Дворец Сапиенца (Пиза), Италия

 

Палаццо делла Сапиенца в Пизе, основанный в эпоху Возрождения и основательно отреставрированный в двадцатом веке, является главной резиденцией юридического факультета Пизанского университета и Университетской библиотеки Пизы.

Расположенный недалеко от Лунгарно-Пачинотти, он занимает весь квартал, очерченный улицами Куртатоне и Монтанара, улицами Сапиенца и Далл'Уливо и, наконец, улицей Тануччи, которая, в свою очередь, заканчивается на площади Данте. Дворец, помимо того, что является настоящим символом Пизанского университета, образует единое целое с городом: здание и его аркады постоянно пересекают студенты, преподаватели, туристы, горожане, что свидетельствует о несомненном успехе этого сооружения, от городской точки зрения, привлекает пользователей.

 

Описание

План, хотя и трапециевидный, чтобы адаптироваться к текстуре городской планировки, в которую он вставлен, имеет почти симметричный портик относительно оси, параллельной Лунгарно. По высоте здание предполагает постепенное уменьшение массы кладки, что положительно сказывается на общей статике комплекса. Внутри здания есть три лестницы, которые находятся в непосредственном контакте с аркадами, за которыми простирается внутренний двор, первоначально с 1500 года, который структурирован как имплювий, спроектированный в соответствии со средневековой традицией.

Решающим фактором для успеха соотношения между крытыми и открытыми пространствами в этом здании является высокое значение межколонного пространства по сравнению с толщиной колонн: это было достигнуто как за счет выбора прочных материалов для колонн, так и за счет использования архивных материалов. система с круглым сводом на первом этаже и травообразным на втором этаже, поддерживающим легкую кровлю; таким образом, соотношение света и толщины колоннад таково, что гарантирует высокую прозрачность поддерживающего устройства крытых проходов, смягчая надвигающийся эффект, который колоннады производят на пользователя, который часто посещает портик.

Присутствие купола обсерватории в юго-западном углу здания вносит элемент асимметрии, который можно назвать чем угодно, только не неприятным: внутренний фасад таким образом преуменьшается, облегчая несколько дидактическое присутствие центральной башенки с часами, размещенными в низком рельефе, и повторяющийся ритм колоннад.

Герб Медичи на Виа делла Сапиенца 4 был сделан Пьерино да Винчи, возможно, в сотрудничестве с Триболо.

 

Внутренний вид

Все помещения на первом этаже, как правило, имеют недостаточные и плохо расположенные окна, расположенные по причинам внешней высоты на чрезмерной высоте пола, не позаботившись о поднятии внутреннего прохода по отношению к внешнему дорожному покрытию с следствием эта яркость, однако, является элементом определенной критичности, который в различных условиях заставляет использовать искусственное освещение в течение дня. С функциональной точки зрения два лекционных зала достаточно удачны, даже при наличии не совсем удовлетворительных акустических характеристик. В частности, Aula Magna Nuova, хорошо связанная удобной лестницей, построенной в начале двадцатого века и недавно оборудованной лифтом, который позволит добраться даже людям с ограниченными возможностями, имеет пропорциональный объем с мебелью и отделкой, которые все еще в полном объеме. использовать сегодня, удобство использования, а также историческую и художественную ценность. Учебные классы, расположенные на первом этаже с северной стороны здания, хотя и полностью функционируют, уже не подходят для сбора больших масс студентов, посещающих курсы юридического факультета.

Кроме того, виды с крыльца делают внутренние объемы менее приватными и уменьшают их яркость, нарушая некоторые комнаты на первом этаже. Незначительные проблемы можно увидеть в этом смысле на втором этаже, где некоторые области также могут использовать противоположный вид между внешней жизнеспособностью и внутренним двором, больше не опосредованным портиком. Однако яркость является элементом определенной критичности, который в различных условиях заставляет использовать искусственное освещение в течение дня.

 

Необходима рационализация использования исторически недостаточных и не поддающихся перераспределению внутренних пространств с учетом историко-архитектурной ценности и монументальности здания. В результате здание La Sapienza в большей степени благоприятствует своим отношениям с внешним миром, а не деятельности, проводимой внутри. По этой причине существуют исторические причины, присущие его прошлому предназначению в качестве коллегиальной резиденции для гораздо меньшего числа студентов университета, чем нынешнее, но, на самом деле, сама его концепция, возможно, обнаруживает большее внимание к пользователю, размещенному за пределами здания, а не чем внутри: или, по крайней мере, это восприятие, которое современный пользователь извлекает из него из-за нынешнего образа жизни, обусловленного более высокими ожиданиями комфорта и обитаемости интерьеров, чем в прошлом. Тяжелым было использование в течение 1985-1995 годов строительной техники, включая пневматический молот, который беспокоил шумами и, прежде всего, вибрациями как студентов во время уроков, так и тех, кто учился в библиотеках института или в университетской библиотеке наверху; неизвестно, в какой степени эти ремонтные работы, в том числе изменения внутренних перегородок и раздвижные двери на первом этаже, а также знаменитое недавнее землетрясение повлияли на устойчивость здания.

 

Винченцо Пилотти и новое здание Сапиенца

1922-1923 учебный год открылся в Пизе торжественной церемонией в Новой Аула Магна, последним ярким эпизодом длившегося около трех десятилетий смутного строительного мероприятия, существенно преобразившего старинный Палаццо делла Сапиенца, приспособив его к новым временам и новые потребности. В конце девятнадцатого века в историческом Палаццо делла Сапиенца в условиях нехватки места и поистине неустойчивой санитарно-гигиенической ситуации размещались ректорат и его офисы, секретариат, библиотека, Aula Magna и классы юридических школ. и математика и естественные науки. Центральному зданию, хотя и самому представительному, не повезло с другими научными институтами, которые, располагаясь в исторических зданиях, претерпели преобразования и расширения, как, например, школы физики, химии, естественной истории и ботаники; не в последнюю очередь медицинская школа, для которой было построено новое здание. Вышеупомянутое устаревшее положение Палаццо можно вывести из отчета «Проект устройства центрального здания, известного как Ла Сапиенца», составленного туринским инженером Крешентино Казелли 15 апреля 1902 года:

«[…] Дидактические классы на первом этаже Sapienza тесны и негигиеничны. Некоторые классы наполнены светом из узких дворов соседних частных домов. Другие имеют воздушный и непрямой свет. Aula Magna на первом этаже получает очень мало света от Via dell'Ulivo, имеет высоту всего пять метров, чрезмерно длинна и не очень широка и поэтому не подходит для проведения собраний, для которых она предназначена. Помещения Секретариата и Ректората на первом этаже хотелось бы объединить по частям с Библиотекой, которой нужны новые помещения. Комнаты на первом этаже, выходящие на виа Сан-Фредиано, которые служили магазином Magazzini del Sale, имеют новые дефекты и пришли в негодность из-за селитры и влажности».
(Романо Паоло Коппини, Алессандро Този, La Sapienza of Pisa, стр. 131)

Кроме того, для расширения здания было совершенно необходимо экспроприировать дома Боргини на виа Танничи, чтобы снести их. Таким образом, многочисленные просьбы ректора, очевидно, были основаны на желании иметь новую большую Aula Magna на первом этаже и относительную лестницу в сторону Via San Frediano, расширение библиотеки, новые классы и санитарно-гигиеническую реабилитацию существующие, новое расположение кабинетов ректората и новый, более достойный главный фасад.

Художественная часть работ «Сапиенца Пизана» (лестница, фасад и Аула Магна) была заказана архитектору Пилотти в рамках проектов, первоначально подготовленных Казелли; Наоборот, с профессиональной точки зрения, это был настоящий трамплин для Пилотти, который таким образом смог оставить след на лице исторического города: этико-профессиональная прерогатива, которая будет сопровождать его на протяжении всей его жизни. В конце 1908 года Пилотти по проекту Sapienza жаловался, что:

"[...] для фасада мне пришлось работать по представленному мне эскизу, из которого я соблюдал только расположение отверстий (дверей и окон), а в остальном мне пришлось сделать гораздо больше чем декоративная часть, но и архитектурная».

 

В 1913 году, после получения государственного рефинансирования, ректор поручил Винченцо Пилотти проект Новой Аула-Магна с договором между сторонами, который устанавливал плату архитектору в размере 1500 лир и обязательное обязательство сдать проект в максимальные сроки. из трех месяцев. Пилотти представил новые чертежи 10 октября 1913 г., игнорируя то, что уже было одобрено в 1905 г. на том основании, что для Aula Magna:

«[...] чертеж придется изменить в целом и в очень тонких деталях только потому, что уже есть очень схематичный рисунок и очень узкая колея и с очень разными размерами».

Таким образом, для новой Aula Magna Pilotti радикально изменил проект, лицензированный инженерами-строителями: новая пространственная концепция, которая освободила примерно 300 м² поверхности (вдвое больше, чем старая Aula) от запланированной колоннады по периметру во всю высоту, перемежающейся на первом этаже. галереей, проходившей по всему периметру помещения. Новая среда, которую можно было полностью рассмотреть с лоджии, поддерживаемой всего двумя парами тосканских колонн, увенчанных на первом этаже двумя парами коринфских колонн, закрывавших зал с длинной стороны напротив кресла ректора.

 

История

Строительство Палаццо делла Сапиенца на месте площади Пьяцца дель Грано четырнадцатого века было начато в 1486 году Лоренцо деи Медичи и завершено Козимо I в 1543 году по случаю открытия Студии для решения проблемы разрозненная разрозненность в городской ткани многочисленных «школ», предназначенных для обучения и необходимости размещения нуждающихся учащихся.

Ла Сапиенца и город
Первоначально студии в Пизе не хватало здания, в котором размещались бы все классы. Последние проводились в церквях Сан-Микеле-ин-Борго, Сан-Никола, Санта-Катерина и Сан-Пьерино. Именно Лоренцо Великолепный, начиная с 1489 года, приказал построить здание Сапиенца на площади Пьяцца дель Грано, где классы должны были располагаться на первом этаже, а помещения для студентов и профессоров — на верхнем. Однако из-за политических и медицинских событий того времени строительство было завершено только в середине следующего века, когда Козимо I Медичи окончательно вновь открыл пизанскую студию, расположенную в Сапиенце, набросав новый устав и установив пол. герцогский студенческий колледж.

В Сапиенце, пока Пизанский университет посещало относительно небольшое количество молодых людей, оставались офисы властей и академической администрации и классы трех учебных колледжей теологов, юристов и художников; в то время как постепенно, с развитием точных наук, в некоторых помещениях, расположенных вдоль Виа Санта-Мария, и в анатомических «амфитеатрах» в больнице Санта-Кьяра образовались первые лаборатории.

В древние времена на первом этаже Sapienza было одиннадцать классных комнат, и все они выходили в перистиль, окружавший двор (атриум), включая Aula Magna Storica, где проводились самые популярные уроки, такие как инаугурационная. год, а также экзамены, окончательный выпуск и для студентов-некатоликов та же самая церемония вручения докторских знаков отличия, которая вместо католиков происходила с большей пышностью в докторской комнате Архиепископского дворца, поскольку архиепископ Пизы оставался великим канцлер Пизанской генеральной студии. Также на первом этаже Сапиенцы, недалеко от главного входа, были другие комнаты, отведенные для учителей, дворников и трапезная «сапиентини». Когда, наконец, в середине шестнадцатого века был завершен и верхний этаж, туда можно было перенести Collegio della Sapienza, способную вместить столько спален и пристроек, сколько 40 школьников, происходящих из семей в неблагополучных условиях и заслуживающих помощи в их обучение с питанием и бесплатным проживанием по особой великокняжеской милости, а затем по конкурсу при поступлении.

 

С 1799 года в течение нескольких месяцев, а затем окончательно с 1804 года, после оккупации Ла Сапиенцы французскими войсками, колледж Ла Сапиенца больше никогда не открывался. С тех пор «sapientini» платили ежемесячную плату, а в комнатах на верхнем этаже, которые до этого использовались в качестве студенческих спален, университетская библиотека была переведена с 1819 на 1824 год, которая до тех пор оставалась замкнутой и приносила в жертву в какой-то тесноте. помещения на улицах Санта-Мария и Пьяцца-деи-Кавальери, а также где другие библиотеки монастырей, запрещенных в наполеоновскую эпоху, были добавлены к их собственному библиотечному оборудованию. В конце девятнадцатого века с закрытием теологического факультета и переводом медицинского факультета в клиники, построенные в районе Санта-Кьяра, а в начале двадцатого века с другими новыми факультетами, открытыми в конкретных зданиях в центр города, Сапиенца оставалась исключительной резиденцией ректора, университетской библиотеки и юридического факультета, первого родившегося в Пизе и до тех пор самого важного.

С 1907 по 1920 год его здание было полностью отремонтировано внутри и снаружи, когда архитектор Пилотти также создал Aula Magna Nuova на верхнем этаже с видом на Виа Куртатоне и Монтанару. Фашизм и министр Джентиле вновь открыли Пизанский университет и его историческое место Сапиенца, где в 1928 году была открыта аспирантура по статистике и экономике, а другая, тогда еще более престижная, по корпоративному законодательству.

Сапиенца и университет
В 1827 году, когда Джакомо Леопарди во время своего «счастливого» пребывания в Пизе захотел поучиться у уже известного юриста Джованни Карминьяни, его сопровождали в Палаццо делла Сапиенца, из которого был удален одноименный университетский колледж. несколько лет назад, чтобы освободить место для академических лекций. Здесь было несколько очень переполненных аудиторий, где проводились различные настоятельно рекомендуемые курсы, от самых читаемых путеводителей, до образованных и любознательных путешественников, указывающих их в числе главных достопримечательностей древнего императорского города.

История Палаццо делла Сапиенца на самом деле является частью славной истории пизанской студии, которая после долгого этапа, характеризующегося «домашним» измерением учений, проводилась именно в домах различных учителей, на самом деле без определенного определения. правил и с весьма громоздким, начиная с господства Лотарингии, испытал процесс большей регулярности своих собственных уставов и правил; процесс, в котором перевод всех курсов на Sapienza имел ведущее значение в содействии рождению институционального характера университетского обучения. На самом деле, во время регентства Лотарингии, великого герцогства Пьетро Леопольдо, первой части герцогства Фердинанда III и королевства Этрурия, за семьдесят лет между 1737 и 1807 годами Пизанский университет не претерпел серьезных изменений в институциональном отношении. плана, несмотря на различные попытки реформ, предпринятые различными режимами. Управление университетом по-прежнему возлагалось на аудитора и, прежде всего, на администратора, должность, которую в восемнадцатом веке занимали личности значительной интеллектуальной глубины, такие как Гаспаре Черати, до 1769 года, и Анджело Фаброни, с этой даты до 1803 года, в то время как нормальное внутреннее управление фирмой было обязанностью канцлера или секретаря.

Значительные нововведения произошли от роли учителей, демонстрируя, что те ферменты обновления, которые уже появились в последние годы правления Козимо III и Джан Гастоне деи Медичи, полностью осуществились при правительствах Лотарингии, когда в Пизанском университете старый Аристотелевские учения окончательно взяли верх над новыми точными науками Галилея и Ньютона.

 

Престижный итальянский университет

В Пизе, в частности, самом важном университете региона в начале нового века, была увековечена дидактическая традиция, заложенная в девятнадцатом веке, особенно в области права, где до 1918 года Карло Франческо Габба, Франческо оставался на кафедре. Буонамичи и Джузеппе Тониоло, в области истории, характеризующейся присутствием уже пожилого Алессандро Д'Анкона, директора Scuola Normale Superiore с 1893 по 1900 год, и в области медицинских знаний: с 1883 года медицинский факультет был укомплектован возможность создания кафедр клинических дисциплин, ранее зарезервированных только для филиала во Флоренции; факт, который, безусловно, способствовал приличной посещаемости студентов, насчитывавшей в первые годы двадцатого века около 250 единиц.

 

В 1913 учебном году в соответствии с законом № 856 от июня того же года родился также инженерный факультет, который придал институциональное единство исследованиям, развивавшимся в Пизе в этом секторе с середины девятнадцатого века. Первым директором был Улиссе Дини, директор Scuola Normale Superiore в те годы, и степень, присуждаемая новым курсом, на данный момент ограничивалась только гражданским строительством. Кроме того, с 1890 г. родился первый институт глоттологии в Европе, которым с 1908 г. в течение сорока лет руководил Клементе Мерло.

В плане строительства с 1902 г. была предусмотрена конвенция, ратифицированная законом от 17 июля 1903 г., для организации и улучшения Пизанского университета и его научных учреждений, что позволило провести ряд конкретных работ по перестройке различных зданий. В 1911 году в этом контексте была завершена имитация ренессансного фасада Палаццо делла Сапиенца, задуманная инженером Винченцо Пилотти. По случаю реформы язычников престиж Пизанского университета был признан признанным, и он был включен в таблицу А, предусмотренную законом 1923 года, что полностью произошло за счет государства в качестве доказательства приписываемого ему основного веса. Однако, следуя этому закону, он испытал значительную модификацию философского факультета, который взял на себя руководство литературой и философией, реструктурировав свои курсы.

Сегодня
Здание под названием «Ла Сапиенца» является одним из самых больших зданий в Пизе; на самом деле, с его крытой площадью более 1850 м² и примерно 360 м² внутреннего двора, Сапиенца представляет около 3% всего фонда зданий Пизанского университета, что сопоставимо по объемам и крытым площадям с несколькими другими зданиями. города.

29 мая 2012 года, после землетрясения в Эмилии, здание было закрыто для публики из-за сейсмической уязвимости здания, и, следовательно, университетская библиотека Пизы также была временно закрыта. Наконец, после 6 лет реставрации, когда в работе находились различные блоки, 29 мая 2018 года он был наконец вновь открыт. Реставрация коснулась как статичной части здания, так и ее благоустройства, о чем свидетельствует реставрация медичийской белизны в фасадах стен внутреннего двора.