Санта-Мария-деи-Серви, Болонья

 

Санта-Мария-деи-Серви — римско-католическая базилика в Болонье, Италия. Она была основана в 1346 году как церковь общины сервитов Пресвятой Девы Марии и был спроектирован Андреа да Фаэнца, главным монахом и архитектором, который также помогал Антонио ди Винченцо в монументальной базилике Сан-Петронио. В 20 веке Папа Пий XII присвоил церкви статус «базилики».

Архитектура
Интерьер
Базилика имеет длину 100 метров и ширину 20 метров. Он имеет форму латинского креста, но трансепты не выступают за проходы. Неглубокая апсида представляет собой пять сегментов восьмиугольника, как это принято в итальянских готических церквях.

Он был спроектирован в готическом стиле со стрельчатыми арками по всему периметру. После смерти падре Андреа в 1396 году работа не была завершена. Однако завершение строительства в 15 веке мало изменило дизайн самой базилики, которая по внешнему виду полностью готическая.

Центральный неф и боковые проходы отделены друг от друга толстыми круглыми колоннами с расписными капителями, валы красного цвета, а капители и основания из контрастирующего светлого камня, что придает декоративный эффект очень простой архитектуре. Оштукатуренные стены над аркадой пронизаны окнами-глазами, установленными высоко под готическим сводом. Свод простой четырехчастной формы с кирпичными ребрами в отличие от заполнения.

Внешний вид
Внешне церковь очень простая, кирпичная без отделки. Фасад, построенный в несколько этапов, ни разу не украшался.

Примечательной особенностью церкви является ее внутренний двор или атриум. Это особенность, которая была распространена в раннехристианских церквях, в том числе в более ранней базилике Святого Петра в Риме, но почти всегда исчезала. Это необычный случай, когда атриум был построен в 16 веке. Похоже, что он был создан по образцу аркады, построенной Брунеллески в Больнице Невинных (Ospedale degli Innocenti) во Флоренции, а затем расширен на другие части большой площади, включая фасад церкви Успения.

В случае Санта-Мария-деи-Серви площадь перед базиликой была довольно маленькой, что позволило построить вокруг нее широкую аркаду, которая без перерыва охватывает всю площадь. Аркада с одной стороны закрыта монастырскими постройками, а с двух сторон выходит на улицу и проходит вдоль всей левой стороны здания. Там, где аркада встречается с фасадом, она образует «притвор» или широкий портик из пяти арок, протянувшийся через фасад церкви. Аркада украшена декоративным карнизом, а круглая лепнина на перемычках перекликается с глазным окном на фасаде.

Произведения
Многие произведения искусства, которые до сих пор хранятся в церкви, включают Святую Деву на троне, традиционно приписываемую Чимабуэ, но считающуюся продуктом его мастерской, остатки фресок 14-го века Витале да Болоньи и Липпо ди Далмасио, картины Инноченцо да Имола и Франческо Альбани и мраморный алтарь Благовещения Пресвятой Богородицы (1558 г.) работы Джованни Анджело Монторсоли, ученика Микеланджело.

В церкви также есть широко известный орган, изготовленный в 1967 году компанией Tamburini из Крема, с механическим приводом.