Музей Палаццо Гримани (Палаццо Гримани ди Санта-Мария-Формоза), Венеция

Палаццо Гримани ди Санта-Мария-Формоза — государственный музей, расположенный в Венеции в районе Кастелло, недалеко от площади Санта-Мария-Формоза. До него можно добраться по суше из Руга-Джуффа, а вход по воде, который часто использовался в древние времена, - через канал Сан-Северо.

С декабря 2014 года им управляет Министерство культурного наследия и деятельности через Музейный комплекс Венето, который в декабре 2019 года стал Региональным управлением музеев.

 

История

Принадлежал семье Гримани из филиала Санта-Мария-Формоза до 1865 года, после различных изменений владельцев в 1981 году он был приобретен в серьезном состоянии Управлением по архитектурному и экологическому наследию города Венеции и стал государственной собственностью. . Открытый для публики 20 декабря 2008 года после длительной реставрации, это музей, принадлежащий Polo Museale Veneto.

Здание, старейшее ядро ​​которого было возведено в Средние века в месте слияния каналов Сан-Северо и Санта-Мария-Формоза, было куплено Антонио Гримани, ставшим дожем в 1521 году, и передано по наследству в третьем десятилетии 16 века его внуки Кэрриер Гримани, прокурор Венецианской республики, и Джованни Гримани, патриарх Аквилеи, реконструировали старую фабрику, вдохновившись архитектурными моделями, взятыми из классических времен. Два брата хотели придать зданию «современные» формы и украсили его эффектными циклами фресок и лепнины. В 1558 году, после смерти Ветторе, Джованни, став единоличным владельцем здания, способствовал его расширению в сотрудничестве со многими художниками, включая Федерико Цуккари, архитектора украшения монументальной лестницы, и Камилло Мантовано, активно участвовавшего в различных работах. круги . Патриарх Джованни Гримани, утонченный коллекционер, разместил в залах дворца свою коллекцию древностей, включая скульптуры, мрамор, вазы, мелкие изделия из бронзы и драгоценные камни. В 1587 году он решил пожертвовать коллекцию скульптур и драгоценных камней Серениссиме: после его смерти первые были помещены в вестибюль библиотеки Марциана, став ядром основания Национального археологического музея Венеции.

 

Описание

Длительная реставрация вернула посетителям залы, в том числе Камерино ди Каллисто с лепниной Джованни да Удине, Камерино ди Аполлон с фресками Франческо Сальвиати и Джованни да Удине, Зал дожей Антонио, украшенный лепниной и полихромным мрамором, Sala a Fogliami Камилло Мантовано, с потолком, полностью покрытым фруктовыми деревьями, цветами и животными, и Tribuna, в которой размещено более ста экспонатов из археологической коллекции. Там изображена группа с Похищением Ганимеда, подвешенная в центре свода, украшенного сундуками.

По всей вероятности, Федерико Цуккари также является автором лепного украшения с изображением гротескного монстра с разинутой пастью, видимого в Сала-дель-Камино. Другие работы, выставленные в музее, относятся к коллекционерским интересам семьи Гримани. В Зале Психе можно полюбоваться полотном с Приношением даров Психеи, древней копией оригинала Франческо Сальвиати, уже помещенным в центре расчлененного деревянного потолка в середине 19 века.

На втором благородном этаже, лишенном украшений первого, проходят временные выставки и культурные мероприятия.

Для истории искусства и архитектуры Венеции дворец является уникальным и ценным элементом. Его своеобразная архитектурная форма, украшения, полные загадок и различных интерпретаций, а также история событий семьи Гримани из Санта-Мария-Формоза до сих пор являются страстным предметом изучения и исследования.

 

Временные выставки

В настоящее время экспонируются следующие временные выставки:

"Domus Grimani 1594-2019. Коллекция классических скульптур во дворце спустя четыре века"

"Domus Grimani - Комната дожа"

«Арчинто» Георга Базелица

«Снятие кожи с Марсия» Мэри Уэзерфорд

(все до 27 ноября 2022 г.)

 

Маршрут музея

Со стороны Руга-Джуффа через небольшой переулок (Рамо Гримани) в здание можно попасть через мраморный портал, который вводит посетителя в большой внутренний двор, созданный после внушительной реконструкции, завершенной в 1560-х годах. Первоначальная средневековая фабрика с L-образным планом была перестроена и расширена в несколько этапов, начиная с 1530-х годов, братьями Ветторе и Джованни Гримани в соответствии со стилем, вдохновленным древнеримским домом и культурным климатом эпохи Возрождения. . Построенные лоджии были украшены античными статуями, как и комнаты первого этажа. Лоджия, которая предшествует входу в музей, была полностью украшена фресками с растительными мотивами и дополнена прекрасными лепными корзинами, которыми можно любоваться до сих пор.

Монументальная лестница
Между 1563 и 1565 годами бочкообразный свод лестницы, ведущей к портего или сквозному залу на благородном этаже, был роскошно украшен Федерико Цуккари, молодым художником римской культуры, аллегорическими фресками, отсылающими к добродетелям его покровителя, дополненными гротесками. и лепные рельефы с мифологическими существами. Последние воспроизводят некоторые старинные камеи из коллекции Джованни Гримани. В целом лестница могла соперничать по великолепию только со Скала д'Оро Палаццо Дукале и со лестницей Библиотеки Марчиана.

Камарон д'Оро
Эта комната обязана своим названием гобеленам, украшенным золотыми нитями, которые когда-то покрывали ее стены. Здесь вы можете полюбоваться тремя предметами из коллекции древностей Джованни Гримани, подаренной в 1587 году Публичной скульптуре Светлейшего (ныне Национальный археологический музей): два бюста Антиноя и голова Афины. Гипсовая статуя, изображающая группу Лаокоона, представляет собой очень редкий слепок восемнадцатого века с известной скульптуры первого века до нашей эры. Кардинал Доменико Гримани получил небольшую бронзовую фигурку с изображением группы в подарок от Якопо Сансовино, как сообщает нам Вазари. Оригинальная скульптурная группа, найденная в Риме в 1506 году в Термах Тита, хранится в музеях Ватикана.

Листва комната
Потолок комнаты, известной как комната листвы или пергола, был выполнен в 1560-х годах Камилло Мантовано. Своим названием он обязан эффектному потолочному убранству, воспевающему природу, изобилующую растениями и цветами, густой кустарник, населенный многочисленными животными, часто хищными и богатыми символическими значениями. В люнетах, увенчанных гротесками, сложные фигуры в виде ребуса намекают, быть может, на долгий и мучительный суд над ересью, которому подвергся патриарх Джованни Гримани.

трибуна
Трибуна также была известна как Antiquarium или Camerino delle Antichità. Первоначально в нем размещалось более ста тридцати старинных скульптур, одни из самых ценных в коллекции. Это необыкновенное пространство, некогда замкнутое с трех сторон, освещенное сверху и вдохновленное Пантеоном, было истинной точкой опоры и конечным пунктом маршрута по комнатам, которые ему предшествовали. Разнообразие источников вдохновения предполагает непосредственное участие в разработке дизайна самого Джованни Гримани. Скульптура «Похищение Ганимеда», висящая в центре зала, представляет собой римскую копию позднеэллинистического образца и была возвращена на прежнее место после реставрации дворца.

С мая 2019 года по ноябрь 2022 года по случаю выставки «Domus Grimani» многочисленные скульптуры из коллекции Джованни шестнадцатого века были перемещены в Трибуну .

Неоклассическая комната
Эта комната была отремонтирована для использования в качестве спальни по случаю свадьбы, отпразднованной в 1791 году, между римской принцессой Вирджинией Киджи и Джованни Карло Гримани. Для этого в комнатах за стеной камина созданы две уютные гардеробные. Украшение потолка, выполненное Джованни Фаччоли из Вероны, точно воспроизводит некоторые фрагменты древней настенной росписи, взятые из Золотого дома и свадьбы Альдобрандини.

Столовая
Наводящий на размышления потолок этой комнаты, украшенный фестонами с дичью, овощами и рыбой, чередующимися с цветочными лентами, был создан Камилло Мантовано и его сотрудником около 1567 года. модель, используемая в старинных украшениях в современном ключе. Полотно семнадцатого века в центре потолка «Святой Иоанн, крестящий толпу» происходит от одноименной картины Николя Пуссена, хранящейся в Лувре. Согласно путеводителям девятнадцатого века, он заменит картину, приписываемую Джорджоне и изображающую четыре элемента.

Комната дожа, вестибюль и часовня
Эти три комнаты относятся к последней фазе строительства дворца, завершенной к 1568 году. В часовне, которую патриарх Джованни Гримани использовал для частных богослужений, находится запрестольный образ шестнадцатого века, приписываемый Джованни Контарини, последователю Тициана. поставлен на место мраморного алтаря, снесенного в 19 в. На потолке капеллы и вестибюля краткие латинские надписи до сих пор напоминают о процессуальных действиях патриарха. Из маленького окошка в вестибюле видна винтовая лестница, вероятно, изобретенная Палладио. В следующей комнате мемориальная доска над камином напоминает и возвышает роль Антонио Гримани, деда Джованни и дожа Серениссимы с 1521 по 1523 год, которому была посвящена комната. Чтобы подчеркнуть важность этих трех комнат, стены и полы полностью украшены мраморными панелями в соответствии со старинным вкусом. Многие из них, добытые в римскую эпоху в местах Турции, Греции и Африки, редки и ценны. В нишах над дверями и над камином стояли старинные вазы, бюсты и классические скульптурные группы.

Раздевалка Аполлона.
Раздевалки Аполлона, Каллисто и Психеи, расположенные в районе средневековой фабрики, были украшены между 1537 и 1540 годами художниками, обученными маньеризму. На своде, по образцу потолка римской гробницы, происходит спор между Аполлоном и Марсием, рассказанный в «Метаморфозах» Овидия. Четыре эпизода — работа флорентийца Франческо Сальвиати. Мы обязаны Джованни да Удине лепниной, маленькими фигурками классических божеств, гротесками и необыкновенными птицами. В люнете на задней стене аллегорическая фигура в римской оправе намекает на происхождение и великолепие семьи Гримани. Единственная скульптура, размещенная здесь, — это голова Талии, музы комедии.

Раздевалка Каллисто
Как и в уборной Аполлона, тот, что посвящен нимфе Каллисто и истории ее превращения, также отсылает к знаменитому тексту Овидия. История разворачивается через пять панно с золотым фоном, начиная с первого — на стене напротив окон — где спящая нимфа любима Юпитером, до эпилога — в центре потолка — на котором Каллисто и ее сын Аркады превращаются в созвездия. Джованни да Удине заново открыл для себя древнюю технику лепнины в Риме, изучив ее на античных руинах, и предлагает на этом потолке образец своего великого мастерства, воссоздавая животных, натюрморты и двенадцать путти, символизирующих месяцы года, в сопровождении четырех знаков зодиак. Несколько круглых зеркал, вставленных в лепнину, украшают композицию и, в соответствии с рассказываемой историей, напоминают звезды на небосводе.

Раздевалка Психеи
Комната представлена ​​в полностью обновленном виде, с восстановлением пространственности шестнадцатого века. Окружение имело деревянный кессонный потолок, в котором помещались пять картин с басней об Амуре и Психее, рассказанной Апулеем. Из них сохранился восьмиугольник в центре, вероятно, копия оригинала, сделанного Франческо Сальвиати в 1539 году, на котором изображена Психея, почитаемая как богиня за ее красоту. Недавние работы выявили существование большого камина, на дне которого среди пламени вырезана саламандра. Два подсвечника с фресками с птицами и рыбами, выполненные около 1560 года, вероятно, принадлежат Камилло Мантовано. В нишах над дверями выставлены четыре классические головы.

Каминный зал
Большая угловая комната, относящаяся к самой старой части здания, была отремонтирована в 1560-х годах. В нем доминирует великолепный камин, увенчанный цветным мрамором и большими лепными украшениями, где в нишах и полках размещались другие археологические экспонаты из коллекции Гримани. Изящество лиц, изображенных в профиль, качество гирлянд и фруктов и удивительное чудовище с широко раскрытой пастью, видимое в центре, предполагают гениальность и изобретательную экстравагантность Федерико Цуккари. На стенах до сих пор видны фрагменты фрескового декора, напоминающие колоннаду двора.

 

Домус Гримани 1594-2019

7 мая 2019 года состоялось открытие выставки «DOMUS GRIMANI 1594 – 2019», посвященной временному возвращению многих шедевров греческого, римского искусства и искусства эпохи Возрождения, принадлежавших коллекции Джованни Гримани, и их перемещению в комнаты, где они находили до самой смерти патриарха.

Маршрут выставки развивается в серии комнат (Camaron d'Oro, Sala a Fogliami, Antitribuna), которые ведут к Трибуне через единственный оригинальный вход в нее.

В дополнение к скульптурам из Национального археологического музея Венеции, здесь также выставлена ​​мебель 16-го века из других венецианских музеев и частных коллекций с намерением воссоздать аристократическую резиденцию 16-го века: гобелен мануфактуры Медичи по проекту Франческо Сальвиати, два деревянных шкафа, небольшие изделия из бронзы Якопо Сансовино и Тициано Аспетти, два бронзовых драндира Джироламо Кампанья и стол, инкрустированный древним мрамором и лазуритом, принадлежавший семье Гримани.

 

Домус Гримани - Комната дожа

Зал Дожей был создан одновременно с работами по расширению дворца, заказанными Джованни Гримани, патриархом Аквилеи, и его братом Ветторе, и завершен в 1568 году. Это пространство, идеальный аналог Трибуны и, вероятно, также спроектированное Сам Джованни хотел прославить фигуру Антонио Гримани, опытного торговца специями и первого дожа семьи. Именно для того, чтобы вызвать связь предка с восточным Средиземноморьем, Джованни и Ветторе решили украсить пространство древним и драгоценным мрамором, таким как желтый алебастр, зеленый змеевик и красный порфир, таким образом создав эффектную обстановку, в которой можно было выставить часть классических скульптур из семейная коллекция.

Благодаря тщательному изучению исторических источников, включая завещание Джованни Гримани, исторические описания того времени и фотографии конца XIX века, недавно обнаруженные в архивах Национальной галереи в Вашингтоне, кураторы Даниэле Феррара, директор Регионального управления музеев Венето и Тото Бергамо Росси, директор Venetian Heritage, смог переместить внутрь помещения двадцать скульптур, в том числе группу Диониса, опирающуюся на сатира римской имперской эпохи в нише передней стены. Вместо этого одиннадцать других скульптур были размещены в соседних комнатах: шесть в вестибюле, одна в Камерино Каллисто и четыре в Комнате Психеи.

 

Арчинто

Одновременно с перестройкой Зала дожей в музее Палаццо Гримани проходит выставка новых и недавних работ немецкого художника Георга Базелица, куратором которой является Марио Кодоньято. Он родился в 1938 году и является одним из самых значительных художников своего поколения.

Выставка под названием Archinto, созданная Гагосяном в сотрудничестве с Venetian Heritage, расположена на первом этаже музея. Двенадцать полотен, созданных специально для Sala del Portego, помещены в оригинальные лепные рамы восемнадцатого века, где до XIX века выделялись портреты семьи Гримани. Благодаря специальному соглашению эти работы останутся в долгосрочной ссуде музея благодаря концессии художника.

В «Арчинто» Георг Базелиц отдает дань уважения Венеции и ее богатым художественным традициям, с одной стороны, восстанавливая историческую преемственность, а с другой — обозначив разрыв между прославленной портретной живописью эпохи Возрождения и ее современными эквивалентами.

Название выставки и его работы отсылают к загадочному портрету кардинала Филиппо Арчинто, который Тициан написал в 1558 году. Привнося чувственность старых мастеров в современный контекст, призрачное качество картин Георга Базелица подтверждает его интерес к технике гравюры. и намекает на постоянную художественную тему человеческой смертности.

 

Снятие кожи с Марсия

Выставка, расположенная на втором этаже музея, была разработана в сотрудничестве с известным архитектором и дизайнером Кулапатом Янтрасастом и откроется одновременно с началом 59-й Биеннале искусств. Работы, составляющие цикл «Снятие кожи с Марсия», вдохновлены одноименным великим шедевром Тициана 1570–1576 годов «Наказание Марсия», хранящимся сейчас в Архиепископском музее Кромержижа в Чешской Республике, и отражают непреходящее очарование, которое эта картина воздействует на Weatherford. Вдохновленный тонкой палитрой художников эпохи Возрождения и отдавая дань уважения характерному свету Венеции, Weatherford использует краску Flashe и неоновые огни, чтобы воссоздать эффект древнего холста. Художник отвечает на композицию Тициана, переводя насильственный характер его мифологической темы в более спонтанную форму, также намекая на судьбу, высокомерие и отношения между человеческим и божественным.

Подход Уэзерфорда к рисованию основан на личном опыте и воссоздает разнообразную городскую и сельскую среду посредством экспериментов со светом, цветом, текстурой, жестами и взаимодействием окрашенной поверхности и трехмерных элементов. В его самых известных работах слои виниловой эмульсии Flashe наносятся губкой на тяжелые льняные панели, покрытые неоновыми стеклянными трубками, материал, который Уэзерфорд начал использовать в 2012 году, черпая вдохновение в старых световых вывесках, которые до сих пор можно увидеть в Бейкерсфилде, Калифорния. тогда работал приглашенным артистом. Отбрасывая яркий свет на обычные цветовые поля картин, трубы и их силовые кабели часто выглядят как нарисованные от руки линии.

Выставка Мэри Уэзерфорд «Снятие кожи с Марсия» дополняет текущую выставочную программу музея, в которой представлены как классическое, так и современное искусство. В Piano Nobile Палаццо Гримани в настоящее время проводятся выставки Domus Grimani, посвященные возвращению классических статуй из коллекции Гримани в Палаццо, и Archinto, выставка новых и недавних работ Георга Базелица, которая включает двенадцать полотен, созданных специально для Sala del Portego, долгосрочная ссуда художника музею. В «Снятии кожи с Марсия» и «Архинто» представлены работы современных художников, которые черпали вдохновение в здании, которое необычным образом представляет эпоху Возрождения в Венеции, будучи скорее тосканско-римским, чем венецианским по стилю. Миф о Марсии также представлен на фресках Франческо Сальвиати, украшающих потолок Камерино Аполлона, что создает дополнительную связь между дворцом и новым циклом Уэтерфорда.

«Снятие кожи с Марсия» и «Аркинто» созданы Гагосяном и организованы в сотрудничестве с Дирекцией региональных музеев Венето и Фондом венецианского наследия.