Туринский собор

Кафедральный собор Турина, полное название которого митрополичьего собора Сан-Джованни Баттиста, является главным местом католического богослужения в Турине, расположенным на одноименной площади, и резиденцией епископа Туринской архиепископии.

Построенный в конце 15 века, это единственное религиозное сооружение в стиле ренессанс в городе. С 1578 года в нем хранится Святая Плащаница.

 

История

Нынешний собор стоит в одном из самых богатых мест в истории города Турина, в нескольких шагах от археологической зоны и почти рядом с римским театром античной Юлии Августы Тауринорум. В древности священная территория состояла из трех раннехристианских церквей, построенных, вероятно, на базе ранее существовавших общественных зданий или языческих храмов, посвященных Сан-Сальваторе, Санта-Мария-ди-Домпно и, собственно, Сан-Джованни-Баттиста. По этой причине считается главным из трех, что посвящение здания Крестителю восходит к лангобардам и именно к Агилульфо (королю с 591 по 615 г.), жена которого, Теодолинда, провозгласила святого Иоанна покровитель королевства.

Церковь стала ареной события, которое особенно потрясло город того времени, именно в день смерти короля Родоальдо, когда король Ариперт I занял трон. Герцог Асти Ариперто I хотел, чтобы ему наследовали его сыновья Пертарито и Годеперто, между которыми разгорелась кровавая борьба за власть. Гарибальдо, герцог Туринский, опираясь на Гримуальдо, герцога Беневенто, решил поддержать Годеперта хотя бы внешне: целью, очевидно, был трон. Прибыв в Павию в 662 году, Гримоальдо убил Годеперта, а Пертарито сбежал. Убежденный, что таким образом он не оставил следов, Гарибальдо отправился в Сан-Джованни в пасхальное воскресенье того же года, чтобы присутствовать на мероприятии: ему выстрелил в спину «гомункул» из круга Годеперто, который таким образом отомстил за своего хозяина. Рагимперто сменил убитого герцога.

 

Реконструкция эпохи Возрождения

Три главные церкви города были снесены между 1490 и 1492 годами; Колокольня, ранее построенная и завершенная только в 1469 году по заказу епископа Джованни ди Компейса и посвященная Сант-Андреа, однако не была затронута и до сих пор видна рядом с собором на своих первых 63 метрах в высоту.
22 июля 1491 года регент Савойи, вдова Карла I, Бьянка ди Монферрато, заложила первый камень зарождающегося собора, также посвященного Сан-Джованни: строительство, которого очень желали как герцог, так и епископ Доменико Делла Ровере, был поручен Амедео де Франсиско да Сеттиньяно, также известному как «Мео дель Каприно», который работал там до своей смерти в 1501 году. Работы над собором были завершены в 1505 году; 21 сентября того же года состоялось освящение с торжественной мессой, проведенной титулярным архиепископом Лаодикии Сирийской Бальдассарре Бернеццо, поскольку новый епископ города Джованни Людовико Делла Ровере в тот момент находился в Риме, чтобы выступить со своим делом против аббата Сан-Мауро-Торинезе[5], который угрожал отделиться от Туринской епархии.

Если строительство сооружения было поручено Каприно, то неясно, кто курировал проект. Некоторые упоминают имя Баччо Понтелли, который также работал на Папу Сикста IV; другие также приписывают дизайн работы самому Каприно.
В 1515 году Лев X, родственник епископа, возвысил уже построенную церковь Сан-Джованни до статуса митрополичьего престола.

 

Расширение семнадцатого века

Проект расширения собора с целью создания достойных условий для сохранения Плащаницы восходит к 1649 году, когда Бернардино Квадри после разногласий с Франческо Борромини, имевших место на месте строительства базилики Сан Джованни ин Латерано прибыл в Турин ко двору Карла Эмануэле II.

Идея Квадри была основана на корректировке предыдущего проекта Карло ди Кастелламонте, который предусматривал размещение овальной капеллы за хором здания, таким образом возводя помещение с круглым планом, но на практике купол Луганского архитектора превосходил по высоте и высоте. грандиозность, массивность собора.

В 1667 году Гуарино Гуарини, уже работавший с 1666 года в Королевской церкви Сан-Лоренцо, недалеко от собора, был призван закончить работу. Купол, работа над которым длилась двадцать восемь лет, был закончен в 1694 году торжественной мессой. На посетителя, должно быть, произвела впечатление элегантность строения, мрамор, который от черного в нижней части все больше светлел кверху.

По приказу короля Карло Альберто собор был дополнительно украшен копией на дереве «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Он был построен Луиджи Канья в 1835 году и был прикреплен к контрфасаду церкви, единственной точке, способной выдержать более 900 кг работы.

Как напоминают некоторые надгробия, в соборе также были похоронены три папских нунция в Турине. Это: Франческо Бакод, епископ Женевы, умер 1 июля 1568 года; Коррадо Тартарини из Читта-ди-Кастелло, епископ Форли, умерший в 1602 году, и Джамбатиста Ландо, умерший в 1648 году.

На видимую сегодня внешнюю колокольню или колокольню, посвященную Сант-Андреа, повлияли некоторые изменения 1720 года, особенно высоты, которые правящий Витторио Амедео II доверил архитектору Юварре. Последний поднял ее на 12 метров, в стиле барокко, доведя башню до общей высоты 60 метров.

 

Собор сегодня

Драгоценный памятник Плащаницы был серьезно поврежден в ночь с 11 на 12 апреля 1997 года, когда пожар уничтожил большую часть работы Гуарини. Святая Реликвия, с другой стороны, была спасена благодаря работе пожарных. После пожара в церкви прошла реставрация фасада и интерьера под руководством архитектора Маурицио Момо. В то же время был построен новый храм Плащаницы, в котором Святое Полотно хранится расправленным и в контролируемой атмосфере. Под главной церковью реставрация вернула к ее первоначальному состоянию подземную церковь того же размера, где был создан Епархиальный музей Турина.

 

Архитектура

Туринский собор безошибочно узнаваем в городской панораме: это один из двух сохранившихся образцов искусства эпохи Возрождения в городе вместе с Палаццо Скалья ди Верруа. Снаружи он имеет фасад эпохи Возрождения из белого мрамора с тремя воротами, главный центральный из которых увенчан тимпаном и окружен двумя завитками.

С левой стороны находится колокольня в романском стиле, построенная около 1470 г. и возведенная в 1720 г. Филиппо Юварра.

Виден, сегодня уже не закрытый строительными лесами, купол Гуарини за уже существующим куполом Сан-Джованни. Спустя более двадцати одного года после пожара он был вновь открыт для публики 27 сентября 2018 года.

Посетителю здание кажется строгим, построенным в плане латинского креста и разделенным на три нефа. Их длина составляет почти 40 м, ширина двух боковых - 5,80 м, а ширина центрального - 9,50 м. Немного обогащаясь в каждом столетии, внутреннее убранство собора сегодня украшают по бокам многочисленные приделы, в которых работали разные художники и декораторы. Роскошная Трибуна Реале, работа архитектора Франческо Валериано Деллала из Бейнаско, была построена по воле короля Савойи Витторио Амедео III примерно в 1775 году; под ним, в витрине, с 1998 года временно хранится Плащаница, показываемая верующим во время больших экспозиций.

 

Работа

Интерьер Туринского собора полон произведений искусства живописцев и скульпторов. У алтаря второй часовни справа вы можете полюбоваться полиптихом Святых Криспино и Криспиниано, работой, уже приписываемой Дефенденте Феррари, а теперь признанной работой Джованни Мартино Спанцотти, которому также приписывают полотно Крещения. Иисуса, который находится в ризнице, где находится гробница епископа Клавдия Сейсельского, чей надгробный памятник, датируемый 1526 годом, является работой скульптора Маттео Санмикели. Полотна Мадонны с четырьмя святыми (третья капелла справа, 1655 г.), запрестольный образ с Санта-Барбарой и Сан-Джироламо (четвертая капелла справа) и Мадонны со святыми Ипполито и Кассиано (пятая капелла справа, 1656 г.) ) принадлежат Бартоломео Караволья, который также расписал нижнюю арку третьей часовни в левом проходе; Работы Пьера Легро — это мраморные статуи Санта-Кристина и Санта-Тереза, изначально предназначенные для фасада церкви Санта-Кристина, а затем помещенные вместо них в Дуомо. Бюст Папы Пия IX принадлежит Джованни Альбертони, а памятник кардиналу Джузеппе Гамбе был создан в 1930 году Эдоардо Рубино. Некоторыми деревянными статуями мы обязаны Стефано Марии Клементе.

 

Орган

Внутри собора, в правом трансепте, находится большой орган с механической трансмиссией, построенный в 1874 году Джакомо Вегецци-Босси и увеличенный Карло Вегецци-Босси между 1901 и 1902 годами. Инструмент, расположенный над позолоченным деревянным хором, заменяет другой 1741 года, построенный Джузеппе Каландрой из Турина и последний раз отреставрированный в 1780 году. Нынешний орган также является результатом важной реставрации, проведенной в 1972 году органным мастером Эмилио Пиччинелли, во время которой, среди прочего, были восстановлены пневматические трансмиссии. 1901-1902 годов были устранены и завершено расширение педального блока. Орган имеет 2 клавиатуры, 56 регистров, всего 3498 труб, 4 меха и 5 духовых.