Церковь Санта Кроче (Флоренция), Италия

Церковь Санта Кроче (Флоренция)

Описание Церкви Санта Кроче

Базилика Санта-Кроче на одноименной площади во Флоренции является одной из крупнейших францисканских церквей и одним из величайших достижений готики в Италии и имеет ранг малой базилики. Это итальянский национальный памятник.

Санта-Кроче является престижным символом Флоренции, местом встречи величайших художников, богословов, религиозных деятелей, литераторов, гуманистов и политиков, которые, в хорошие и плохие времена, определяли идентичность города позднего средневековья и эпохи Возрождения. Внутри также нашли гостеприимство известные личности из истории церкви, такие как святой Бонавентура, Пьетро ди Джованни Оливи, святой Антоний Падуанский, святой Бернардино Сиенский, святой Людовико д'Анжио. Это также было местом приема таких пап, как Сикст IV, Евгений IV, Лев X, Климент XIV.

Великий неоклассический поэт Уго Фосколо избрал его национальной славой Италии в своем произведении Dei sepolcri. На самом деле в церкви находятся гробницы самых возвышенно-утонченных гениев, которых Италия дала миру: «урны сильных», как называет их Фосколо в своей поэме.

 

История

Святой Франциск Ассизский посетил Флоренцию еще в 1211 году, путешествуя по Виа Кассиа. В 1226-1228 годах группа его последователей поселилась в городе, выбрав негостеприимную местность сразу за стенами, в центре небольшого острова, образованного двумя рукавами Арно, которые разошлись у нынешней площади Беккариа, чтобы воссоединиться перед стены, проходящие на высоте виа Верди-виа де Бенчи. Здесь они основали молельню, которая по мере роста общины монахов сначала расширялась, а затем, с 1252 года, полностью перестраивалась.

Эти работы вызвали оживленные споры среди монахов, между теми, кто хотел существенного и бедного здания, в соответствии с Уставом, и теми, кто хотел более обширной архитектуры. В любом случае новой церкви вскоре стало однозначно недостаточно, поэтому в 1294 году было решено перестроить здание с нуля, по грандиозному проекту, вероятно, разработанному Арнольфо ди Камбио, архитектором, занимавшимся в те годы самыми грандиозными проектами Речи Посполитой. Джованни Виллани вспоминал, как церковь была основана 3 мая того же года в присутствии «многих епископов, прелатов, клириков, монашествующих, мэра, капитана дель Пополо, приоров и всех добрых людей Флоренции, мужчин и женщин, с большим торжеством и торжественностью». Работы начались с апсиды, временно оставив старую церковь в пользовании монахов, пока это было возможно. Остатки старинного здания были обнаружены в 1966 году, после проседания пола базилики после наводнения во Флоренции.

У нас нет письменных документов, подтверждающих атрибуцию Арнольфо ди Камбио, но критики теперь подтвердили традиционную атрибуцию как за высокий уровень качества комплекса, так и за сходство с другими работами великого архитектора. Он был построен на средства населения Флорентийской республики. Когда Арнольфо умер в 1302 году, пришлось завершить часть хора и трансепта с часовнями. Проходя быстро, работы в 1320 году сделали базилику пригодной для использования, но позже события кризиса, наводнения и чумы заметно замедлили ее завершение. Точно неизвестно, когда базилика была закончена, возможно, около 1385 года. Однако она была освящена только во время Богоявления 1443 года кардиналом Виссарионом в присутствии Папы Евгения IV. Во время французской оккупации Вивант Денон окружил Сан-Франческо и Чудо умирающего человека, написанное Пезелло Песелли, пришедшее из монастыря, чтобы отправить его во Францию, объект наполеоновского разграбления. Монастырь родился практически одновременно с базиликой. Вскоре к первоначальному ядру были добавлены ризница, общежитие, лазарет, гостевой дом, трапезная и библиотека.

Базилика продолжала обогащаться и видоизменяться в течение семи столетий с момента ее основания, всегда приобретая новые символические коннотации: от францисканской церкви до религиозного «муниципалитета» для больших семей и корпораций, от лаборатории и художественной мастерской до теологического центра, из «пантеона» итальянской славы как точки отсчета политической истории Италии до и после объединения. На самом деле, некоторые преобразования были следствием конкретных исторических и политических перипетий, таких как преобразования, осуществленные Вазари в середине шестнадцатого века (также вызванные реставрацией после катастрофического наводнения), или взятое в девятнадцатом веке обязательство преобразовать Санта-Кроче в большой мавзолей итальянской истории.

В 1966 году наводнение во Флоренции нанесло серьезный ущерб комплексу базилики и монастыря, расположенному в нижней части Флоренции, настолько, что он стал печально известен как символ художественных потерь, понесенных городом (особенно с разрушением собора). Cimabue Crucifix), но и его возрождение из грязи благодаря широкомасштабным реставрационным и консервационным работам.

 

Внешняя архитектура

Фасад

Базилика возвышается над землей на восемь ступеней.

Первоначально фасад был незавершенным, как и во многих флорентийских базиликах. Открытая стена пьетрафорте очень напоминала ту, что все еще можно увидеть в Сан-Лоренцо, хотя и с другой формой и пропорциями. В пятнадцатом веке семья Куаратези выступила с просьбой профинансировать строительство фасада, доверив его Симоне дель Поллайоло, известному как Иль Кронака. Однако условием было то, что герб Куаратези был хорошо виден в центре главного фасада, но эта просьба отбила у францисканских монахов охоту принять предложение, и поэтому богатая семья решила посвятить себя украшению другой францисканской церкви. Сан-Сальваторе на горе. О внешнем виде старого недостроенного фасада свидетельствуют гравюры и росписи: помимо герба Христа над окном-розеткой (поставленным в 1437 г. во время чумы), в нише в центре простого центрального портала, как единственным украшением была позолоченная бронзовая статуя Сан-Людовико ди Толоса работы Донателло, перенесенная сюда из ниши в Орсанмикеле и которой сегодня можно любоваться в трапезной монастыря.

Нынешний фасад был спроектирован в 1837 году и введен в эксплуатацию между 1853 и 1863 годами по проекту архитектора Никколо Матаса, вдохновленного великими готическими соборами, такими как Сиенский собор и собор Орвието, переработанными в свете его эпохи. Окончательный результат в неоготическом стиле получил высокую оценку и принес Матасу из Тосканской ассоциации задание разработать проект фасада Санта-Мария-дель-Фьоре (1842 г.); на сегодняшний день он не всегда оценивается положительно, однако некоторые ученые подчеркивают его простоту и скромный характер по сравнению с последующим проектом Эмилио Де Фабриса для фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. В целом, это была строительная площадка, которая не привела к потерям древних артефактов и великолепно увенчала площадь, подпитывая миф о Санта-Кроче в Италии и за рубежом. Строительная площадка в значительной степени финансировалась богатым английским протестантом сэром Фрэнсисом Джозефом Слоаном. Звезда Давида, вставленная в тимпан фасада, хотя и известна как христианский символ, обычно понимается как намек на еврейскую религиозную веру архитектора Матаса.

Среди произведений искусства, которые появляются на фасаде, выделяются три люнета порталов, напоминающие легенду об Истинном Кресте, которому посвящена церковь: слева - Обретение Креста Тито Саррокки, Триумф Креста Джованни Дюпре и Видение Константина Эмилио Дзокки (Санта). Центральный портал имеет деревянные двери, которые находились на соборе до 1903 года. Перед порталом находится захоронение Матаса.

 

Бока

Внешний профиль базилики безошибочен, стороны перемежаются голыми треугольными тимпанами ложных отсеков нефа (на самом деле крыша не сводчатая, в соответствии с раннехристианским стилем, который Арнольфо видел в Риме). В каждое купе открывается высокое многостворчатое окно, а облицовка выполнена из простого открытого пьетрафорте, украшенного только водосточными трубами в форме человеческих или львиных голов, которые широко используются сегодня.

С левой стороны портик четырнадцатого века, известный как Пинцокер, примыкает к базилике, которая была восстановлена ​​и расширена в середине девятнадцатого века. Под ним, помимо входа и кассы базилики, вы можете увидеть многочисленные гербы, утопленные в стену, и два более солидных надгробных памятника: памятник Аламанно Кавиччоли, датируемый примерно 1337 годом, и, за боковой дверью, портрет Франческо де Пацци, последователя Тино ди Камайно, с саркофагом, покоящимся на кариатидах.

Аналогичный портик находится и с правой стороны, обращенной к Большому монастырю.

Треугольные выступы также продолжаются с тыльной стороны, но видны только из внутреннего сада квартала, который является частным (единственный способ получить к ним доступ — пройти через Скуола-дель-Куойо или начальную школу) или издалека. , например, от площади Микеланджело.

 

Колокольня

Стройная колокольня датируется только 1842-1845 годами, работа Гаэтано Баккани; здесь тоже, что касается фасада. Неудачи с колокольнями для базилики со временем были очень беспокойными, первоначальная структура рухнула в 1521 году, разрушив церковь, последующие работы были частичными или незавершенными, и даже проект конца шестнадцатого века, порученный Франческо да Сангалло, был заброшен. остался незавершенным, представлен только цоколем, названным флорентийцами «массой Санта-Кроче», затем снесенным при строительстве нового фасада. Сооружение 19-го века принято считать довольно изящным благодаря своей уединенной простоте, даже если украшение с кольцом на вершине раскрывает его современное эклектичное вдохновение. Структура достигает общей высоты 78,45 м. Внутри размещены 6 больших колоколов, отлитых на пистойской литейной фабрике Третьего Рафанелли в 1843 году (с некоторыми последующими переделками).

 

Внутренняя архитектура

Интерьер Санта-Кроче внешне прост и в то же время очень монументален: три нефа разделены двумя рядами больших колонн с восьмиугольным основанием. Интерьер, большой и торжественный, имеет форму «египетского» креста (или комиссы), т. е. буквы «Т», типичной для других больших монастырских церквей, с особенно большим трансептом (73,74 м), который прорезает церковь высотой многоугольная апсида. В древности трансепт, начиная с пятого пролета продольного корпуса, предназначался только для пресвитеров, с перегородкой, отделявшей это пространство от верных и убранной, как и во многих других церквях, после постановления Трентский собор. Джорджо Вазари позаботился об этом в 1566 году, когда подготовил для Козимо I большой проект модернизации, чтобы применить директивы Контрреформации. Таким образом, хор монахов также был уничтожен, а многие фрески четырнадцатого века на стенах нефа были побелены (например, Андреа Орканья, фрагменты которых сегодня выставлены в Музее базилики) и заменены большими фресками. боковые алтари классической формы.

Грандиозный центральный неф (115,43 х 38,23 м) знаменует собой фундаментальный этап в художественном и инженерном путешествии, которое приведет к нефу Санта-Мария-дель-Фьоре. Очень тонкие стены, поддерживаемые стрельчатыми арками на восьмиугольных колоннах, напоминают раннехристианские базилики Рима, где долгое время работал Арнольфо, но метрический масштаб бесконечно больше, а структурные проблемы представляли собой настоящий вызов техническим возможностям того времени. . Решение этих проблем создало важный прецедент для большой задачи строительства базиликального корпуса городского собора.

В частности, галерея, венчающая арки и окружающая центральный неф, является не только стилистическим приемом, подчеркивающим горизонтальную направленность здания и обуздающим в то время нежеланную во Флоренции готику, но и представляет собой структурную связку, скрепляющую стройные элементы. и огромные стены.

Потолок с фермами, обманчиво «францисканский», требовал сложного конструктивного устройства, учитывая огромный свободный пролет и вес, который мог перегрузить тонкие стены.

Арнольфо, в некотором роде уважая францисканский дух, спроектировал церковь с нарочито голым планом, с большими проемами, предназначенными для освещения стен, на которых, как уже в других францисканских церквях, прежде всего в ассизской, должны были быть большие фигуративные циклы. фрески предназначались для изложения Священного Писания (так называемой Библии бедных) неграмотным людям. Но большая церковь, построенная на средства основных флорентийских семей, не имеет обычных трех часовен во главе креста, а объединяет добрых одиннадцать плюс пять других, расположенных на концах трансепта. Эти часовни предназначались для погребения жертвователей и получили очень богатую отделку стен руками величайших мастеров того времени.

 

Часовни

Большая часовня
Капелла Маджоре вдохновлена ​​чистейшей готической архитектурой трансальпийской матрицы, хотя и опосредованной итальянской трезвостью, с сильным вертикальным напором, подчеркнутым ребрами свода в форме зонтика и узкими, чрезвычайно длинными окнами со стойками. Фрески, украшающие ее, представляют собой «Истории изобретения Истинного Креста», дань уважения названию церкви, написанные Аньоло Гадди около 1380 года.

Дизайн витражей также принадлежит Аньоло Гадди, за исключением самых высоких глазков, которые старше. Нарисованный крест принадлежит маэстро ди Фильине, а полиптих главного алтаря является результатом рекомпозиции: Мадонна в центре принадлежит Никколо Джерини, а Учителя церкви - Джованни дель Биондо и еще одному неизвестному художнику.

Сцены нужно читать сверху вниз, начиная с правой стены. Они представляют:
Архангел Михаил преподносит Сету ветвь древа жизни.
Установите дерево на могиле Адама
Дерево растет, и из него делается мост, где царица Савская стоит на коленях, затем Соломон вытаскивает эту балку и утопает в ней.
Израильтяне берут этот кусок дерева из реки и делают из него крест.
На Святой Елене проводятся раскопки, и Святой Крест снова найден.

Левая стена, сверху:
Святая Елена торжественно несет крест в Иерусалим
Хосров, царь персов, завоевав город, забирает Крест и заставляет свой народ поклоняться ему
Сон Ираклия (неправильно названный сном, Ираклий на самом деле бодрствует, в отличие от Сна Константина в «Рассказах об Истинном Кресте в Арреццо» Пьеро делла Франческа)
Ираклий обезглавливает Хосрова и возвращается в Иерусалим, где, сложив царские одежды, входит с крестом.

 

Правые часовни

Но гораздо важнее фрески в следующих двух капеллах справа, капелле Перуцци и капелле Барди, обе украшены Джотто между 1320 и 1325 годами. Первая изображает истории святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Богослова. , а в этом Барди рассказы о святом Франциске. Оба цикла фресок были выполнены в позднем возрасте мастером, обновившим западное искусство, и представляют собой итог его живописного творчества и художественного завещания, оказавшего большое влияние на следующее поколение флорентийских живописцев (например, Доменико Гирландайо 150 лет спустя сделал это снова, чтобы схемы капеллы Барди для создания францисканских сцен капеллы Сассетти в Санта-Трините). Детали, раскрывающие руку мастера, — это необычайная пространственность, переданная с большим мастерством расположения фигур в сцене, и драматизм повествования, подчеркнутый выразительностью персонажей. Например, в сцене смерти святого Франциска братья святого отчаиваются перед лежащим телом с невероятно реалистичными жестами и мимикой.

Витраж часовни Перуцци, спроектированный Якопо дель Казентино, происходит из соседней часовни Джуньи.

Три другие часовни справа: часовня Джуньи с гробницами Джулии Клари (работа Луиджи Пампалони) и ее дочери Шарлотты Наполеон Бонапарт (с бюстом работы Лоренцо Бартолини); Часовня Риккарди, в которой находится серебряный бюст-реликварий Беаты Умилианы де Черки и фрески на своде и люнетах работы Джованни да Сан-Джованни и три картины конца 16 века / начала 17 века: на справа — «Экстаз святого Франциска» Маттео Росселли, на алтаре — «Обретение креста» Джованни Биливерта и на левой стене — «Милостыни Сан-Лоренцо» Доменико Пассиньяно; капелла Веллути с фресками четырнадцатого века неизвестного художника и полиптихом на алтаре Джованни дель Биондо с пределлой Нери ди Биччи.

Еще справа, во главе трансепта, находится часовня Барончелли, состоящая из двух ниш (одна из которых вполовину шире другой) и украшенная фресками Таддео Гадди с «Историями Богородицы» (1332–1338), где великий ученик Джотто руководил своими исследованиями света (с первым сохранившимся изображением ночной сцены в западном искусстве), а также автором рисунков для витража, четырех пророков снаружи и, возможно, также алтаря, приписываемого некоторые Джотто, который в любом случае подписывает работу. На правой стене находится Мадонна делла Чинтола, расписанная фресками Себастьяно Майнарди. Готическая гробница на внешней стене принадлежала семье Барончелли, работы Джованни ди Бальдуччо 1327 года, того же автора статуэток Архангела Гавриила и Благовещения на столбах арки. Скульптура Мадонны с младенцем внутри часовни работы Винченцо Данти (1568 г.).

С другой стороны, двухпролетная часовня Кастеллани была украшена фресками его сына Аньоло Гадди с помощниками и представляет истории святых Антония Аббата, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Николая Барийского. Мино да Фьезоле, а крест нарисован Никколо Герини. Статуи школы Делла Роббиа представляют Святых Франциска и Святого Доминика, а статуя Луизы Столберг, графини Олбани, выделяется среди надгробий. 1824 г.).

 

Левые часовни

Что касается часовен слева, начиная с Капеллы Маджоре, можно встретить: капеллу Спинелли, отреставрированную в 1837 году Гаспаро Мартеллини; часовня Каппони, посвященная в 1926 году матерям погибших на войне и украшенная статуями Либеро Андреотти; часовня Рикасоли с фресками начала 19 века с рассказами о святом Антонии Падуанском работы Луиджи Сабателли и его сыновей Франческо и Джузеппе; часовня Пульчи-Берарди, украшенная фресками Бернардо Дадди с изображениями Мученичества Святого Лаврентия и Мученичества Святого Стефана (около 1330 г.) и украшенная глазурованной полихромной терракотой работы Джованни делла Роббиа на алтаре; последняя из серии - Часовня Барди в Вернио, украшенная фресками Мазо ди Банко с историями Сан-Сильвестро, среди абсолютно лучших произведений школы Джотто (даже витражи созданы Мазо). На алтаре находится триптих Джованни дель Биондо с изображением Сан-Джованни Гуальберто и рассказами из его жизни, а на левой стене есть две гробницы в нишах, соответственно украшенные фресками Страшного суда с коленопреклоненным портретом Беттино де Барди, вероятно, также Мазо ди Банко. (около 1367 г.), и Смещение и портрет дарителя работы Таддео Гадди.

Часовня во главе трансепта также называется «деи Барди ди Вернио», где хранится Распятие работы Донателло, что вызвало спор, по словам Вазари, между ним и Филиппо Брунеллески: он счел этого Христа слишком грубым и крестьянским. и создал для сравнения единственную дошедшую до нас деревянную скульптуру Распятия, которая сейчас находится в часовне Гонди базилики Санта-Мария-Новелла. Часовня имеет оригинальные ворота 1335 года, а также киворий и двух позолоченных деревянных ангелов, которые во времена Вазари были созданы для украшения главного алтаря церкви. На внешней стене находится саркофаг четырнадцатого века пизанской школы.

Рядом с этой часовней, все еще во главе трансепта, находится часовня Никколини, возведенная Джованни Антонио Дозио в 1584 году, с куполом, расписанным фресками Вольтеррано, статуями Пьетро Франкавилла и двумя алтарями Алессандро Аллори. Наконец, на западной стороне левого трансепта находится часовня Макиавелли-Сальвиати с запрестольным образом, изображающим Мученичество Сан-Лоренцо работы Якопо Лигоцци; он хранит внутри различные гробницы, среди которых выделяется гробница графини Софьи Замойской работы Лоренцо Бартолини (1837-1844), выполненная в стиле неоренессанс, обновленная с оттенком реализма в разложившемся листе.

Чуть дальше, на полу трансепта, находится надгробие Бартоломео Валори работы Лоренцо Гиберти, сильно изношенное (около 1427 г.).

 

Капелла Медичи

Выйдя из головы правого трансепта, вы проходите через портал, спроектированный Микелоццо, любимым архитектором семьи Медичи, с дверями, вырезанными Джованни Ди Микеле, и увенчанный фрагментом фрески с диспутом Храма Таддео Гадди. Это ведет к вестибюлю Новициата, который ведет к Ризнице и Капелле Медичи.

Вестибюль и часовня - работа Микелоццо для Медичи, о чем свидетельствуют многочисленные гербы семьи, заказанные Козимо Старшим около 1445 года. Вестибюль имеет бочкообразный свод, а с левой стороны - каменную скамью, напоминающую скамью капеллы Пацци. На двери часовни находится люнет с фресками с Мадонной с младенцем и святыми, приписываемый фра Бартоломео. Правая стена также украшена большим запрестольным изображением Смещения Алессандро Аллори. Пол состоит из мраморных надгробий, а на левой стене находится памятник Лоренцо Бартолини (который вместо этого похоронен в часовне Сан-Лука в базилике Сантиссима-Аннунциата).

Часовня Медичи, или «Новииата», имеет очень простое и существенное украшение, с прямоугольным основанием, покрытым сводами, и с кошельком, который окружает алтарь. Главный алтарь часовни - глазурованная терракота Андреа делла Роббиа с Мадонной с младенцем между ангелами и святыми, датируемая примерно 1480 годом. Витраж разработан Алессо Бальдовинетти. На правой стене памятник Франческо Ломбарди, составленный из нескольких фрагментов пятнадцатого века, включая Мадонну с младенцем и ангелов из школы Донателло. На левой стене — «Спор о непорочном зачатии» Карло Портелли.

 

Ризница

Отсюда вы также можете получить доступ к большой ризнице, большой комнате, покрытой фермами и богатой фресками. Деревянные шкафы с инкрустациями Микеле ди Джованни да Фьезоле датируются 15 веком, а сегодня в них выставлены реликварии и иллюминированные хоровые книги. Угловой стол четырнадцатого века старше, который, возможно, был одним из шкафов с расписными дверцами для реликвий, чьи панели с четырехлистниками, написанными Таддео Гадди, сегодня находятся в Галерее Академии.

Над геометрическим орнаментом нижней части, на южной стене, находится серия сцен из жизни Христа, выполненных одними из самых выдающихся художников школы Джотто: Никколо Джерини (Вознесение, Воскресение), Таддео Гадди (Распятие ) и Спинелло Аретино (Восхождение на Голгофу). Слева мраморная раковина — работа Паньо Портиджани, а бюст из полихромной терракоты, изображающий Искупителя, — работа Джованни делла Роббиа.

На восточной стороне, в соответствии с окнами, которые освещают комнату, находится большая капелла Ринуччини с фресками, написанными между 1363 и 1366 годами Джованни да Милано (некоторые приписывают их Спинелло Аретино). На правой стене представлены Истории Магдалины, а на левой - Истории Богородицы, а нижняя часть завершена Маттео ди Пачино. Хотя фреска не была типом живописи, близким по духу великому преемнику живописи Джотто Джованни да Милано, в этих работах тем не менее заметно богатство его теплой и бледной гаммы (в отличие от современных флорентийских живописцев, более верных сильным тонам). красного и синего), гладкие и слегка затененные поверхности, величественные и сдержанные сцены. Полиптих на алтаре работы Джованни дель Биондо. Ворота часовни оригинальные и датируются 1371 годом.

 

Гробницы и работы в нефах

Санта-Кроче как Пантеон итальянской славы

Нефы освещены многочисленными витражами, часто датируемыми четырнадцатым и пятнадцатым веками.

В базилике находится бесчисленное количество гробниц. Только на полу разбросано 276 мраморных плит с инкрустированными рельефами и гербами, а на стенах между алтарями Вазари (многие из прославленных мужей) найдено множество погребальных памятников, несмотря на прореживание, имевшее место в начале шестидесятых годов, которое удалило большинство гробниц аристократов девятнадцатого века теперь расположены в коридоре под небольшой лоджией Chiostro Grande.

Хотя базилика использовалась как место захоронения многих выдающихся личностей, как и многие другие церкви, только в девятнадцатом веке она стала настоящим пантеоном известных личностей, связанных с искусством, музыкой и литературой, после определения, которое Уго Фосколо дал его как Храм итальянской славы. Фактически, в 1871 году здесь с очень многолюдной публичной церемонией был похоронен сам Фосколо, который умер в 1827 году в Тернхем-Грин, в соответствии с его собственным желанием быть похороненным рядом с другими великими тосканскими деятелями, такими как Микеланджело, Макиавелли, Галилей.
После этого эпизода в базилике были перенесены и похоронены другие выдающиеся личности, такие как Джоаккино Россини в 1887 году и Леон Баттиста Альберти и др., для которых лучшие скульпторы того времени создали памятники, выстроившиеся вдоль нефа. Для Данте также была подготовлена ​​большая гробница, фактически кенотаф, поскольку город Равенна отказался отдать останки умершего в изгнании поэта.

Санта-Кроче прибыл, чтобы принять пятнадцать тысяч трупов, с большим количеством запросов со всей Италии после того, как распространилась его слава хранителя урн фортов. Каждая просьба рассматривалась специальной комиссией и утверждалась самим великим князем, который время от времени устанавливал также размер пожертвования.

Среди древних памятников первой важной фигурой, похороненной здесь, является Леонардо Бруни, для которого Бернардо Росселлино спроектировал гробницу arcosolium в стиле ренессанс (1444-45), т. круглая арка, закрывающая его сверху. Точно так же могила его преемника Карло Марсуппини была создана Дезидерио да Сеттиньяно.

 

Контрфасад

На контрфасаде находятся надгробные памятники драматургу Джовану Баттисте Никколини (с олицетворением свободы поэзии Пио Феди с 1883 г.) и Джино Каппони со славой Антонио Бортоне (1884 г.). Справа от последнего мемориальная доска и бюст посвящены ботанику Джованни Тарджони Тоццетти. Витраж окна-розетки представляет собой Смещение по карикатуре Джованни дель Понте. Справа от входа, в правом углу, надгробный памятник нумизмату Доменико Сестини (1833 г.).

 

Правый проход

Полотна на алтарях Вазари написаны на общую тему Страстей и являются работой разных художников. Начиная с правого прохода, мы находим (в порядке, обратном чтению сцен) «Распятие» Санти ди Тито (1568 г.), «Хождение на Голгофу» самого Вазари, «Ecce Homo» Якопо Коппи дель Мельо (1576 г.), Бичевание Алессандро Фей, Молитва в саду Андреа дель Минга и Вход Христа в Иерусалим Чиголи (1603-1604).

Самая известная гробница, пожалуй, Микеланджело Буонарроти, между первым и вторым алтарями правого прохода, спроектированная Вазари после того, как останки великого художника прибыли во Флоренцию из Рима (1564 г.). Три скульптуры над гробницей представляют собой олицетворения живописи (Баттиста Лоренци, также автор бюста художника) (около 1568 г.), скульптуры (Валерио Чоли) и архитектуры (приписывается Баттисте Лоренци, ранее относившемуся к Джованни Бандини), опечален смертью великого мастера, но вся гробница представляет собой смесь живописи, скульптуры и архитектуры. Фрески, украшающие его, принадлежат Джованну Баттисте Нальдини.

Перед гробницей Микеланджело на колонне установлена ​​скульптура Мадонны дель Латте работы Антонио Росселлино (1478 г.), помещенная над могилой Франческо Нори, погибшего, чтобы спасти жизнь Лоренцо Великолепного во время так называемого заговора Пацци. .

Продолжая движение по правому проходу, вы впервые встретите кенотаф Данте, огромный памятник 1829 года; оплакивать поэта фигуры Италии и поэзии Стефано Риччи, настроенные на неоклассический стиль, как Канова, но загрязненные неосредневековым, романтическим и праздничным духом того времени. Создание этого кенотафа вдохновило Джакомо Леопарди на сочинение песни Над памятником Данте.

После третьего алтаря находится надгробный памятник Витторио Альфьери работы Антонио Кановы (1810 г.) с олицетворением плачущей Италии, прислоненной к классическому саркофагу с протомами и гирляндами, и сдержанно украшенным медальоном с профилем усопшего, коронами и аллегорическими лирами. .

На следующем столбе находится ценная кафедра работы Бенедетто да Майано (около 1481 г.) с восьмиугольным основанием, великолепно украшенная пятью резными барельефными панелями со сценами из жизни святого Франциска с сильным эффектом глубины благодаря умелое использование перспективы. Под каждой панелью есть ниши со статуэтками Добродетелей.

Рядом со следующим алтарем, четвертым, находится памятник Никколо Макиавелли работы Инноченцо Спинацци (1787 г.), одно из лучших произведений флорентийского неоклассицизма со знаменитой надписью TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM. Особенно элегантны урна и фигура Политики с тонкой драпировкой и головой в «греческом стиле».

После пятого алтаря находится памятник историку Луиджи Ланци работы Джузеппе Белли (1810 г.), а вскоре после эдикулы с «Благовещением Кавальканти» Донателло (около 1435 г.) — шедевр из песчаника с позолотой, выполненный в необычной технике. Это горельефный набор в духе антиклассицизма, характерного для этого этапа творчества скульптора, с контрастом между простотой материала и богатством декора. Персонажи изображены с некоторой неугомонностью и контаминацией античными декоративными мотивами.

За дверью в монастыри находится вышеупомянутый памятник Леонардо Бруни работы Бернардо Росселлино (1444-1445), прототип захоронения эпохи Возрождения, вдохновленный указаниями Леона Баттисты Альберти. Надпись была продиктована Карло Марсуппини, который позже был похоронен в левом проходе.

Далее следует гробница Джоаккино Россини работы Джузеппе Кассиоли ​​(1900 г.) и, после шестого алтаря, гробница Уго Фосколо работы Антонио Берти (1939 г.). Мемориальная доска выше напоминает об основании церкви, а несколько надгробий на полу указывают на место захоронения некоторых лидеров Флорентийской республики: Милано д'Асти, Джованни Акуто и, чуть дальше, Бьордо дельи Убертини. .

За углом, на краю правого трансепта, находится надгробный памятник принцу Нери Корсини работы Одоардо Фантаккиотти (1860 г.).

 

Левый проход

Рядом с углом контрфасада находится серия фресок Санти первой половины пятнадцатого века.

Запрестольные образы боковых алтарей продолжают серию Страстей, начатую в правом приделе. На первом алтаре находится низложение Джована Баттисты Нальдини; Во втором следует Воскресение, а в третьем - Ужин в Эммаусе, обе работы Санти ди Тито; на четвертом алтаре — «Неверие святого Фомы» Джорджо Вазари, затем «Вознесение» Джованни Страдано и «Пьета» Аньоло Бронзино; Пятидесятница Вазари закрывает серию.

Галилео Галилей похоронен в начале левого прохода, после первого алтаря, и в этой же гробнице покоятся его ученик Винченцо Вивиани и женщина, скорее всего, его дочь, сестра Мария Селеста. Гробница Галилея украшена бюстом Джованни Баттиста Фогджини и олицетворениями астрономии (Винченцо Фогджини) и геометрии Джироламо Тиччиати. Окружающие фрески представляют собой остатки украшения нефа четырнадцатого века, приписываемого Мариотто ди Нардо. Гробница, расположенная симметрично гробнице Микеланджело, чем-то напоминает своей формой, хотя и старше более чем на полтора века.

Среди памятных досок одна посвящена Антонио Меуччи, изобретателю телефона. После четвертого алтаря находятся могилы историка Джованни Лами, первой работы Инноченцо Спинацци (1752-1755), и гробницы Эудженио Барсанти, изобретателя двигателя внутреннего сгорания вместе с Феличе Маттеуччи, с бронзовым бюстом Леоне Томмази. Перед пятым алтарем находится надгробие Лоренцо Гиберти с его сыном Витторио.

Памятник государственному деятелю Витторио Фоссомброни является работой Лоренцо Бартолини (около 1844 г.) и увенчан фреской Успения Богородицы, приписываемой Аньоло Гадди.

Между пятым и шестым алтарями находится левый боковой вход, увенчанный органом Онофрио Дзеффирини да Кортона (1579 г.), интегрированным и увеличенным в 1926 г.

Изысканная работа Дезидерио да Сеттиньяно - это памятник Карло Марсуппини пятнадцатого века, расположенный симметрично и с формами, подобными памятнику Леонардо Бруни дель Росселлино. Марсуппини был преемником Леонардо Бруни в канцелярии Флорентийской республики, и его памятник возобновил форму аркосолиума другого, с элегантными украшениями, среди которых Дезидерио добавил несколько изящных херувимов, типичных для его произведений.

Чуть дальше находится памятник 19 века и памятник Леону Баттисте Альберти работы Лоренцо Бартолини.

Неф, почти у входа в трансепт, закрыт памятниками девятнадцатого века музыканту Луиджи Керубини и гравёру Рафаэлло Моргену (1854 г.), оба работы Одоардо Фантаккиотти (последний является лишь кенотафом, заказанным учениками Моргена). , который вместо этого похоронен в церкви Сан-Мартино-ин-Монтуги).

 

Орган

Во время реставрационных работ, проведенных Джорджо Вазари в середине 16 века, в базилике были построены два противоположных симметричных мраморных хора; тот, что справа, оставался пустым, а тот, что слева, был оснащен органом, изготовленным тосканским мастером органов Онофрио Дзефферини между 1575 и 1579 годами (и открыт 6 июня того же года), с корпус разработан тем же Вазари. В 1929 году инструмент, почти не изменивший свои первоначальные характеристики, был снесен, и Папской фабрике органов Джованни Тамбурини было поручено построить орган большего размера в соответствии со стилистическими и звуковыми стандартами того времени (опус 368). Затем на правом алтаре, который веками оставался пустым, была построена коробка для размещения части труб, повторяющая схему алтаря Вазари, которая, адаптированная, осталась на алтаре и вмещала в себя часть новой акустической системы. материал. Во время наводнения во Флоренции 4 ноября 1966 года консоль была непоправимо повреждена, как и электронные блоки управления; поврежденный материал был заменен важной реставрационной операцией, после которой орган снова заиграл. Еще одна крупная реставрация была проведена фирмой Mascioni в 2009-2010 годах. В настоящее время (2011 г.) орган с электронной трансмиссией, отремонтированной компанией Mascioni, имеет четыре клавиатуры по 61 нота в каждой и вогнуто-радиальную педаль на 32. Трубы размещены в трех отдельных корпусах:
те из Grand'Organo, Espressivo (соответственно II и III клавишные) и части Pedale размещены в новом корпусе, построенном в 1926 году над хором справа;
экспрессивные Positivo (I клавишные) и часть Pedale в старом футляре на левом хоре;
те из Хорального выразительного (клавиша IV) в ложе без дисплея, помещенного за главным алтарем.

 

Музей

Монастырь и история музея

Базилика соответствовала одному из крупнейших монастырей города. Как и в Санта-Мария-Новелла, с конца восемнадцатого века комнаты постепенно секуляризировались и предназначались для других целей. Например, Национальная центральная библиотека Флоренции стоит на земле, которая ранее была частью монастыря, а сегодня среди различных мероприятий, проводимых в бывшем монастыре, есть начальная школа и школа кожевенных мастеров.

Самая монументальная часть комплекса, состоящая из бывшей трапезной с Тайной вечерей, была устроена как музей еще 2 ноября 1900 года под руководством Гвидо Кароччи, где уже существовало хранилище произведений искусства, частично в результате сноса исторического центра периода Реабилитации (архитектурные фрагменты, которые сегодня находятся в лапидарии Национального музея Сан-Марко). Музей постепенно расширялся и был открыт с новой планировкой 26 марта 1959 года как Museo dell'Opera di Santa Croce, с двумя монастырями, главной трапезной и некоторыми другими помещениями, но наводнение во Флоренции, с водой, которая здесь достиг 4,88 метра, потребовался длительный период закрытия для подготовки необходимых реставраций. Вновь он был открыт только в 1975 году, а год спустя, по случаю десятой годовщины наводнения, в музей было возвращено потрепанное Распятие работы Чимабуэ.

Примерно с 2000 года весь комплекс базилики был преобразован в единый большой музей с единым платным билетом, что, с одной стороны, уменьшило влияние массового туризма на сокровища базилики, а с другой, вызвало типичные споры при выделении культа здание, предназначенное для музейного использования, обедняющее духовную роль этой среды. Учитывая эти изменения, сегодня уже не имеет особого смысла говорить о Museo dell'Opera di Santa Croce, так как весь комплекс стал музеем.

В ноябре 2006 года, сразу после празднования сороковой годовщины наводнения, после кропотливой и сложной реставрации девятнадцать ценных картин вернулись на свои места и теперь экспонируются в специальной обстановке в трапезной.

По случаю пятидесятой годовщины наводнения грандиозное панно «Тайная вечеря» Джорджо Вазари, в то время разделенное на большие сегменты и хранившееся в течение сорока лет, было перемещено после того, как реставрация Opificio delle Pietre была завершена тяжело.

В 2008 году музей посетили 837 575 человек.

 

Монастыри и часовня Пацци

Клуатр четырнадцатого века (но с заменой и добавлением архитектурных элементов с течением времени) расположен с правой стороны фасада базилики и ведет к часовне Пацци. Первоначально он состоял из двух отдельных монастырей, одного прямоугольного и одного квадратного, которые можно четко идентифицировать в нынешнем асимметричном плане. С правой стороны фасада есть углубление, где ряд кипарисов окружает статуи Бога-Отца, сидящего работы Баччо Бандинелли (ранее входившего в хор собора), и статуи бронзового Воина работы Генри Мура.

Капелла Пацци — шедевр Филиппо Брунеллески и всей архитектуры эпохи Возрождения, прекрасный пример пространственной гармонии, достигнутой во всех ее конструктивных и декоративных элементах. Небольшое крыльцо фасада одни приписывают продолжению Джулиано да Сангалло, а другие возводят его к рисункам мастера. Фриз с медальонами и головами херувимов выполнен Дезидерио да Сеттиньяно, а цилиндрический свод украшен медальонами и розетками Луки делла Роббиа, который также спроектировал люнет над входом; деревянные двери были вырезаны Джулиано да Майано в 1472 году. Внутри пластический декор строго подчинен архитектуре, с двенадцатью большими медальонами апостолов, среди лучших творений Луки делла Роббиа, фриз с Херувимами и Агнцем, и другие 4 полихромных медальона с евангелистами, приписываемые Андреа делла Роббиа или самому Брунеллески, который руководил дизайном. Витраж был выполнен по проекту Алессо Бальдовинетти.

Рядом с часовней Пацци в склепе часовни Кастеллани находится постоянная выставка работ гравера Пьетро Париджи.

С северной стороны находится галерея надгробных памятников, в основном XIX века, которые теснили первый монастырь и которые были перемещены и собраны здесь с 1964 по 1986 год. Длинный проход проходит под портиком с лоджией на северной стороне, и вымощена как на полу, так и на стенах из надгробных памятников. Среди них выделяются портрет певицы Вирджинии де Блазис Луиджи Пампалони (1839 г.), портрет Джузеппе Сабателли Улиссе Камби (1844 г.) и портрет музыканта Джованни Пачини Винченцо Консани (1874 г.).

С другой стороны, памятники Джироламо Сегато из школы Лоренцо Бартолини, Флоренс Найтингейл и патриоту Джузеппе Ла Фарина (Микеле Аутери Помар, 1877 г.) остались на месте на входной стене.

Второй монастырь имеет квадратную перегородку с центральным колодцем, очень элегантную работу 1453 года, которую некоторые приписывают проекту Брунеллески, хотя более вероятно, что вмешательство было осуществлено Бернардо Росселлино. Он полностью сделан из песчаника, с круглыми арками, поддерживающими лоджию с архитравом на первом этаже. Перемычки между арками украшены изысканным граффити и рельефными медальонами с гербами и компаниями. Национальная центральная библиотека Флоренции выходит на второй монастырь, используя комнаты на первом этаже с южной и восточной сторон.

 

Трапезная

Маршрут выставки продолжается посещением Трапезной четырнадцатого века, где размещены важные образцы сакрального искусства, среди которых выделяется «Распятие» Чимабуэ, одно из самых важных произведений искусства всех времен, ключевое в переходе от византийской живописи. к тому современному, который стал печально известным как символ разрушений, вызванных наводнением 1966 года; несмотря на реставрацию, живописная поверхность была в значительной степени утрачена, и чтобы в полной мере полюбоваться ею, у нас есть только фотографии до катастрофы.

На западной стене трапезной доминирует большая серия фресок Таддео Гадди, которые полностью покрывают ее (1333 г.). Схема украшений станет типичной для монастырских горниц, с Распятием, представленным здесь в виде Древа Жизни (иконография взята из Lignum Vitae святого Бонавентуры), в окружении некоторых сцен, среди которых ниже выделяется Тайная вечеря, первый прототип флорентийских сенаклей, которые украсят трапезные самых престижных монастырей и монастырей города. Остальные сцены, составляющие целое, представляют собой идеи, над которыми монахи могли размышлять во время трапезы:

Святой Бенедикт в одиночестве
Иисус за ужином с фарисеем
Святой Франциск получает стигматы
История Святого Людовика Тулузского

Затем на стенах выставлены шесть фрагментов фресок Андреа Орканья, найденных под штукатуркой шестнадцатого века в правом проходе церкви. Вероятно, они серьезно пострадали от наводнения 1557 года, настолько сильно, что вынудили Вазари (который, конечно же, не покрывал старинную работу ради одного лишь стилистического обновления, будучи ярым поклонником древних флорентийских мастеров) построить новые алтари. in pietra serena на белой гипсовой стене. Однако найденные фрагменты отличаются энергичным и драматичным повествованием в сценах, красочным изобразительным языком. Различают Триумф Смерти, Страшный суд и часть Инферно. Другими фресками четырнадцатого-пятнадцатого века являются изуродованный люнет «Оплакивание» Таддео Гадди, ранее находившийся на двери левого прохода, и вид на город Флоренцию на Венете деи Франческани во Флоренции работы Джованни дель Биондо, где один можно узнать внешний вид площади собора около 1380 года с фасадом Арнольфо Санта-Мария-дель-Фьоре.

Статуя Сан-Людовико-ди-Толоза — мощная работа Донателло, одна из очень немногих из позолоченной бронзы великого флорентийского скульптора (1423–1424), первоначально созданная для ниши в Орсанмикеле, затем она была вытеснена Инкредулита ди Сан. Томмазо ди Верроккьо в 1487 году и более трех с половиной столетий находилась в центре незавершенного фасада Санта-Кроче. Статуя Донателло была одной из первых крупных бронзовых статуй со времен античности, хотя для облегчения позолоты было собрано несколько частей. Яркий контраст между головой и рукой, вылепленными с тонким реализмом, и тяжестью драпировки, скрывающей все тело.

Также в трапезной, рядом с дверью во вторую комнату, находится отдельная фреска с изображением святых Иоанна Крестителя и Франциска, фрагмент более крупной работы в типичном ярком стиле Доменико Венециано с влиянием Андреа дель Кастаньо (который был также приписывалось). Первоначально он располагался на хорах, а затем на стене правого придела церкви.

Здесь же были выставлены девятнадцать запрестольных образов (картины на дереве или холсте), поврежденные во время наводнения и перемещенные только в 2006 году, по окончании длительных и масштабных реставрационных работ:

Мадонна с младенцем и святыми Нардо ди Чионе,
Коронация Богородицы Лоренцо ди Никколо,
Полиптих Святого Иоанна Гуальберта работы Джованни дель Биондо,
Сан Якопо ди Лоренцо Монако,
Сан-Бернардино Сиенский Росселло ди Якопо Франки,
Святой Бонавентура Доменико ди Микелино,
Снятие с креста Франческо Сальвиати (которое почти чудесным образом восстановилось после того, как его нашли растерзанным),
«Сошествие Христа в Лимбо» Аньоло Бронзино (после реставрации были обнаружены «кровавые» подробности демонов, цензурированные в древности),
Троица Чиголи (1592 г.).

 

Другие комнаты

Во второй комнате находятся фрагменты фресок и витражей с работами Нери ди Биччи и, по атрибуции, Джотто и Алессо Бальдовинетти. Есть также модели колокольни и фасада девятнадцатого века и некоторые картины. Люнет с изображением умирающего святого Франциска, раздающего хлеб монахам, — работа Якопо Лигоцци, синопию которого можно найти в шестой комнате. Во время реставрации капеллы Барончелли здесь хранился полиптих Барончелли, приписываемый Джотто или Таддео Гадди. Джотто также приписывают фрагмент фрески под названием «Скорбящая Мадонна».

В третьей комнате, бывшей Капелле деи Черки, находятся отдельные фрески и фрески Делла Роббиа, в том числе одна работа Андреа делла Роббиа, два бюста Джованни делла Роббиа и Мадонна с младенцем работы Бенедетто Бульони. Нарисованный крест работы Липпо ди Бенивиени, а отдельные фрески, уже составляющие часть первоначального декора часовни, приписываются Никколо ди Пьетро Герини (украшенные рамы) и Мастеру Сан-Мартино-а-Менсола (Величество со святыми). .

В четвертой комнате есть фрески и синопии четырнадцатого и пятнадцатого веков. В пятом зале представлена ​​реконструкция памятника Гастоне делла Торре работы Тино да Камайно, другие скульптуры в основном четырнадцатого века (в том числе работы Тино ди Камайоно и две панели, приписываемые Джамболонье) и гипсовые модели статуй девятнадцатого века, которые украшают фасад. В шестой и последней комнате есть несколько отдельных фресок, среди которых выделяются три работы Маттео Росселли.

 

Огороды

Ряд древних огородов соответствует задней части церкви, полный деревьев (с некоторыми крупными экземплярами каркаса, атласских и гималайских кедров), которые сегодня являются территориями, принадлежащими школам Песталоцци и Витторио Венето Скуола-Читта, Национальный центральный Библиотека Флоренции и школа кожи.

 

Братства

Со временем в большой базилике и ее пристройках (особенно в обширных подвалах) собралось множество компаний или братств. Среди наиболее важных были:
Компания Санта-Мария-делле-Лауди Санта-Кроче
Общество Иисуса или дисциплины Санта-Кроче
Компания Сан-Франческо-дель-Мартелло
Компания Бернардино
Компания Сан-Франческо и Санта-Мария-Маддалена
Компания Рождества Богородицы Книготорговцев
Компания Сант-Антонио Абате деи Маселлари
Компания святого Антония Мендерского
Компания Сан-Бонавентура деи Карчерати
Компания Санта-Мария-ди-Лорето
Компания Сан-Филиппо Бенизи "черный"
Компания блаженного Петра Петтинаньоло

 

Работы в Санта-Кроче

Джотто и его помощники, Полиптих Перуцци, сейчас находятся в Художественном музее Северной Каролины.
Джотто и его помощники, Вечные и Ангелы, сейчас в Художественном музее Сан-Диего.
Таддео Гадди, Панно из гардероба ризницы Санта-Кроче, сейчас находится в Галерее Академии во Флоренции, в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Галерее драгоценностей в Берлине.
Филиппо Липпи, Алтарь послушника, сейчас в Уффици

 

Личности, похороненные или помнящие в Санта-Кроче

Базилика является местом захоронения некоторых из самых выдающихся итальянских личностей, таких как Микеланджело Буонарроти, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Витторио Альфьери, Уго Фосколо, Джоаккино Россини.

Хотя это католическая церковь, здесь также есть захоронения неверующих, в том числе и самого Фосколо. Первой выдающейся личностью, похороненной здесь, был Леонардо Бруни во второй половине пятнадцатого века, а последним человеком, фактически похороненным в Санта-Кроче, был Джованни Джентиле в 1944 году, но после войны были прикреплены памятные доски, например, для Энрико Ферми, чья могила находится в Соединенных Штатах, где он умер в 1954 году.

Леон Баттиста Альберти
Данте Алигьери (кенотаф, поэт похоронен в Равенне)
Джованни Акуто (памятная доска)
Виктор Альфьери
Антонио Бальди, художник
Эудженио Барсанти
Лоренцо Бартолини (кенотаф)
Вирджиния де Блазис, сопрано
Ида Ботти Шифони, художник
Леонардо Бруни
Микеланджело Буонарроти
Роза Кайет Пиаттоли, художник
Луиджи Канина
Джино Каппони
Джулия Клари, жена Жозефа Бонапарта, и дочь Шарлотта Наполеон Бонапарт
Леонардо да Винчи (памятная доска)
Луиджи Керубини (кенотаф)
Бартоломео Кристофори, изобретатель фортепиано
Кассоно делла Торре, архиепископ Милана и патриарх Аквилеи
Энрико Ферми (памятная доска)
Хью Фосколо
Галилео Галилей
Джон Джентиле
Лоренцо Гиберти
Виктор Гиберти
Луи Ланци
Марио Лузи (памятная доска)
Никколо Макиавелли
Гульельмо Маркони (памятная доска)
Карло Марсуппини
Пьер Антонио Микели
Джозеф Монтани
Рафаэль Морган
Флоренс Найтингейл (кенотаф)
Михал Клеофас Огинский
Джоаккино Россини
Джузеппе Сабателли, художник
Джироламо Сегато, ученый
Доменико Сестини, нумизмат
Луиза Штольберг-Гедерн, графиня Олбани, жена Чарльза Эдуарда Стюарта (спутница Витторио Альфьери)
Фортуната Сульгер, поэт
Анджело Таванти