Палаццо Гуссони Гримани делла Вида, Венеция

Палаццо Гуссони Гримани Делла Вида — дворец в Венеции, расположенный в районе Каннареджо и обращенный к левой стороне Гранд-канала, напротив Ка' Пезаро, между Каса Веллути и Палаццетто Да Леззе.

 

История

Нынешняя резиденция была построена между 1548 и 1556 годами для Гуссони, членов семьи, проживающей в Венеции с 11 века. Архитектором, ответственным за реконструкцию предыдущей готической резиденции, скорее всего, был Микеле Санмикели, о чем также свидетельствует Франческо Сансовино, но не все ученые согласны с этим. Между 1614 и 1618 годами здесь располагалось английское посольство, между 1647 и 1690 годами он был резиденцией Дельфийской академии, также называемой Гуссониана, которая отличилась изучением красноречия.

Семья владельца вымерла в 1735 году со смертью сенатора Джулио Гуссони, который оставил собственность своей жене Фаустине Лаццари и дочери Джустиниане, которая позже стала известна своим побегом с бергамским графом Франческо Тассисом. Последующими владельцами были Гримани, купившие здание в 18 веке, и Чезаре Делла Вида, богатый бизнесмен еврейского происхождения. Перешел в государственную собственность, сегодня здесь находится Региональный административный суд Венето.

 

Архитектура

Главный фасад, обращенный к Большому каналу и отличающийся особой элегантностью, по традиции характеризуется горизонтальным и вертикальным разделением на три части. В центре композиции выделяются два четырехсветных окна с балконами, наложенные одно на другое. Однако первый благородный этаж отличается большей выразительностью благодаря наличию выступающего балкона и верхнего карниза. Фасад разделен на секторы наличием многочисленных карнизов, один из которых служит одновременно и соединением со стойкой окна, и основанием для криволинейных тимпанов, выходящих на второстепенные проемы.

Несмотря на все это, передняя часть, отмеченная светотенью, созданной наличием двух гербов, кажется несколько линейной: однако эта формальная плоскостность позволила Якопо Тинторетто предусмотреть ее украшение. Не исключено, что стилистическая простота и подчинение архитектуры живописи намеренно стремились дизайнером. Это украшение в настоящее время полностью утеряно: единственным свидетельством этого аппарата являются гравюры, сделанные Антонио Марией Дзанетти, который в 1760 году опубликовал книгу, изображающую фресковые украшения, присутствующие на фасадах дворцов, принадлежащих венецианским патрициям. Среди прочего, мы вспоминаем такие темы, как Адам и Ева, Каин и Авель, Закат и Рассвет. В частности, последние сюжеты были вдохновлены скульптурами Микеланджело Буонарроти, расположенными в капеллах Медичи во Флоренции.

Дворец имеет особенно оживленный внутренний план, характеризующийся наличием атриума с колоннадой и двора с фресками с фигурами Этторе в разных позах: предполагается, что это вмешательство Джамбаттисты Зелотти. Также была выдвинута гипотеза, согласно которой весь живописный цикл был разработан архитектором, ответственным за строительную площадку, а именно Микеле Санмикели. Однако ясно, что намерение владельцев состояло в том, чтобы предложить гостям многочисленные аллюзии на модель римского дома.