Санто Стефано Ротондо (Рим)


.

 

 

 

 

Описание Санто Стефано Ротондо

Базилика Святого Стефана или Санто-Стефано-Ротондо на холме Селиан (итал. Basilica di Santo Stefano al Monte Celio, латинское: Basilica S. Stephani in Caelio Monte) - древняя базилика и титульная церковь в Риме, Италия. Церковь, которую обычно называют Санто Стефано Ротондо, является «национальной церковью» Венгрии в Риме, посвященной Святому Стефану, первому христианскому мученику, и Стефану I, освященному первому королю Венгрии, который обратился в христианство и продвигал его в своем королевстве. Малая базилика также является церковью приходского священника Папского Коллегиума Германикума и Хунгарикума.

С 2005 года кардинал-священник или титулярный С. Стефано - это Фридрих Веттер.

 

 

 

История

Самая ранняя церковь была освящена папой Симплицием между 468 и 483 годами. Она была посвящена первомученику святому Стефану, тело которого было обнаружено несколько десятилетий назад на Святой Земле и доставлено в Рим. Церковь была первой в Риме, имевшей круговой план. Его архитектура уникальна для позднеримского мира. Святой Стефано, вероятно, финансировался богатой семьей Валериус, имения которой занимали большую часть Целийского холма. Их вилла стояла неподалеку, на месте нынешней больницы Сан-Джованни Аддолората. Святая Мелания Старшая, член семьи, была частым паломником в Иерусалим и умерла там, поэтому семья имела связи со Святой Землей.

Первоначально церковь была заказана Папой Львом I (440-461), дата подтверждена древними монетами и дендрохронологией, согласно которой древесина, используемая в балках крыши, относится примерно к 455 году нашей эры, но освящена не была до его смерти. . Первоначальная церковь имела три концентрических амбулатории, окруженные 22 ионными колоннами, окружавшие центральное круглое пространство, увенчанное тамбуром высотой 22 м (72 фута) и шириной 22 м). В тамбуре было 22 окна, но большинство из них были замурованы при реставрации 15 века. Центральная амбулатория имела диаметр 42 м (138 футов), а внешняя - 66 м (217 футов). Четыре боковые часовни простирались от средней амбулатории до внешней амбулатории, образуя греческий крест.

Церковь была украшена в VI веке папой Иоанном I и папой Феликсом IV мозаикой и цветным мрамором. Он был восстановлен в 1139–1143 годах папой Иннокентием II, который отказался от внешней амбулатории и трех из четырех боковых часовен. Он также добавил три поперечных арки для поддержки купола, обнес колонны центральной амбулатории кирпичом, чтобы сформировать новую внешнюю стену, и замуровал 14 окон в барабане.

В средние века Санто Стефано Ротондо находился в ведении каноников Сан-Джованни ин Латерано, но со временем он пришел в упадок. В середине 15 века Флавио Биондо (Flavius ​​Blondus) хвалил мраморные колонны, облицованные мрамором стены и космические произведения искусства церкви, но добавил, что, к сожалению, «в настоящее время в Санто-Стефано-Ротондо нет крыши». Блондус утверждал, что церковь была построена на остатках древнего Храма Фавна. Раскопки в 1969–1975 годах показали, что здание никогда не было преобразовано из языческого храма, а всегда было церковью, построенной при Константине I в первой половине 4 века.

В 1454 году Папа Николай V доверил разрушенную церковь отцам Полина, единственному католическому ордену, основанному венграми. Это причина, по которой Санто-Стефано-Ротондо позже стал неофициальной церковью венгров в Риме. Церковь была восстановлена ​​в 1450-х годах Бернардо Росселлино, вероятно, под руководством Леона Баттисты Альберти.

В 1579 году к отцам Павла присоединились венгерские иезуиты. Collegium Hungaricum, основанный Иштваном Аратором в 1579 году, был объединен с Collegium Germanicum в 1580 году и стал Collegium Germanicum et Hungaricum, потому что очень немногие венгерские студенты смогли поехать в Рим из оккупированного Турцией Королевства Венгрия.

Кардинальным священником Титулуса С. Стефани в Коэлио Монте был Фридрих Веттер с 1985 года. Его предшественник, Йожеф Миндсенти, был известен как преследуемый католический лидер Венгрии во времена коммунистической диктатуры.

Внешний вид
Хотя внутренняя часть круглая, экстерьер имеет крестообразный план.

Интерьер
Стены церкви украшены многочисленными фресками, в том числе фресками Никколо Чирчиньяни (Niccolò Pomarancio) и Антонио Темпеста, на которых изображены 34 сцены мученичества, выполненные по заказу Григория XIII в 16 веке. На каждой картине есть титул или надпись, объясняющая сцену и дающая имя императора, приказавшего казнить, а также цитату из Библии.

Произведения искусства
Алтарь был изготовлен флорентийским художником Бернардо Росселлино в 15 веке. Картина в апсиде изображает Христа между двумя мучениками. Здесь сохранилось старинное кресло Папы Григория Великого, датируемое примерно 580 годом нашей эры.

Часовня св. В Primo e Feliciano есть очень интересные и редкие мозаики VII века. На одном из них изображены мученики Прим и Фелициан, стоящие по бокам от crux gemmata (креста, украшенного драгоценными камнями). Часовню построил папа Феодор I, который принес сюда мощи мучеников и похоронил их (вместе с останками своего отца).

Венгерская часовня
В отличие от граждан других европейских стран, у венгров не было национальной церкви в Риме, потому что старый Санто-Стефано-дельи-Унгереси в Ватикане был снесен, чтобы освободить место для ризницы базилики Святого Петра в 1778 году. В качестве компенсации за утрату древних Папа Пий VI построил венгерскую часовню в Санто-Стефано-Ротондо по плану Пьетро Кампореси.

 

Венгерская часовня посвящена королю Венгрии Стефану I Святому Иштвану, канонизированному первому королю мадьяр. Праздник святого Стефана отмечается 20 августа. Часовню часто посещают венгерские паломники.

Венгерские специалисты вместе с немецкими и итальянскими коллегами принимали участие в продолжающейся реставрации и археологических исследованиях церкви в 20 веке. Заметными посетителями из Венгрии были Вилмос Фракной, Фриджес Ридл и Ласло Ч. Сабо, который все писал об истории и важности Санто-Стефано.

Недавние археологические исследования выявили позднеантичный пол церкви в часовне. Пол состоит из цветных мраморных плит и был отреставрирован в 2006 году международной командой во главе с Жужанной Вердль.

Фрески часовни были написаны в 1776 году, но недавно под ними были обнаружены более старые слои картин.

Захоронения
Архидьякон Янош Ласай, каноник Дьюлафехервара, был похоронен в Санто-Стефано-Ротондо в 1523 году. Ласай покинул Венгрию и переехал в Рим, где стал папским духовником. Его погребальный памятник - интересный образец надгробной скульптуры эпохи Возрождения. Надпись гласит: «Roma est patria omnium» (Рим - отечество для всех).

Здесь есть табличка с записью захоронения ирландского короля Доннчада Мак Брайана, сына Брайана Борума и короля Мюнстера, умершего в Риме в 1064 году.

Митреум
Под церковью находится митреум II века, связанный с наличием по соседству казарм римских солдат. Культ Митры был особенно популярен среди воинов. Останки Кастры Перегринорум, казармы Перегрини, чиновников, откомандированных из провинциальных армий для особой службы в столице, были найдены прямо под Санто Стефано Ротондо. Митрей принадлежал Кастре Перегринорум, но, вероятно, в нем также присутствовали солдаты Кохора V Виджилума, казармы которых стояли неподалеку на другой стороне Виа делла Навичелла.

В настоящее время в митрее ведутся раскопки. Остатки римских военных казарм (эпохи Севера) и митреума под церковью остаются закрытыми для публики. Цветной мраморный барельеф «Митра, убивающий быка» III века находится сегодня в Museo Nazionale Romano.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

blog comments powered by Disqus