Санта Сусанна (Рим), Италия

 

Описание Санта Сусанна

Церковь Святой Сусанны или Санта Сусанна в Термах Диоклетиана (итал. Chiesa di Santa Susanna Alle Terme di Diocleziano) - это римско-католическая приходская церковь, расположенная на холме Квиринал в Риме, Италия. Еще в 280 г. н.э. с его местом была связана титульная церковь. Нынешняя церковь была перестроена с 1585 по 1603 год для монастыря цистерцианских монахинь, основанного на этом месте в 1587 году, который существует до сих пор.

Церковь служила национальным приходом для жителей Рима из Соединенных Штатов с 1921 по 2017 год, в течение этого периода она была передана на попечение отцов-паулистов, общества священников, основанного в Соединенных Штатах.

 

Архитектурная история

Римская эпоха
Около 280 г. н.э. на этом месте был основан раннехристианский молитвенный дом, который, как и многие из самых ранних христианских мест встреч, находился в доме (domus ecclesiae). Согласно Акту Сусанны VI века, дом принадлежал двум братьям по имени Гай и Габин, видным христианам. Гая отождествляли как с Папой Святым Гаем, так и с пресвитером Гаем, который был префектом и является источником информации о раннем христианстве. Габин или Габиний - имя, данное отцу полулегендарной святой Сусанны. Ее самые ранние задокументированные свидетельства указывают на нее как на покровителя церкви, а не как на мученицу, и ранее церковь была идентифицирована в самых ранних документах четвертого века по ее названию «Гай» в Термах Диоклетиана или как «ad duas domos». "(" возле двух домов "). Упоминается в связи с римским синодом 499 г.

Церковь Санта-Сусанна - одно из старейших названий в Риме. Раннехристианская церковь, построенная на остатках трех римских вилл, которые все еще видны под монастырем, была расположена сразу за стеной бань, построенных Диоклетианом, и сервианской стеной, первой стеной, построенной для защиты города. По преданию, церковь была возведена на доме Сусанны, где была замучена та же святая. В 4 веке он был отмечен обозначением ad duas domos (у двух домов). Эта первая трехнефная базилика почти наверняка была построена при понтификате Папы Льва III (795–816).

Согласно традиции, структура стала церковью около 330 г., при императоре Константине I, когда базилики многочисленных домашних церквей были приспособлены для литургического использования. Базилика имела Т-образную форму с центральным нефом с двенадцатью колоннами с каждой стороны, окруженными боковыми проходами. Все, что осталось от этих двух боковых проходов после перестройки в конце 16 века, - это две боковые часовни церкви базилики. В Синоде 565 г. церковь впервые упоминается по титулу Сусанна; с тех пор церковь посвящена ее почитанию. В акте Сусанна принимает мученическую смерть вместе со своей семьей, когда девушка отказывается выйти замуж за сына императора Диоклетиана; Мученичество Сусанны - литературный образ, знакомый по другим «страстям» девственниц римского мартиролога.

Папа Сергий I восстановил его в конце VII века, но Папа Лев III, четвертый папа, который был пастором этой церкви, восстановил ее с земли в 796 году, добавив большую апсиду и сохранив мощи святых в монастыре. склеп. Огромная мозаика с изображением Христа в окружении Льва и императора Карла Великого, а также святых Сусанны и Фелисити с другой стороны, была настолько сильно повреждена в XII веке землетрясением, что внутренняя часть была оштукатурена в ходе полной реставрации, охватывающей период с 1585 по 1585 год. 1602 г. и расписан Чезаре Неббиа.

Оставалось построить фасад из травертина. Нынешняя церковь Санта-Сусанны на ее древнем фундаменте была первой независимой комиссией в Риме для Карло Мадерно, который обучался в качестве помощника своего дяди Доменико Фонтана, главного архитектора Папы Сикста V. очень влиятельный дизайн в стиле раннего барокко. Динамичный ритм колонн и пилястр, теснившихся по центру, а также выступ и усиленное центральное украшение добавляют конструкции дополнительную сложность. Существует взаимодействие отношений, ни одно из которых не является точно симметричным с одной стороны зеркала. Вход и крыша окружены треугольными фронтонами. Окна заменены нишами. Есть зарождающаяся игривость с правилами классического дизайна, но при этом сохраняющая строгость. Статуи более высокого уровня (Папа Святой Кай и Святой Генезий Римский) созданы Джованни Антонио Парачеа, статуи нижнего уровня (Святая Сусанна и Святой Фелиситас Римские) - Стефано Мадерно.

Церковь Санта-Сусанны считалась настолько успешной, что в 1605 году папа Павел V назначил Мадерно архитектором базилики Святого Петра, где он завершил неф и построил величественный фасад.

Современная эра

Папа Сикст IV (1475–1477) приступил к восстановлению церкви, вероятно, с одним нефом с двумя боковыми часовнями. В 1588 году он стал последним крупным усилием по восстановлению кардинала Джироламо Рустикуччи, кардинала-защитника цистерцианского ордена, строительство велось с 1595 по 1603 год. Одной из целей, которые Рустикуччи в качестве генерального викария папы Сикста V преследовал с большей отдачей, было обновление жизнь религиозных орденов. Отражение этого действия можно увидеть в образной программе, украшающей стены церкви. Основные темы: защита целомудрия от разложения нравов и победа истинной веры над любым искушением к идолопоклонству и ереси. К ним присоединилось восхищение девственным выбором святой Сусанны и ее молитвенным настроем. Рустикуччи хотел выделить и связать эти темы с неразрывной связью его церкви с цистерцианскими монахинями, чей монастырь занимал это место.

Рустикуччи, любитель «традиций», выбрал лучшее из того времени, которое пришло из плодотворного художественного творчества Контрреформации. Следовательно, он поручил Карло Мадерно (1556–1629) выполнить архитектурный ремонт церкви. Именно он был автором его фасада из травертина. Фрески Центрального зала (шесть сцен из жизни целомудренной Сусанны) выполнены Бальдассаре Кроче из Болоньи (1563-1638). К Чезаре Неббиа, уроженцу Орвието (1536–1614), можно отнести фрески на куполе и изгибе апсиды, на которых воспроизведены сцены из жизни святого.

Алтарь главного алтаря, изображающий обезглавливание святой Сусанны, принадлежит Томмазо Лаурети из Палермо (1530–1602). Камилла Перетти, сестра Папы Сикста, была великим покровителем цистерцианских монахинь и помогла построить их жилые кварталы, в том числе часовню Святого Лаврентия, фрески которой являются работой Джован Баттиста Поццо (1563–1591). Роспись жертвенника, изображающая мученическую кончину святого диакона, также принадлежит Неббии. Большие статуи главных пророков и двух Святых Петра и Павла приписываются Джованни Антонио Парачеа по имени Валсольдо. Сквозь стеклянный пол ризницы можно увидеть часть раннехристианской церкви и остатки римского дома, который считается домом отца святого. В наше время был обнаружен римский саркофаг с фрагментами расписной штукатурки. В ходе раскопок также был обнаружен тимпан с изображением Агнца Божьего на синем фоне, по бокам которого стояли святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов; Мадонна с младенцем между святыми Агатой и Сусанной; плюс пять красивых бюстов других святых.

За алтарем, отделенным железной решеткой, находится великолепный монастырский хор, большое прямоугольное помещение. Он был построен в 1596 году кардиналом Рустикуччи, о чем свидетельствует герб в центре богатого резного деревянно-кессонного пола хора. Помещения для хора были подарены папой Сикстом и неоднократно упоминаются в старых путеводителях как один из лучших хоров, существующих в римских монастырях. Стены украшены фресками с изображением святых и сцен из Ветхого Завета. Художником, создавшим эти картины, был Франческо Ди (1676–1702). Также в хоре, в четырех ветвях двух ниш, в которых хранятся реликварии, появляются святые Бенедикт Нурсианский и святой Схоластика (слева), а также святые Бернар и Святая Сусанна (справа), все работы умбрийского художника. Аванзино Нуччи (1599). В 1719 году Филиппо Фреджиотти написал фрески в часовне внутри ограды.

Церковь Святой Сусанны в Дедхэме, штат Массачусетс, была названа кардиналом Ричардом Кушингом в честь Санта-Сусанны.

 

Интерьер

Церковь состоит из одного нефа с круглой апсидой, образующей две приделы. Фрески центрального нефа Бальдассаре Кроче представляют шесть сцен из жизни Сусанны, найденных в Книге Даниила. Фрески на изогнутой стороне апсиды показывают, что Сюзанна находится под угрозой со стороны Максимиана, но защищается ангелом Божьим, а справа Сусанна отказывается поклоняться идолу Юпитеру. Фрески Неббии на куполе апсиды изображают Сусанну в окружении ангелов с музыкальными инструментами. За главным алтарем картина, изображающая обезглавливание святой Сусанны, написана Томмазо Лаурети.

Часовня Богоматери Милости
Часовня Богоматери Милосердия (чья картина раньше находилась на алтаре) имеет на стенах две недавние фрески с изображениями святого Бенедикта и сенбернара.

 

Часовня Святого Лаврентия
Доменико Фонтана построил вторую часовню слева, посвященную святому Лаврентию, по заказу Камиллы Перетти, сестры Папы Сикста V. Картины выполнены миланским художником Джованни Баттиста Поццо (1563–1591). Алтарь Чезаре Неббиа изображает мученичество Святого Лаврентия. В этой часовне поклоняются святому Генезию Римскому, покровителю актеров, принимающему крещение, и епископу Папе святому Элевтерию.

Пресвитерия
Пресвитерий украшен двумя фресками. Слева Бальдассаре Кроче изображает мученичество святого Габина, а справа Пэрис Ногари показывает мученичество святой Фелиситы Римской и ее семи сыновей.

Потолок
Ценный потолок нефа и пресвитерия выполнен из полихромного позолоченного дерева, вырезанного по проекту Карло Мадерно.

 

Религиозные объединения

В церкви погребены пять раннецерковных мучеников и святых: Сусанна, ее отец Габин, святой Фелиситас Римский, папа святой Елевтерий и Генезий Римский.
Память святой Сусанны уже давно связывается в римском календаре со святым Тибуртием, 11 августа.
Среди предыдущих кардинальных священников Санта-Сусанны был папа Николай V (1446 г.).

Американская национальная церковь
После Первой мировой войны отцы-паулисты, основанные в Нью-Йорке в 1858 году, выросли до такой степени, что они почувствовали, что пришло время искать одобрения своего религиозного института в Святом Престоле, чтобы иметь возможность работать повсюду. всемирная Церковь. Они также хотели создать там генерального прокурора, чтобы координировать свою работу с Ватиканом. С этой целью генеральный настоятель Общества достопочтенный Томас Берк, C.S.P., в январе 1921 года поехал в Рим для встречи с Папой Бенедиктом XV. Во время этой поездки они впервые заметили Санта-Сусанну, так как в то время она находилась рядом с посольством США в Италии. Его расположение сделало его интересным для американцев.

Весной следующего года паулисты открыли в городе офис генерального прокурора, который возглавил Томас Лантри О'Нил, C.S.P. Тем временем брат Берка, также являющийся членом Общества, обратился к президенту Уоррену Хардингу, чтобы сообщить ему об их заинтересованности в использовании церкви для служения растущему американскому населению Рима. Хардинг обратился с просьбой об этом к апостольскому нунцию в США архиепископу Джованни Бонзано во время встречи в июне. Бонзано передал запрос государственному секретарю Ватикана с рекомендацией удовлетворить его в качестве жеста доброй воли Соединенным Штатам.

В декабре 1921 года Папа Бенедикт XV уполномочил отцов-паулистов управлять Санта-Сусанной как национальной церковью в Риме для американских жителей Рима и гостей из Соединенных Штатов Америки. Настоятельница монастыря передала ключи от церкви новому пастору 1 января 1922 года. Кардинал Уильям Генри О'Коннелл из Бостона председательствовал на первой публичной мессе для американской общины города 26 февраля 1922 года.

Кардинал, владевший титулом на церковь, умер летом 1921 года, оставив церковь без законного владельца по итальянским законам. В то же время в церкви было установлено электрическое освещение, к которому американцы привыкли, но римляне были шокированы. Посол Румынии также заявил, что церковь является национальной церковью для народа своей страны. Вопрос о собственности уладился в конце 1924 года, когда Бонзано, бывший апостольский нунций, а к тому времени и сам кардинал, потребовал передать его титул этой церкви. Как только это было сделано, он назначил О'Нила настоятелем прихода.

С 1958 по 1985 год кардинал, назначенный в Санта-Сусанну в качестве титульной церкви, был архиепископом Бостона. Бернард Фрэнсис Лоу оставался титульным кардиналом до своей смерти в декабре 2017 года, хотя он ушел с поста архиепископа в 2002 году после скандала с сексуальным насилием в его архиепископии.

С августа 2017 года, после кампании цистерцианских монахинь, которые присутствовали в Санта-Сусанне с 1587 года, американская община экспатриантов перенесла свою национальную церковь в Сан-Патрицио.