Катакомбы Сан-Себастьяно (Рим), Италия

 

Описание Катакомб Сан-Себастьяно

Катакомбы Сан-Себастьяно - это гипогейное кладбище в Риме (Италия), возвышающееся вдоль Виа Аппиа Антика в квартале Ардеатино. Это одно из немногих христианских захоронений, которые всегда были доступны. Первый из бывших четырех этажей сейчас почти полностью разрушен.

 

Топоним

В древние времена катакомбы были просто известны по названию в catacumbas, греческом термине, состоящем из двух слов, katà и kymbe, буквально означающих «близко к полости». Собственно, на Аппиевой дороге, недалеко от кладбища, даже сейчас виден явный провал в земле. Более того, до того, как он использовался в качестве могильника, этот район был занят пуццолановыми рудниками, которые теперь находятся примерно в десяти метрах над полом базилики Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура: из этих рудников возникло языческое кладбище, которое тогда использовалось христианами. Слово «катакумбы» в процессе расширения и ассимиляции постепенно использовалось для обозначения всех захоронений гипогея, которые назывались просто катакомбами.

Подземное кладбище, называвшееся Сан-Себастьяно с раннего средневековья, было известно с III века как memoria apostolorum, топоним, указывающий на присутствие в катакомбах в течение некоторого времени мощей апостолов Петра и Павла. Фактически, в «Depositio Martyrum» (половина IV века) от 29 июня говорится о повторении Петра в катакумбах и Павла на Виа Остиенсис. Martyrologium Hieronymianum (V век) в ту же дату цитирует повторение Петра в Ватикане, Павла на Via Ostiensis и utrumque в catacumbas, Tusco et Basso consulibus (во время консульства Тускуса и Басса, то есть в 258 году).

Мученики кладбища
Древние источники подтверждают присутствие на кладбище на Аппиевой дороге трех мучеников: Себастьяна, Квирина и Евтихия. Имена мучеников упоминаются в каталоге 7-го века под названием Notula oleorum, а в маршрутах паломников раннего средневековья не упоминается Евтихий, потому что до его гробницы было трудно добраться.

Что касается Себастьяна, Depositio Martyrum помнит его смерть и его погребение в катакумбах 20 января. О нем мало что известно: святой Амвросий (конец V века) рассказывает, что он родился в Милане и принял мученическую смерть в Риме во время гонений Диоклетиана; Пассио 5-го века ссылается на то, что он был солдатом из Нарбонны в Галлии, родился в семье из Милана и умер в Риме при Диоклетиане. Его мощи простояли в катакомбах до IX века, затем они были перенесены за городские стены и теперь снова хранятся на Аппиевой дороге, в часовне Святого Себастьяна в базилике над кладбищем.

Квирин был епископом Сесии в Паннонии, мощи которого были перенесены в Рим паломниками из этого региона между 4 и 5 веками.

О Евтихии ничего не известно, кроме его могилы, обнаруженной во время раскопок, проведенных в 20 веке в рыхлой части катакомб; стихотворение, посвященное ему папой Дамасом I, теперь выставлено у входа в базилику.

 

История

Благодаря раскопкам, проведенным в конце 19-го и в течение 20-го веков, удалось воссоздать топографическую и архитектурную историю местности, состоящей из трех уровней галерей, в которых находятся катакомбы.

Раньше здесь находилась пуццолановая шахта; он был заброшен в конце 2 века и затем использовался римлянами как место для языческих захоронений: были обнаружены простые могилы для рабов и вольноотпущенников, а также монументальные гробницы, особенно на так называемой площади («маленькая площадь»). ), круглого отсека, бывшего карьером, в стенах которого были выкопаны три мавзолея. Присутствие в этих мавзолеях, особенно в так называемом Мавзолее Иннокентийоров, типично христианских иконографий, таких как якорь и рыба, предполагает, что мавзолеи использовались на более позднем этапе также для погребения христиан. Рядом с площадью в этот период были начаты раскопки кладбищенских галерей.

Примерно в половине III века вся площадь была засыпана, чтобы образовать набережную на верхнем уровне. На этой полке обнаружены три памятника: так называемая триклия, крытый зал с портиком, используемый для погребальных банкетов, на стенах которого изображено более 600 граффити с обращениями к апостолам Петру и Павлу; обитая мрамором эдикула, которая, по мнению археологов, была местом, где хранились мощи двух апостолов в период их переноса в катакумбы; и крытая комната с колодцем для воды. Перенос мощей апостолов в Сан-Себастьяно в середине III века и их перемещение на прежние места в начале IV века до сих пор остается дискуссионным вопросом среди исследователей и археологов.

Наконец, в первой половине IV века и эти пространства были засыпаны землей, чтобы построить набережную, на которой была возведена Константиновская базилика.

 

Описание
В правом нефе бывшей базилики, перестроенной в 1933 году над древними останками, можно увидеть слева арки, соединяющиеся со средним нефом нынешней церкви, замурованной в 13 веке, и внешнюю часть апсиды церкви. Часовня реликвий. Здесь собраны несколько саркофагов, как целых, так и фрагментарных (в основном датируемых 4 веком), обнаруженных при раскопках.

В туннели ведет лестница с несколькими стойками; Здесь весьма примечательны картины кабинки Ионы, датируемые концом IV века и изображающие четыре сцены из жизни пророка. В отреставрированном склепе Святого Себастьяна находится алтарная полка, заменяющая прежнюю (от которой до сих пор сохранились некоторые следы основания), и бюст Святого Себастьяна, приписываемый Бернини. Вскоре после этого есть кладбище, под которым лежит полость из песчаника, которая, возможно, дала начало названию «ad catacumbas», которое было дано этому кладбищу, а затем расширилось на другие.

На кладбище три мавзолеи, датируемые второй половиной II века, позже использованные повторно.

Первый справа снаружи украшен картинами (поминальные пира и изгнание бесов Герасена) и до сих пор имеет надпись с именем владельца, Марка Клодия Гермеса; в интерьере находятся могилы и картины, а также виден свод, украшенный головой горгоны.
Второй, названный Мавзолеем Иннокентийоров, в честь похоронного училища, которому он принадлежал, имеет свод, украшенный изысканной лепниной; в некоторых углублениях видны надписи греческими буквами, но на латыни, а также граффито с инициалами греческих слов, означающих «Иисус Христос, Сын Бога Спасителя» (Ichtys).
Слева находится Мавзолей Адзе, от инструмента, изображенного на внешней стороне, украшение которого состоит из побегов лозы, прорастающих от канфароев, размещенных на ложных столбах.