Фонтан черепах (Рим), Италия

 

Описание Фонтана черепах

Фонтан черепах (Fontana delle Tartarughe) - фонтан позднего итальянского Возрождения, расположенный на площади Маттеи в районе Сант-Анджело в Риме, Италия. Он был построен между 1580 и 1588 годами архитектором Джакомо делла Порта и скульптором Таддео Ландини. Бронзовые черепахи вокруг верхнего бассейна, обычно приписываемые либо Джан Лоренцо Бернини, либо Андреа Сакки, были добавлены либо в 1658, либо в 1659 году, когда фонтан был восстановлен.

 

История

Источник воды - акведук Чистая вода/ Acqua Vergine.
Fontana delle Tatarughe, как и все фонтаны эпохи Возрождения, был предназначен для снабжения питьевой водой римского населения. Это был один из восемнадцати новых фонтанов, построенных в Риме в шестнадцатом веке после восстановления разрушенного римского акведука первого века, Acqua Vergine, Папой Григорием XIII.

Acqua Vergine был одним из первых римских акведуков, открытых Марком Агриппой, главным помощником императора Августа, в 19 г. до н. Э. Он нес воду из деревни Салоне на Альбанских холмах, в девяти милях к северу от Рима, и заканчивался фонтаном возле Пантеона. Он был известен чистотой воды. Акведук был разрушен вестготами в 6 веке, а затем частично восстановлен папой Адрианом I (772-795) в 8 веке. В средние века это был единственный акведук, снабжавший питьевой водой римские фонтаны; остальная питьевая вода в городе поступала из реки Тибр.

В 1561 году папа Пий IV решил полностью реконструировать акведук. Проект был передан папскому архитектору Джакомо делла Порта (1532–1602), который построил одни из самых известных фонтанов Рима, а также завершил строительство купола базилики Святого Петра по образцу Микеланджело и перестроил фасады некоторых основных церквей Рима. Реконструкция акведука была завершена в августе 1570 года, когда первая вода попала в резервуар возле нынешнего фонтана Треви.

Делла Порта и город Рим разработали план строительства восемнадцати новых фонтанов, соединенных с новым акведуком. Он начал в 1572 году с фонтана на площади Пьяцца-дель-Пополо, затем построил два знаменитых фонтана на площади Пьяцца Навона (1574–1578) и фонтан на площади Пьяцца-делла-Ротонда перед Пантеоном (1575 г.). +

По первоначальному плану 1570 года новый фонтан должен был быть установлен рядом с Театром Марцелла на площади Пьяцца Джудеа, на месте рынка в римском гетто. Одним из членов комитета, который выбрал места для фонтанов, был римский дворянин Муцио Маттеи. Маттеи использовал свое влияние и деньги, чтобы перенести фонтан на небольшую площадь Пьяцца Маттеи, в квартал, где жили члены его семьи.

Покровитель фонтана Муцио Маттеи
В 1580 году власти Рима согласились перенести водный канал для нового фонтана с его первоначального места на площадь Пьяцца Маттеи. В обмен на перенос фонтана на место перед своим домом Муцио Маттеи согласился оплатить расходы на содержание фонтана и вымостить площадь.

Fontana delle Tartarughe - один из немногих фонтанов в Риме, построенный не для Папы, а для частного патрона. Муцио Маттеи был членом Дома Маттеи; семья банкиров и политиков, чьи родословные восходят к раннему римскому роду Папарески, среди предков которого был Папа Иннокентий II (1130–1143). В 1350-х годах семья переехала в Рионе-Сант-Анджело, и в конце концов они построили шесть резиденций в квартале под названием Изола-Маттеи. Хотя они жили в римском гетто, историческом еврейском квартале, они были католиками. Когда Папа Павел IV решил построить стену вокруг гетто в 1555 году и заключить в тюрьму еврейское население, Маттеям дали ключ от ворот.

Племянник Муцио, Джироламо Маттеи, был назначен кардиналом при папе Сиксте V, а другой племянник, Асдрубале Маттеи, был важным покровителем искусства; в 1598-1616 годах он поручил архитектору Карло Мадерно построить Палаццо Маттеи ди Джове рядом с фонтаном и собрал примечательную коллекцию произведений искусства.

Дизайн фонтана
Фонтан был спроектирован архитектором Джакомо делла Порта (1533–1602) в 1581 году. Он использовал дизайн, который он повторил в нескольких фонтанах, которые он адаптировал из более ранних древнеримских фонтанов. Он имел единственную вазу, или чашу, на пьедестале, из которой вода текла вверх, а затем стекала в многоугольный бассейн. Отличительной чертой фонтана на площади Пьяцца Маттеи было украшение; Маттеи поручил молодому скульптору Таддео Ландини (1550–1596) для его первого скульптурного заказа в Риме создать статуи четырех эфебов, или молодых людей-подростков, и восьми дельфинов. Первоначально они планировались из мрамора, но в конечном итоге их сделали из бронзы, которая была дороже. Эфебы в маньеристическом стиле, возможно, были вдохновлены восемью бронзовыми фигурами, созданными в 1563-1565 годах Бартоломео Амманнати для фонтана Нептуна или дю Бьянконе во Флоренции.

 

Фонтан состоит из квадратной чаши с круглой чашей из африканского мрамора, установленной на пьедестале в центре. По краю сосуда расположены четыре головы путти, которые изливают воду в таз внизу. Основание фонтана окружено четырьмя мраморными раковинами. Четыре бронзовых эфеба помещаются вокруг сосуда фонтана, каждый ставит одну ногу на голову бронзового дельфина, тянется вниз, чтобы удерживать хвост дельфина, и поднимает одну руку к краю сосуда. Вода льется изо рта дельфинов в раковины, а затем в таз внизу.

Проблема воды
У фонтана практически сразу возникла проблема с водоснабжением. Все фонтаны Рима работали под действием силы тяжести - источник воды должен был быть выше фонтана, а высота, на которую вода могла устремиться вверх, определялась разницей в высоте между источником и фонтаном. У всех фонтанов, соединенных с акведуком Acqua Vergine, была одна и та же проблема - непосредственный источник воды, водохранилище возле площади Испании, находился всего на высоте шестидесяти семи футов над уровнем моря, с падением всего двадцати трех футов над всем пространством. система. В результате в Фонте делле Тартаруге было лишь слабое течение воды.

Чтобы решить эту проблему, фонтан был изменен вскоре после его завершения. Четыре дельфина, которые должны были изливать воду, вероятно, поддерживаемые руками эфебов, были удалены и перенесены в другой фонтан, Фонтана делла Террина, который тогда находился на Кампо-де-Фиори, прежде чем их переместили на новое место. перед новой церковью Санта-Мария-ин-Валличелла Фонтан на площади Маттеи остался с единственной восходящей струей воды в сосуде, наполнявшей чашу, которая стекала через устья пути в нижнюю чашу, и четырьмя небольшими ручьями через пасти дельфинов, которые вливались в раковины.

Фонтан явно обслуживал всю округу. Питьевую воду из фонтана приносили в дома по соседству слуги, члены семьи или платные носильщики. Ранние гравюры показывают, что после открытия фонтана рядом с ним был установлен древнеримский саркофаг, который служил поилкой для лошадей, чтобы вода была отделена от питьевой воды для людей.

Критическая реакция
Фонтан, который тогда назывался просто Fontana delli Mattei или Fons Mattheiorum, пользовался популярностью и успехом у критиков. В 1588 году писатель Джироламо Ферруччи назвал его «самым красивым и совершенным фонтаном в Риме».

Фонтан был предметом гравюр и рисунков таких художников, как Джованни Баттиста Фальда, которые и принесли ему известность. В 1642 году художник и критик Джованнин Бальоне также высоко оценил красоту фонтана, назвав его данью добродетели его покровителя.

В семнадцатом веке фонтан часто ошибочно приписывали либо Рафаэлю, либо Микеланджело, что добавляло ему популярности и репутации.

Добавление черепах
Первоначальный дизайн фонтана предусматривал размещение четырех бронзовых дельфинов на верхнем сосуде, поддерживаемых поднятыми руками четырех молодых людей. После удаления четырех дельфинов из-за низкого давления воды поднятые руки статуй, казалось, не имели никакого смысла.

Вероятно, чтобы исправить эту проблему и сбалансировать композицию, четыре черепахи по краю сосуда были добавлены во время реставрации фонтана между 1658 и 1659 годами по заказу Папы Александра VII. Их обычно приписывают либо Джан Лоренцо Бернини, либо Андреа Сакки. Дата реставрации указана на четырех мраморных свитках вокруг фонтана.

Черепахи очень реалистичны; Если их создателем был Бернини, он, возможно, использовал слепки настоящей черепахи, как он делал со скульптурами других живых существ.

Недавняя история
В 1853–1854 годах, во время непродолжительного периода пуританства в Риме, листья помещали на половые органы мальчиков. В 1979 году из фонтана была украдена одна из черепах. После кражи оригинальные черепахи были заменены копиями. Статуя была оборудована системой очистки воды, чтобы предотвратить накопление отложений кальция, которые требовали частой очистки фонтана. Система очистки воды была заменена в 2003 году, а мрамор и бронза фонтана были тщательно отреставрированы и сохранены в 2006 году.

Иконография фонтана с черепахой

Историки искусства представили различные теории об иконографии фонтана, в частности, о странной позе Contraposto бронзовых фигур и наличии бронзовых черепах, которые были добавлены в 1658 или 1659 году. Некоторые историки говорят, что поднятые руки мужских фигур были предназначен для удержания четырех бронзовых дельфинов, которые были удалены, когда фонтан открылся из-за недостаточного давления воды, чтобы заставить их изливать воду. Черепахи были добавлены просто, чтобы сбалансировать композицию и дать повод для поднятых рук фигур.

Другие историки отмечают, что римские скульптуры-фонтаны в эпоху Возрождения обычно рассказывали историю или представляли добродетель, которой, по мнению их покровителя, он обладал. Немецкий историк Филлип Фель предположил, что темой фонтана была «Festina lente», неоплатоническая поговорка «спешите медленно», противопоставляя скорость дельфинов и медлительность черепах.

Норвежский историк искусства Энн Кристин Тогстад ​​считает, что мужские фигуры и черепахи связаны с римскими и греческими легендами о Юпитере и Ганимеде. Легенда повествует о том, как бог Юпитер влюбился в красивого молодого пастуха Ганимеда. Юпитер превратился в орла и поднял Ганимеда в небо, где он стал бессмертным и виночерпием богов. В 1597 году семья Маттеи приобрела территорию Джове, итальянского названия Юпитера, и построила новую резиденцию возле фонтана под названием Палаццо Маттеи ди Джове. Они украсили свои дома гербами, картинами и скульптурами с орлом Юпитера и изображениями Ганимеда. Поднятые руки фигур в фонтане напоминают позы классических римских представлений о Ганимеде, похищенном орлом. В мифологии черепаха ассоциировалась с Юпитером.

Легенда
Популярная римская легенда утверждает, что герцог Муцио Маттеи, разорившийся азартными играми, приказал построить фонтан в одночасье, чтобы завоевать доверие богатого отца женщины, на которой он хотел жениться. На следующее утро он открыл окно своего палаццо и показал будущему тестю фонтан. Отец был впечатлен и позволил свадьбе состояться, а герцог, чтобы помнить об этом событии, закрыл окно с видом на фонтан. Окно, закрытое кирпичом, по-прежнему выходит на фонтан.

История, вероятно, всего лишь легенда; скептики отмечают, что построить такой сложный фонтан в темноте, не создавая шума, за одну ночь было бы очень сложно. По словам таких историков, как Мауриция Тазертес, фонтан строился в течение длительного периода между 1581 и 1588 годами, а Палаццо Маттеи ди Джове, главная резиденция Маттеи, не был достроен до 1616 года.

Защитники легенды отмечают, что Палаццо Джакомо Маттеи, более ранняя резиденция семьи Маттеи, которая стоит прямо перед фонтаном, была построена в начале 16 века, до того, как был построен фонтан, и, таким образом, легенда могла быть правдой. .

Копии
Точная копия фонтана, сделанная в Риме в начале 1900-х годов, была куплена Уильямом Х. и Этель Крокер для своего поместья в Хиллсборо, Калифорния. Он был подарен городу Сан-Франциско их четырьмя детьми и установлен в Хантингтон-парке, Ноб-Хилл, в 1954 году. Он стоит в воде несколько ниже, чем римский оригинал.

В Соединенных Штатах есть четыре задокументированных копии фонтана Делле Тартаруг: Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган; Сарасота, Флорида, Сан-Франциско, Калифорния и Ньюпорт, Род-Айленд в особняке Вязов.

Черепаший фонтан в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, расположен на круглой террасе рядом с домом Крэнбрук. В последние годы фонтан был отреставрирован при финансовой поддержке Cranbrook House and Gardens AUX. Фотографии Черепашьего фонтана на территории Крэнбрук-хауса можно найти через поиск в Интернете.

Кино
Фонтан и площадь Маттеи появляются в нескольких сценах фильма «Талантливый мистер Рипли» 1999 года режиссера Энтони Мингеллы.