Санто-Стефано, Болонья

 

Базилика Санто-Стефано (итал. Basilica di Santo Stefano) включает в себя комплекс религиозных сооружений в городе Болонья, Италия. Расположенный на площади Санто-Стефано, он известен как Сетте Кьезе («Семь церквей») и Санта-Джерусалемме («Святой Иерусалим»). Он имеет достоинство малой базилики.

 

История

Согласно преданию, святой Петроний, епископ города в V веке, построил базилику над храмом богини Исиды. Святитель хотел иметь здание, напоминающее храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Различные части комплекса включают в себя:
Церковь Святого Стефана или Святого Распятия (8 век, пресвитерий перестроен в 17 веке) с усыпальницей.
Храм Гроба Господня (по преданию: V век)
Церковь Святых Витале и Агриколы (4 век, впервые перестроена в 12 веке)
Двор Пилата («Святой сад», 13 век)
Церковь Троицы или Мартириума (13 век)
Часовня Повязки («Cappella della Benda»), посвященная полосе ткани, которую Дева Мария носила вокруг головы в знак траура.

Двор Пилата напоминает литостроту, где был осужден Иисус; ведет к храму Гроба Господня. В центре на чаше под названием «Катино ди Пилато», ломбардской работы 737–744 годов, есть следующая надпись:

UMILIB (US) VOTE SUSCIPE D (OMI) NE D (OM) N (ORUM) N (OST) R (ORUM) LIUTPRAN (TE) ILPRAN (TE) REGIB (US) ET D (OMI) N (O) BARBATU EPISC (OPO) S (AN) C (TE) HECCL (ESIE) B (O) N (ONIEN) S (I) S. HIC I (N) H (ONOREM) R (ELIGIOSI) SUA PRAECEPTA OBTULERUNT, UNDE HUNC VAS IMPLEATUR IN CENAM D (OMI) NI SALVAT (ORI) S, ET SI QUA MUN (ER) A C (UISQUAM) MINUERIT, D (EU ) ЗАПРОС (УИРЕТ)

Под портиком в центре окна на колонне скульптурный петух 14-го века, называемый Петухом Святого Петра, напоминает библейскую историю об отречении Святого Петра.

Церковь Святого Стефана или Святого Распятия
Церковь Распятия имеет ломбардское происхождение и датируется 8 веком: она состоит из одного нефа с ферменным сводом и приподнятой пресвитерии над склепом. В нефе слева находится скульптурный комплекс XVIII века «Оплакивание умершего Христа» Анджело Габриэлло Пио. В центре пресвитерия, реконструированного в семнадцатом веке, к которому ведет лестница, находится Распятие работы Симоны деи Крокифисси, датируемое примерно 1380 годом. На стенах висят фрески 15 века с изображением мученичества святого Стефана. .

Под пресвитерием находится склеп, разделенный на пять нефов с разнофактурными колоннами, одна из которых, по преданию, от основания до капители совершенно равна Иисусу (около одного метра семидесяти, очень высокая для того времени); в конце его, в двух урнах, поставленных на алтарь, хранятся останки святых Витале и Агриколы. По бокам алтаря несколько лет назад под слоем штукатурки были обнаружены две фрески XVI века, изображающие мученичество Витале и Агриколы. В левом проходе, сзади возле алтаря, есть небольшая фреска начала пятнадцатого века, так называемая Мадонна делла Неве, возможно, Липпо ди Далмасио. Объектом меньшей художественной ценности, но наводящим на размышления, является белая статуя Мадонны Бамбини в начале склепа, на правой стене.

Храм Гроба Господня
Церковь восходит к пятому веку, построенная епископом Петронием как симулякр Константиновской гробницы в Иерусалиме и перестроенная в начале одиннадцатого века бенедиктинскими монахами после того, как она была сильно повреждена во время разрушительных венгерских нашествий в 10 веке. Здание с центральным планом построено по периметру с неправильным восьмиугольным основанием, в центре которого возвышается двенадцатиугольный купол. Внутри находятся 12 колонн из мрамора и кирпича, а в центре находится святыня, в которой хранятся мощи Сан-Петронио, найденные здесь в 1141 году. Дверь Гроба Господня открывается раз в неделю в году, после празднования полночной Пасхи, в присутствии рыцарей Гроба Господня.

В древние времена можно было заползти внутрь, чтобы приложиться к останкам святого; проститутки Болоньи в пасхальное утро, кроме того, в память о Марии Магдалине, ходили туда, чтобы произнести перед Гробом Господним молитву, содержание которой они сами никогда не хотели раскрывать. Еще по другому древнему преданию беременные женщины в Болонье тридцать три раза (по одному на каждый год жизни Спасителя) обходили Гроба Господня, входя в каждый круг во гроб для молитвы; в конце тридцать третьего круга женщины отправились в ближайшую церковь Мартириум, чтобы помолиться перед фреской беременной Мадонны. Сегодня тело св. Петрония больше не находится в этой церкви, после чего в 2000 году кардинал Джакомо Биффи перенес его в базилику Сан-Петронио, которая уже охраняла голову покровителя города.

 

В церкви также находится водный источник, который в символике комплекса Стефана, основанного на страстях Христовых, отождествляется с водами Иордана, а с археологической точки зрения относится к священному источнику доисторического периода. -существующий исакский комплекс. Вероятно, в этом районе находился храм Исиды, что, по-видимому, подтверждается наличием источника (культ египетской богини требовал наличия источника родниковой воды), сохранением семи греческих мраморных колонн, происходящий из города Каристос (согласно исследованиям, проведенным Геологическим университетом Падуи), безусловно, римского периода; они были повторно использованы, как вы можете ясно видеть, так как семь римских колонн, все еще стоящих, были окружены в средние века таким же количеством кирпичных колонн, а там, где римские колонны отсутствовали, разрушены набегами венгров, были построены новые колонны больше крепкий.

Колонна из черного мрамора «чиполлино», африканского происхождения и римской эпохи (также определенно повторно использованная из предыдущего здания), смещенная от других, символизирует колонну, на которой бичевали Христа и, как сказано в свитке, гарантирует 200-летнюю индульгенцию. каждый раз, когда вы посещаете это место.

На своде и стенах церкви изначально были фрески с библейскими сценами, созданные Марко Берлингьери (сыном Берлингьеро Берлингьери) в середине тринадцатого века, которые почти полностью были удалены в 1804 году и заменены новыми фресками в стиле барокко, выполненными Филиппо Педрини. в свою очередь ликвидирован последующими реставрациями конца девятнадцатого века; то, что осталось от оригинальных фресок тринадцатого века (сцена, изображающая Страсть невинных), можно увидеть в музее базилики.

Церковь Святых Витале и Агриколы
Это самый старый из комплекса. Эта церковь в форме базилики, без трансепта, с выступающим фасадом и треугольной апсидой, посвящена святым покровителям Витале и Агриколе, и с момента ее постройки в ней хранились мощи двух святых, соответственно слуги и господина, первых двух мучеников из Болонья времен Диоклетиана (305 г. н.э.). В 393 г. останки переносят из Амвросия в Милан (факт, свидетельствующий о том, что базилика уже была построена), а также в пятом веке Намазио, епископ Клермонский, послал гонца за мощами болонских первомучеников.

В начале XV века была найдена палеохристианская гробница с надписью «Симон» и распространился слух, что это гробница Симона Петра, то есть святого Петра. Эта новость, лишенная какой-либо исторической основы, привлекла множество паломников, отвлекая их от Рима, классического места паломничества. Папа, Папа Евгений IV, тогда яростно отреагировал: он открыл церковь, засыпал ее землей и оставил в таком состоянии около семидесяти лет. Впоследствии, по заступничеству архиепископа Джулиано Делла Ровере, церковь была восстановлена ​​и вновь открыта для богослужений. Надпись на боковой двери напоминает о событии: «ИЮЛЬСКАЯ КАРТА. S.P. AD VINC. RESTITUIT». Внутри церкви есть интересные находки: остатки римского мозаичного пола, видимые через стекло. Затем в двух боковых апсидах два раннесредневековых саркофага, приписываемых Витале и Агриколе, с фигурами животных (львов, оленей и павлинов) в рельефном рельефе. В правом проходе на стене идентифицирован крест пыток св. Агилы (на самом деле он относится к более позднему периоду). Главный престол, составленный из перелицованного языческого престола, поставлен у задней стены (согласно предсоборной литургии, когда священнослужитель отдавал верующим спину во время богослужений).

Двор Пилата
В Кортиле-ди-Пилато, названном так в память о литостротосе, месте, где был осужден Иисус, можно попасть, выйдя из церкви Гроба Господня. Двор окаймлен с севера и юга двумя портиками в романском стиле с характерными крестообразными колоннами из кирпича и сводит к центру известняковую чашу, покоящуюся на пьедестале (более поздний, 16 век) так называемого «Кота Пилата»: это бассейн представляет собой произведение лангобардов, датируемое 737–744 годами, и имеет надпись, под краем которой сообщается наиболее достоверная транскрипция:

«+ UMILIB (US) VOTE SUSCIPE D (OMI) NE D (OM) N (ORUM) N (OST) R (ORUM) LIUTRAN (TE) ILPRAN (TE) REGIB (US) ET D (OM) N (O) BARBATU EPISC (OPO) S (AN) C (TE) HECCL (ESIE) B (O) N (ONIEN) S (I) S. HIC I (N) H (ONOREM) R (ELIGIOSI) SUA PRAECEPTA OBTULERUNT, UNDE HUNC VAS IMPLEATUR IN CENAM D (OMI) NI SALVAT (ORI) S, ET SI QUA MUN (ER) A C (UISQUAM) MINUERIT, D (EU ) ЗАПРОС (УИРЕТ) "

 

Под портиком, в центре окна, на колонне находится каменный петух четырнадцатого века, названный «Галло ди С. Пьетро» в память об евангельском эпизоде ​​отречения от Иисуса. Всегда под портиком можно увидеть несколько погребальных надгробий, в том числе одно с парой настоящих ножниц в центре, принадлежащее портному. Существенным для символизма страстей Христовых является то, что расстояние между этим двором и близлежащей церковью Сан-Джованни-ин-Монте (названной так потому, что она стоит на единственном естественном выступе центральной тарелки Болоньи) было бы таким же, как и расстояние между ними. в Иерусалиме между Гробом Господним и Голгофой.

Церковь Троицы или Мартириума
Также называется Церковью Святого Креста, Голгофы или Троицы. Первоначально он должен был быть построен в виде базилики с 5 нефами, с апсидой перед святым садом (двором Пилата) и фасадом на восток, точно так же, как изначально хотел Константино Гроб Господень в Иерусалиме. Вероятно, из-за нехватки средств Петроний не смог достроить оставшееся недостроенным здание. Позже, с приходом лангобардов, он стал баптистерием. В начале тысячелетий, во время реконструкций, сделанных бенедиктинцами, было несколько неуверенностей в том, как закончить работу, учитывая, что первоначальный Гроб Господень был сильно изменен, и в те годы фатимитский халиф аль-Хаким работал над его разрушением. Таким образом, потеряв исторические ссылки на то, чем он был изначально, бенедиктинцы не смогли его завершить. После реконструкции конца девятнадцатого века в настоящее время он разделен на 5 нефов, фасад которых обращен во двор, а апсида обращена на восток, оба построены в неороманском стиле по образцу Гроба Господня, построенного крестоносцами. Со времен крестовых походов и до 1950 года в центральной часовне хранилась реликвия Святого Креста.

Большой интерес представляет то, что в последней маленькой часовне, входящей справа, постоянно находится большая деревянная группа Поклонения волхвов со статуями в человеческий рост. Это самая старая из известных кроваток в мире, состоящая из круглых статуй. Подробное изучение работы Массимо Ферретти, опубликованной в 1981 году в конце первой крупной реставрации, проведенной Марисой и Отелло Капрара, показало, что скульптор статуй — тот же Мастер Распятия 1291 года, хранившегося в Художественные коллекции города Болоньи. Работа была впервые вылеплена из стволов липы и вяза, возможно, в последнее десятилетие тринадцатого века неизвестным болонским скульптором. Работа оставалась бесцветной до 1370 года, когда она была заказана болонскому художнику Симоне деи Крокифисси, который позаботился о богатой полихромии и позолоте в своем очень личном готическом стиле. Реставрация 1981 года выявила великолепную полихромию, потемневшую за века, как вы можете видеть на фотографиях до этой реставрации. Но с последующим прохождением лет влажность церкви, в которой работа выставлялась в течение всего года, снова начала портить полихромию. По этой причине в начале 2000 г. статуи брали попарно и снова реставрировали, до 2004 г., когда все работы были выставлены в Пинакотеке Болоньи, где они оставались до Рождества 2006 г., когда о них сообщили Святой Стефан. Наконец, 21 января 2007 года вся работа была открыта внутри большого шкафа с электронным управлением влажностью и температурой, оснащенного небьющимся стеклом, в котором вся группа находится в постоянной и постоянной форме.

В этой церкви также есть фрагменты фресок 14 века, в частности фрагмент, изображающий Сант-Орсолу с ее спутниками мученичества и беременную Мадонну, которая, помимо того, что отличается изысканным мастерством, касается любовным жестом, которым она ласкает свой распирающий живот. ; в другой руке Богородица держит книгу.

Последняя маленькая часовня справа была недавно посвящена Берсальери, но лишена художественного содержания.

 

Научный интерес

В центре научных дискуссий в течение многих лет было предполагаемое сходство между так называемым «Новым Иерусалимом», восстановленным здесь, согласно жизнеописанию, написанному в 1180 году святым Петронием в V веке, и в значительной степени утраченным комплексом IV века, воздвигнутым Константином Великим на предполагаемом месте распятия и воскресения Иисуса. К сожалению, археологические свидетельства из Болоньи относятся в основном к XI и XII векам, поэтому вопрос о более ранней дате остается без ответа (по крайней мере, до 1981 года). С другой стороны, археология тем временем дала много ответов относительно Константиновского церковного комплекса из Иерусалима, поэтому основной интерес, представляемый частями церкви Санто-Стефано XII века, скорее может заключаться в их сходстве с почти современной церковью крестоносцев. Гроб Господень из Иерусалима, от которого сохранились не все части.