардон
2005–2015 Эдмунд Пауэр
2015 – настоящее время Роберто Дотта

Архиереи
Кардинал Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло (31 мая 2005 г. - 3 июля 2009 г.)
Кардинал Франческо Монтеризи (3 июля 2009 г. - 23 ноября 2012 г.)
Кардинал Джеймс Майкл Харви (23 ноября 2012 г. -)