Ворота Сан-Себастьяно (Рим), Италия

 

Описание Ворот Сан-Себастьяно

Порта или Ворота Сан-Себастьяно - крупнейшие и одни из наиболее хорошо сохранившихся ворот, проходящих через стены Аврелиана в Риме (Италия).

Первоначально известные как Порта Аппиа, ворота располагались по обе стороны Аппиевой дороги, regina viarum (царица дорог), которая берет свое начало у Порта Капена в Сервианской стене. В средние века его, вероятно, также называли Accia (или Dazza или Datia) - имя, этимология которого весьма неопределенна, но, возможно, связано с рекой Алмоне, называемой «acqua Accia», которая протекала поблизости. Документ ок. 1434 год нашей эры называет это Porta Domine quo vadis. Настоящее название засвидетельствовано только со второй половины 15 века из-за близости к базилике Сан-Себастьяно и ее катакомбам.

 

Первоначальная структура была построена Аврелианом ок. 275 г. н.э. и включал в себя проем с двойной аркой, увенчанный эркерными окнами и двумя полуцилиндрическими башнями. Фасад облицован травертином. После более поздней реставрации башни были увеличены, увеличены и соединены двумя параллельными стенами с ранее существовавшей аркой Друза.

В 401-402 годах нашей эры император Гонорий изменил форму ворот, сделав один свод и более высокий чердак с двумя рядами по шесть эркеров в каждом; он также был снабжен открытым chemin de ronde с мерлонами. Основания башен были объединены в две квадратные площадки, облицованные мрамором. Более поздняя модификация привела к нынешней форме ворот, в которой ко всей конструкции, включая башни, был добавлен пол. Из-за отсутствия обычной таблички с памятными работами некоторые археологи сомневаются, что работа велась не Гонорием, который оставил панегирические эпиграфы на какой-либо другой отреставрированной части стен или ворот.

Защелка была открыта с помощью двух деревянных ворот и заслонки, которая катилась через все еще видимые канавки из расположенной выше диспетчерской, поддерживающие травертиновые полки которой все еще существуют. Некоторые насечки на косяках могли указывать на то, что для усиления защелки также использовались деревянные балки.

Из-за важности Аппиевой дороги, которая прямо здесь входила в город, вся территория была связана с большим движением транспорта, особенно во времена Древнего Рима. Кажется, что рядом с дверью была площадка, предназначенная для стоянки частных транспортных средств (принадлежащих высокопоставленным лицам, которые могли себе это позволить), которые въезжали в город отсюда; это было то, что теперь можно было определить как «парк и поездку», поскольку проезд частных средств в пределах города обычно не разрешался. Это правило, вероятно, действовало также и для членов императорской семьи, чьи личные средства были припаркованы в заповедной зоне (называемой «Mutatorium Caesaris») чуть дальше в начале Аппиевой дороги.

Некоторые комочки, которые до сих пор видны на травертиновой обивке в основании памятника, весьма интересны: они могли быть ориентирами для камнерезов. По словам историка Антонио Нибби, в центре арки ненависти, с внутренней стороны, есть резной греческий крест, начертанный по окружности, с надписью на греческом языке, посвященной Святым Конону и Святому Георгию, датируемой 6-м веком. -7 век, но сегодня видимых следов не осталось.

На правом косяке ворот также есть резная фигура, изображающая Архангела Михаила, убивающего дракона, рядом с черной надписью, написанной на средневековой латыни, в память о битве, произошедшей 29 сентября 1327 года (в день Святого Михаила) римскими ополченцами-гибеллинами. Колонны во главе с Джакомо де Понтани (или Понциано) против армии гвельфов Роберта Анжуйского, короля Неаполя, во главе с Иоанном II и Гаэтано Орсини:

ANNO DNI MC…
XVII INDICTIONE
XI MENSE SEPTEM
BRIS DIE PENULTIM
A IN FESTO SCI MICHA
ELIS INTRAVIT GENS
FORASTERA MURI
A ET FUIT DEBELLA
TA A POPULO ROMA
NO QUI STANTE IA
COBO DE PONTIA
NIS CAPITE REG
IONIS

 

В дополнение к таким останкам, которые интересны с исторической точки зрения, весь памятник примечателен еще и обилием следов граффити, которые, хотя и не являются официальными, свидетельствуют о повседневной жизни, которая происходила вокруг ворот на протяжении веков. На левом косяке перед Архангелом Михаилом несколько крестов и христограмма (JHS с крестом над H), вероятно, вырезанные паломниками; есть также несколько итальянских и иностранных имен (человек по имени Джузеппе Альбани написал свое имя трижды) и дат, которые можно расшифровать до 1622 года; кто-то также проложил своего рода дорогу к Порта-Сан-Джованни или Сент-Джон-Латеран, адресованный иностранным путешественникам и все еще видимый сразу за воротами, слева: «DI QUA SI VA A S. GIO…» (итальянское для «Сюда» ты идешь к С. Джо ... »), прерванный чем-то или кем-то; а также другие знаки и надписи, которые трудно расшифровать, например, гравировка «LXXV (подчеркнуто трижды) DE L» на башне справа.

5 апреля 1536 года, по случаю въезда в Рим императора Карла V, Антонио да Сангалло Младший превратил ворота в настоящую триумфальную арку, украсив ее статуями, колоннами и фризами, а также устроив - путем сноса бывшие постройки - триумфальный путь к Римскому форуму. Событие ознаменовано надписью над аркой, которая - используя, возможно, чрезмерную лесть - сравнивает Чарльза и Сципиона: «CARLO V ROM. IMP. AUG. III. AFRICANO». 4 декабря 1571 года триумфальное шествие в честь Маркантонио Колонны, победителя битвы при Лепанто, также прошло через ворота. Особенностью этой процессии, которая больше всего вызывала любопытство и интерес, несомненно, был парад ста семидесяти закованных в цепи турецких военнопленных. Тогда известная римская говорящая статуя Паскуино высказала свое мнение, но на этот раз без слов: она была покрыта окровавленной головой турка и мечом.

Начиная с V века и, по крайней мере, до 15 века, земледелие или продажа городских ворот и сбор пошлин за их транзит частным лицам засвидетельствованы как обычная практика. В документе, датируемом 1467 годом, сообщается об объявлении, определяющем порядок аукционной продажи городских ворот на год. Другой документ, датированный 1474 годом, гласит, что тендерная цена за Порта Латина и Порта Аппиа составляла «39 флоринов, 31 солид, 4 динара за секстарию» («двухгодичный платеж»); цена была не такой высокой, так что городской трафик через два ворот, вероятно, тоже не был чрезмерным, хотя и достаточным, чтобы гарантировать покупателю стабильную прибыль. Сама прибыль регулировалась подробными таблицами с указанием платы за каждый вид товаров, но, возможно, она округлялась из-за различного рода злоупотреблений, судя по количеству издаваемых указов и угроз.

Рядом с западной башней сохранились остатки обнесенной стеной калитки, расположенной над уровнем земли, особенностью которой является отсутствие следов износа на косяках, как если бы она была заперта вскоре после постройки.

Что касается интерьера, наиболее важные изменения произошли недавно и относятся к 1942-1943 годам, когда все здание было занято и использовалось Этторе Мути, тогдашним секретарем фашистской партии. Бело-черная двухцветная мозаика, которая до сих пор видна в некоторых комнатах, была реализована в те годы.

В настоящее время в башнях находится Музей стен, в котором, помимо прочего, представлены модели стен и ворот на разных этапах их строительства.