Сатурн/ Крон

Сатурн был богом древнеримской религии и персонажем римской мифологии. Его описывали как бога времени, зарождения, растворения, изобилия, богатства, земледелия, периодического обновления и освобождения. Мифологическое правление Сатурна изображалось как Золотой век изобилия и мира. После завоевания Греции римлянами его отождествили с греческим титаном Кроносом. Супругой Сатурна была его сестра Опс, от которой он породил Юпитер, Нептун, Плутон, Юнону, Цереру и Весту.

Сатурн особенно отмечался каждый декабрь во время фестиваля Сатурналий, возможно, самого известного из римских праздников, времени пиршества, смены ролей, свободы слова, дарения подарков и веселья. В храме Сатурна на Римском форуме размещались государственная казна и архивы (аэрарий) Римской республики и ранней Римской империи. Планета Сатурн и день недели суббота названы в его честь и связаны с ним.

 

Мифология

Римская земля сохранила память об очень далеком времени, когда Сатурн и Янус царствовали на месте города до его основания: Капитолий назывался mons Saturnius. Римляне отождествляли Сатурн с греческим Кроносом, чьи мифы были адаптированы для латинской литературы и римского искусства. В частности, роль Кроноса в генеалогии греческих богов была перенесена на Сатурн. Еще при Андронике (III век до н. э.) Юпитера называли сыном Сатурна.

У Сатурна было две любовницы, которые представляли разные аспекты бога. Имя его жены Опс, римский эквивалент греческого Рея, означает «богатство, изобилие, ресурсы». Однако ассоциация с Опсом считается более поздним развитием, поскольку изначально эта богиня была в паре с Консусом. Раньше Сатурн ассоциировался с Луа («разрушение, растворение, разрыхление»), богиней, получившей окровавленное оружие врагов, уничтоженных на войне.

Под властью Сатурна люди наслаждались спонтанными щедротами земли без труда в «золотой век», описанный Гесиодом и Овидием. Он стал известен как бог времени.

 

Этимология и эпитеты

Согласно Варрону, имя Сатурна произошло от слова «сатус», что означает «посев». Несмотря на то, что эта этимология проблематична с точки зрения современной лингвистики (ибо, хотя исторически мотивированное чередование длины гласных действительно встречается в латинских корнях, долгое ā в Sāturnus, в частности, остается необъясненным с этой этимологией, а также из-за эпиграфически засвидетельствованной формы Saeturnus ), тем не менее он отражает изначальную черту бога. Возможно, более вероятная этимология связывает имя с этрусским богом Сатре и такими топонимами, как Сатрия, древний город Лацио, и Сатурае палус, болото также в Лацио. Этот корень может быть связан с латинским фитонимом satureia. (Однако, как и satus, satureia, Saturae palus и, вероятно, также Satria, как и, по-видимому, близкородственный Satricum, все они также имеют короткую букву a в первом слоге по сравнению с длинной ā в слове Sāturnus.)

Другой эпитет, попеременно Стеркулий, Стеркутус и Стерцес, относился к его сельскохозяйственным функциям; это происходит от stercus , «навоза» или «навоза», что означает возрождение от смерти к жизни. Земледелие было важно для римской идентичности, а Сатурн был частью архаичной римской религии и этнической идентичности. Его имя фигурирует в древнем гимне салианских жрецов, а его храм был старейшим из известных в записях понтификов.

Квинт Луцилий Бальбус дает отдельную этимологию в De Natura Deorum Цицерона. В этой интерпретации сельскохозяйственный аспект Сатурна будет вторичным по отношению к его первичным отношениям со временем и сезонами. Поскольку «Время поглощает все вещи», Бальбус утверждает, что имя Сатурн происходит от латинского слова satis; Сатурн является антропоморфным представлением Времени, которое наполнено или насыщается всеми вещами или всеми поколениями. Поскольку земледелие так тесно связано с временами года и, следовательно, с пониманием циклического течения времени, отсюда следует, что земледелие будет ассоциироваться с божеством Сатурном.

 

Храм

Храм Сатурна был расположен у подножия Капитолийского холма, согласно традиции, записанной Варроном, ранее известным как Сатурний Монс, и ряд колонн от последней перестройки храма все еще стоит. Храм был освящен в 497 г. до н.э., но район Сатурни был построен королем Туллом Гостилием, что подтверждается археологическими исследованиями, проведенными Э. Гьерстадом. На протяжении всей римской истории в нем размещалась государственная казна (аэрарий).

 

Время фестиваля

Положение праздника Сатурна в римском календаре привело к его ассоциации с концепциями времени, особенно с временным переходом Нового года. В греческой традиции Кронос иногда отождествлялся с Хроносом, «Временем», а его пожирание своих детей воспринималось как аллегория смены поколений. Серп или коса Отца Времени — это остаток сельскохозяйственного орудия Кроноса-Сатурна, а его состарившийся вид представляет собой угасание старого года с рождением нового, в древности иногда воплощаемого Айоном. В поздней античности Сатурн синкретизируется с рядом божеств и начинает изображаться крылатым, как и Кайрос, «Время, правильное время».

 

В римской религии

Богословие и поклонение
Фигура Сатурна — одна из самых сложных в римской религии. Дюмезиль воздерживался от обсуждения Сатурна в своей работе о римской религии по причине недостаточности знаний. Однако, наоборот, его последователь Доминик Брикель попытался тщательно интерпретировать Сатурн, используя трехфункциональную теорию индоевропейской религии Дюмезиля, взяв за основу древние свидетельства и работы А. Брелиха и Г. Пиккалуги.

Основная трудность, с которой ученые сталкиваются при изучении Сатурна, заключается в оценке того, что является оригинальным в его фигуре, а что связано с более поздним эллинизирующим влиянием. Более того, некоторые черты бога могут быть общими для Кроноса, но, тем не менее, они очень древние и могут считаться присущими римскому богу, тогда как другие, безусловно, появились позже и появились после 217 г. до н.э., года, когда были введены греческие обычаи Кронии. в Сатурналии.

Анализ Брикеля
Среди черт, которые определенно являются подлинными для римского бога, Брикель выделяет:
время его праздника в календаре, которое соответствует дате освящения его храма (с другой стороны, греческая Хрония происходила в июне – июле);
его связь с Lua Mater и
расположение его культа на Капитолии, восходящее к далеким временам.

Эти три элемента, по мнению Брикеля, указывают на то, что Сатурн является суверенным богом. Строгая связь бога с культами Капитолийского холма и, в частности, с Юпитером подчеркивается легендами об отказе богов Ювентаса и Терминуса покинуть свои обители в святилищах на Капитолии, когда должен был быть построен храм Юпитера. Эти два божества соответствуют богам-помощникам правителя в ведической религии (Брикель относится к Дхритараштре и Видуре, фигурам Махабхараты) и циклопам и гекатонхейрам у Гесиода. В то время как боги-помощники принадлежат ко второму божественному поколению, они становятся активными только на уровне третьего в каждом из трех случаев Индии, Греции и Рима, где они становятся своего рода продолжением Юпитера.)

Дюмезиль постулировал раскол фигуры суверенного бога в индоевропейской религии, которую воплощают ведические боги Варуна и Митра. Из этих двух первый показывает аспект волшебной, сверхъестественной, внушающей страх силы созидания и разрушения, а второй показывает обнадеживающий аспект гаранта правопорядка в организованной общественной жизни. В то время как у Юпитера эти двойные черты слились воедино, Брикель видит в Сатурне признаки суверенного бога варунианского типа. Его природа становится очевидной в его власти над ежегодным периодом кризиса вокруг зимнего солнцестояния, воплощенным в силе ниспровергать нормальный кодифицированный общественный порядок и его правила, что проявляется в празднике Сатурналий, в мастерстве ежегодного плодородия и обновления, в силе уничтожения, присутствующей в его паредре Луа, в том, что он является богом вневременной эры изобилия и щедрости до времени, которое он восстанавливает во время годового кризиса зимнего солнцестояния.

В римском и этрусском исчислении Сатурн является повелителем молнии; никакой другой земледельческий бог (в смысле специализированной человеческой деятельности) не является таковым. Следовательно, власть, которую он имеет в земледелии и богатстве, не может быть властью бога третьей функции, т. е. производства, богатства и удовольствия, но она проистекает из его магического господства над созиданием и разрушением. Хотя эти черты можно найти и у греческого бога Кроноса, оказывается, что эти черты были свойственны наиболее древним аспектам римского Сатурна, таким как его присутствие на Капитолии и его связь с Юпитером, который в рассказах о прибытии Пеласги в стране сикелов и стране аргеев заказывают ему человеческие жертвоприношения.

Брикель заключает, что Сатурн был суверенным богом времени, которое римляне считали уже не актуальным, времени легендарного происхождения мира до появления цивилизации.

 

Римские культовые практики

Жертвоприношения Сатурну совершались по «греческому обряду» (ritus graecus) с непокрытой головой, в отличие от жертвоприношений другим главным римским божествам, которые совершались capite velato, «с покрытой головой». Сам Сатурн, однако, был представлен как завуалированный (involutus), как, например, на настенной росписи из Помпеи, где он изображен держащим серп и покрытым белой вуалью. Эта черта полностью соответствует характеру верховного бога варунианского типа и свойственна германскому богу Одину. Брикель замечает, что Сервий уже видел, что выбор греческого обряда был обусловлен тем фактом, что сам бог воображается и изображается скрытым, поэтому его жертвоприношение не может быть совершено человеком под покрывалом: текущий порядок вещей типичен для природы божества, как это проявляется в его празднике. Плутарх пишет, что его фигура скрыта, потому что он отец истины.

Плиний отмечает, что культовая статуя Сатурна была залита маслом; точное значение этого неясно. Его ноги были связаны шерстью, которую снимали только во время Сатурналий. Тот факт, что статуя была заполнена маслом, а ноги были связаны шерстью, может относиться к мифу о «Кастрации Урана». В этом мифе Рея дает Кроносу камень вместо Зевса, тем самым обманывая Кроноса. Хотя мастерство завязывания узлов является чертой греческого происхождения, оно также типично для варунианского суверена, как видно, например. в Одине. Когда Зевс победил Кроноса, он устанавливает этот камень в Дельфах и постоянно смазывает его маслом и кладет на него нити нетканой шерсти. Камень был одет в красный плащ, и его выносили из храма для участия в ритуальных процессиях и лектистерниях, пиршествах, на которых изображения богов устраивались в качестве гостей на кушетках. Все эти церемониальные детали идентифицируют фигуру государя.

 

Культ за пределами Рима

В Италии существует мало свидетельств культа Сатурна за пределами Рима, но его имя напоминает имя этрусского бога Сатраса. Потенциальная жестокость Сатурна усиливалась его отождествлением с Кроносом, известным тем, что пожирал собственных детей. Таким образом, он использовался в переводе, когда речь шла о богах из других культур, которые римляне считали суровыми; он отождествлялся с карфагенским богом Баал-Хаммоном, которому приносили в жертву детей, и с Яхве, чья суббота упоминается как Saturni dies, «день Сатурна» в поэме Тибулла, писавшего во времена правления Августа; в конце концов это привело к появлению слова «суббота» в английском языке. Отождествление с Баал Хаммоном позже привело к возникновению африканского Сатурна, культа, который пользовался большой популярностью до 4 века. Помимо того, что это был популярный культ, он также носил характер мистической религии и требовал детских жертвоприношений. Он также считается склоняющимся к монотеизму. В церемонии инициации myste (посвященный) «intra sub iugum» («вступает под ярмо»), ритуал, который Леглей сравнивает с римским tigillum sororium. Несмотря на то, что их происхождение и богословие совершенно различны, италийский и африканский боги являются суверенными и повелевающими над временем и смертью, факт, который позволил их ассоциировать. Однако африканский Сатурн происходит не напрямую от италийского бога, а скорее от его греческого аналога Кроноса.

 

Сатурналии

Сатурн связан с главным религиозным праздником в римском календаре, Сатурналиями. Сатурналии праздновали сбор урожая и посев и проходили с 17 по 23 декабря. Во время Сатурналий социальные ограничения Рима были ослаблены. Фигура Сатурна, хранившаяся в течение года с ногами, обмотанными шерстью, была освобождена от пут на время праздника. Веселье Сатурналий должно было отражать условия утраченного «Золотого века» до того, как было свергнуто правление Сатурна, не все из них желательны, за исключением временного облегчения цивилизованного принуждения. Греческим эквивалентом была Крония.

Макробий (5 век н.э.) представляет интерпретацию Сатурналий как праздника света, ведущего к зимнему солнцестоянию. Возобновление света и наступление нового года праздновалось в поздней Римской империи в Dies Natalis of Sol Invictus, «дне рождения непобедимого солнца», 25 декабря.

 

Римская легенда

У римлян было принято изображать божественные фигуры королями Лациума во времена их легендарного происхождения. Макробий прямо заявляет, что римская легенда о Янусе и Сатурне является выдумкой, поскольку истинный смысл религиозных верований не может быть выражен открыто. В мифе Сатурн был первоначальным и автохтонным правителем Капитолия, который, таким образом, в древние времена назывался горой Сатурния и на котором когда-то стоял город Сатурния. Иногда его считали первым королем Лациума или даже всей Италии. В то же время существовало предание, что Сатурн был богом-иммигрантом, полученным Янусом после того, как он был узурпирован своим сыном Юпитером и изгнан из Греции. По мнению Вернеля, его противоречия — иностранец с одним из старейших римских святилищ и бог освобождения, которого большую часть года держат в оковах, — указывают на способность Сатурна стирать социальные различия.

Золотой век правления Сатурна в римской мифологии отличался от греческой традиции. Он прибыл в Италию «свергнутым и беглым», но принес с собой сельское хозяйство и цивилизацию, за что Янус наградил его долей королевства, став королем. Как описал это августовский поэт Вергилий: «Он собрал непокорную расу» фавнов и нимф, «разбросанных по горным вершинам, и дал им законы… Под его правлением прошли золотые века, о которых люди рассказывают: в таком совершенном мире он правили народы». Он считался родоначальником латинской нации, поскольку он породил Пика, первого короля Лациума, который женился на дочери Януса Каненс и, в свою очередь, породил Фавна.

Говорят также, что Сатурн основал пять сатурнианских городов Лацио: Алетриум (сегодня Алатри), Анагния (Ананьи), Арпинум (Арпино), Атина и Ферентинум (Ферентино, также известный как Антинум), все они расположены в Латинской долине, провинция Фрозиноне. Все эти города окружены циклопическими стенами; их основание традиционно приписывается пеласгам.

Но у Сатурна был и менее благожелательный аспект, на что указывает кровь, пролитая в его честь во время гладиаторских мунер. Его супругой в архаической римской традиции была Луа, которую иногда называли Луа Сатурни («Луа Сатурна») и отождествляли с Луа Матер, «Матерью Разрушения», богиней, в честь которой сжигалось оружие врагов, убитых на войне, возможно, в качестве искупления. Верснель, однако, предложил, чтобы Lua Saturni не отождествлялся с Lua Mater, а скорее относился к «ослаблению»; таким образом, она представляет собой освобождающую функцию Сатурна.

 

Гладиаторская мунера

Хтоническая природа Сатурна связала его с подземным миром и его правителем Дисом Патером, римским эквивалентом греческого Плутона (Плутон на латыни), который также был богом скрытого богатства. В источниках 3-го века нашей эры и позже Сатурн упоминается как получающий гладиаторские приношения (мунера) во время или рядом с Сатурналиями. Эти гладиаторские бои, длившиеся десять дней в течение всего декабря, были представлены квесторами и спонсировались на средства из казны Сатурна.

Практика гладиаторских мунер подвергалась критике со стороны христианских апологетов как форма человеческих жертвоприношений. Хотя нет никаких свидетельств этой практики в республиканскую эпоху, подношение гладиаторов позже привело к теории о том, что первобытный Сатурн требовал человеческих жертв. Макробий говорит, что Дис Патер умилостивлялся человеческими головами, а Сатурн - жертвоприношениями, состоящими из мужчин (virorumvictimis). Статуэтки, которыми обменивались в качестве подарков (сигиллярии) во время Сатурналий, могли представлять собой символические заменители.

 

На монетах

В 104 г. до н.э. плебейский трибун Луций Апулей Сатурнин выпустил денарий, изображающий Сатурна, управляющего колесницей с четырьмя лошадьми (квадригой), транспортным средством, связанным с правителями, победоносными полководцами и богами солнца. Сатурнин был политиком-популяристом, предложившим раздачу зерна по сниженным ценам беднякам Рима. На аверсе изображена голова богини Ромы. Сатурнианский образ играл на имени трибуна и его намерении изменить социальную иерархию в свою пользу, опираясь на политическую поддержку простых людей (плебеев), а не сенаторской элиты.