Палаццо Секко Дольфин или Палаццо Дольфин, Венеция

Ка 'Дольфин (также называемый Палаццо Секко Дольфин или Палаццо Дольфин) представляет собой гражданское здание, расположенное в районе Дорсодуро в Венеции недалеко от Сан-Панталон; один из многих дворцов, разбросанных по всей Венеции, когда-то принадлежавший и населенный семьей Долфинов. В настоящее время здесь находится Aula Magna Silvio Trentin из Университета Ка Фоскари.

 

История

Из обследований, проведенных при реставрации после 1955 г., известно, что в IX веке на этом месте уже стояло здание. Из архивных документов следует, что на том же месте в XIII веке находилось здание, принадлежавшее Барбо (тогда называемое Барбос), вместе с другими домами вокруг него.

В неизвестную дату здание Барбоса 14-го века было приобретено Секко, богатой семьей родом из Бергамо. Можно предположить, что он уже имел конфигурацию дворца, учитывая, что перед продажей его сдавали в аренду Марселле Марчелло за 95 дукатов в год. Последние наследники, которые какое-то время жили в Падуе, где они были приняты в местную знать, решили продать дом за 12 000 скуди в 1621 году. Покупателем была важная семья Долфин, которая вскоре предприняла серьезные изменения.

Непосредственным покупателем здания был кардинал Джованни Дельфин, сын Исеппо, но он умер в следующем году, поэтому почти наверняка его племянник Николо начал ремонт здания. На самом деле, уже в 1663 году Джустиниано Мартиниони в своих пристройках к Сансовино стремился отметить как замечательный дворец «Николо Дельфино, очень крупного сенатора, построенный [...] алла Романа [...]» на «Рио ди С. Панталеоне». Конечно, до того, как работы были завершены, в саду была подготовлена ​​большая деревянная конструкция, временная, но роскошная, чтобы встретить короля Дании Фридриха IV 11 февраля 1709 года карнавалом, который запомнился как памятный. Теманца поручает работы по реорганизации Доменико Росси, конечно, последние были ограничены залом и верхним этажом, в то время как предыдущие вмешательства можно отнести к другим архитекторам круга Лонгена, таким как Джузеппе Сарди, дядя Росси.

В последующие два десятилетия братья Даниэле III и Даниэле IV Долфин разработали обширную иконографическую программу для украшения зала. Целью было прославление их исторической семьи. Сначала, примерно в 1714 году, они призвали Николо Бамбини и Антонио Феличе Феррари для росписи потолка, а затем Джамбаттисту Тьеполо, чтобы он написал между 1725 и 1729 годами десять полотен с историями Древнего Рима. В обоих случаях их, скорее всего, посоветовал другой брат, патриарх Удине Дионисио Долфин, который уже заказал некоторые работы всем этим художникам. Действительно, Тьеполо разделил себя между двумя заказами, выполняя свои полотна зимой тех лет и оставляя теплое время года для завершения фресок в Удине. В честь своих клиентов Тьеполо также написал (вероятно, между 1745 и 1755 годами) посмертный портрет Даниила IV (умер в 1729 году).

С Андреа (1748–1798) ветвь Дельфина ди Сан-Панталон вымерла, и здание перешло в наследство его сестре Сесилии Дельфин, вышедшей замуж за Франческо Липпомано, а затем в 1854 году ее племяннику Джованни Керини Стампалия. Дом оставался заброшенным более семидесяти лет до 1872 года, когда для уплаты налогов на наследство недавно созданный фонд Querini Stampalia Foundation был вынужден продать сначала Тьеполо (за 6000 лир), а затем и все здание с работами, находившимися в антикварной коллекции Микеланджело. Гуггенхайма еще за 16 520. Только портрет предка Даниила IV (возможно, потому, что когда-то его считали портретом прокуратора Кверини) попал в музей Кверини Стампалия, где он находится до сих пор.

Цифры были явно малы для обеих продаж. Однако следует помнить о невезении барокко и рококо того времени, а сам Тьеполо считался лишь искусным декоратором. Что касается дворца, то он был почти в руинах: Кверини использовали его как каменоломню для добычи драгоценных материалов (например, красные мраморные ступени были полностью разобраны, что сделало лестницу невозможной), а еще раньше, во время восстания 1848 года, взорвалась австрийская бомба. пробила крышу, вдобавок к этому разбитые стекла окон оставили салон на произвол стихии.

Гуггенхайм продал десять полотен Тьеполо барону Ойгену Миллеру фон Айхгольцу за 50 000 лир, а также другие работы различным клиентам еще за 30 000 лир, а в 1876 году дворец архитектору Джованни Баттиста Бруза. Работы, переданные фон Айхгольцу, пошли разными путями и в конечном итоге эмигрировали в различные музеи международного уровня: сегодня пять находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, три в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и две в Художественно-историческом музее в Вене. Мы знаем, что Гуггенхайм продал другие работы в здании за 30 000 лир, но из-за отсутствия описаний их невозможно идентифицировать.

В 1955 году Университет Ка'Фоскари воспользовался возможностью приобрести здание у семьи Амбросоли. Близость к штаб-квартире позволила ему переоборудовать престижный зал в церемониальный зал, а второй и третий этажи в университетский колледж, подражая университетам Пизы и Павии, который оставался действующим до 1972 года, когда началось массовое участие высшее образование вынуждало прибегать к гораздо более восприимчивым пространствам и к системе доступа к жилью, которая была уже не меритократической, а демократической. Еще несколько лет жилые помещения находились в ведении Opera Universitaria, но в начале восьмидесятых годов они снова и полностью перешли в распоряжение университета: Aula Magna, уже названная в честь Сильвио Трентина в 1975 году, была сохранена, а меньшие помещения переоборудованы в офисы.

 

Описание

Дворец

Ка 'Дольфин внешне предстает перед нами сегодня почти таким, каким его оставил Доменико Росси в конце реконструкции. Помимо неуверенности в авторах двух реставрационных кампаний 17-го и 18-го веков, мы знаем из реставрационных изысканий Университета, что облицовка всего фасада на канале относится к одной эпохе. Этот фасад в классическом стиле барокко демонстрирует на первом этаже оригинальную внутреннюю трехчастную структуру, которая сохранилась только на этом этаже. Показательна группа проемов, состоящая из водной двери, противопоставленной по бокам двум окнам, предназначенным для освещения центрального атриума, и, таким образом, двух окон, расположенных симметрично со стороны, предназначенной для меньших боковых помещений. С другой стороны, пять больших окон на первом этаже скрывают отсутствие перегородок в интерьере, который после сноса четырех боковых комнат превратился в одно большое помещение, выровненное с каналом: парадный зал.

Фасад, определенный в то время как «алла Романа», хотя и не считается очень качественным, с его полной облицовкой из белого истрийского камня умудряется продемонстрировать великое благородство резиденции, особенно в больших проемах на центральном этаже, ограниченных продолжающейся балюстрадой. Любопытны опоры подоконников на верхнем этаже, сужающиеся книзу и украшенные драпировкой, мотив, прослеживаемый в Венеции только в Палаццо Стацио Градениго в Санта-Софии, построенном столетием ранее, в отличие от спиральных модулей подоконников на воде. уровень.

Безусловно, Росси приписывают расширение в сторону сада. Г-образное тело, состоящее из блока, протянувшего здание по всей ширине, и другого блока, выходящего с одной стороны в сад. С этой точки зрения здание кажется четырехэтажным, включая первый этаж, что свидетельствует о том, что высота зала на канале соответствует высоте первого и второго этажей вместе взятых.

Конечно, что касается интерьеров, зачистка, выполненная Гуггенхаймом, была точной. Помимо римских историй и портрета Даниила IV Джероламо ди Тьеполо, во дворце хранилось много других работ, ныне разбросанных. Ранее и по другим причинам предполагаемый, а теперь утерянный «Портрет семьи Томаса Мора» Ганса Гольбейна уже был передан Фридриху Августу II Саксонскому при посредничестве Франческо Альгаротти. Конечно, отсутствует бюст, который в завещании, составленном перед отъездом в Константинополь, Даниил III Иоанн так настоятельно рекомендовал сделать, чтобы его изображение оставалось венчающим главный портал зала. Десять статуй, которые каким-то образом интегрировали иконографическую программу, отсутствуют. Фрески Антонио Феличе Феррари, украшавшие монументальную лестницу, больше не существуют, возможно, они были утеряны при реконструкции 1876 года. А от всех других картин и предметов интерьера, перечисленных в описи 1771 года, не осталось и следа.

 

Украшения гостиной

Фрески

Большой зал со сводом, украшенным фресками Николо Бамбини и Антонио Феличе Феррари, и где когда-то была серия римских историй, написанных на холсте Тьеполо, остается большой ценностью. В промежутках, оставленных внутри рам с фресками в искусственной лепнине, в которых размещались полотна, Бруса после покупки здания в 1876 году приспособил несколько антикварных зеркал.

Чтобы понять дух заказанной иконографической программы, необходимо помнить, что между концом семнадцатого века и первой половиной восемнадцатого века вкус венецианской аристократии к частным резиденциям сместился от накопительного коллекционирования к заказу крупных комплексов. праздничного оформления стен, а также непреходящего фрескового убранства потолков. Техника до этого использовалась для вилл на материке, а не в Венеции, где все еще предпочитали холсты. Старейшие семьи, чтобы выставить напоказ предполагаемую и воображаемую оригинальную «romanità», любили отсылки к историям и персонажам из Древнего Рима (или Древней Греции). И семья Долфинов была именно среди двадцати пяти старых домов и среди них одного из двенадцати определенных Апостольских.

После того, как новое большое пространство зала было завершено, большой потолок был сначала расписан фресками Николо Бамбини и обрамлен квадратурами Антонио Феличе Феррари. Историки предлагают для этого довольно широкий диапазон дат, ограничивающийся в конечном итоге периодом 1710-1715 гг. Смерть Феррари в 1720 году, несомненно, во многом является пределом ante quem, поскольку мы также знаем от его биографов, что в последние годы своей жизни он уже не мог работать из-за ухудшения зрения и дрожи рук, в дополнение к тому факту, что благодаря успеху работа Ca 'Dolfin, он также работал над дворцами Морозини, Нани и Градениго. Еще одним решающим фактом является пребывание в том же здании его тогдашнего ученика и помощника Джироламо Менгоцци Колонна, задокументированное между 1711 и 1715 годами.

Что же касается «Детей», известного фапресто, то мы знаем, что он имел возможность похвастаться перед английским гостем Эдвардом Райтом, что выполнил свою роль всего за пятнадцать дней. И на самом деле от Луки Джордано, первого фапресто, он берет мягкую и светящуюся композицию божеств, облаков, драпировок и декоративных изобретений, хотя и охлаждается в поисках академической точности; однако именно Либери Бамбини обязан созданием роскошных женских фигур.

Центральная овальная область, расписанная фресками Бамбини, представляет со значительной осторожностью прославление Дельфина через Апофеоз Венеции: единственное косвенное упоминание о семье - это улыбающийся дельфин, который появляется из облака и поддерживает Амфитриту. Однако в композиции, которая развивается вверх, начиная со стороны с окнами, выходящими на канал, различные темы демонстрируют достоинства семьи. Эмблематическими являются фигуры ангела Славы, того, что справа, и аллегория Изобилия, которая выходит из нижнего левого угла, чтобы покрыть квадратуру, которая в этой диагонали заключает в себе концепцию последствий хорошего управления. Почти в центре находится олицетворение Венеции, женщина, одетая в золото, на этот раз без льва и с точно такими же атрибутами, как на картине Веронезе «Триумф Венеции во Дворце дожей». Слева правила, которым должно следовать правительство: Справедливость с мечом, Мир с оливковым деревом и далее Благоразумие с зеркалом и змеей. Непосредственно внизу морские божества не могли отсутствовать для Приморской Республики: Нептун и его жена Амфитрита. Двигаясь вправо, чтобы напомнить о защите искусства как об обязанности, рядом с Грациями следуют аллегорические олицетворения Поэзии, Архитектуры, Скульптуры и Живописи, за которыми следует неумолимое Время с косой и песочными часами. Чтобы закончить справа с проворной фигурой посланника Меркурия, над которым доминирует Геракл, который держит пороки сокрушенными под облаком.

Квадраты Феррари спускаются из свода, чтобы окружить сцену, сначала с полной подсветкой, а затем открываясь бибьенскими террасами светящихся ниш. И в этом спуске мы переходим от аллегорически-понятийного уровня вершины к повествовательному уровню стен. В нишах выделяются статуи героев и мелькают монохромные овалы с изображениями солдат в разной форме. Одним из этих изображений является типичная шляпа генерал-капитанов мореплавания в ранге Даниэля IV Иеронима, что позволяет предположить, что они являются, по крайней мере, идеальными портретами Дельфина. В качестве окончательной связи между ложной архитектурой и каркасами телери в верхней части каждого из них помещена монохромная аллегория (все, вероятно, перекрашенные), и все они точно относятся к «Иконологии» Чезаре Рипа. В самых последних исследованиях удалось продемонстрировать точную смысловую связь между этими аллегориями и рассказами Тьеполо.

 

Римские истории

Серия картин Тьеполо «Римские истории» была призвана рассказать о военных и политических достоинствах Дельфина. Внимание к событиям, приуроченным к республиканскому периоду Рима, и особое внимание к конфликтам с Карфагеном, очевидно, свидетельствуют, с одной стороны, о духе служения Венецианской республике, а с другой — о почетном участии в военные события против турок, которые сообщили всему дому.

В этой серии живописность Тьеполо внезапно становится более зрелой. Цвета светлеют, но в то же время оживляются в дополнительных отношениях хроматических контрастов. Таким образом, понимание веронского цвета первых художников рококо, таких как Риччи и Пеллегрини, развивалось дальше.

Продемонстрированное художником близкое следование текстам «Publio Anneo Floro» (аннотированное издание которого вышло в Лейдене в 1722 г.) и «Тито Ливио» и пристальное внимание к известному в то время антикварному репертуару имели целью придать исторический авторитет и правдивость. к описываемым событиям.

Приверженность текстам присутствует и в довольно своеобразном для того времени использовании титулов, вставленных в картуши вверху каждого полотна (чаще всего стертых, а иногда и восстановленных после продажи с орфографическими ошибками). Заголовки, которые после того, как текстуальная отсылка растворилась, и полотна, связанные с вышележащими аллегориями, позволяют нам выдвинуть гипотезу о более точном определении сюжетов, которые до недавнего времени были приблизительными. Наконец, форма и размер сохранившихся рам, связь фресковых аллегорий с изображениями и их собственными названиями и направление света в сценах, гармонирующее с положением реальных окон, позволяют воссоздать точное расположение полотен.

Войдя от главного портала и повернув против часовой стрелки, мы должны найти справа в той же части входа большое батальное полотно «Взятие Нового Карфагена» (увенчанное аллегорией Опыта). В самой узкой стене справа (запад) были три картины, из которых центральная самая большая, которая должна быть в порядке Фабия Максима перед Сенатом Карфагена (увенчанная Разведкой), Триумф Мариуса ( Совета) и «Диктатура, предложенная в Цинциннато» (которой соответствует теперь уже неразборчивая аллегория). На стене с окнами на юг располагались два полотна меньшего размера: Ганнибал, созерцающий голову Асдрубале (познание) и Брут и Аррунте (благородство). Восточная стена повторяет узор противоположной стены, и последовательность должна быть следующей: Muzio Scevola (Совершенство), самое большое полотно Triumph of Manio Curio Dentato (Декор) и Veturia останавливает Coriolano (Хорошая слава). Вернувшись ко входу, мы находим еще одно большое полотно «Битва при Заме, увенчанная Бессмертием».

К празднованию 150-летия со дня своего основания университет создал виртуальное представление комнаты с телери Тьеполо, расположенными в соответствии с указанными выше критериями.

 

Долфин Сан-Панталон

В приходе Сан-Панталон была другая и предыдущая ветвь Долфина ди Сан-Панталона, которая началась по крайней мере в 1259 году от такого же Джакомо, происходящего от ветви Сан-Канциан, но уже вымершей в конце пятнадцатого века.

Неизвестно, достигла ли новая и более известная ветвь Сан-Панталона, получив собственность, унаследованную от первой, и на каком месте или местах проживали две ветви; известно только, что самая последняя ветвь была основана Бенедетто ди Даниэле куондамом Джованни (1479?-1527) Массаро делла Зекка и его сыном Изеппо (Джузеппе), администратором, сенатором и членом Совета X. Несомненно, с 1621 по 1798 год история здания оставалась связанной с историей династии, многие члены которой занимали соответствующие должности.

Прародители
Бенедетто Долфин из Даниэле Куондам Джованни (1479–1527) назначил Массаро на Монетный двор на 1526 год.
Джузеппе Долфин, сын Бенедетто (1521–1585), дослужился до звания губернатора де нефа, затем занимал различные должности администратора, а также был сенатором и членом Совета десяти.

Сыновья Иосифа
Джованни Долфин (1545-1622) в первой половине своей жизни служил республике послом во Франции, Польше, Испании, Вене и прокурором Сан-Марко; с 1603 г., приняв постриг, он был епископом Виченцы, а с 1604 г. кардиналом. Именно он купил дворец Секко.
Дионисио Долфин (1556-1626), епископ Виченцы.
Пьетро Долфин (1561-1593) за свою короткую жизнь смог занимать только должность суперинтенданта sora i Officii.

дети Питера
Николо Долфин (1591–1669), вероятно, единственный сын, был байло (послом) в Константинополе в 1645 г., главнокомандующим сухопутными войсками в Кандии в 1646 г., затем мудрецом Совета. Вероятно, именно ему мы обязаны началом реставрационных работ в здании.

Сыновья Николая
Джованни Долфин (1617-1699), став сенатором, стал духовным лицом и был назначен патриархом Аквилеи в 1657 году, а затем кардиналом, положив начало ряду патриархов семьи Долфинов; он также был литератором.
Маркантонио Долфин (1625-1668), еще молодой человек, следовавший за своим отцом в Кандию, вскоре попал в плен к туркам. Больше его так и не выпустили, несмотря на неоднократные попытки обмена пленными.
Даниэле II Андреа Долфин (1631-?) имел возможность быть среди выборщиков четырех дожей, в 1694 году Совет десяти назначил его среди трех магистратов, отвечающих за шахты.
Джузеппе Долфин (1622-1657), солдат, участвовал в обороне Кандии и, капитан-генерал, в 1654 году столкнулся с турками в проливе Дарданеллы. Различные источники, хроники и даже сонет прославляли его доблесть, хотя в битве не было явного победителя перед лицом многочисленных потерь с обеих сторон.

Сыновья Даниила II Андрея
Даниэле I Николо Долфин (1652–1723) был подестой в Брешии в 1698 году, затем сенатором, послом в Вене в 1701 году, генеральным администратором в Пальме в 1702 году, прокурором Сан-Марко-де-Супра в 1705 году.
Даниэле II Марко Долфин (1653–1704) был апостольским нунцием во Франции в 1695 г., епископом Брешии в 1698 г. (с уже приобретенным личным титулом архиепископа) и возведен в кардиналы в следующем году; он также был похвальным настоятелем некоторых аббатств.
Даниил III Джованни Долфин (1654-1729) неоднократно избирался мудрецом Материка и мудрецом Совета и лекарем в 1692 г., в том же году ему было присвоено звание рыцаря Золотого Палантина, он же был послом в Вена с 1702 по 1708 год и в Польше с 1715 по 1716 год, затем он был назначен подеста Падуи с 1718 по 1720 год и генеральным администратором Пальмы с 1720 по 1722 год, в 1726 году он был отправлен в качестве байло в Константинополь, где он оставался до самой смерти.
Даниэле IV Джероламо Долфин (1656-1729) был солдатом и политиком, он много раз и победоносно сражался против турок, но затем был назначен генеральным провведиторе да Мар (1714-1716). Его заменил Андреа Пизани после потери Мореи, поэтому он стал начальником крепостей и, наконец, в 1717 году был отправлен послом в Польшу.
Дионисио Долфин (1663-1734), сменивший своего дядю Джованни на посту патриарха Аквилеи, мы обязаны ему реконструкцией патриаршего дворца в Удине, новой библиотекой, Галереей дельи Оспити и Скалоне д'Оноре, заказанной теми же художниками, которые тогда консультировал своего брата Даниэле Джованни по поводу работ Ca 'Dolfin.

Сыновья Даниила III Иоанна
Даниэле I Джованни Долфин (1676-1752), долгое время изгнанный из Венеции за то, что ранил из пистолета другого дворянина по возвращении из дальних путешествий по Европе, был назначен подеста Вероны в 1722 году и капитаном Падуи в 1748 году.
Даниил III Даниэль Долфин (1685–1762) сменил своего дядю Дионисио на посту патриарха Аквилеи, титул, который он носил даже после упразднения патриаршества (1751 г.) и его разделения на две архиепископии Удине и Горицию; в 1747 г. он был провозглашен кардиналом.
Даниил IV Андреа Долфин (1689-?) был губернатором кораблей в 1729 году, затем капитаном кораблей, а затем генеральным администратором в Далмации с 1735 по 1738 год.

Конец династии дельфинов Сан-Панталон
Даниэле I Джованни (1725-1752), сын Даниэле IV Андреа, был одним из мудрецов Ордена.
Даниэле I Андреа Долфин (1748-1798 сын Даниэле I Джованни, был послом в Париже с 1780 по 1785, сенатором в 1786, послом в Вене с 1786 по 1792 гг., по возвращении в Венецию состоял в Совете десяти и неоднократно (1793, 1795, 1796) Савио ди Консильо, после падения Венеции он участвовал в муниципалитете в качестве члена Комитета по здравоохранению, после договора Кампоформио он был временным президентом муниципалитета. Он был последним из отделения Сан Панталон, женат, но теперь бездетный, из-за их ранней смерти его имущество перешло к его сестре Сесилии, вышедшей замуж за Франческо Липпомано.
Через детей Сесилии, Гаспаро и Марию, наследство перешло к Джованни Керини Стампалии, который женился на Марии.