Так называемый Темпьетто (по-итальянски «маленький храм») (Tempietto) - это небольшая памятная гробница, спроектированная Донато Браманте, возможно, построенная еще в 1502 году во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио. Отель Tempietto, построенный по заказу Фердинанда и Изабеллы, считается шедевром итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Проведя свои первые годы в Милане, Браманте переехал в Рим, где
его узнал кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. В
Риме Браманте смог лично изучить древние памятники. Храм Весты в
Тиволи был одним из прецедентов после Темпьетто. Другие античные
прецеденты, которые Браманте смог изучить в Риме, включают круглый
храм на берегу Тибра, храм Геркулеса Виктора, который в то время
считался храмом Весты. Однако круглые церкви уже использовались
ранними христианами для мучеников, как Санта-Констанца, также в
Риме. Браманте знал об этих раннехристианских прецедентах, и в
результате Темпьетто является круглым.
«Темпьетто» - одно из
самых гармоничных зданий эпохи Возрождения. Храм построен из несущей
кладки. Круглый храм поддерживает классический антаблемент и был
обрамлен темной аркой монастыря. Это самый ранний образец
тосканского ордена в эпоху Возрождения. Тосканский орден - это форма
дорического ордена, хорошо подходящая для сильных мужских богов
(таких как Геракл), поэтому тосканский хорошо подходил для святого
Петра. Он призван отметить традиционное точное место мученической
смерти Святого Петра и является важным предшественником
восстановления Браманте собора Святого Петра.
Учитывая все
последующие преобразования эпохи Возрождения и барокко в Риме,
сейчас трудно ощутить влияние, которое это здание оказало на начало
16 века. Это почти скульптура, поскольку она не имеет особого
архитектурного применения. Здание в значительной степени отражало
стиль Брунеллески. Идеально пропорциональный, он состоит из тонких
тосканских колонн, дорического антаблемента, смоделированного по
образцу античного театра Марцелла, и купола. Браманте планировал
окружить здание концентрическими кольцами колоннад, колонны которых
должны были быть радиально выровнены с колоннами Темпьетто, но этот
план так и не был реализован.